Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внесение иска
Очевидно, истец примет решение о внесении иска лишь в том случае, если издержки подачи иска Србудут меньше, чем ожидаемая выгода от него. Ожидаемая выгода зависит, очевидно, от результатов судебного или досудебного разбирательства, однако на уровне базовой модели мы для простоты предположим, что в случае внесения иска истец в результате судебного решения получает выгоду в размере h, равном величине понесенного ущерба. Тем самым иск вносится тогда и только тогда, когда Ср< h. Очевидно также, что, если иск удовлетворяется только с определенной вероятностью Р, а истец нейтрален к риску, он будет вносить иск при условии Ср < Ph. Если же истец склонен избегать риска, он менее склонен к подаче исков. Эти обстоятельства определяют важность стимулов частных сторон к обращению в суд. Ведь частные стимулы к этому при данных социальных издержках и выгодах внесения иска принципиально отличны от общественно оптимальных стимулов. Общие причины такого расхождения заключаются в следующем. С одной стороны, налицо различие между частными и социальными издержками внесения иска, которое ведет к появлению избыточных исков. Ведь истец, принимая соответствующее решение, берет в расчет только свои издержки, не учитывая издержек ответчика и затраты государства на содержание судебной системы. С другой стороны, имеются различия между частными и социальными выгодами внесения иска, которые могут как снижать социально оптимальный уровень их подачи, так и усиливать тенденцию к внесению излишних исков, обусловленную неполнотой учета издержек частным истцом. Дело в том, что истец не воспринимает как выгоду для себя позитивные социальные последствия внесения исков, заключающиеся в предотвращении форм поведения ответчиков, приводящих к ущербу для других истцов. Вместо этого он учитывает только частную выгоду, получаемую в случае победы в судебном процессе. Однако эта частная выгода не является социальной, т.е. не увеличивает совокупное богатство общества, поскольку представляет собой лишь перераспределение уже имеющегося богатства. Таким образом, социальные и частные выгоды могут находиться в любом соотношении21. ' Эти вопросы впервые были проанализированы в работе [Shavell, 19826]. Более детально приведенные соображения могут быть представлены следующим образом. Предположим, что действует правило строгой ответственности. Как было отмечено выше, жертвы будут вносить иски, если и только если Cp<h. (6.1) Пусть х— величина издержек предосторожности, которые предпримут ответчики, если иски будут вноситься; Q— вероятность причинения ущерба h для случаев, если иски вноситься не будут; q' — вероятность причинения такого ущерба, если иски вноситься будут (очевидно, Q < Q). Тогда внесение иска будет социально желательно, если и только если Q\CP+ CD+ Cs)<(Q-Q')h-x, (6.2) где CD— судебные издержки ответчика; С5— издержки государства на ведение судебного процесса. Другими словами, иски социально желательны (поскольку увеличивают богатство общества), если ожидаемые судебные издержки меньше, чем чистая выгода от предотвращения причин для подачи исков (например, несчастных случаев). Очевидно, что условие (6.1) внесения иска жертвой и условие (6.2) социальной оптимальности внесения иска существенно различны. Решение жертвы о внесении иска не зависит от СВ и Cs, частная выгода от иска равна h, в то время как социальная выгода предполагает взвешивание этого ущерба по снижению вероятности возникновения несчастных случаев и т.д. Отсюда следует, что жертва может вносить иск, когда это социально неоправдано, и не вносить его в тех случаях, когда это социально желательно. В случае если применяется правило небрежности, сделанные выводы остаются качественно такими же, однако проблема возникновения чрезмерных с социальной точки зрения исков становится менее вероятной. Действительно, предположим, что жертвы не будут вносить иски против «не небрежных» виновников, принявших достаточные меры предосторожности, поскольку знают, что проиграют такие дела. Вместе с тем, для жертв социально желательно всегда стремиться внести иски против небрежных виновников, каковы бы ни были судебные издержки. Поскольку жертвы всегда стремятся вносить такие иски, виновники будут стимулироваться к принятию должных мер предосторожностей. Тем самым при принятой предпосылке о том, что иски против «не небрежных» виновников не подаются, в реальности никогда не появятся иски в связи с небрежностью виновника, так что не возникнут и соответствующие судебные издержки. Иными словами, предотвращение небрежности будет достигнуто без судебных издержек. Хотя для жертв социально желательно всегда вносить иски против небрежных виновников, они не всегда будут поступать таким образом, поскольку их персональные издержки внесения иска могут оказаться выше, чем понесенный ущерб. Соответственно, при принятых предпосылках может возникнуть проблема «недостаточного» числа внесенных исков. Теперь предположим более реалистично, что жертвы могут иногда вносить иски против виновников, принявших достаточные меры предосторожности, или что виновники не полностью контролируют свое поведение и в результате иногда действуют без должной осторожности. В этом случае судебные издержки возникнут и в условиях применения правила небрежности. Поэтому в количественном отношении положение дел будет схожим с положением, соответствующим правилу строгой ответственности: может быть как слишком много (по сравнению с социальным оптимумом), так и слишком мало случаев подачи исковых заявлений. Из проведенного обсуждения ясно, что расхождение частных и социальных стимулов к подаче исков устойчиво по отношению к применяемой юридической доктрине. Всегда будут случаи, в которых частные издержки использования судебной системы меньше социальных, и случаи, когда частные выгоды от победы истца над ответчиком оказываются для него большими, чем совокупные социальные выгоды. Следствием такого расхождения является желательность вмешательства в эти процессы со стороны государства. Оно может происходить как путем коррекции чрезмерно частого внесения исков, например введения налогообложения выигранных сумм или пошлины за подачу иска, так и стимулирования недостаточно частого их внесения, например субсидирования тем или иным способом такой подачи. Однако, для того чтобы государство определило для себя оптимальную политику подобного вмешательства, оно должно оценить последствия внесения исков, прежде всего влияние на поведение потенциальных виновников, и сопоставить их с социальными издержками внесения исков. Таким образом, для государства неверным было бы основывать свою политику на тех или иных простых, хотя и привлекатель- ных, критериях, особенно таком, как превышение ожидаемой выгоды истца над совокупными судебными издержками. Важно также подчеркнуть, что расхождение частных и социальных стимулов к внесению исков может быть весьма существенным. Это обусловливается тем, что издержки использования судебной системы высоки; они вполне сопоставимы в среднем с теми денежными выгодами, которые получают победители судебных процессов. Следовательно, стимулы, создаваемые судебной системой, должны быть также значительными, чтобы оправдать ее использование. Однако безотносительно к тому, создает ли она подобные стимулы, частные мотивации к внесению исков могут быть очень велики, что создает повод для вмешательства государства. Напротив, в некоторых группах случаев частные стимулы к подаче исков слабы, хотя социальный эффект высок, так что в них необходимо поощрение такой подачи со стороны государства, что, естественно, оправдывает государственную поддержку гражданского судопроизводства. Примером может служить ситуация, в которой небольшой ущерб нанесен значительному, подчас неизвестному точно кругу лиц, так что для каждого из них частные стимулы к подаче иска малы, хотя совокупный ущерб значителен. Здесь возможны различные «техники» государственного вмешательства — от прямого представления в суде интересов потерпевших до введения юридической формы частного иска в пользу неопределенного круга лиц. Date: 2015-09-22; view: 432; Нарушение авторских прав |