Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фазы восприятия речи
Процесс восприятия совершается в обратном направлении по отношению к процессу порождения речи. Он начинается с приема звукового ряда (а при чтении — графического, зрительного ряда), который анализируется путем сопоставления с акустическим кодом, заложенным в мозгу, и затем переводится в смысловой код. В линейной последовательности словоформ слушатель должен опознать отдельные слова, структурную схему высказывания, все синтаксические связи словоформ и, наконец, вывести общий смысл сообщения, перейти на уровень мышления. Речевая деятельность Восприятие может остановиться на любом из этих этапов — от воспроизведения звучания речевого потока до понимания смысла сказанного и оценки этого смысла с позиции слушающего. Известный специалист по теории перевода Ви-лен Наумович Комиссаров различает пять уровней понимания. 1. «Ничего не понял. Слова какие-то мудреные» — отсут 2. «Слова все понятны, а смысла не получается» — пони 3. «Говорит, говорит, а о чем — непонятно» — понимание 4. «Рассказывает о какой-то интерференции волновых ко 5. «Рассказывает о совершенно незнакомых мне людях. Наконец, на уровне понимания цели коммуникации наступает полное понимание речи. Понимание цели коммуникации возможно и при непонимании языковых знаков. Этим объясняется то, что нарушения грамматических норм и ошибки в выборе слов в устной речи могут оставаться не замеченными ни говорящим, ни слушающим. При направленности внимания на смысл сообщаемого слушатель может не запоминать, в каких словах и выражениях этот смысл был передан. Это свойство восприятия называется «прозрачностью знака». Слова как бы прозрачны для мысли, они останавливают на себе внимание лишь тогда, когда они избыточны, незнакомы или искажены, резко нарушают норму. Расхождение между передаваемым и воспринимаемым сообщениями может быть значительным в результате так называемых «смысловых ножниц». «Ножницы» возникают, когда говорящий употребляет много слов, не известных слушающему, не может подобрать языковых средств, точно передающих то, что ему хочется выразить, и тогда, когда слушающий не знаком с концепциями, из которых исходит говорящий. Наиболее ярко разные уровни понимания слушаемого текста можно наблюдать при восприятии иностранной речи. 320__________________________________________ Тема 12 О том, что от осмысления текста иногда зависит его членение на слова, свидетельствуют эксперименты по отсроченному восприятию звучащего текста. Испытуемому предъявляется фраза, которая намеренно заглушается шумом. Например: Наш посол открыл выставку советских товаров. Испытуемый:... открыл выставку советских товаров. А! Наш посол! Экспериментатор: Как это вы так? Испытуемый: «Наш посол» слышалось, но только сейчас дошел смысл. Если слушатель в результате перекодирования звуковой последовательности в смысл получил тот же концептуальный ряд, который передавал говорящий, то понимание наступило. Если слушатель может сформулировать словесно понятый им смысл, то понимание может быть проконтролировано. В экспериментах с детьми психологи установили, что правильно понятый смысл может передаваться разными языковыми средствами. Вместо одного предложения, которое было предложено экспериментатором, дети говорили два или три, раскладывая общий смысл на части. Иногда воспроизводили одно предложение и сохраняли его схему, но меняли в нем слова и т. д. Механизмы восприятия речи исследованы еще в меньшей степени, чем механизмы порождения речи. При рассмотрении проблемы восприятия речи необходимо уточнить сначала некоторые исходные понятия. Когда речь воспринимается органами слуха или зрением, первым этапом к ее пониманию является различение — выделение дифференциальных признаков языковых единиц. Алла Соломоновна Штерн показала, что человек идет по пути выделения существенных признаков воспринимаемых единиц всех языковых уровней, причем в разных ситуациях восприятия эти признаки могут быть разными — слог, слово, предложение и ситуативные оперативные единицы перцептивного процесса. После различения наступает узнавание — выделение некоторых признаков, по которым языковая единица признается соответствующей уже имеющемуся в языковом сознании эталону, образцу, образу. Речевая деятельность_______________________________ 321 Осмысление — осознанный процесс установления связей и отношений между единицами воспринятой речи, а через них — между предметами и явлениями действительности. Положительный результат осмысления — понимание, отрицательный — непонимание. Как то, так и другое сопровождается психическим переживанием. Восприятием речи управляют особые речевые механизмы, отличающиеся от механизмов, управляющих порождением речи. Левая височная область отвечает за фонематический слух, различение звуковых оболочек слов, нижне-теменная и темен-но-затылочная область левого полушария обеспечивают перевод воспринятой информации в симультанно обозримые схемы (то есть обеспечивают понимание). Существует много конкурирующих моделей восприятия, особенно это относится к восприятию звуковой стороны речи. Существует так называемая пассивная теория восприятия (Ч. Хоккет), которая исходит из того, что при восприятии речи слушающий последовательными шагами анализирует альтернативные варианты и выбирает наиболее приемлемый. Для отечественной психолингвистики характерна активная теория восприятия. Этой точки зрения придерживаются А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя, А. А. Залевская, многие другие отечественные ученые. Слушающий все время прогнозирует речь говорящего, испытывая каждое слово — не является ли оно ключевым, и строится гипотеза о значении этого высказывания; если речь подтверждает гипотезу, наступает понимание, если не подтверждает — гипотеза корректируется. Конкурируют также моторная и сенсорная модели восприятия речи. Сенсорная модель (Г. Фант) исходит из того, что слушающий анализирует воспринимаемые речевые элементы по сенсорным признакам, то есть анализирует их физические свойства. Моторная модель исходит из того, что у слушающего есть механизм анализа и описания звуков речи: этот механизм связывает поступающие звуковые стимулы с нервной активностью органов артикуляции рецепиента. Другими словами, слушающий как бы проговаривает слова вслед за говорящим или хотя бы пытается это сделать про себя, о чем свидетельст- I 1-Общее языкознание 322__________________________________________ Тема 12 вует экспериментально фиксируемое возникновение электрической активности в его органах артикуляции при слушании. Л. А. Чистович называет их моторными образами (наборами указаний по производству звуков), перцептивными коррелятами звуков. Человек, слушая речь, формирует у себя моторные сигналы, необходимые для производства сообщения, подобного услышанному. Экспериментально показано, что при различных способах отключения артикуляционного аппарата слушающего (включая управляющие речью центры) восприятие речи на слух становится затруднительным или вообще невозможным. Теория «проговаривания» при восприятии подтверждается и бытовыми наблюдениями. При недостаточных навыках чтения люди вышептывают читаемый текст про себя, так им легче его понять. В театре зрители, особенно эмоционально сопереживающие, часто испытывают после антракта необходимость откашляться — после «проговаривания» первого акта, они готовят голосовые связки к дальнейшему проговариванию. Ценители вокального искусства нередко подпевают любимому исполнителю или поют «про себя», а если певец допускает ошибки, ценители часто испытывают в горле неприятные ощущения, поскольку поют вместе с ним. Нередко люди, читающие «про себя» какой-то текст, неожиданно для себя и окружающих проговаривают вслух какое-либо иностранное или непонятное слово или выражение, или, наоборот, «смакуют» вслух понравившееся слово или выражение. В настоящее время большинство ученых исходят из признания вероятностного механизма восприятия речи. Воспринимая речь, человек на основании уже имеющихся в его распоряжении данных лингвистического и экстралингвистического характера, строит вероятностный прогноз — что скорее всего будет сказано дальше, и на этом основании строит предположение о смысле воспринимаемой фразы. Эксперименты показывают, что испытуемые в норме при опытах на завершение фразы всегда дают наиболее вероятный в данной ситуации ответ, а испытуемые-шизофреники, у которых нарушен механизм анализа вероятности событий, заканчивают фразы непредсказуемым образом. Ср.: Из лесу вышла старушка с *** на Речевая деятельность 323 плечах. Норма: преимущественно с котомкой, с вязанкой дров, с мешком и т. д. Патология: равновероятно — с мешком, с коромыслом, с ребенком, с погонами на плечах. Установлено, что при восприятии речи человек в норме реагирует на смысл слова. Знаменитые эксперименты группы А. Р. Лурии на восприятие слов показали, что если испытуемому подавать в наушники список слов и дать задание нажать кнопку, когда он услышит слово кошка, то испытуемые не нажимают кнопку, когда слышат окошко или окрошка, но нажимают, когда слышат молоко или собака. При проведении ассоциативных экспериментов, когда на слух зачитывается список стимулов, испытуемые часто говорят экспериментатору: — Слово уже было!, хотя был близкий по смыслу стимул: отец — папа, мать — отец, сын — дочь, новый — старый и под. Когда после проведения эксперимента испытуемых просят воспроизвести список слов, который им диктовался, они часто приводят синонимы: овчарка вместо собака, собака вместо овчарка, ребенок вместо мальчик, мальчик вместо ребенок и др., при этом вступают в спор друг с другом, доказывая, что было именно это слово. Таким образом, человек прежде всего опознает слова по их смыслу, а фонетическое опознание играет подчиненную роль. Тем не менее, нельзя не видеть и роли звучания в восприятии речи. Ее изучает фоносемантика — раздел психолингвистики, изучающий восприятие носителями языка отдельных звуков речи. Исследования профессора Александра Павловича Журавлева для русского языка, Станислава Васильевича Воронина для английского, Виктора Васильевича Левицкого для немецкого языка, исследования многих зарубежных ученых показали, что человек бессознательно воспринимает отдельные звуки родного языка как носители определенных признаков, характеристик, на первый взгляд никак с этими звуками не связанных. Так, экспериментально установлено что носители русского языка воспринимают звук Л как женственный, добрый, легкий, нежный, громкий, простой; звук Ж как плохой грубый, шероховатый, тяжелый, опасный, злой, некрасивый, звук Ф Date: 2015-09-22; view: 1478; Нарушение авторских прав |