Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, закон и кривая спроса. Неценовые факторы спроса





 

Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, который потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время. Т.е. спрос – это платежеспособная потребность.

На спрос воздействует ряд рыночных факторов, главным из которых является цена. Между величиной спроса (Q) и ценой (P) существует обратная зависимость, которая называется законом спроса: при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше товара можно купить, и наоборот, чем выше цена товара, тем меньше его покупают. Графическое изображение этой зависимости называется «кривой спроса» (рисунок 1, а)).

Рисунок 1. а) Кривая спроса (D); б) Изменение величины (объема) спроса и самого спроса

 

Экономисты различают понятия «спрос» и «величина (объем) спроса». Если потребители покупают больше или меньше товара из-за изменения его цены, то говорят об изменении величины (объема) спроса. На графике это отражается движением по кривой спроса (рисунок 1, б), стрелка 1).

Если же изменение покупок происходит под воздействием всех прочих (неценовых) факторов, говорят об изменении самого спроса. На графике это отражается сдвигом кривой спроса (рисунок 1, б), стрелка 2).

Основные неценовые факторы спроса:

1. Уровень доходов потребителей.

2. Вкусы и предпочтения потребителей, связанные с модой, сезонностью и т.п..

3. Изменения в структуре и количестве населения

4. Изменения цен на другие товары (особенно на товары заменители, или взаимодополняющие товары)

5. Изменение числа покупателей

6. Экономическая политика государства.

7. Инфляционные ожидания (ожидания роста или падения цен).

Обратите внимание, что среди факторов спроса не названо качество товара. Это объясняется тем, что, когда качество меняется, мы имеем дело уже с другим товаром, спрос на который формируется под воздействием тех же перечисленных факторов.

Итак, воздействие всех неценовых факторов на спрос проявляется в сдвиге кривой спроса вправо-вверх при увеличении спроса и влево-вниз при его уменьшении.

Допустим, доходы потребителей выросли. Это означает, что при всех возможных ценах они станут покупать больше единиц данного товара, чем раньше, и кривая спроса сместиться вправо-вверх. Напротив, при падении доходов кривая спроса сместится влево-вниз.

Предположим теперь, что потребители открыли для себя новые полезные (вредные) свойства данного блага. В этих случаях они будут покупать больше (меньше) такого блага при прежних ценах, т.е. вся кривая спроса опять же уйдет вправо (влево). Абсолютно аналогичный результат будет и в случае определенных потребительских ожиданий. Так, если потребители ожидают в близком будущем повышения (снижения) цены на товар, они будут стремиться закупить больше или, наоборот, меньше этого товара сегодня, пока цена еще прежняя, способствуя тем же сдвигам кривой спроса.

Теперь рассмотрим воздействие изменений в ценах на товары-заменители и дополняющие товары на спрос на данный товар. Например, возросла цена на импортные автомобили. В результате (при прочих равных условиях) их станут покупать меньше, т.е. произошло движение вверх по кривой спроса на них. Одновременно, однако, растет спрос на «Жигули» при той же их цене. Кривая спроса на «Жигули» сдвигается, следовательно, вправо – вверх

Обратная ситуация возникает в случае дополняющих благ. Пусть цена на автомобили увеличилась, величина спроса на них, следовательно, падает. Сокращается поэтому и спрос на бензин при прежней цене, т.е. кривая спроса на него идет влево – вниз.

 







Date: 2015-09-22; view: 463; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию