Итоговый государственный экзамен определяет уровень усвоения выпускником учебной программы. На государственном экзамене проверяется умение магистранта рассуждать, соотносить главное и второстепенное, понимать задаваемые членами ГАК дополнительные вопросы и участвовать в диалоге с экзаменаторами. Магистрант должен ориентироваться в научной проблематике избранного направления, знать содержание основной научной и учебной литературы.
Обучающиеся сдают экзамен по программе специализированной подготовке «Профессионально-творческая авторская журналистская деятельность» с включением вопросов из разделов общенаучного цикла дисциплин и профессионального цикла. Для объективной оценки компетенций выпускника магистратуры тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.
№ п/п
| Компетенция
| Код
|
| общекультурными (ОК):
социально-личностные компетенции:
|
|
1.
| способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к развитой саморефлексии, анализу своего социального и профессионального опыта
|
ОК-1
|
2.
| понимание высокой социальной значимости журналистики в обществе, развитая мотивация к выполнению профессиональной деятельности
| ОК-2
|
3.
| осознание важности гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности
| ОК-3
|
4.
| культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
| ОК-4
|
5.
| способность к самостоятельному обучению новым методам деятельности, готовность к изменению профессионально-творческого и научного профиля своей деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности
| ОК-5
|
6.
| готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к людям, способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности
| ОК-6
|
7.
| способность использовать на практике навыки и умения в организации профессионально-творческих и научно-исследовательских работ, в управлении коллективом
| ОК-7
|
8.
| способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации, готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции
| ОК-8
|
9.
| способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности
| ОК-9
|
10.
| способность к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, способность к активной профессиональной мобильности
| ОК-10
|
| общенаучныекомпетенции:
|
|
11.
| способность к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, в своей профессиональной деятельности в целом и ракурсно в тех областях, которые связаны с областью углубленных научных исследований или со сферой профессионально-функциональной профилизации
| ОК-11
|
12.
| способность использовать современные достижения в области науки, самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение
| ОК-12
|
13.
| способность использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов
| ОК-13
|
14.
| способность демонстрировать навыки работы в творческом и научном коллективе
| ОК-14
|
15.
| способность порождать новые идеи (креативность)
| ОК-15
|
16.
| способность осознать основные проблемы своей предметной области, ориентироваться в постановке задачи и определять способ решения проблем
| ОК-16
|
17.
| способность и готовность применять знания о современных методах исследования
| ОК-17
|
| инструментальные компетенции:
|
|
18.
| свободное владение нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, в журналисткой деятельности
| ОК-18
|
19.
| умение пользоваться иностранными языками как средством профессионального общения для чтения литературы (общей и профессиональной), работы в Интернете и других компьютерных сетях и системах
| ОК-19
|
20.
| способность ориентироваться в современной системе источников информации, знание и умение использовать различные программные средства и базы данных, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
| ОК-20
|
21.
| способность и готовность проводить научные исследования и адекватно оценивать их результаты
| ОК-21
|
22.
| умение анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию
| ОК-22
|
23.
| умение использовать современные цифровые технологии в соответствии с целями магистерской программы
| ОК-23
|
24.
| способность оформлять и представлять результаты выполненной работы
| ОК-24
|
| профессиональными (ПК):
I. В области журналистской деятельности, связанной с профессиональными задачами повышенной сложности:
|
|
| углубленные компетенции теоретико-концептуального характера:
|
|
25.
| основательное владение системой знаний, касающихся журналистики как части системы массовой коммуникации: роль СМК и СМИ в обществе, функции журналистики, механизмы и принципы функционирования, типология СМИ, аудитория, контент, проблемы эффективности, тенденции развития медиаиндустрии, отечественные и зарубежные медиаконцепции
| ПК-1
|
26.
| владение системой теоретических знаний, относящихся к определенному направлению и виду журналистской деятельности (в соответствии с магистерской программой)
| ПК-2
|
27.
| понимание на углубленном уровне сущности и специфики, функций, содержания, этапов, оптимальных моделей, технологии, профессиональных стандартов, психологических особенностей журналистской деятельности определенного вида
| ПК-3
|
28.
| владение информацией о научных исследованиях в данной сфере, отечественном и зарубежном профессиональном опыте, владение методами ее получения, анализа и накопления
| ПК-4
|
| компетенции методико-практического характера:
|
|
29.
| умение выполнять, основываясь на полученных теоретических знаниях и практике СМИ, на высоком профессиональном уровне различные виды редакционной работы, связанные с решением задач повышенной сложности, и должностные обязанности в соответствии с профилем магистерской программы
| ПК-5
|
30.
| способность к анализу и оценке эффективности своей работы, ее сильных и слабых сторон (развитая профессиональная рефлексия), к профессиональному совершенствованию на основе отечественного и зарубежного опыта
| ПК-6
|
31.
| умение ставить и решать инновационные задачи
| ПК-7
|
| П. В области научно-исследовательской и учебно-педагогической деятельности в сфере журналистики:
|
|
| углубленные компетенции теоретико-концептуального характера:
|
|
32.
| основательное владение знаниями, касающимися объекта научных исследований – журналистики как части системы массовой коммуникации: роль СМК и СМИ в обществе, социальные функции СМИ, механизмы и принципы функционирования, типология, аудитория, контент, проблемы эффективности, современная практика, тенденции развития, отечественные и зарубежные медиаконцепции
| ПК-8
|
33.
| углубленные знания в избранной предметной области исследований: история, теория и практика отечественных и зарубежных СМИ, отдельных ее видов и типов, медиасоциология, медиапсихология, медиаэкономика, правовые, этические нормы, организация редакционной деятельности, методы журналистского творчества, контент, язык и стиль СМИ, организация редакционной деятельности и т.п.
| ПК-9
|
34.
| основательное знание видов и типов научных медиаисследований, принципов разработки их методологии, методики и правил организации исследования, методов анализа и интерпретации полученных данных
| ПК-10
|
35.
| знания в области учебно-педагогического процесса (преподавания журналистских дисциплин)
| ПК-11
|
| углубленные компетенции методико-практического характера:
|
|
36.
| способность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно-исследовательской деятельности
| ПК-12
|
37.
| способность к критическому, аналитическому мышлению, к инновационной деятельности; умение самостоятельно ставить актуальные и перспективные задачи научных исследований в области журналистики и решать их с помощью современных методологий, методик и информационных технологий
| ПК-13
|
38.
| владение навыками самостоятельной научно-исследовательской работы: умение анализировать литературу по теме, разработать концептуально-методологические основы, выделить и обосновать проблему, определить объект и предмет, сформулировать цель, задачи, гипотезы, выбрать адекватные методы исследования
| ПК-14
|
39.
| умение провести необходимое теоретическое и эмпирическое исследование, проанализировать его результаты, сделать значимые выводы теоретического и профессионально- практического характера
| ПК-15
|
40.
| способность работать в исследовательском коллективе, сотрудничать со специалистами других областей знаний в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач
| ПК-16
|
41.
| умение подготовить исследовательский отчет или научную статью с привлечением современных средств печати и редактирования
| ПК-17
|
| умение подготовить доклад или научное сообщение, провести их презентацию, владение навыками ведения научной полемики
| ПК-18
|
43.
| умение подготовить публикацию в прессе по итогам исследования
| ПК-19
|
44.
| владение навыками преподавания журналистских дисциплин соответственно профилю магистерской подготовки
| ПК-20
|