Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и типология политических конфликтов
Слово конфликт происходит от латинского глагола «conflictus», который в переводе на русский язык означает столкновение, противостояние, противоборство. У конфликта имеется множество определений, которые дают этому важному в жизни человека и общества явлению представители различных наук. В психологии под конфликтом понимают «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия». В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе, которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций. Нас больше интересуют социально-политические конфликты. Социолог и политолог Льюис Козер даёт им следующее определение: «Социальный конфликт – это борьба за ценности, статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников». Российский политолог Тощенко Ж.Т. предлагает следующее определение политического конфликта: «Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон». Легко заметить общее во всех этих определениях конфликта фиксируется участие в нём как минимум двух сторон (это могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, страны и группы стран), обладающие различающимися или даже противоположными интересами, как правило, проявляющимися в притязании на материальные, властные или статусные ресурсы. Политические конфликты являются разновидностью социальных конфликтов. Их специфика состоит в том, что политический конфликт разгорается из-за власти. Одни борются за власть, а другие её пытаются сохранить за собой. Однако разделение социальных и политических конфликтов весьма условно, поскольку борьба за власть не исключает, а предполагает борьбу и за доступ к материальным благам, высокому престижу и статусу. Поэтому политические и социальные конфликты мы будем понимать как синонимы в том смысле, что все политические конфликты являются социальными, однако не все социальные конфликты можно принять за политические. Отношение различных учёных к конфликтам в жизни человека определялось их пониманием природы самого человека. В социальной науке разработаны две концепции человека Первая традиция, восходящая к Платону и Аристотелю, Гегелю и Парсонсу, трактует Homo sapiens как человека политического (сотрудничающего). На основе этой философской традиции возник структурно-функциональная трактовка социально-политического конфликта. В рамках этого подхода социальной конфликт воспринимается в качестве ненормального и вредного для общества явления, как признак социальной болезни. Ради обеспечения стабильности общества с социальными конфликтами необходимо бороться и устранять их из сферы нормальных социальных отношений. Средства борьбы с социальными конфликтами: - удовлетворение потребностей большинства населения - эффективное воспитание членов общества - обеспечение совпадения индивидуальных и общественных интересов - эффективное противодействие радикализму и экстремизму Такой подход получил название « теории порядка » (Т.Парсонс). Другая концепция, которая нас интересует больше, учитывая тему лекции, воспринимает Homo sapiens как человека враждующего с себе подобными, в полном соответствии с латинской формулой: «homo homini lupus est». Такой подход в середине ХХ века оформился в « теорию конфликта » (Л. Козер). Философской основой этого подхода стали взгляды английского мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679), который охарактеризовал взаимоотношения людей как «войну всех против всех». Схема рассуждений Т.Гоббса такова. Бог создал всех равными. Но именно это является основой конфликта, поскольку «из равенства способностей возникает равенство надежд... Вот почему, если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами. На пути к достижению их целей... они стараются погубить или покорить друг друга» («Левиафан». С. 94). Т. Гоббс выделял три основные причины конфликта: соперничество, недоверие, жажда славы. Чтобы избежать самоуничтожения, люди вынуждены заключать Договор, лежащий в основе возникновения государства. Государство оказывается охранителем людей от них же самих. Некоторые учёные исходили из идеи об инстинктивной основе межиндивидуальных и социальных конфликтов. Так, например, видный социолог Г. Зиммель (1858-1918) в работе с характерным названием «Человек как враг» говорил об априорном инстинкте борьбы, а ещё более известный Зигмунд Фрейд основывал все человеческие бессознательные мотивации на двух потребностях: на агрессии и на влечении к продолжению рода. На этой основе произошло становление позитивной конфликтологии – науки о конфликтах, в том числе и о политических. Конфликт в рамках этой науки понимается как один из видов социального взаимодействия, наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией. Конфликт – один из важнейших факторов социального развития. Уже упомянутый нами Г.Зиммель – родоначальник специальной теории конфликта – считал социальные конфликты чрезвычайно полезными для общества, поскольку не дают социальному организму закоснеть, открывают дорогу инновациям и, таким образом, способствуют его развитию. Особенно важна борьба (в виде конкуренции) в сфере экономики, где она специально поддерживается как перманентное состояние, стимулирующее снижение цен и качество продукции. Русский учёный В. М. Бехтерев (1857-1927), равно как и основатель социологической школы инстинктивизма У. Мак-Дуголл (1871-1938), считали, что наряду с законом тяготения и сотрудничества, общественная жизнь подчиняется и закону отталкивания и борьбы. Ни одно общество, по их мнению, не может избегнуть ни конкуренции, ни соперничества, ни борьбы, Но в этом-то и заключается залог его развития. Другая социологическая школа, исходящая из принципа социальной борьбы – социал-дарвинизм в лице её основателя Г. Спенсера (1820-1903) – полагала, что благодаря конфликтам осуществляется тот социальный отбор, который дает развиваться социально полезным учреждениям, и устраняет из социального обихода нежизнеспособные социальные институты. Итак, социальные (включая и политические) конфликты не только неизбежны, но и полезны для общества. Если подавлять конфликты, то это может привести или к революциям и бунтам, или к застою. Дело в том, что сама социальная борьба не подавляется. Подавить можно лишь её наиболее открытые, честные формы. Сама же борьба за власть и ресурсы будет продолжаться, но уже в форме тайных интриг, что, как правило, ведет к победе «худших», а не «лучших». Если социальные конфликты рационально улаживать, то общество, скорее всего, будет развиваться по логике эволюционного развития, на основе главенства «лучших» – победителей в честной борьбе. Современные концепции социально-политического конфликта характеризуются следующими общими чертами. Во-первых, противоположность интересов правящих и управляемых является неизбежной. Во-вторых, конфликт признаётся нормальным социальным явлением. Один из представителей современной конфликтологической парадигмы Р. Дарендорф (род. 1929 г.) уверен в том, что не наличие, а отсутствие конфликтов является чем-то удивительным и ненормальным. Повод к подозрительности, по его мнению, возникает тогда, когда обнаруживается общество или организация, в которых не видно проявлений конфликта. Конфликтологический подход призывает не бороться с конфликтами уже хотя бы потому, что борьба с конфликтами бесполезна. Боле того, социальные конфликты полезны, т.к. способствуют развитию общества. Поэтому ради обеспечения динамики развития общества социальные конфликты можно и нужно регулировать, направлять в полезное русло и даже искусственно моделировать их (в виде соревнования на предприятии, конкуренции на рынке, конкурсов проектов в науке). Социально-политический конфликт выполняет важные позитивные функции. – Конфликты стимулируют динамику общественного прогресса; – Конфликты с внешними врагами помогают сплотиться социальной организации и обществу в целом. – Конфликт способствует социальной самоидентификации. Люди осознают себя в качестве отдельного социума (группы, класса, нации) лишь противопоставляя себя другим группам, классам и нациям. – Уже упоминавшийся нами основатель теории конфликта Л.Козер считал конфликты залогом единства и стабильности общества. Его аргументация такова: чем больше в обществе различных конфликтов, тем более сложным является это общество, тем сложнее его разделить. Чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем стабильнее общество (по аналогии с броуновским движением микрочастиц). – Конфликт служит выражением неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. – Конфликт способен, как это ни парадоксально звучит, улучшить морально-психологический климат в обществе, коллективе. Как выразился М. Вебер, «конфликт очищает». – Конфликт является сильнейшим катализатором трудовой или иной деятельности. Чтобы убедиться в этом, стоит сравнить, как проходит семинар по одной и той же теме в обычных условиях и в формате дискуссии, которую можно считать разновидностью управляемого конфликта. – Компенсаторная функция конфликта проявляется в том, что конфликт (в том случае, если он не затрагивает важных интересов) способен отвлечь человека или целое общество от реальных насущных проблем. Серьёзные политологи уверены в том, что незатухающий кризис в Чечне необходим правящей элите России для того, чтобы компенсировать революционную энергию обездоленных масс. Обратим внимание на основные признаки конфликта. Date: 2015-09-22; view: 460; Нарушение авторских прав |