Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Значение возрастных и индивидуальных особенностей развития личности для воспитанияМладенчество Возраст, по определению Л.С.Выготского, — это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Новорожденность — это период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. Новорожденный находится в состоянии естественной гармонии с матерью. Новорожденный выглядит внешне беспомощным и таковым является, поскольку существовать, поддерживать свои жизненные силы он может только при помощи взрослых. Тем не менее у новорожденного большой запас жизненных сил. Сразу после рождения включаются врожденные безусловные рефлексы: защитные (реакция на боль, резкий свет, звук), ориентировочные (реакция на контакт с раздражителем), сосательный, хватательный, рефлекс отталкивания. Часть безусловных рефлексов составляет основу для развития специфических человеческих способностей, часть угасает. У новорожденного большие возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Новорожденный уже может выражать свою реакцию на контакты с внешним миром, сигнализировать о своем состоянии. Делает это он через плач, позднее через улыбку. Постепенно у ребенка вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к человеку — комплекс оживления. С этого момента начинается собственно младенчество. Вся связь с миром младенца, вхождение в этот мир осуществляются через взрослого, в первую очередь через мать. Симбиотическая зависимость от матери не означает, что между ребенком и матерью объективно возникает отношение близости. Эта близость еще должна установиться. Мать, являясь естественным воспитателем, должна заложить основу будущих отношений с ребенком. В период младенчества идет интенсивное развитие органов чувств. В основе отношений матери и ребенка на данном этапе лежит прежде всего сенсорный контакт. Поглаживание, похлопывание, ласковая улыбка, удовлетворение физиологических потребностей дают ребенку пока еще на подкорковом уровне ощущение благополучия. Если ребенок в этом возрасте попадает в условия сенсорной изоляции, его развитие резко замедляется. Известны опыты с обезьянами. Обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли «мамы» выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку с соской и вскармливали обезьянок искусственно. Выросшие обезьянки оказались очень необщительными и были настолько агрессивны, что не смогли создать семейной пары. Искусственным путем дождались от обезьян, выросших без мам, потомства. Оказалось, что у них совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся врожденным, да и психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказывается важно для малышей чувствовать материнское тепло. И. Г. Песталоцци считал, что младенца следует держать в состоянии физического и психического покоя. Излишнее физическое раздражение становится основой агрессивности ребенка. Предупреждение же любых влечений вредно. Чувственные раздражения в корне подрывают сущность человечности в ребенке. Чувственное беспокойство приносит зло, которое порождает недоверие и насилие. Постепенно младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами. Основные игрушки этого возраста — музыкальные погремушки — развивают сенсорику. На основе сенсорного развития у ребенка формируются элементарные формы восприятия и мышления. Начало социальной жизни зависит от развития у ребенка потребности в человеческом общении. Общение — это ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте. Все большее значение приобретает общение через слово (речь), а также через предметную деятельность (действия). Важную роль играет введение ребенка в предметный мир. Здесь общение становится опосредованным, через предмет. В семье Никитиных родители часто брали ребенка на руки, разговаривали с ним, объясняли назначение предметов, позволяли брать кухонные предметы. Ребенок получал свободу манипуляции предметами, свободу передвижения. Это помогало младенцу овладеть инициативными движениями, своей рукой и телом. В раннем возрасте крайне важно не торопить ребенка. Со временем он научится правильно держать ложку, одевать кукол, прибирать игрушки. На данном этапе он может осуществлять эти действия с помощью взрослого. В младенческий период важно максимально расширять и развивать ориентировку в окружающей действительности. Ребенок должен сориентироваться в ситуации, а потом действовать. Поэтому необходимо сопровождать все действия, направленные на ребенка: купание, переодевание, кормление и др., речевой информацией о своих действиях. Важно дождаться ответной реакции от ребенка. Такое поведение взрослого — основа способности ребенка проявлять активность и инициативу. Опасно вызвать у малыша ощущение полной зависимости от внешних обстоятельств. Ребенку важно не