Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Текст как процесс и результат речевой деятельности. Текст создается в процессе речевой деятельности
Текст создается в процессе речевой деятельности. Созданный и зафиксированный текст (записанный на бумаге, на магнитофоне или видеопленке) является продуктом речевой деятельности и предметом изучения лингвистов. Именно из текста извлекается и именно на основе анализа текстов моделируется языковая система, в первую очередь ее лексикон. В сфере синтаксиса разграничить систему языка и речевую деятельность становится очень трудно. Каждый конкретный текст, каждое речевое действие — это всегда новое, творческое конструирование. Структурные схемы, как готовая арматура, заполняются словоформами как бетоном. И хотя «арматура» и «бетон» заложены как заготовки в мозгу человека, их сочетания и получаемые «изделия» всегда новы. Именно углубление в синтаксическую семантику позволило обнаружить в конкретных высказываниях такие особенности, которые не получают объяснения в традиционном синтаксисе. Это, прежде всего, актуальное членение высказывания и особенности порядка слов, анафоры, эпифоры, выбор активного или пассивного статуса субъекта мысли. Это и употребление ряда частиц и наречий, союзов и дейктических местоимений; это и использование высказываний, у которых отдельные позиции не заполнены словоформой, пропущены звенья в сложном предложении и т. п. Изучение текста как организованного семантически и структурно единства дает объяснение всем этим и им подобным явлениям. В любом предложении, извлеченном из текста, «запечатлены» модальные, временные, персональные, пространствен-но-дейктические и другие линии смысловой перспективы текста. Единство текста обеспечивается единством авторского намерения, непрерывностью денотативной, модальной, Текст как процесс и результат речевой деятельности_____ 331 временной, персональной и других линий смысловой перспективы. О. И. Москальская так определила основные положения теории текста. 1. Основной единицей речи, выражающей законченное 2. Текст — высшая единица синтаксического уровня языка. 3. Существуют общие принципы построения текстов раз 4. Текст должна изучать особая наука — лингвистика текста. Разностороннее изучения текста в наши дни позволяет видеть в этом объекте лингвистического изучения следующие свойства. 1. Структурная связность, связанность формальными средствами (когезия); Эти свойства изучает синтаксис текста. 1. Смысловая связность, связанность выражаемого в тексте содержания по смыслу, наличие концептуального единства (когерентность). Смысловая целостность обеспечивается иерархией темы и микротем в тексте. Общая тема — это смысловое ядро текста, концентрированное и обобщенное содержание текста. Частные темы раскрывают общую тему — это описания природы, внешности героев, отдельных событий, переживаний героев. Мельчайшие частные темы — это сверхфразовые единства (СФЕ). Внутри СФЕ каждое последующее предложение опирается в коммуникативном плане на предыдущее, продвигая высказывания от темы к реме. Образуется тема-рематическая цепочка, имеющая конечный характер и определяющая границы СФЕ. Могут быть использованы разные модели построения текста с последовательным тема-рематическим развертыванием: Т1→ Р1 → Т2 (=Р1) → Р2 → ТЗ (=Р2) → РЗ Волк рванулся влево, но слева оказался еще один охотник. Охотник выстрелил в упор. Тема 13 Со сквозной темой: Т1 ■> Р1 Ф Т1-»Р2 Ф Т1-»РЗ В ресторане было чисто, уютно. Он занимал левую часть зала. Правая нее часть зала предназначалась для бесед. Возможны и другие, комбинированные модели. В нормальном тексте структурная и смысловая связность должны присутствовать совместно, но в некоторых аномальных текстах (например, юмористических или в текстах людей, плохо владеющих связной речью, может присутствовать только один из этих видов связности. Ср. пример Виктории Владимировны Красных (из книги Я. Гашека о бравом солдате Швейке): Однако мне тоже, хочется, господа, задать вам одну загадку. Стоит четырехэтажный дом, в каждом этаже по восьми окон, на крыше два слуховых окна и две трубы, в каждом этаже по два квартиранта. А теперь скажите, господа, в каком году умерла у швейцара его бабушка? В этом тексте налицо структурная, формальная связность, но отсутствует связность семантическая, смысловая. Другой текст: Я... терять дорога... я хотеть... как это... просить идти ко мне... со мной... мне показывать...я хотеть смотреть... Красный площадь... пожалуйста... спасибо. В этом тексте налицо смысловая связность, но отсутствует связность структурная, структурно текст бессвязный. Эти характеристики изучает семантика текста. 3. Прагматическая пригодность, определяемая эффективностью воздействия на слушателя. Воздействие текста на слушателя определяется множеством факторов, которые изучает прагматика текста. Рассмотрим три основных раздела лингвистики текста подробнее. Текст как процесс и результат речевой деятельности_____ 333 Date: 2015-09-22; view: 972; Нарушение авторских прав |