Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие речевой деятельности





Речевая деятельность занимает заметное место в жизни каждого человека.

Проведенные учеными разных стран исследования пока­зали, что в день человек говорит от получаса до часа. Это зна­чит, что за свою жизнь человек тратит на общение около двух с половиной лет. Если все это записать и издать, то получится 1000 томов по 400 страниц. Чешские ученые, изучавшие речь детей, подсчитали, что больше всех говорят дети в возрасте 5— 10 лет — в среднем в день они произносят по 14 тысяч слов, причем эта цифра остается практически без изменений даже в тех случаях, когда у малышей нет собеседников. Меньше всего говорят дети 11-16 лет (около 10 тысяч слов в день).

Женщины говорят больше мужчин — в среднем женщины произносят до 23 тыс. слов в день, в то время как взрослые мужчины — не более 13 тысяч.

Из приведенных данных видно, какое место занимает го­ворение и, соответственно, слушание в жизни людей.

Вся совокупность мыслительных и речевых действий, со­вершаемых человеком на основе системы языка, представляет собой речевую деятельность.

Говорение (внешняя речь) — это физическое, материаль­ное явление. Такая речь организована по всем правилам про­изношения, словоупотребления и словосочетаемости нацио­нального языка.

Существует несколько видов внешней речи, которые раз­личаются в основном по степени их громкости, то есть по сте­пени «включенности» артикуляционного аппарата.

Громкая речь — обычная речь, громкость которой соот­ветствует коммуникативной ситуации.


Речевая деятельность_______________________________ 303

Шепотная речь — речь с пониженным уровнем громко­сти. Используется в особых ситуациях, когда громкая речь по­чему-либо неуместна, а также в качестве самопомощи при чте­нии сложных текстов. Может проявиться в тех же ситуациях, что и внутреннее проговаривание.

Внутреннее (неслышное) проговаривание — это речь, по­строенная по всем правилам внешней речи, но с «отключен­ным звуком». Органы артикуляции при этом активированы, но дана команда «звук не включать». Это «речь минус звук», как в телевизионной передаче, когда, к примеру, диктор говорит, а мы отключаем громкость.

Внутреннее проговаривание возникает в ряде случаев: ес­ли человек тщательно обдумывает, репетирует форму пред­стоящего высказывания, готовится к важной речи, важному высказыванию; при подготовке эмоциональных письменных и устных текстов; в состоянии сильного эмоционального напря­жения, когда неслышное проговаривание выполняет функцию «выпускного клапана» для переживаемых человеком эмоций; при «молчаливом» заучивании текстов наизусть для после­дующего воспроизведения.

При восприятии речи неслышное проговаривание возни­кает при затруднениях в понимании слов (например, ино­странных, длинных, незнакомых), отдельных мест текстов; при эмоциональном сопереживании собеседнику (мы повторяем его слова про себя); в процессе обучения чтению «про себя». Подчеркнем, что в любом случае внутреннее проговарива­ние — это вид внешней, а не внутренней речи, поскольку при внутреннем проговаривании задействованы все механизмы внешней речи и лишь громкость «отключена».

Выделяют также интеральную речь. Интеральной ре­чью называют фрагменты неслышной речи, которые прого­вариваются вслух либо из-за трудности мыслительной зада­чи, либо из-за волнения, либо из-за яркости воображения своего будущего выступления и по другим причинам. На­пример, выполняя трудный чертеж, школьник помогает себе словами и некоторые из них (так..., теперь так..., хорошо.... Ну вот... Эх, не так!., балда! и т. п.) непроизвольно выгова­ривает.


304__________________________________________ Тема 12

Исследователь интеральной речи Иван Владимирович Страхов находит в ней пробы слов, вопросы самому себе, под­тверждение самому себе правильности своих действий, недо-говаривание фраз, переслаивание тематически разных выска­зываний, завершение начатой мысли после перерыва, грамма­тические неправильности, повторы и т. п.







Date: 2015-09-22; view: 477; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию