Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение возрастных и индивидуальных особенностей развития личности для воспитания





Младенчество

Возраст, по определению Л.С.Выготского, — это относитель­но замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и дина­мику.

Новорожденность — это период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. Новорож­денный находится в состоянии естественной гармонии с матерью.

Новорожденный выглядит внешне беспомощным и таковым является, поскольку существовать, поддерживать свои жизнен­ные силы он может только при помощи взрослых. Тем не менее у новорожденного большой запас жизненных сил. Сразу после рож­дения включаются врожденные безусловные рефлексы: защитные (реакция на боль, резкий свет, звук), ориентировочные (реакция на контакт с раздражителем), сосательный, хватательный, реф­лекс отталкивания. Часть безусловных рефлексов составляет осно­ву для развития специфических человеческих способностей, часть угасает.

У новорожденного большие возможности усвоения нового опы­та, приобретения свойственных человеку форм поведения. Ново­рожденный уже может выражать свою реакцию на контакты с внешним миром, сигнализировать о своем состоянии. Делает это он через плач, позднее через улыбку. Постепенно у ребенка выра­батывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращен­ная к человеку — комплекс оживления. С этого момента начина­ется собственно младенчество.

Вся связь с миром младенца, вхождение в этот мир осуществ­ляются через взрослого, в первую очередь через мать. Симбиотическая зависимость от матери не означает, что между ребенком и матерью объективно возникает отношение близости. Эта близость еще должна установиться. Мать, являясь естественным воспитате­лем, должна заложить основу будущих отношений с ребенком.

В период младенчества идет интенсивное развитие органов чувств. В основе отношений матери и ребенка на данном этапе лежит прежде всего сенсорный контакт. Поглаживание, похлопывание, ласковая улыбка, удовлетворение физиологических потребностей дают ре­бенку пока еще на подкорковом уровне ощущение благополучия.

Если ребенок в этом возрасте попадает в условия сенсорной изоляции, его развитие резко замедляется. Известны опыты с обе­зьянами. Обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли «мамы» выступало кресло с меховой обивкой. В спинку крес­ла встроили бутылку с соской и вскармливали обезьянок искусст­венно. Выросшие обезьянки оказались очень необщительными и были настолько агрессивны, что не смогли создать семейной пары. Искусственным путем дождались от обезьян, выросших без мам, потомства. Оказалось, что у них совершенно отсутствовал мате­ринский инстинкт, считающийся врожденным, да и психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказывается важ­но для малышей чувствовать материнское тепло.

И. Г. Песталоцци считал, что младенца следует держать в состоя­нии физического и психического покоя. Излишнее физическое раз­дражение становится основой агрессивности ребенка. Предупреж­дение же любых влечений вредно. Чувственные раздражения в кор­не подрывают сущность человечности в ребенке. Чувственное бес­покойство приносит зло, которое порождает недоверие и насилие.

Постепенно младенец начинает отличать ощущения, исходя­щие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внеш­ними предметами. Основные игрушки этого возраста — музыкаль­ные погремушки — развивают сенсорику. На основе сенсорного развития у ребенка формируются элементарные формы восприя­тия и мышления.

Начало социальной жизни зависит от развития у ребенка по­требности в человеческом общении. Общение — это ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте. Все большее зна­чение приобретает общение через слово (речь), а также через пред­метную деятельность (действия). Важную роль играет введение ребенка в предметный мир. Здесь общение становится опосредо­ванным, через предмет. В семье Никитиных родители часто брали ребенка на руки, разговаривали с ним, объясняли назначение предметов, позволяли брать кухонные предметы. Ребенок получал свободу манипуляции предметами, свободу передвижения. Это помогало младенцу овладеть инициативными движениями, своей рукой и телом. В раннем возрасте крайне важно не торопить ре­бенка. Со временем он научится правильно держать ложку, одевать кукол, прибирать игрушки. На данном этапе он может осуще­ствлять эти действия с помощью взрослого.

