Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фазы порождения речи
С опорой на рассмотренные модели, с учетом исследований других лингвистов и психолингвистов, можно пред- Речевая деятельность ставить себе общую схему порождения речи следующим образом. Фаза мотивации Формируется мотивация к речевому высказыванию, связанная с необходимостью передать определенное содержание собеседнику, установить с ним контакт, выразить просьбу, пожелание, требование, некоторое эмоциональное отношение к собеседнику или ситуации и т. д. Фаза формирования речевой интенции Формируется общее намерение осуществить речевое высказывание. Это «чувствование задачи», «смутное желание» (Л. С. Выготский). Речевая интенция формируется под влиянием мотива (например, определенной потребности — узнать, который час), ситуации, вероятностного опыта (осторожнее, тут скользко, не упадите). Фаза внутреннего программирования Это наименее изученный и наиболее трудный для изучения этап. Сначала осуществляется выбор типа речи — аффективная (прямое эмоциональное выражение состояния — да ты что, да-да, черт возьми, конечно-конечно, что вы говорите!), устная диалогическая (планируется реакция на реплики собеседника и учет ситуации разговора), устная монологическая (планируется структурное оформление замысла), письменная монологическая (требуется четкое оформление замысла и структуры, планируется сознательная работа над текстом). Далее начинается собственно внутреннее программирование, которое осуществляется в единицах предметно-образного кода. Чувственным образам — единицам УПК, вычленяемым сознанием в связи с планируемым высказыванием {личностным смыслам по А. А. Леонтьеву), приписываются определенные смысловые признаки, которые выступают как внутренние 316__________________________________________________ Тема 12 предикации к данным образам — кот (ученый), женщина (красивая), картина (интересная), художник (талантливый), колдун (несет нечто), богатырь (является предметом перемещения). Слова, приведенные в скобках, выступают как предикаты к опорным образам-смыслам, выделенным курсивом. На этом этапе есть только субъективные личностные образы с некоторыми смысловыми признаками, но нет ни слов, ни частей речи, ни членов предложения. Следующим шагом является построение из сформированных образов-смыслов некоторой иерархии в сознании говорящего, вычленение темы, субтем и микротем. Фаза реализации программы Фаза реализации предполагает построение синтаксически и лексически полноценного высказывания. Сначала фаза реализации проходит нелинейный этап — перевод внутренней программы, созданной на предметно-образном коде, на объективный языковой код. Субъективные образы-смыслы заменяются набором семантических признаков будущих слов, которые ограничивают семантический класс слова, в рамках которого будут потом выбраны конкретные лексемы (из семантического поля, синонимического ряда и др.). Затем наступает линейный этап реализации. Сначала происходит процесс распределения семантических признаков, нагруженных на каждый образ-смысл, на несколько конкретных языковых единиц в структуре будущего высказывания. Так, смысл кот (ученый) распределяется на два слова — кот и ученый; смысл женщина (красивая) в зависимости от замысла может распределиться на две единицы — женщина и красивая, а может получить однословное обозначение — красавица, красотка. Потом наступает этап линейного распределения кодовых единиц в высказывании. Происходит формирование линейной схемы высказывания — схемы-плана расположения слов относительно друг друга в будущем высказывании. Иерархия образов-смыслов, сформированная на предыдущем этапе, выстраи- Речевая деятельность вается в линейную последовательность, намечается тема и рема высказывания. Линейная схема высказывания на этом этапе наполняется не конкретными членами предложения, а более абстрактными категориями пропозиции — деятель, действие, субъект действия, объект действия, признак, качество, действие и т. д. (А. Р. Лурия). И. Н. Горелов полагает, что на этом этапе также закладывается общая эмоциональность будущего высказывания, намечается его интонационная схема и ритмическая структура. Далее наступает этап лексико-синтаксической реализации программы. В соответствии с общим замыслом и программой слева направо по линейной схеме высказывания единицам кода приписывается: синтаксическая позиция в высказывании, конкретные морфологические характеристики (часть речи, время, число, падеж, род и т. д.), полный набор семантических признаков (из соответствующего семантического разряда лексики подбирается слово, максимально отвечающее своим значением сформированной программе), набор акустико-артикуляционных или графических признаков. Лексико-синтаксическая реализация программы предполагает постоянное прогнозирование дальнейшего развертывания высказывания и сопоставление данного прогноза с замыслом высказывания, ситуацией общения, контекстом. Если прогноз совпадает с замыслом и соответствует остальным условиям ситуации речи, то развертывание идет дальше. Если прогноз не подтверждается, то либо происходит трансформация развертываемой синтаксической структуры, либо процесс возвращается на первый этап и создается новая внутренняя программа. На этом же этапе к контролю подключается стилистический фильтр. Фаза моторной реализации Моторная зона коры головного мозга посылает импульсы к органам речи, и они осуществляют акустическую или графическую реализацию высказывания. Исследования Л. А. Чисто-вич показали, что артикуляция обусловлена двумя отдельными 318 Тема 12 системами головного мозга — одна указывает, когда совершать движения, другая перечисляет, какие движения надо совершать. Слуховой аппарат контролирует правильность произнесения и вносит необходимые коррективы. Механизм порождения речи носит в значительной степени неосознаваемый характер (А. А. Залевская). Надо также иметь в виду, что деление процесса порождения высказывания на отдельные этапы условно — экспериментальные исследования показывают, что реально все эти этапы в сознании человека реализуются практически одновременно. Однако эти же исследования показывают, что на каждом из этих этапов возможны ошибки и нарушения, а, следовательно, данные этапы объективно существуют в языковом сознании человека. Опора на эту схему хорошо помогает при организации занятий по иностранному языку. Учащийся будет активно участвовать в разговоре, если у него есть мотив для говорения, например желание рассказать о только что увиденном или услышанном событии, кинофильме, прочитанной заметке, книге. Говорение пойдет успешно, если преподаватель оперативно подкрепит это желание необходимой лексикой. Зная основные типы грамматических конструкций и пользуясь подобранными для него словами, учащийся при наличии мотива и речевой интенции охотно начнет излагать волнующий его вопрос на изучаемом языке. Date: 2015-09-22; view: 1445; Нарушение авторских прав |