Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст как процесс и результат речевой деятельности. Текст создается в процессе речевой деятельности





Текст создается в процессе речевой деятельности. Соз­данный и зафиксированный текст (записанный на бумаге, на магнитофоне или видеопленке) является продуктом речевой деятельности и предметом изучения лингвистов. Именно из текста извлекается и именно на основе анализа текстов моде­лируется языковая система, в первую очередь ее лексикон.

В сфере синтаксиса разграничить систему языка и рече­вую деятельность становится очень трудно. Каждый конкрет­ный текст, каждое речевое действие — это всегда новое, твор­ческое конструирование. Структурные схемы, как готовая ар­матура, заполняются словоформами как бетоном. И хотя «арматура» и «бетон» заложены как заготовки в мозгу челове­ка, их сочетания и получаемые «изделия» всегда новы. Именно углубление в синтаксическую семантику позволило обнару­жить в конкретных высказываниях такие особенности, кото­рые не получают объяснения в традиционном синтаксисе. Это, прежде всего, актуальное членение высказывания и особенно­сти порядка слов, анафоры, эпифоры, выбор активного или пассивного статуса субъекта мысли. Это и употребление ряда частиц и наречий, союзов и дейктических местоимений; это и использование высказываний, у которых отдельные позиции не заполнены словоформой, пропущены звенья в сложном предложении и т. п.

Изучение текста как организованного семантически и структурно единства дает объяснение всем этим и им подоб­ным явлениям.

В любом предложении, извлеченном из текста, «запечат­лены» модальные, временные, персональные, пространствен-но-дейктические и другие линии смысловой перспективы текста. Единство текста обеспечивается единством авторско­го намерения, непрерывностью денотативной, модальной,


Текст как процесс и результат речевой деятельности_____ 331

временной, персональной и других линий смысловой пер­спективы. О. И. Москальская так определила основные поло­жения теории текста.

1. Основной единицей речи, выражающей законченное
высказывание, является не предложение, а текст. Предложе­
ние-высказывание — лишь частный случай текста.

2. Текст — высшая единица синтаксического уровня языка.

3. Существуют общие принципы построения текстов раз­
ных видов, они относятся не к речи, а к системе языка (мы
убеждаем не так, как просим или информируем). Текст — еди­
ница не только речи, но и языка.

4. Текст должна изучать особая наука — лингвистика текста.

Разностороннее изучения текста в наши дни позволяет ви­деть в этом объекте лингвистического изучения следующие свойства.

1. Структурная связность, связанность формальными средствами (когезия);

Эти свойства изучает синтаксис текста.

1. Смысловая связность, связанность выражаемого в тек­сте содержания по смыслу, наличие концептуального единства (когерентность).

Смысловая целостность обеспечивается иерархией темы и микротем в тексте. Общая тема — это смысловое ядро текста, концентрированное и обобщенное содержание текста.

Частные темы раскрывают общую тему — это описания природы, внешности героев, отдельных событий, переживаний героев. Мельчайшие частные темы — это сверхфразовые един­ства (СФЕ).

Внутри СФЕ каждое последующее предложение опирается в коммуникативном плане на предыдущее, продвигая высказы­вания от темы к реме. Образуется тема-рематическая цепочка, имеющая конечный характер и определяющая границы СФЕ. Могут быть использованы разные модели построения текста с последовательным тема-рематическим развертыванием:

Т1→ Р1 → Т2 (=Р1) → Р2 → ТЗ (=Р2) → РЗ Волк рванулся влево, но слева оказался еще один охотник. Охотник выстрелил в упор.



Тема 13


Со сквозной темой: Т1 ■> Р1 Ф

Т1-»Р2 Ф

Т1-»РЗ

В ресторане было чисто, уютно. Он занимал левую часть зала. Правая нее часть зала предназначалась для бесед.

Возможны и другие, комбинированные модели.

В нормальном тексте структурная и смысловая связность должны присутствовать совместно, но в некоторых аномаль­ных текстах (например, юмористических или в текстах людей, плохо владеющих связной речью, может присутствовать толь­ко один из этих видов связности.

Ср. пример Виктории Владимировны Красных (из книги Я. Гашека о бравом солдате Швейке):

Однако мне тоже, хочется, господа, задать вам одну за­гадку. Стоит четырехэтажный дом, в каждом этаже по восьми окон, на крыше два слуховых окна и две трубы, в каж­дом этаже по два квартиранта. А теперь скажите, господа, в каком году умерла у швейцара его бабушка?

В этом тексте налицо структурная, формальная связность, но отсутствует связность семантическая, смысловая.

Другой текст: Я... терять дорога... я хотеть... как это... просить идти ко мне... со мной... мне показывать...я хотеть смотреть... Красный площадь... пожалуйста... спасибо.

В этом тексте налицо смысловая связность, но отсутствует связность структурная, структурно текст бессвязный. Эти ха­рактеристики изучает семантика текста.

3. Прагматическая пригодность, определяемая эффектив­ностью воздействия на слушателя.

Воздействие текста на слушателя определяется множест­вом факторов, которые изучает прагматика текста.

Рассмотрим три основных раздела лингвистики текста подробнее.


Текст как процесс и результат речевой деятельности_____ 333

Date: 2015-09-22; view: 915; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию