Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность спроса и предложения





 

Эластичность – это способность спроса и предложения отвечать условиям рынка, максимально четко реагировать на любые изменения [27].

Эластичность спроса бывает:

1) по цене.

2) по доходу

3) перекрестная

Эластичность спроса по цене – это реакция спроса на изменение цены, которая показывает, в какой мере изменяется спрос в ответ на подорожание или удешевление товара. Измеряется эластичность спроса по цене с помощью коэффициента эластичности (Edp), который определяется как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены:

где Edp – коэффициент эластичности спроса по цене,

ΔQd – изменение величины спроса, %,

ΔP – изменение цены, %.

Соответственно, Edp показывает, на сколько процентов изменился спрос в случае изменения цены на 1%.

Возможны несколько вариантов изменения эластичности спроса по цене:

1.Если Edp>1, то спрос эластичен. Это означает, что величина спроса активно реагирует на изменение цены: порой даже незначительное ее изменение может вызвать резкое изменение величины спроса.

2.Если Edp→∞, то спрос абсолютно эластичен. Т.е. любое повышение цены приведет к падению величины спроса практически до нуля, а сколь угодно малое понижение цены может увеличить спрос на него до бесконечности (до предела покупательских возможностей).

Высоко эластичным спрос обычно обладают те товары, у которых много заменителей.

3.Если Edp=1, то спрос единичной эластичности. Означает, что при изменении цены на 1% покупаемое количество товара также изменится на 1 %.

4.Если Edp<1, то спрос неэластичен. Это означает, что даже значительное изменение цены не на много изменит количество приобретаемых товаров. Обычно неэластичный спрос существует на многие виды продуктов питания (хлеб, соль, спички), на медикаменты, другие предметы первой необходимости.

5.Если Edp=0, то спрос абсолютно неэластичный. Т. е. как бы продавец ни менял цену на свой товар, объем спроса будет оставаться постоянным.

Таким образом, чем больше у товара заменителей и чем меньше он необходим потребителю, тем выше эластичность спроса на него, и наоборот, чем меньше у товара заменителей и чем больше он необходим потребителю, тем ниже эластичность спроса на него.

Эластичность спроса по доходу – это мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя.

Измеряется при помощи коэффициента эластичности спроса по доходу (Edr), который определяется как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению дохода [27,28]:

 

где Edr – коэффициент эластичности спроса по цене,

ΔQd – изменение величины спроса, %,

ΔR – изменение дохода потребителя, %.

Эластичность спроса по доходу выступает в следующих основных формах:

положительная (Edr>0), предполагающая, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма эластичности спроса по доходу относится к нормальным товарам, в частности, к товарам роскоши;

отрицательная (Edr<0), предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага;

нулевая (0< Edr <1), означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости.

Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:

- от значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность;

- является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;

- от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.

Необходимо отметить, что для потребителей, имеющих разный уровень дохода, одни и те же товары могут относиться или к предметам роскоши, или к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может иметь место и для одного и того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода.

Перекрестная эластичность спроса показывает, насколько изменится спрос на один тип товара при изменении цены на другой. Существуют альтернативные товары (напр., сливочное масло и маргарин) и товары, дополняющие друг друга (напр., автомобиль и бензин). Если цена на масло увеличится, то увеличится спрос на маргарин. При росте цены на бензин, спрос на автомобили соответственно уменьшится.


Теперь рассмотрим эластичность предложения.

Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения по цене понимается степень чувствительности изменения предложения товара в зависимости от изменения его цены, показывающая, на сколько процентов увеличится (уменьшится) предложение при изменении цены на один процент. Эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится количество предлагаемых для продажи товаров при изменении цены на 1%. Отношение изменения предложения в процентах к относительной величине изменений цен выражает коэффициент эластичности предложения.

Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Es), который определяется как отношение процентного изменения величины предложения к процентному изменению цены:

где Es – коэффициент эластичности предложения,

ΔQs – изменение величины предложения, %,

ΔP – изменение цены, %.

Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий.

В зависимости от полученного значения коэффициента эластичности предложения по цене, как и в случае эластичности спроса, могут быть следующие виды эластичности:

1) если Es > 1, предложение эластично;

2) если Es < 1, предложение неэластично;

3) если Еs = 1, эластичность единичная;

4) если Es = 0, абсолютно неэластичное предложение;

5) если Es = ∞, совершенно эластичное предложение.

Теория эластичности спроса и предложения имеет большое значение при планировании предпринимательской деятельности. Чтобы увеличить прибыль, необходимо повысить цены, но в этом случае может упасть спрос и объем продаж. В этом случае важно учесть коэффициент эластичности: если он < 1, то нет никакого риска и можно смело повышать цены, в противном случае следует воздержаться от радикальных действий.

 

Контрольные вопросы

1. В чем отличие величины спроса от величины потребности?

2. Если цена повысилась на 10%, а число предложенных к продаже товаров – на 15%, то чему равен показатель эластичности предложения?

3. Какие варианты соотношения спроса и предложения возможны на рынке?

4. Объясните, к чему приведет сокращение предложения нефти на мировом рынке?

 







Date: 2015-09-22; view: 782; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию