Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семантика текста
Семантика текста занимается так называемыми пресуппозициями, т. е. теми знаниями, известными говорящему и слушающему, которые делают текст осмысленным и понятным. Согласование текста с пресуппозицией обязательно для того, чтобы текст воспринимался как уместный, нужный и эффективный. Представьте, что вы услышали такое сообщение: Сергей Васильев — учитель русского языка, и он не умеет читать и писать. Это сообщение вызовет полное недоумение. Что хотел сказать говорящий? Может быть, ошибся? Или речь идет о чем-то необычном: обмане, болезни? Недоумение объясняется тем, что в сообщении нарушена пресуппозиция: все знают, что учитель не может не уметь читать и писать. За высказыванием Петр знает, что Павел глуп стоит пресуппозиция Павел глуп. За высказыванием Петр говорит, что Павел глуп такой пресуппозиции нет. Высказывание Сын выше отца не содержит пресуппозиции, что и сын, и отец высокого роста. Высказывание Сын ленивее отца основано на пресуппозиции, что и отец, и сын ленивы. Глаголы и другие предикативы в зависимости от способности пропускать или не пропускать ту или иную пресуппозицию, делятся на классы. Текст как процесс и результат речевой деятельности_____ 337 Например, каузативный глагол просить не пропускает пресуппозицию о реальности /нереальности объекта действия: Шашкин просит показать ему живого мамонта. Просить ведь можно и о вещах нереальных и невыполнимых. Глагол знать пропускает пресуппозицию об истинности объекта. Так, в пресуппозиции высказывания Все знают, что 9 Мая — День Победы содержится истинное знание. Различаются пресуппозиции общие (знание языка, возможность слышать голос говорящего и отвечать ему и т. п.) и пресуппозиции лингвистические (знание правил употребления слов, порядка слов, умение использовать синтаксические структуры, интонации и т. п.). Благодаря пресуппозиции говорящие могут не выражать словами все звенья умозаключений, оставляя часть из них «за текстом»: — Очень хочется есть. — За углом есть столовая. Смысл этого диалога понятен, поскольку говорящие знают, что в столовой можно поесть. Существование пресуппозиций объясняет распределение информации, содержащейся в тексте, на данное (известное) и новое (ранее не известное). Данное может быть известно эмпирически, из жизненного опыта; оно может быть известно из ситуации речи или из контекста. Обозначение данного всегда обладает пресуппозицией. Данное — это информация, которая содержится в сознании говорящих к моменту создания высказывания. Данное и новое не сигнализируются формальными средствами, хотя за данным более или менее стабильно закреплены личные местоимения третьего лица и собственные имена. Наличие данного и нового не обязательно для каждого высказывания. С темой и ремой данное и новое регулярно не соотносятся. В устной речи новое может получать акцентное выделение, которое, как показали исследования Татьяны Михайловны Николаевой, появляется независимо от фразового ударения, имеющегося в каждом высказывании. Акцентное выделение часто поддерживается частицами, которые приписывают к сказанному некоторые имплицитные, но понятные всем смыслы. Ср.: Спаслись только трое; Я ведь неплохо бегала в молодости, где частица только вносит информацию о 338___________________________________________ Тема 13 том, что бедствие потерпело много, более трех человек, а частица ведь намекает на то, что сообщаемый факт всем известен. Учение о пресуппозиции находит полное соответствие в философских концепиях. То, что лингвисты называют пресуппозицией, философы определяют как контекст мнения или концептуальную систему говорящих. Р. И. Павиленис пишет, что любое утверждение о мире предполагает определенный контекст мнения в рамках концептуальной системы говорящего, а словесное выражение высказываний следует рассматривать как метки на непрерывном пространстве смысла. Иначе говоря, высказываниями передается лишь направление в смысловом пространстве, подобно тому, как оно указывается метками в пространстве реальном. Выражение и восприятие смысла текста обеспечивается наличием концептуальной системы (пресуппозиций) в знаниях говорящих. Очень существенна в связном тексте роль лексических повторов, обеспечивающих денотативное единство текста. Ср., например, роль повторов слов кометы, Солнце, астрономы, орбиты и их эквивалентов светило, они, специалисты в тексте «Гибель комет»: За последние триста лет астрономы зарегистрировали девять комет, орбиты которых проходили в непосредственной близости от Солнца. Тем не менее все они благополучно проследовали мимо нашего светила. Однако за последние три года с помощью специальной фотокамеры, установленной на спутнике, американским астрономам удалось сфотографировать три кометы, двигавшиеся по околосолнечным орбитам, которые затем исчезли. По мнению специалистов, это говорит о том, что размеры комет были недостаточны для преодоления притяжения Солнца, и они или упали на его поверхность, или сгорели в непосредственной близости от нашего светила. Изучение семантики текста должно существенно обогатить понимание механизмов текстобразования. Date: 2015-09-22; view: 1268; Нарушение авторских прав |