приспособиться к среде, а познать ее и овладеть ею. Взрослый, являясь лидером общения, должен включать механизм опережающего знакомства с окружающим миром: рассказывать сказки, которых ребенок еще не вполне понимает, класть перед ним игрушки, до которых он не может дотянуться, объяснять свои действия, смысл которых еще не доходит до ребенка. Благодаря такому поведению взрослого происходит обогащение восприятия окружающего мира. Непреходящее значение имеет для ребенка ощущение внимания к нему взрослого. Внимание взрослого проявляется в реакции на сигналы, исходящие от ребенка. Понимание этих сигналов и адекватная реакция — основа стабильных эмоционально благополучных отношений с ребенком. Дефицит общения оказывает негативное влияние на его социальное и духовное развитие. У ребенка должна развиться потребность в другом человеке. Способность малыша любить людей тесно связана с тем, сколько любви он получил сам. Воспитательные доминанты в данный возрастной период: - позитивный сенсорный контакт; - -поддержка эмоционально-стабильных отношений; - расширение сферы общения; - -введение ребенка в предметный мир; - формирование ориентировки в мире; - помощь в овладении словом (восприятие, понимание, осмысление, произношение). В младенческом возрасте важно формировать доверие к миру, только через доверие к миру зарождается впоследствии способность выстраивать продуктивные отношения с миром. Раннее детство В период раннего детства у ребенка начинает складываться «образ Я». Основой формирования своего «образа Я» является отделение ребенка от взрослого. Ребенок начинает осознавать свои желания. Возникновение личных желаний приводит к развитию способности осуществлять волевые действия. Осознание Я— условие развития активного начала субъекта деятельности, основа самостоятельности ребенка, что часто переходит в фазу детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам». «Образ Я» в этом периоде детства еще нецельный, в нем часто фиксируются случайные признаки: я хороший, потому что вчера игрушки прибрал. Взрослые служат главным источником информации ребенка о себе. Поэтому для формирования позитивного отношения, принятия самого себя, ребенку более важны одобрения со стороны взрослых, чем порицания. Отделив себя от взрослого, ребенок осознает себя объектом внимания и отношений со стороны других людей. Он начинает бороться за позитивное внимание к себе взрослых. Основные конфликты этого возраста — это конфликты за обладание вниманием взрослых. В этот период огромное развивающее значение имеет предметная деятельность. Общение со взрослым происходит через предмет. Взрослый является носителем образцов действия с предметом. Поэтому основным содержанием совместной деятельности ребенка со взрослым становится усвоение общественно выработанных способов использования предметов. Заметная роль в овладении предметным миром принадлежит игре. В процессе игры ребенок овладевает функцией предметов. Дети начинают включаться в такие виды творческой деятельности, как конструирование и рисование. Интенсивное развитие речи в этот период ученые объясняют тем, что слово для ребенка также имеет предметное значение. Наряду с тем, что ребенку в раннем детстве необходимо внимание взрослых, в его жизни появляются сверстники. Важно, чтобы малыш усваивал нормы взаимодействия, учился ограничивать проявления своих спонтанных желаний, не направлял нормальную для этого возраста агрессивность на другого. В этот период ребенок начинает осознавать, что другие люди имеют внутренние состояния и настроения, которые не зависят от его собственных душевных состояний. Но чужой внутренний мир, как и свои собственные переживания, он еще не может вычленить из ситуации. Успокаивая плачущего товарища, ребенок стремится прежде всего устранить вызванный эмпатическим расстройством эмоциональный дискомфорт в себе. Выделение себя из окружающей действительности порождает специфическое явление — детские страхи, причина которых в том, что он ощущает свою беспомощность. Только рядом со взрослыми ребенок чувствует себя в безопасности. Для ребенка крайне важно ощущать естественность и приветливость отношения взрослого. Важно не акцентировать, а постепенно угашать страхи. Б.Спок предупреждал, что ребенку вредят излишняя напряженность родителей, их собственные страхи за ребенка. Проблема родителей — их чувство вины. Как ответ на это чувство возникает стремление приносить ребенку жертвы. Это в корне неверно. Ребенку нужны не тревожные, а счастливые родители. Воспитательные доминанты в данный возрастной период: - поддержка активных и инициативных действий ребенка; - позитивное внимание взрослых, позитивные оценки; - минимизация детских страхов; - овладение функцией предметов в совместных со взрослым действиях; - включение ребенка в конструктивную и изобразительную деятельность; - ограничение спонтанных негативистских действий. Дошкольный возраст Ребенок в этот период своего развития выходит за пределы мира семьи и начинает выстраивать отношения с миром взрослых людей. Дети в этом возрасте должны научиться разграничивать свои чувства, желания, интересы и интересы других людей. Основным видом деятельности дошкольного детства является игра (особое значение имеет сюжетно-ролевая игра). Структурная единица сюжетно-ролевой игры — роль, которую берет на себя ребенок. Именно в игре он усваивает систему социальных отношений. Игра помогает осваивать значение предметов; происходит перенос значений с одного предмета на другой. Ребенок этого возраста успешно действует с предметами-заместителями (спичечный коробок становится кроваткой, спички зверюшками). Ученые считают, что у дошкольника должно быть достаточное количество неоформленных предметов. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Большое значение имеют естественные предметы: камни, песок, вода. Игровой сюжет, так же, как и игровая роль, чаще всего не планируется, а возникает в зависимости от того, какой предмет попался под руку. Дошкольный возраст — это период сказок. Сказочный сюжет нереален, но эмоции, которые испытывают в этом возрасте, вполне реальны. Еще К. И. Чуковский заметил, что маленькие дети принимают так близко к сердцу судьбу своих любимых сказочных персонажей не по доброте, а потому, что они непосредственно отождествляют себя с ними. Как правило, в этом возрасте у ребенка устанавливаются особые отношения с одной игрушкой. Это происходит потому, что у ребенка еще анимистическое мышление, он одушевляет предметы. Преимущественным видом творчества становится рисование. Дети не делают серьезной попытки точно и полно воспроизвести предмет. Они воспроизводят то, что восприняли: мягкость, пушистость. Причем для детей характерна способность узнавать, что или кто изображен на рисунке другого ребенка, даже если этот рисунок далек от реальности. Имеют значение цвет и отношение к изображаемому — красивое делают красным, плохих героев рисуют небрежно. Дети дошкольного возраста с удовольствием включаются и в другие виды творчества: лепку, драматизацию, сочинительство. Крайне вредна критика детского творчества, поскольку такого рода критику дети воспринимают как критику себя. Ребенок этого возраста начинает овладевать трудовыми действиями. Трудовые действия сложны для ребенка. Они требуют напряжения, к которому дошкольник еще не готов. Для ребенка смысл трудовой деятельности — в общении со взрослым. Ему свойственно желание включиться в реальную совместную деятельность со взрослыми. От взрослых требуется конкретная помощь в процессе, нужно учить способам действий, учить обращаться с орудиями, разъяснять смысл трудовых действий. Важно в процессе трудовых действий не блокировать инициативу ребенка, поскольку реакцией на сложность будет отказ от трудовых действий. У ребенка широкий познавательный интерес. Очень много «почему?» При этом интерес к тому или иному явлению быстро возникает и быстро исчезает. Учебные задания ребенок принимает только в том случае, если их можно сразу выполнить. Дошкольники не хотят усваивать знания впрок. Особенностью дошкольника является эгоцентрическое мышление. Фактически здесь смешивается объект и субъект познания. Ребенок не осознает себя в качестве мыслящего существа и то, как он осознает мир, для него кажется абсолютным. Иерархия мотивов еще не сложилась. Поведение не имеет основной линии, стержня. Дошкольник импульсивен, ситуативен. У дошкольника всеядность подражания: подражает как хорошему, так и плохому примеру. К семи годам начинает формироваться произвольное поведение. Дошкольник овладевает эталонами взаимоотношений: он делает то, что должно. Но закрывается, манерничает, им становится сложнее управлять, переходит от эгоцентризма к децентрации. Главным для нас должно быть не то, чтобы дети были послушными. Нужно научить ребенка одерживать победу над самим собой, своими влечениями. К началу школьного возраста у ребенка возникают внутренние переживания. Он стремится к успеху, к признанию взрослыми. Остро переживает, если этих успехов не достигает. Зависть, чувство вины возникают спонтанно при неуспехе. Типичная проблема этого возраста — ложь — отражает отсутствие внутренней гармонии. Ребенку нужно ощущать себя успешным, поддерживать хорошее о себе мнение окружающих. Крайне вредна для него условная любовь родителей. Для нормального развития мироощущения ребенок должен чувствовать, что любим. Воспитательные доминанты в данный возрастной период: - тщательный отбор содержания литературных источников; - включение в сюжетно-ролевые игры; - расширение изобразительного творчества; - овладение элементами учебной деятельности, поддержка интереса к получению новой информации; -обучение простым приемам саморегуляции; - обучение действовать в соответствии с правилами; - включение в элементарные трудовые действия, поддержка трудовой активности и инициативы. Младший школьный возраст В этот период взаимоотношения «ребенок—взрослый» дифференцируются. Приоритетное значение приобретают отношения «ребенок —учитель», они становятся центром жизни ребенка. От благополучного развития этих отношений зависит общее социальное благополучие ребенка. В «образе Я» для ребенка открываются новые грани отношений «Я и общество». Очень сложно ребенку усвоить систему опосредованных отношений: взаимодействие с учителем идет через учебный предмет, которым школьник должен овладеть. В этот период основной и ведущий вид деятельности — учеба. Учебная деятельность в отличие от игровой направлена на освоение науки и культуры, предметы учебной деятельности абстрактны, теоретичны. Это не кубики, с которыми можно манипулировать. Перед школьником в процессе учебной деятельности ставится не практическая, а учебная задача, выполнение которой требует овладения новыми действиями и операциями. Сложность ситуации учебной деятельности состоит в том, что предметом изменений становится сам ребенок, осуществляющий учебную деятельность. Обучение в младшем школьном возрасте должно давать здоровую душевную пищу. Очень важно научить ребенка учиться. В этом возрасте содержание обучения не связано с мотивом учения. Познавательный интерес подменяется мотивами престижа, избегания неприятностей. Получает развитие мотив долга: «Не хочу маму огорчать». Вследствие неграмотной организации учебной деятельности появляется лень. Огромное значение имеет начало обучения. Важно, чтобы с первых уроков ребенок полюбил свои обязанности и находил удовольствие в их исполнении. Обучение должно быть организовано разумно и справедливо. Нельзя использовать страх как средство поддержания дисциплины. Младшему школьнику необходима помощь взрослого при освоении ситуации учебной деятельности, интеллектуальное сотрудничество с взрослыми. Учитель — это носитель нового, представитель общественного знания. Форма обучения важна, потому что это форма жизни в обществе. Наряду с учебной деятельностью происходит расширение видов детского творчества. Интерес к рисованию сохраняется. Получает развитие устное литературное творчество. Это происходит потому, что ребенок не владеет техникой рисунка и письменной речи, чтобы выразить мир внутренних переживаний, словом же он овладел в достаточной степени. Младший школьный возраст — это период интенсивного нравственного духовного развития. Отношения ориентированы на внешние нормы, начинает развиваться конвенциональная мораль. Поступки младшего школьника уже не импульсивны, он формирует внутренний план действий. Младший школьник способен к произвольному поведению. Младший школьник приобретает способность видеть противоречивость собственных поступков и поступков других людей, но оценить себя ему удается с большим трудом. Очень важно в этом возрасте развивать рефлексивные способности. Рефлексивные способности развиваются к концу младшего школьного возраста, что вызывает рост негативных самооценок. Девочки в младшем школьном возрасте показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности. Самооценка младшего школьника во многом зависит от оценок учителя. Ситуация успеха и неуспеха в учебной деятельности формирует уровень притязаний. Успехи в учебной деятельности распространяются на притязания и в других сферах. К концу младшего школьного возраста появляется критичность в оценке учителя: «справедливо» — «не справедливо». Но в целом восприятие учителя и оценки позитивные. Межличностные отношения младших школьников строятся на парной основе. Самый устойчивый элемент в межличностных связях — парная связь. Класс только к концу периода становится референтной группой. Важно развивать все возможные виды сотрудничества в процессе усвоения учебной ситуации. Это позволит сформировать учебную инициативу. В этот период взрослые должны сосредоточить свою воспитательную деятельность на том, чтобы создать ситуацию успеха в учебной деятельности, помочь ребенку утвердиться в важности учебной деятельности, привить готовность к сотрудничеству. Воспитательные доминанты в данный возрастной период: - помощь в овладении учебной деятельностью; - выработка позитивного активного, инициативного отношения к обучению; -создание морально-нравственных ориентиров; -обучение рефлексивной деятельности; -обучение взаимодействию в коллективе; -ориентация на саморегуляцию в поведении и деятельности; -включение в различные виды творчества. Подростковый возраст Подростковый возраст считается возрастом конфликтов. Однако проведенное Д.Б.Элькониным исследование показывает, что нередко этот период в жизни развивающейся личности протекает спокойно, и характер этого протекания во многом определяется окружающей подростка средой. Многое зависит от поведения взрослых. Важно, чтобы взрослые поняли, что подросток требует нового стиля отношений, другой, чем прежде, стратегии поведения родителей. Основная стратегия в отношении подростков заключается в постепенной передаче ему ответственности за его жизнь. В основе данной стратегии лежит чувство взрослости, которое интенсивно развивается в подростковом возрасте. Взрослость имеет свои позитивные выходы; проявление заботы о благополучии семьи, внимание к поведению, одежде, стремление отстаивать свои позиции, формирование собственного морально-этического кодекса. Негативные выходы чувства взрослости: непослушание, грубость, отказ от помощи, неприемлемость внешнего контроля, восприятие негативных образцов проявления взрослости (курение, употребление спиртных напитков). Чувство взрослости проявляется в том, что в сознании подростка возникает готовность жить в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. В этом процессе можно выделить две стороны: становление объективной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых (объективной взрослости) и субъективной готовности — развития чувства взрослости. Положение подростка между миром детства и миром взрослости приводит к неустойчивости, чувствительности, застенчивости, агрессивности, эмоциональной напряженности, конфликтности, склонности к крайностям. Проблемы подросткового возраста — это обострение тех негативных накоплений, которые личность получила в предыдущие годы своего развития. Удачный выход чувству взрослости подросток находит в общественной деятельности. В ней разрешается противоречие между стремлением к самостоятельности и отсутствием для этого интеллектуальных, физических и социальных возможностей. Психологическим смыслом общественной деятельности является включение в широкую сеть взаимоотношений, которая помогает самореализоваться. В подростковый период формируется новое отношение к учению. Учебная деятельность приобретает личностный смысл. Подростки стремятся не к позитивным оценкам учителя, а «знать и уметь по-настоящему». Открываются новые смыслы знания — самообразование и самосовершенствование. У подростков развивается способность к теоретизированию, построению гипотез, ги-потети ко -дедуктивной форме мышления. Если учебный процесс продолжает носить характерный для младшего школьника репродуктивный характер, то встречает сопротивление, падение интереса к учению. Той веры, которую испытывал к взрослым младший школьник, у подростка уже нет, но он дорожит общественным мнением. Во взаимоотношениях со взрослыми основной причиной конфликтности становится смысловой барьер: подростку важно, чтобы его понимали. У подростков обостряется интерес к собственной личности. Он стремится найти ответ на вопрос: «Почему я такой?» Этому способствуют интенсивно развивающиеся рефлексивные способности. Обостряется склонность к самонаблюдению. Появляется высокая озабоченность собой. Наблюдение за своим внутренним миром — это волнующий процесс. Появляется потребность в уединении, чтобы услышать свой голос, не заглушённый будничной повседневностью. Вместе с осознание неповторимости, непохожести приходит чувство одиночества. Появляется ощущение внутренней пустоты, которую необходимо заполнить. Отсюда рост потребности в общении и одновременно повышение избирательности контактов. В подростковом возрасте рельефно проявляется особая деятельность — общение. Другой человек — сверстник выступает как непосредственный предмет деятельности. Во взаимоотношении со сверстниками формируются нормы, которые в дальнейшем превращаются в жесткие требования по отношению к сверстникам. Половое созревание вызывает новый комплекс психических и телесных переживаний и влечений. В этот период формируется половая ориентация. Поэтому крайне важно, чтобы не была разрушена идеальная любовь, которая создает созвучие душ. Самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении. Впервые подростком осознается будущее. Во временной перспективе появляются реальные и идеальные планы. Время переживается как нечто живое. Страстная жажда нового опыта может перемежаться со страхом перед жизнью. Очень драматичный момент — осознание факта необратимости времени. Расставаться с идеей личностного бессмертия мучительно. Идея бессмертия заменяется мечтой о славе, героических деяниях. Подросток активно ищет свой идеал, который становится все более обобщенным. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к волевым действиям, но и к волевой деятельности: он сам ставит перед собой цель, сам планирует. Это критический возраст для самовоспитания, самосовершенствования. Подросток может изменять не только какие-то конкретные формы поведения, но и целенаправленно работать над своими качествами личности. Воспитательные доминанты в данный возрастной период: - формирование чувства взрослости как осознания и принятия - поиск новых продуктивных форм обучения, ориентированных на личностный смысл; - поиск содержательных межличностных контактов; - включение в различные виды социально значимой деятельности; -контроль за фактами асоциального поведения; - ориентация на деловые отношения, отношения сотрудничества со взрослыми; - формирование адекватных представлений о мужской и женской роли; - ориентация на формирование жизненных идеалов, гражданской позиции. Юношеский возраст Этот возраст связан с осознанием собственной «самости», актуализируются вопросы о смысле жизни, о назначении человека, о собственном Я, вопросы нравственно-этического плана. Идеальное Я еще не выверено и может быть случайным, а реальное Я еще полностью не оценено самой личностью. Отсюда — метания возраста, связанные с выбором жизненного пути. Выход из данного кризиса осуществляется благодаря становлению личности субъектом своей собственной жизни. Превращение человека из объекта в субъект осуществляется лишь посредством деятельности, в которой реализуются те или иные социальные функции человека. Качества личности как субъекта проявляются в согласовании своих возможностей, способностей, ожиданий со встречными условиями и требованиями; субъект создает индивидуальные композиции из объективных и субъективных составляющих деятельности. Важным показателем субъектности является способность личности ответить для себя на главный вопрос жизни: «Чего я хочу от жизни, что могу, что достижимо и какой ценой?» Выбор учебного заведения — это начало социального и профессионального самоопределения человека, важнейший этап в планировании своего жизненного пути. В этот период каждый должен понять, что свою жизнь нужно рассматривать как единое целое. Необходимость структурировать свое время, чтобы наиболее полно реализовать себя в своей жизни. Неспособность или небрежность приводит к непродуктивной трате личностью своего жизненного времени. Процесс формирования личности как зрелого субъекта Б. Г. Ананьев рассматривал с точки зрения физической зрелости индивида, умственной зрелости субъекта познания, трудоспособности, где личность проявляется в качестве субъекта труда, и гражданской зрелости личности. Он подчеркивал, что становление свойств личности протекает неравномерно, гетерохронно и зависит от последовательности усвоения ролей и смены позиций личности в обществе. В юношеском возрасте формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. Умственная зрелость, способность к познанию в этот период фронтально прогрессируют. В то же время исследователи отмечают негативные моменты: большой разброс интеллектуальных интересов, недостаток интеллектуальной дисциплины, отсутствие необходимых навыков организации своей учебной деятельности, выборочную демонстрацию своих способностей, отвлеченное теоретизирование, детскую наивность в попытке построить философские суждения. Все эти недостатки существенным образом снижают реальные достижения данного возраста. С позиции социальной зрелости этот возраст имеет особое значение как период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления гражданской зрелости. Общение оказывает неоценимую помощь в самоактуализации личности. Понять себя, оценить свои возможности, осознать свои потребности можно только в контакте с окружающими. Юность — это период эмансипации от родителей. Она связана и с личностным самоопределением, и с необходимостью проявлять самостоятельность. При этом родители продолжают играть важную роль в жизни молодого человека, они всегда готовы оказать помощь и поддержку, верят в способности своего ребенка и готовы оценить его успех. Преподаватели также входят в круг значимых лиц. Юноши ценят компетентность, профессионализм, они крайне чувствительны к оценке преподавателями их способностей, умений, воспринимают их как оценку будущих возможностей. В общении со сверстниками юноша стремится к близости во взглядах, интересах, миропонимании. Он настроен на поиск единомышленников, понимающих людей. Его контакты становятся более избирательными. Любимый человек начинает все больше входить в жизненное пространство личности, отвлекает на себя мысли и чувства. Опасность этой стадии — изоляция, избегание контактов, которые обязывают к близости. Воспитательные доминанты в данный возрастной период: -помощь в самопознании, самоопределении, самоутверждении; - выработка интеллектуальной дисциплины; - формирование высоких нравственных ценностей и смыслов жизни; - создание условий для физического развития, поддержания и стабилизации здоровья и психического состояния; - включение в творческую, преобразующую деятельность.
|