В младенческий период важно максимально расширять и раз­вивать ориентировку в окружающей действительности. Ребенок дол­жен сориентироваться в ситуации, а потом действовать. Поэтому необходимо сопровождать все действия, направленные на ребенка: купание, переодевание, кормление и др., речевой информацией о своих действиях. Важно дождаться ответной реакции от ребенка. Такое поведение взрослого — основа способности ребенка прояв­лять активность и инициативу. Опасно вызвать у малыша ощуще­ние полной зависимости от внешних обстоятельств. Ребенку важ­но не приспособиться к среде, а познать ее и овладеть ею.

Взрослый, являясь лидером общения, должен включать меха­низм опережающего знакомства с окружающим миром: расска­зывать сказки, которых ребенок еще не вполне понимает, класть перед ним игрушки, до которых он не может дотянуться, объяс­нять свои действия, смысл которых еще не доходит до ребенка. Благодаря такому поведению взрослого происходит обогащение восприятия окружающего мира.

Непреходящее значение имеет для ребенка ощущение внима­ния к нему взрослого. Внимание взрослого проявляется в реакции на сигналы, исходящие от ребенка. Понимание этих сигналов и адекватная реакция — основа стабильных эмоционально благопо­лучных отношений с ребенком. Дефицит общения оказывает не­гативное влияние на его социальное и духовное развитие.

У ребенка должна развиться потребность в другом человеке. Способность малыша любить людей тесно связана с тем, сколько любви он получил сам.

Воспитательные доминанты в данный возрастной период:

- позитивный сенсорный контакт;

- -поддержка эмоционально-стабильных отношений;

- расширение сферы общения;

- -введение ребенка в предметный мир;

- формирование ориентировки в мире;

- помощь в овладении словом (восприятие, понимание, ос­мысление, произношение).

В младенческом возрасте важно формировать доверие к миру, только через доверие к миру зарождается впоследствии способ­ность выстраивать продуктивные отношения с миром.

Раннее детство

В период раннего детства у ребенка начинает складываться «об­раз Я». Основой формирования своего «образа Я» является отделе­ние ребенка от взрослого. Ребенок начинает осознавать свои желания. Возникновение личных желаний приводит к развитию способности осуществлять волевые действия. Осознание Я— условие развития активного на­чала субъекта деятельности, основа самостоятельности ребенка, что часто переходит в фазу детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам». «Образ Я» в этом периоде детства еще нецель­ный, в нем часто фиксируются случайные признаки: я хороший, потому что вчера игрушки прибрал.

Взрослые служат главным источником информации ребенка о себе. Поэтому для формирования позитивного отношения, при­нятия самого себя, ребенку более важны одобрения со стороны взрослых, чем порицания. Отделив себя от взрослого, ребенок осознает себя объектом внимания и отношений со стороны дру­гих людей. Он начинает бороться за позитивное внимание к себе взрослых. Основные конфликты этого возраста — это конфликты за обладание вниманием взрослых.

В этот период огромное развивающее значение имеет предмет­ная деятельность. Общение со взрослым происходит через пред­мет. Взрослый является носителем образцов действия с предме­том. Поэтому основным содержанием совместной деятельности ребенка со взрослым становится усвоение общественно вырабо­танных способов использования предметов. Заметная роль в овла­дении предметным миром принадлежит игре. В процессе игры ре­бенок овладевает функцией предметов.

Дети начинают включаться в такие виды творческой деятель­ности, как конструирование и рисование. Интенсивное развитие речи в этот период ученые объясняют тем, что слово для ребенка также имеет предметное значение.

Наряду с тем, что ребенку в раннем детстве необходимо вни­мание взрослых, в его жизни появляются сверстники. Важно, чтобы малыш усваивал нормы взаимодействия, учился ограничивать проявления своих спонтанных желаний, не направлял нормаль­ную для этого возраста агрессивность на другого.

В этот период ребенок начинает осознавать, что другие люди имеют внутренние состояния и настроения, которые не зависят от его собственных душевных состояний. Но чужой внутренний мир, как и свои собственные переживания, он еще не может вы­членить из ситуации. Успокаивая плачущего товарища, ребенок стремится прежде всего устранить вызванный эмпатическим рас­стройством эмоциональный дискомфорт в себе.

Выделение себя из окружающей действительности порождает специфическое явление — детские страхи, причина которых в том, что он ощущает свою беспомощность. Только рядом со взрослыми ребенок чувствует себя в безопасности. Для ребенка крайне важно ощущать естественность и приветливость отношения взрослого. Важно не акцентировать, а постепенно угашать страхи. Б.Спок предупреждал, что ребенку вредят излишняя напряженность ро­дителей, их собственные страхи за ребенка. Проблема родителей — их чувство вины. Как ответ на это чувство возникает стремление приносить ребенку жертвы. Это в корне неверно. Ребенку нужны не тревожные, а счастливые родители.

Воспитательные доминанты в данный возрастной период:

- поддержка активных и инициативных действий ребенка;

- позитивное внимание взрослых, позитивные оценки;

- минимизация детских страхов;

- овладение функцией предметов в совместных со взрослым действиях;

- включение ребенка в конструктивную и изобразительную дея­тельность;

- ограничение спонтанных негативистских действий.

Дошкольный возраст

Ребенок в этот период своего развития выходит за пределы мира семьи и начинает выстраивать отношения с миром взрослых людей. Дети в этом возрасте должны научиться разграничивать свои чувства, желания, интересы и интересы других людей.

Основным видом деятельности дошкольного детства является игра (особое значение имеет сюжетно-ролевая игра). Структурная единица сюжетно-ролевой игры — роль, которую берет на себя ребенок. Именно в игре он усваивает систему социальных отно­шений.

Игра помогает осваивать значение предметов; происходит пе­ренос значений с одного предмета на другой. Ребенок этого воз­раста успешно действует с предметами-заместителями (спичеч­ный коробок становится кроваткой, спички зверюшками). Уче­ные считают, что у дошкольника должно быть достаточное коли­чество неоформленных предметов. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Большое значение имеют естественные предметы: камни, песок, вода. Игровой сюжет, так же, как и иг­ровая роль, чаще всего не планируется, а возникает в зависимо­сти от того, какой предмет попался под руку.

Дошкольный возраст — это период сказок. Сказочный сюжет нереален, но эмоции, которые испытывают в этом возрасте, впол­не реальны. Еще К. И. Чуковский заметил, что маленькие дети при­нимают так близко к сердцу судьбу своих любимых сказочных пер­сонажей не по доброте, а потому, что они непосредственно отож­дествляют себя с ними.

Как правило, в этом возрасте у ребенка устанавливаются осо­бые отношения с одной игрушкой. Это происходит потому, что у ребенка еще анимистическое мышление, он одушевляет предметы.

Преимущественным видом творчества становится рисование. Дети не делают серьезной попытки точно и полно воспроизвести предмет. Они воспроизводят то, что восприняли: мягкость, пу­шистость. Причем для детей характерна способность узнавать, что или кто изображен на рисунке другого ребенка, даже если этот рисунок далек от реальности. Имеют значение цвет и отношение к изображаемому — красивое делают красным, плохих героев ри­суют небрежно. Дети дошкольного возраста с удовольствием вклю­чаются и в другие виды творчества: лепку, драматизацию, сочи­нительство. Крайне вредна критика детского творчества, посколь­ку такого рода критику дети воспринимают как критику себя.

Ребенок этого возраста начинает овладевать трудовыми дей­ствиями. Трудовые действия сложны для ребенка. Они требуют напряжения, к которому дошкольник еще не готов. Для ребенка смысл трудовой деятельности — в общении со взрослым. Ему свой­ственно желание включиться в реальную совместную деятельность со взрослыми. От взрослых требуется конкретная помощь в про­цессе, нужно учить способам действий, учить обращаться с ору­диями, разъяснять смысл трудовых действий. Важно в процессе трудовых действий не блокировать инициативу ребенка, посколь­ку реакцией на сложность будет отказ от трудовых действий.

У ребенка широкий познавательный интерес. Очень много «по­чему?» При этом интерес к тому или иному явлению быстро воз­никает и быстро исчезает. Учебные задания ребенок принимает только в том случае, если их можно сразу выполнить. Дошкольни­ки не хотят усваивать знания впрок.

Особенностью дошкольника является эгоцентрическое мыш­ление. Фактически здесь смешивается объект и субъект познания. Ребенок не осознает себя в качестве мыслящего существа и то, как он осознает мир, для него кажется абсолютным.

Иерархия мотивов еще не сложилась. Поведение не имеет ос­новной линии, стержня. Дошкольник импульсивен, ситуативен. У дошкольника всеядность подражания: подражает как хорошему, так и плохому примеру.

К семи годам начинает формироваться произвольное поведе­ние. Дошкольник овладевает эталонами взаимоотношений: он де­лает то, что должно. Но закрывается, манерничает, им становит­ся сложнее управлять, переходит от эгоцентризма к децентрации. Главным для нас должно быть не то, чтобы дети были послушны­ми. Нужно научить ребенка одерживать победу над самим собой, своими влечениями.

К началу школьного возраста у ребенка возникают внутренние переживания. Он стремится к успеху, к признанию взрослыми. Остро переживает, если этих успехов не достигает. Зависть, чув­ство вины возникают спонтанно при неуспехе. Типичная пробле­ма этого возраста — ложь — отражает отсутствие внутренней гармонии. Ребенку нужно ощущать себя успешным, поддерживать хо­рошее о себе мнение окружающих. Крайне вредна для него услов­ная любовь родителей. Для нормального развития мироощущения ребенок должен чувствовать, что любим.

Воспитательные доминанты в данный возрастной период:

- тщательный отбор содержания литературных источников;

- включение в сюжетно-ролевые игры;

- расширение изобразительного творчества;

- овладение элементами учебной деятельности, поддержка ин­тереса к получению новой информации;

-обучение простым приемам саморегуляции;

- обучение действовать в соответствии с правилами;

- включение в элементарные трудовые действия, поддержка трудовой активности и инициативы.

Младший школьный возраст

В этот период взаимоотношения «ребенок—взрослый» диффе­ренцируются. Приоритетное значение приобретают отношения «ребенок —учитель», они становятся центром жизни ребенка. От благополучного развития этих отношений зависит общее соци­альное благополучие ребенка.

В «образе Я» для ребенка открываются новые грани отношений «Я и общество». Очень сложно ребенку усвоить систему опосредо­ванных отношений: взаимодействие с учителем идет через учеб­ный предмет, которым школьник должен овладеть.

В этот период основной и ведущий вид деятельности — учеба. Учебная деятельность в отличие от игровой направлена на освое­ние науки и культуры, предметы учебной деятельности абстракт­ны, теоретичны. Это не кубики, с которыми можно манипулиро­вать. Перед школьником в процессе учебной деятельности ставит­ся не практическая, а учебная задача, выполнение которой тре­бует овладения новыми действиями и операциями. Сложность си­туации учебной деятельности состоит в том, что предметом изме­нений становится сам ребенок, осуществляющий учебную дея­тельность. Обучение в младшем школьном возрасте должно давать здоровую душевную пищу. Очень важно научить ребенка учиться.

В этом возрасте содержание обучения не связано с мотивом учения. Познавательный интерес подменяется мотивами прести­жа, избегания неприятностей. Получает развитие мотив долга: «Не хочу маму огорчать».

Вследствие неграмотной организации учебной деятельности появляется лень. Огромное значение имеет начало обучения. Важ­но, чтобы с первых уроков ребенок полюбил свои обязанности и находил удовольствие в их исполнении. Обучение должно быть организовано разумно и справедливо. Нельзя использовать страх как средство поддержания дисциплины.

Младшему школьнику необходима помощь взрослого при ос­воении ситуации учебной деятельности, интеллектуальное сотруд­ничество с взрослыми. Учитель — это носитель нового, предста­витель общественного знания. Форма обучения важна, потому что это форма жизни в обществе.

Наряду с учебной деятельностью происходит расширение ви­дов детского творчества. Интерес к рисованию сохраняется. Полу­чает развитие устное литературное творчество. Это происходит потому, что ребенок не владеет техникой рисунка и письменной речи, чтобы выразить мир внутренних переживаний, словом же он овладел в достаточной степени.

Младший школьный возраст — это период интенсивного нрав­ственного духовного развития. Отношения ориентированы на внеш­ние нормы, начинает развиваться конвенциональная мораль. По­ступки младшего школьника уже не импульсивны, он формирует внутренний план действий. Младший школьник способен к про­извольному поведению.

Младший школьник приобретает способность видеть противо­речивость собственных поступков и поступков других людей, но оценить себя ему удается с большим трудом. Очень важно в этом возрасте развивать рефлексивные способности. Рефлексивные спо­собности развиваются к концу младшего школьного возраста, что вызывает рост негативных самооценок. Девочки в младшем школь­ном возрасте показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности.

Самооценка младшего школьника во многом зависит от оце­нок учителя. Ситуация успеха и неуспеха в учебной деятельности формирует уровень притязаний. Успехи в учебной деятельности распространяются на притязания и в других сферах. К концу млад­шего школьного возраста появляется критичность в оценке учи­теля: «справедливо» — «не справедливо». Но в целом восприятие учителя и оценки позитивные.

Межличностные отношения младших школьников строятся на парной основе. Самый устойчивый элемент в межличностных свя­зях — парная связь. Класс только к концу периода становится референтной группой. Важно развивать все возможные виды со­трудничества в процессе усвоения учебной ситуации. Это позво­лит сформировать учебную инициативу.

В этот период взрослые должны сосредоточить свою воспита­тельную деятельность на том, чтобы создать ситуацию успеха в учебной деятельности, помочь ребенку утвердиться в важности учебной деятельности, привить готовность к сотрудничеству.

Воспитательные доминанты в данный возрастной период:

- помощь в овладении учебной деятельностью;

- выработка позитивного активного, инициативного отноше­ния к обучению;

-создание морально-нравственных ориентиров;

-обучение рефлексивной деятельности;

-обучение взаимодействию в коллективе;

-ориентация на саморегуляцию в поведении и деятельности;

-включение в различные виды творчества.

Подростковый возраст

Подростковый возраст считается возрастом конфликтов. Одна­ко проведенное Д.Б.Элькониным исследование показывает, что нередко этот период в жизни развивающейся личности протекает спокойно, и характер этого протекания во многом определяется окружающей подростка средой.

Многое зависит от поведения взрослых. Важно, чтобы взрос­лые поняли, что подросток требует нового стиля отношений, дру­гой, чем прежде, стратегии поведения родителей. Основная стра­тегия в отношении подростков заключается в постепенной пере­даче ему ответственности за его жизнь. В основе данной стратегии лежит чувство взрослости, которое интенсивно развивается в под­ростковом возрасте.

Взрослость имеет свои позитивные выходы; проявление забо­ты о благополучии семьи, внимание к поведению, одежде, стрем­ление отстаивать свои позиции, формирование собственного мо­рально-этического кодекса. Негативные выходы чувства взросло­сти: непослушание, грубость, отказ от помощи, неприемлемость внешнего контроля, восприятие негативных образцов проявле­ния взрослости (курение, употребление спиртных напитков).

Чувство взрослости проявляется в том, что в сознании подро­стка возникает готовность жить в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. В этом процессе можно выделить две стороны: становление объективной готовности ре­бенка к жизни в обществе взрослых (объективной взрослости) и субъективной готовности — развития чувства взрослости.

Положение подростка между миром детства и миром взросло­сти приводит к неустойчивости, чувствительности, застенчиво­сти, агрессивности, эмоциональной напряженности, конфликт­ности, склонности к крайностям. Проблемы подросткового воз­раста — это обострение тех негативных накоплений, которые лич­ность получила в предыдущие годы своего развития.

Удачный выход чувству взрослости подросток находит в обще­ственной деятельности. В ней разрешается противоречие между стремлением к самостоятельности и отсутствием для этого интел­лектуальных, физических и социальных возможностей. Психологическим смыслом общественной деятельности является включе­ние в широкую сеть взаимоотношений, которая помогает саморе­ализоваться.

В подростковый период формируется новое отношение к уче­нию. Учебная деятельность приобретает личностный смысл. Под­ростки стремятся не к позитивным оценкам учителя, а «знать и уметь по-настоящему». Открываются новые смыслы знания — са­мообразование и самосовершенствование. У подростков развива­ется способность к теоретизированию, построению гипотез, ги-потети ко -дедуктивной форме мышления. Если учебный процесс продолжает носить характерный для младшего школьника репро­дуктивный характер, то встречает сопротивление, падение инте­реса к учению.

Той веры, которую испытывал к взрослым младший школь­ник, у подростка уже нет, но он дорожит общественным мнени­ем. Во взаимоотношениях со взрослыми основной причиной кон­фликтности становится смысловой барьер: подростку важно, что­бы его понимали.

У подростков обостряется интерес к собственной личности. Он стремится найти ответ на вопрос: «Почему я такой?» Этому спо­собствуют интенсивно развивающиеся рефлексивные способно­сти. Обостряется склонность к самонаблюдению. Появляется вы­сокая озабоченность собой. Наблюдение за своим внутренним ми­ром — это волнующий процесс. Появляется потребность в уедине­нии, чтобы услышать свой голос, не заглушённый будничной повседневностью. Вместе с осознание неповторимости, непохо­жести приходит чувство одиночества. Появляется ощущение внут­ренней пустоты, которую необходимо заполнить. Отсюда рост потребности в общении и одновременно повышение избиратель­ности контактов.

В подростковом возрасте рельефно проявляется особая деятель­ность — общение. Другой человек — сверстник выступает как не­посредственный предмет деятельности. Во взаимоотношении со сверстниками формируются нормы, которые в дальнейшем пре­вращаются в жесткие требования по отношению к сверстникам.

Половое созревание вызывает новый комплекс психических и телесных переживаний и влечений. В этот период формируется половая ориентация. Поэтому крайне важно, чтобы не была раз­рушена идеальная любовь, которая создает созвучие душ.

Самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении. Впервые подростком осо­знается будущее. Во временной перспективе появляются реальные и идеальные планы. Время переживается как нечто живое. Страст­ная жажда нового опыта может перемежаться со страхом перед жизнью. Очень драматичный момент — осознание факта необра­тимости времени. Расставаться с идеей личностного бессмертия мучительно. Идея бессмертия заменяется мечтой о славе, герои­ческих деяниях. Подросток активно ищет свой идеал, который ста­новится все более обобщенным.

В отличие от младшего школьника подросток способен не только к волевым действиям, но и к волевой деятельности: он сам ставит перед собой цель, сам планирует. Это критический возраст для самовоспитания, самосовершенствования. Подросток может из­менять не только какие-то конкретные формы поведения, но и целенаправленно работать над своими качествами личности.

Воспитательные доминанты в данный возрастной период:

- формирование чувства взрослости как осознания и принятия
личной ответственности за свои поступки, свою жизнь;

- поиск новых продуктивных форм обучения, ориентирован­ных на личностный смысл;

- поиск содержательных межличностных контактов;

- включение в различные виды социально значимой деятель­ности;

-контроль за фактами асоциального поведения;

- ориентация на деловые отношения, отношения сотрудниче­ства со взрослыми;

- формирование адекватных представлений о мужской и женской роли;

- ориентация на формирование жизненных идеалов, граждан­ской позиции.

Юношеский возраст

Этот возраст связан с осознанием собственной «самости», ак­туализируются вопросы о смысле жизни, о назначении человека, о собственном Я, вопросы нравственно-этического плана. Иде­альное Я еще не выверено и может быть случайным, а реальное Я еще полностью не оценено самой личностью. Отсюда — метания возраста, связанные с выбором жизненного пути.

Выход из данного кризиса осуществляется благодаря становле­нию личности субъектом своей собственной жизни. Превращение человека из объекта в субъект осуществляется лишь посредством деятельности, в которой реализуются те или иные социальные функции человека. Качества личности как субъекта проявляются в согласовании своих возможностей, способностей, ожиданий со встречными условиями и требованиями; субъект создает индиви­дуальные композиции из объективных и субъективных составля­ющих деятельности. Важным показателем субъектности является способность личности ответить для себя на главный вопрос жиз­ни: «Чего я хочу от жизни, что могу, что достижимо и какой ценой?»

Выбор учебного заведения — это начало социального и про­фессионального самоопределения человека, важнейший этап в планировании своего жизненного пути. В этот период каждый дол­жен понять, что свою жизнь нужно рассматривать как единое це­лое. Необходимость структурировать свое время, чтобы наиболее полно реализовать себя в своей жизни. Неспособность или небреж­ность приводит к непродуктивной трате личностью своего жиз­ненного времени.

Процесс формирования личности как зрелого субъекта Б. Г. Ананьев рассматривал с точки зрения физической зрелости индивида, умственной зрелости субъекта познания, трудоспособ­ности, где личность проявляется в качестве субъекта труда, и граж­данской зрелости личности. Он подчеркивал, что становление свойств личности протекает неравномерно, гетерохронно и зави­сит от последовательности усвоения ролей и смены позиций лич­ности в обществе.

В юношеском возрасте формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными об­ластями изучаемой реальности. Умственная зрелость, способность к познанию в этот период фронтально прогрессируют. В то же вре­мя исследователи отмечают негативные моменты: большой раз­брос интеллектуальных интересов, недостаток интеллектуальной дисциплины, отсутствие необходимых навыков организации сво­ей учебной деятельности, выборочную демонстрацию своих спо­собностей, отвлеченное теоретизирование, детскую наивность в попытке построить философские суждения. Все эти недостатки существенным образом снижают реальные достижения данного возраста.

С позиции социальной зрелости этот возраст имеет особое зна­чение как период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления гражданской зрелости.

Общение оказывает неоценимую помощь в самоактуализации личности. Понять себя, оценить свои возможности, осознать свои потребности можно только в контакте с окружающими. Юность — это период эмансипации от родителей. Она связана и с личност­ным самоопределением, и с необходимостью проявлять самостоя­тельность. При этом родители продолжают играть важную роль в жизни молодого человека, они всегда готовы оказать помощь и поддержку, верят в способности своего ребенка и готовы оценить его успех.

Преподаватели также входят в круг значимых лиц. Юноши це­нят компетентность, профессионализм, они крайне чувствитель­ны к оценке преподавателями их способностей, умений, воспри­нимают их как оценку будущих возможностей.

В общении со сверстниками юноша стремится к близости во взглядах, интересах, миропонимании. Он настроен на поиск единомышленников, понимающих людей. Его контакты становятся более избирательными. Любимый человек начинает все больше входить в жизненное пространство личности, отвлекает на себя мысли и чувства. Опасность этой стадии — изоляция, избегание контактов, которые обязывают к близости.

Воспитательные доминанты в данный возрастной период:

-помощь в самопознании, самоопределении, самоутвержде­нии;

- выработка интеллектуальной дисциплины;

- формирование высоких нравственных ценностей и смыслов жизни;

- создание условий для физического развития, поддержания и стабилизации здоровья и психического состояния;

- включение в творческую, преобразующую деятельность.

Date: 2015-09-22; view: 657; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию