Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фазы восприятия речи





Процесс восприятия совершается в обратном направлении по отношению к процессу порождения речи. Он начинается с приема звукового ряда (а при чтении — графического, зри­тельного ряда), который анализируется путем сопоставления с акустическим кодом, заложенным в мозгу, и затем переводится в смысловой код. В линейной последовательности словоформ слушатель должен опознать отдельные слова, структурную схему высказывания, все синтаксические связи словоформ и, наконец, вывести общий смысл сообщения, перейти на уро­вень мышления.


Речевая деятельность



Восприятие может остановиться на любом из этих эта­пов — от воспроизведения звучания речевого потока до пони­мания смысла сказанного и оценки этого смысла с позиции слушающего. Известный специалист по теории перевода Ви-лен Наумович Комиссаров различает пять уровней понимания.

1. «Ничего не понял. Слова какие-то мудреные» — отсут­
ствие понимания.

2. «Слова все понятны, а смысла не получается» — пони­
мание на уровне языковых знаков (слов).

3. «Говорит, говорит, а о чем — непонятно» — понимание
на уровне высказывания.

4. «Рассказывает о какой-то интерференции волновых ко­
лебаний, а что это такое — неизвестно» — понимание на
уровне структуры сообщения.

5. «Рассказывает о совершенно незнакомых мне людях.
Зачем? Что он хочет этим сказать?» — понимание на уровне
описания ситуации.

Наконец, на уровне понимания цели коммуникации на­ступает полное понимание речи.

Понимание цели коммуникации возможно и при непони­мании языковых знаков. Этим объясняется то, что нарушения грамматических норм и ошибки в выборе слов в устной речи могут оставаться не замеченными ни говорящим, ни слушаю­щим. При направленности внимания на смысл сообщаемого слушатель может не запоминать, в каких словах и выражениях этот смысл был передан. Это свойство восприятия называется «прозрачностью знака». Слова как бы прозрачны для мысли, они останавливают на себе внимание лишь тогда, когда они избыточны, незнакомы или искажены, резко нарушают норму.

Расхождение между передаваемым и воспринимаемым со­общениями может быть значительным в результате так назы­ваемых «смысловых ножниц». «Ножницы» возникают, когда говорящий употребляет много слов, не известных слушающему, не может подобрать языковых средств, точно передающих то, что ему хочется выразить, и тогда, когда слушающий не знаком с концепциями, из которых исходит говорящий.

Наиболее ярко разные уровни понимания слушаемого текста можно наблюдать при восприятии иностранной речи.


320__________________________________________ Тема 12

О том, что от осмысления текста иногда зависит его чле­нение на слова, свидетельствуют эксперименты по отсрочен­ному восприятию звучащего текста. Испытуемому предъявля­ется фраза, которая намеренно заглушается шумом. Например: Наш посол открыл выставку советских товаров.

Испытуемый:... открыл выставку советских товаров. А! Наш посол!

Экспериментатор: Как это вы так?

Испытуемый: «Наш посол» слышалось, но только сейчас дошел смысл.

Если слушатель в результате перекодирования звуковой последовательности в смысл получил тот же концептуальный ряд, который передавал говорящий, то понимание наступило. Если слушатель может сформулировать словесно понятый им смысл, то понимание может быть проконтролировано.

В экспериментах с детьми психологи установили, что правильно понятый смысл может передаваться разными язы­ковыми средствами. Вместо одного предложения, которое бы­ло предложено экспериментатором, дети говорили два или три, раскладывая общий смысл на части. Иногда воспроизводили одно предложение и сохраняли его схему, но меняли в нем слова и т. д.

Механизмы восприятия речи исследованы еще в меньшей степени, чем механизмы порождения речи.

При рассмотрении проблемы восприятия речи необходи­мо уточнить сначала некоторые исходные понятия.

Когда речь воспринимается органами слуха или зрением, первым этапом к ее пониманию является различение — выде­ление дифференциальных признаков языковых единиц. Алла Соломоновна Штерн показала, что человек идет по пути выде­ления существенных признаков воспринимаемых единиц всех языковых уровней, причем в разных ситуациях восприятия эти признаки могут быть разными — слог, слово, предложение и ситуативные оперативные единицы перцептивного процесса.

После различения наступает узнавание — выделение не­которых признаков, по которым языковая единица признается соответствующей уже имеющемуся в языковом сознании эта­лону, образцу, образу.


Речевая деятельность_______________________________ 321

Осмысление — осознанный процесс установления связей и отношений между единицами воспринятой речи, а через них — между предметами и явлениями действительности.

Положительный результат осмысления — понимание, от­рицательный — непонимание. Как то, так и другое сопровож­дается психическим переживанием.

Восприятием речи управляют особые речевые механизмы, отличающиеся от механизмов, управляющих порождением ре­чи. Левая височная область отвечает за фонематический слух, различение звуковых оболочек слов, нижне-теменная и темен-но-затылочная область левого полушария обеспечивают пере­вод воспринятой информации в симультанно обозримые схемы (то есть обеспечивают понимание).

Существует много конкурирующих моделей восприятия, особенно это относится к восприятию звуковой стороны речи.

Существует так называемая пассивная теория восприятия (Ч. Хоккет), которая исходит из того, что при восприятии речи слушающий последовательными шагами анализирует альтер­нативные варианты и выбирает наиболее приемлемый.

Для отечественной психолингвистики характерна актив­ная теория восприятия. Этой точки зрения придерживаются А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя, А. А. Залевская, многие другие отечественные ученые. Слушающий все время прогнозирует речь говорящего, испытывая каждое слово — не является ли оно ключевым, и строится гипотеза о значении этого высказы­вания; если речь подтверждает гипотезу, наступает понимание, если не подтверждает — гипотеза корректируется.

Конкурируют также моторная и сенсорная модели вос­приятия речи. Сенсорная модель (Г. Фант) исходит из того, что слушающий анализирует воспринимаемые речевые элементы по сенсорным признакам, то есть анализирует их физические свойства.

Моторная модель исходит из того, что у слушающего есть механизм анализа и описания звуков речи: этот механизм свя­зывает поступающие звуковые стимулы с нервной активно­стью органов артикуляции рецепиента. Другими словами, слушающий как бы проговаривает слова вслед за говорящим или хотя бы пытается это сделать про себя, о чем свидетельст-

I 1-Общее языкознание


322__________________________________________ Тема 12

вует экспериментально фиксируемое возникновение электри­ческой активности в его органах артикуляции при слушании. Л. А. Чистович называет их моторными образами (наборами указаний по производству звуков), перцептивными коррелята­ми звуков. Человек, слушая речь, формирует у себя моторные сигналы, необходимые для производства сообщения, подобно­го услышанному.

Экспериментально показано, что при различных способах отключения артикуляционного аппарата слушающего (вклю­чая управляющие речью центры) восприятие речи на слух ста­новится затруднительным или вообще невозможным.

Теория «проговаривания» при восприятии подтверждает­ся и бытовыми наблюдениями. При недостаточных навыках чтения люди вышептывают читаемый текст про себя, так им легче его понять. В театре зрители, особенно эмоционально сопереживающие, часто испытывают после антракта необхо­димость откашляться — после «проговаривания» первого акта, они готовят голосовые связки к дальнейшему проговариванию. Ценители вокального искусства нередко подпевают любимому исполнителю или поют «про себя», а если певец допускает ошибки, ценители часто испытывают в горле неприятные ощущения, поскольку поют вместе с ним. Нередко люди, чи­тающие «про себя» какой-то текст, неожиданно для себя и ок­ружающих проговаривают вслух какое-либо иностранное или непонятное слово или выражение, или, наоборот, «смакуют» вслух понравившееся слово или выражение.

В настоящее время большинство ученых исходят из при­знания вероятностного механизма восприятия речи. Воспри­нимая речь, человек на основании уже имеющихся в его рас­поряжении данных лингвистического и экстралингвистическо­го характера, строит вероятностный прогноз — что скорее всего будет сказано дальше, и на этом основании строит пред­положение о смысле воспринимаемой фразы. Эксперименты показывают, что испытуемые в норме при опытах на заверше­ние фразы всегда дают наиболее вероятный в данной ситуации ответ, а испытуемые-шизофреники, у которых нарушен меха­низм анализа вероятности событий, заканчивают фразы не­предсказуемым образом. Ср.: Из лесу вышла старушка с *** на


Речевая деятельность 323

плечах. Норма: преимущественно с котомкой, с вязанкой дров, с мешком и т. д. Патология: равновероятно — с мешком, с ко­ромыслом, с ребенком, с погонами на плечах.

Установлено, что при восприятии речи человек в норме реагирует на смысл слова. Знаменитые эксперименты группы А. Р. Лурии на восприятие слов показали, что если испытуе­мому подавать в наушники список слов и дать задание нажать кнопку, когда он услышит слово кошка, то испытуемые не на­жимают кнопку, когда слышат окошко или окрошка, но нажи­мают, когда слышат молоко или собака. При проведении ассо­циативных экспериментов, когда на слух зачитывается список стимулов, испытуемые часто говорят экспериментатору: — Слово уже было!, хотя был близкий по смыслу стимул: отецпапа, матьотец, сындочь, новыйстарый и под. Когда после проведения эксперимента испытуемых просят воспроизвести список слов, который им диктовался, они часто приводят синонимы: овчарка вместо собака, собака вместо ов­чарка, ребенок вместо мальчик, мальчик вместо ребенок и др., при этом вступают в спор друг с другом, доказывая, что было именно это слово. Таким образом, человек прежде всего опо­знает слова по их смыслу, а фонетическое опознание играет подчиненную роль.

Тем не менее, нельзя не видеть и роли звучания в воспри­ятии речи. Ее изучает фоносемантика — раздел психолингви­стики, изучающий восприятие носителями языка отдельных звуков речи.

Исследования профессора Александра Павловича Жу­равлева для русского языка, Станислава Васильевича Воро­нина для английского, Виктора Васильевича Левицкого для немецкого языка, исследования многих зарубежных ученых показали, что человек бессознательно воспринимает отдель­ные звуки родного языка как носители определенных призна­ков, характеристик, на первый взгляд никак с этими звуками не связанных.

Так, экспериментально установлено что носители русско­го языка воспринимают звук Л как женственный, добрый, лег­кий, нежный, громкий, простой; звук Ж как плохой грубый, шероховатый, тяжелый, опасный, злой, некрасивый, звук Ф



Date: 2015-09-22; view: 1430; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию