Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие речевой деятельности
Речевая деятельность занимает заметное место в жизни каждого человека. Проведенные учеными разных стран исследования показали, что в день человек говорит от получаса до часа. Это значит, что за свою жизнь человек тратит на общение около двух с половиной лет. Если все это записать и издать, то получится 1000 томов по 400 страниц. Чешские ученые, изучавшие речь детей, подсчитали, что больше всех говорят дети в возрасте 5— 10 лет — в среднем в день они произносят по 14 тысяч слов, причем эта цифра остается практически без изменений даже в тех случаях, когда у малышей нет собеседников. Меньше всего говорят дети 11-16 лет (около 10 тысяч слов в день). Женщины говорят больше мужчин — в среднем женщины произносят до 23 тыс. слов в день, в то время как взрослые мужчины — не более 13 тысяч. Из приведенных данных видно, какое место занимает говорение и, соответственно, слушание в жизни людей. Вся совокупность мыслительных и речевых действий, совершаемых человеком на основе системы языка, представляет собой речевую деятельность. Говорение (внешняя речь) — это физическое, материальное явление. Такая речь организована по всем правилам произношения, словоупотребления и словосочетаемости национального языка. Существует несколько видов внешней речи, которые различаются в основном по степени их громкости, то есть по степени «включенности» артикуляционного аппарата. Громкая речь — обычная речь, громкость которой соответствует коммуникативной ситуации. Речевая деятельность_______________________________ 303 Шепотная речь — речь с пониженным уровнем громкости. Используется в особых ситуациях, когда громкая речь почему-либо неуместна, а также в качестве самопомощи при чтении сложных текстов. Может проявиться в тех же ситуациях, что и внутреннее проговаривание. Внутреннее (неслышное) проговаривание — это речь, построенная по всем правилам внешней речи, но с «отключенным звуком». Органы артикуляции при этом активированы, но дана команда «звук не включать». Это «речь минус звук», как в телевизионной передаче, когда, к примеру, диктор говорит, а мы отключаем громкость. Внутреннее проговаривание возникает в ряде случаев: если человек тщательно обдумывает, репетирует форму предстоящего высказывания, готовится к важной речи, важному высказыванию; при подготовке эмоциональных письменных и устных текстов; в состоянии сильного эмоционального напряжения, когда неслышное проговаривание выполняет функцию «выпускного клапана» для переживаемых человеком эмоций; при «молчаливом» заучивании текстов наизусть для последующего воспроизведения. При восприятии речи неслышное проговаривание возникает при затруднениях в понимании слов (например, иностранных, длинных, незнакомых), отдельных мест текстов; при эмоциональном сопереживании собеседнику (мы повторяем его слова про себя); в процессе обучения чтению «про себя». Подчеркнем, что в любом случае внутреннее проговаривание — это вид внешней, а не внутренней речи, поскольку при внутреннем проговаривании задействованы все механизмы внешней речи и лишь громкость «отключена». Выделяют также интеральную речь. Интеральной речью называют фрагменты неслышной речи, которые проговариваются вслух либо из-за трудности мыслительной задачи, либо из-за волнения, либо из-за яркости воображения своего будущего выступления и по другим причинам. Например, выполняя трудный чертеж, школьник помогает себе словами и некоторые из них (так..., теперь так..., хорошо.... Ну вот... Эх, не так!., балда! и т. п.) непроизвольно выговаривает. 304__________________________________________ Тема 12 Исследователь интеральной речи Иван Владимирович Страхов находит в ней пробы слов, вопросы самому себе, подтверждение самому себе правильности своих действий, недо-говаривание фраз, переслаивание тематически разных высказываний, завершение начатой мысли после перерыва, грамматические неправильности, повторы и т. п. Date: 2015-09-22; view: 477; Нарушение авторских прав |