Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антимонопольная политика и ограничение монополизма





 

Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции, по сути, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией хозяйственной жизни, хотя степень ее может быть различной. Несовершенная конкуренция объединяет в себе три типа рыночной структуры – монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию. Для них характерно то, что фирмы – участники рынка обладают определенной монопольной властью.

На рубеже XIX-XX веков произошла широкомасштабная монополизация рынка. Свободная конкуренция стала исторически соответствовать периоду классического капитализма. В наиболее полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в середине XIX века, когда монополии только зарождались, были очень непрочными и быстро распадались. Однако уже к концу XIX века прошла волна образования монопольных объединений, и на рубеже столетий монополии занимают доминирующее положение сначала – в тяжелой, а потом – в легкой и пищевой промышленности.

В современных условиях свободное рыночное соперничество стало редким явлением. Например, в западных странах это явление можно наблюдать на рынке ценных бумаг и на рынке сельскохозяйственной продукции. Монополизация явилась закономерным следствием развития процессов концентрации (т.е. укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации (т.е. слияния мелких и средних предприятий в единое крупное) промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса.

Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX века в США. Это послужило мощным импульсом к развертыванию массовых выступлений против монополий, что привело к необходимости проведения государством антимонопольной политики и выработке антимонопольного законодательства.

Антимонопольная политика является одним из направлений государственного регулирования экономики и составляет систему мер (законодательство, налогообложение, разгосударствление, приватизация и др.), предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции.

Антимонопольная политика, имеющая целью нейтрализацию негативных последствий монополизма и стимулирование конкуренции в ее цивилизованных формах, проводится по нескольким направлениям:

- Ограничение монополизации рынка;

- Запрещение слияний конкурирующих компаний;

- Запрещение установления монопольных цен;

- Сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

В странах Запада государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий и олигополий. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополий в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее давнюю историю.

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашение, были приняты в Канаде (1889 г.) и США (1890 г.). Последний – это знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как "хартия экономической свободы". Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признаются незаконными. Создание монополий влечет штраф до 5 тыс. долл. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. долл.) и тюремное заключение сроком до одного года [27]. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии.

Закон Шермана впоследствии дополнялся, в него вносились поправки (в 1914, 1939 и 1950 гг.). Он стал распространяться на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

Кроме закона Шермана в мировой практике существовали и другие антимонопольные законы; и все они были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль над разного рода соглашениями.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных (международных) корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс. Это объясняется тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.

 

Контрольные вопросы

1. Что дает конкуренция обществу и отдельному потребителю?

2. В чем экономическая причина появлений монополий?

4. Что представляет собой спрос по эластичности на рынке совершенной конкуренции и монополии?

5. Какие формы конкуренции и почему следует развивать в России?

 

Date: 2015-09-22; view: 414; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию