Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семантика текста





Семантика текста занимается так называемыми пресуппо­зициями, т. е. теми знаниями, известными говорящему и слу­шающему, которые делают текст осмысленным и понятным. Согласование текста с пресуппозицией обязательно для того, чтобы текст воспринимался как уместный, нужный и эффек­тивный. Представьте, что вы услышали такое сообщение: Сер­гей Васильевучитель русского языка, и он не умеет читать и писать. Это сообщение вызовет полное недоумение. Что хо­тел сказать говорящий? Может быть, ошибся? Или речь идет о чем-то необычном: обмане, болезни? Недоумение объясняется тем, что в сообщении нарушена пресуппозиция: все знают, что учитель не может не уметь читать и писать.

За высказыванием Петр знает, что Павел глуп стоит пре­суппозиция Павел глуп. За высказыванием Петр говорит, что Павел глуп такой пресуппозиции нет. Высказывание Сын выше отца не содержит пресуппозиции, что и сын, и отец высокого роста. Высказывание Сын ленивее отца основано на пресуппо­зиции, что и отец, и сын ленивы. Глаголы и другие предикати­вы в зависимости от способности пропускать или не пропус­кать ту или иную пресуппозицию, делятся на классы.


Текст как процесс и результат речевой деятельности_____ 337

Например, каузативный глагол просить не пропускает пресуппозицию о реальности /нереальности объекта действия: Шашкин просит показать ему живого мамонта. Просить ведь можно и о вещах нереальных и невыполнимых. Глагол знать пропускает пресуппозицию об истинности объекта. Так, в пресуппозиции высказывания Все знают, что 9 МаяДень Победы содержится истинное знание.

Различаются пресуппозиции общие (знание языка, воз­можность слышать голос говорящего и отвечать ему и т. п.) и пресуппозиции лингвистические (знание правил употребления слов, порядка слов, умение использовать синтаксические структуры, интонации и т. п.).

Благодаря пресуппозиции говорящие могут не выражать слова­ми все звенья умозаключений, оставляя часть из них «за текстом»:

— Очень хочется есть.

— За углом есть столовая.

Смысл этого диалога понятен, поскольку говорящие зна­ют, что в столовой можно поесть.

Существование пресуппозиций объясняет распределение информации, содержащейся в тексте, на данное (известное) и новое (ранее не известное). Данное может быть известно эм­пирически, из жизненного опыта; оно может быть известно из ситуации речи или из контекста. Обозначение данного всегда обладает пресуппозицией. Данное — это информация, которая содержится в сознании говорящих к моменту создания выска­зывания. Данное и новое не сигнализируются формальными средствами, хотя за данным более или менее стабильно закре­плены личные местоимения третьего лица и собственные име­на. Наличие данного и нового не обязательно для каждого вы­сказывания. С темой и ремой данное и новое регулярно не со­относятся. В устной речи новое может получать акцентное выделение, которое, как показали исследования Татьяны Ми­хайловны Николаевой, появляется независимо от фразового ударения, имеющегося в каждом высказывании. Акцентное выделение часто поддерживается частицами, которые припи­сывают к сказанному некоторые имплицитные, но понятные всем смыслы. Ср.: Спаслись только трое; Я ведь неплохо бега­ла в молодости, где частица только вносит информацию о


338___________________________________________ Тема 13

том, что бедствие потерпело много, более трех человек, а час­тица ведь намекает на то, что сообщаемый факт всем известен.

Учение о пресуппозиции находит полное соответствие в философских концепиях. То, что лингвисты называют пресуп­позицией, философы определяют как контекст мнения или концептуальную систему говорящих. Р. И. Павиленис пишет, что любое утверждение о мире предполагает определенный контекст мнения в рамках концептуальной системы говоряще­го, а словесное выражение высказываний следует рассматри­вать как метки на непрерывном пространстве смысла. Иначе говоря, высказываниями передается лишь направление в смы­словом пространстве, подобно тому, как оно указывается мет­ками в пространстве реальном. Выражение и восприятие смысла текста обеспечивается наличием концептуальной сис­темы (пресуппозиций) в знаниях говорящих.

Очень существенна в связном тексте роль лексических повторов, обеспечивающих денотативное единство текста. Ср., например, роль повторов слов кометы, Солнце, астрономы, орбиты и их эквивалентов светило, они, специалисты в тексте «Гибель комет»:

За последние триста лет астрономы зарегистрировали девять комет, орбиты которых проходили в непосредственной близости от Солнца. Тем не менее все они благополучно просле­довали мимо нашего светила. Однако за последние три года с помощью специальной фотокамеры, установленной на спутни­ке, американским астрономам удалось сфотографировать три кометы, двигавшиеся по околосолнечным орбитам, которые затем исчезли. По мнению специалистов, это говорит о том, что размеры комет были недостаточны для преодоления при­тяжения Солнца, и они или упали на его поверхность, или сго­рели в непосредственной близости от нашего светила.

Изучение семантики текста должно существенно обога­тить понимание механизмов текстобразования.







Date: 2015-09-22; view: 1268; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию