Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация технического контроля на предприятии





 

8.1.Качество продукции (работ, услуг): понятие, показатели. Классификация и методы контроля качества. Учет брака.

Конечной целью любого производства является создание конкурентоспособного товара. Конкурентоспособность товара означает его способность быть более привлекательным для потребителя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам. К факторам, определяющим конкурентоспособность, относят цену продукции, затраты в сфере её потребления или эксплуатации за нормативный срок службы и качество сервиса продукции. Но основным фактором достижения конкурентоспособности является качество продукции. На наш взгляд, наиболее точное определение понятия «качество продукции» дано в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Термины и определения». В нем кроме определения приведены разъяснения свойств, показателей и уровня качества продукции. Согласно этому стандарту качество продукции — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Под свойством продукции понимается объективная особенность последней, проявляющаяся при ее производстве, эксплуатации или потреблении. В этой связи необходимо различать производственные и потребительские свойства продукции. К производственным относится вся без исключения совокупность свойств продукции, создаваемых в процессе производства. Это потенциальное качество. Потребительские свойства и характеристики продукции определяют лишь ту совокупность показателей, которая относится к числу наиболее важных и значимых для потребителя. Уровень качества - это относительная характеристика качества основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой за базу для сравнения.

Наряду с уровнем качества определяется технический уровень продукции. Оценка последнего обычно проводится при разработке новых или аттестации серийно выпускаемых изделий по номенклатуре технических показателей.



Качество продукцииэто совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

В общей совокупности показателей качества продукции выделяют единичные и комплексные показатели, характеризующие её свойства, а так же обобщающие показатели, выражающие уровень её качества. При этом единичные и комплексные показатели применяются для определения конкретных заданий по улучшению качества с учетом особенностей выпускаемых видов продукции и характера её производства. Они используются в работе конструкторов и технологов при создании и освоении новых и модернизации ранее освоенных изделий, при техническом контроле их производства и других целях. Обобщающие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от её вида и назначения. К ним, в частности, могут относиться объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивных, высокоэффективных изделий в общем выпуске продукции данной группы, а так же величина экономического эффекта от использования продукции повышенного качества. Обобщающие показатели качества используются в планах предприятий. По уровню этих показателей можно судить о качестве выпускаемой продукции в целом на предприятии и отрасли.

Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицироватьпо следующим признакам:

1) По количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные показатели);

2) По отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и другие);

3) По стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные показатели);

4) По методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные показатели);

5) По характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные показатели);

6) По способу выражения (размерные показатели и показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например баллами, процентами).

При оценкетехнического уровня и качества продукциииспользуются следующиеосновные группы показателей качества:

1) Показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обусловливающие область её применения;

2) Показатели надежности и долговечности, характеризующие свойства надежности и долговечности изделий в конкретных условиях их использования;

3) Показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;

4) Экономические показатели, отражающие затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию, а также экономическую эффективность эксплуатации;

5) Показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизованных изделий и уровень унификации составных частей изделия;



6) Эргономические показатели, характеризующие систему человек – изделие – среда и учитывающие комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;

7) Эстетические показатели, характеризующие такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю;

8) Патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а так же его патентную чистоту;

9) Экологические показатели;

10) Показатели транспортабельности;

11) Показатели безопасности.

Под управлением качеством продукциипонимают действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.

Функции управления качеством:

1. прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;

2. планирование повышения качества продукции;

3. нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;

4. разработка и постановка продукции на производство;

5. технологическая подготовка производства;

6. организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья и комплектующих изделий, предприятиями –изготовителями и потребителями продукции.

7. контроль качества и испытания продукции;

8. профилактика брака в производстве;

9. внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей;

10. сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;

11. стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;

12. внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;

13. технико-экономический анализ изменения качества продукции;

14. правовое обеспечение управления качеством продукции;

15. информационное обеспечение управления качеством продукции;

16. материально-техническое обеспечение качества продукции;

17. метрологическое обеспечение качества продукции;

18. специальная подготовка и повышение квалификации кадров;

19. организационное, технологическое, финансовое обеспечение управлением качества продукции;

Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль качества и профилактика брака.Именно в процессе контроля осуществляется сопоставление фактически достигнутых результатов функционирования системы с запланированными.

Система контроля качества продукциипредставляет собойсовокупность взаимосвязанных субъектов и объектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Для существенного улучшения результатов деятельности по контролю качества продукции необходима концентрация усилий работников контрольных служб на обеспечении:

· контроля качества продукции на этапе её разработки;

· нормоконтроля конструкторской, технологической и другой документации на осваиваемые и модернизируемые изделия;

· входного контроля качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий;

· контроля соблюдения технологической дисциплины непосредственно исполнителями производственных операций;

· самоконтроля основных производственных рабочих, бригад, участков, цехов и других подразделений предприятия.

Правильное использование перечисленных видов контроля способствует значительному повышению его активного воздействия процесс формирования качества изделий, поскольку осуществляется не пассивная фиксация брака в производстве, а профилактика его возникновения.

Технический контроль представляет собой комплекс выполняемых в установленном порядке контрольных операций по проверке соответствия их установленным техническим требованиям на всех стадиях производства. Изделия, удовлетворяющие всем установленным требованиям чертежей, технических условий и стандартов, считаются годными. Изделия, передачу которых потребителю не допускают из-за наличия дефектов, относятся к браку. Изделия, имеющие устранимые дефекты, относятся к исправимому браку, а неисправимые дефекты - к неисправимому браку. Брак приводит к перерасходу материалов, энергии, топлива, к повышению себестоимости, к снижению производительности труда и уровня использования производственных возможностей цехов и заводов.

Объектами технического контроля являются изделия, материалы для их изготовления, входящие в них элементы, процессы их создания, применения, транспортирования, хранения, технического обслуживания и ремонта, а так же соответствующая документация. Объекты технического контроля определяют исходя из совокупности факторов, влияющих на качество на всех стадиях производства.

На заводах применяют следующие виды технического контроля:

1. производственный – на специально оборудованных стационарных пунктах; экономически целесообразен при контроле большого количества одинаковых объектов и при включении контрольных пунктов в поточные линии;

2. летучий – проводимый в случайное время; предназначается для периодической проверки качества продукции на рабочих местах в целях предупреждения брака;

3. сплошной – это контроль каждой единицы продукции, применяемый в случае ненадежности качества поступающих на предприятие материалов, полуфабрикатов, заготовок, а так же для оценки качества продукции перед финишными дорогими и сложными операциями и перед выпуском их в готовом виде;

4. выборочный – при котором решение о качестве продукции принимается по результатам проверки одной или нескольких выборок (проб) из партии или потока;

5. визуальный – это контроль, осуществляемый зрительно, без применения измерительных приборов;

6. измерительный – контроль осуществляется с применением средств измерения размеров и геометрической формы изготавливаемой продукции;

7. входной – контроль продукции поставщиков;

8. операционный – контроль элементов или процесса во время его выполнения или после завершения;

9. приемочный контроль продукции, по результатам которого принимаются решения о её пригодности к поставкам или исполнению.

Для выявления дефектов и установления соответствия качества требованиям нормативной документации применяют методы контроля:

· разрушающие методы контроля;

· неразрушающие методы;

· методы испытания.

Разрушающие методы контроля – это механические испытания металла на контрольных образцах и образцах для определения временного сопротивления разрыву, предела прочности, предела текучести и т. д.

Неразрушающие методы контроля нашли широкое применение при оценке качества изделий в заводских и монтажных условиях. Различают следующий контроль без разрушения изделий:

§ внешний осмотр;

§ проверка плотности (герметичности);

§ просвечивание рентгеновскими и гамма-лучами;

§ магнитографический;

§ ультразвуковой;

§ люминесцентный;

§ цветной.

Внешним осмотром проверяют состояние изделий до начала, в процессе и после работы.

Проверке на прочность, герметичностьподвергаются сосуды, трубопроводы, резервуары, предназначаемые для хранения жидкостей и газов, работающих под давлением. Проверка прочности, герметичности осуществляется следующими способами: испытание керосином, воздухом, вакуумированием, гидравлическими испытаниями и газоэлектрическими течеискателями.

Физические методы контролябез разрушения – это просвечивание рентгеновскими и гамма – лучами, магнитный и ультразвуковой контроль. Решение о целесообразности применения одного из этих методов контроля должно быть принято на основе экономических расчетов. Предпочтение отдается тому методу, затраты на осуществление которого, окупаются полученной экономией от его применения за короткий срок.

Магнитографический контроль– это широко применяемая разновидность магнитного метода неразрушающего контроля. Предназначается в основном для сварных стыков листовых конструкций и трубопроводов при толщине основного металла 2-18 мм.

Ультразвуковой контроль используют для выявления непроваров, пор, шлаковых включений, трещин и других дефектов в сварных швах толщиной до 300 мм изделий из черных, цветных металлов и сплавов. Благодаря разработанной системе оценке дефектов ультразвуковой контроль применяют в качестве самостоятельного метода. А так же в сочетании с рентгеновским контролем и гамма – лучами.

Полный охват объектов сплошным контролем в массовом и серийном производстве не всегда возможен по техническим и экономическим соображениям. Так доставка большого количества сварных элементов к специально оборудованным пунктам при контроле рентгеновскими и гамма лучами затруднена из-за перегрузки транспортных средств сварочных цехов. Кроме того, сплошной контроль требует значительных затрат времени на контрольные и транспортные операции, что приводит к увеличению трудоемкости сварных конструкций, цикла их изготовления и затрат на контрольные операции. В связи с этим сплошной контроль заменяют выборочным. В условиях массового и крупносерийного производства, отличающегося стабильностью номенклатуры изделий, однородностью их качества, постоянством технологических режимов и условий производства, возможно применение статистических методов управления качеством продукции.

Статистические методы основываются на закономерностях теории вероятности и математической статистики. Эти методы позволяют оценить качество всей изготавливаемой партии объектов путем проверки некоторого их количества, составляющего выборку или пробу. В результате уменьшается объем контрольных работ, численность контролеров и себестоимость изделий. Заготовки и изделия поступают на контроль с оформленной сопроводительной документацией в виде рабочего наряда или сменного задания. Если контролером обнаружен брак, то в сопроводительных документах указывается количество принятых и количество забракованных объектов. Неисправимый брак изымается из производства и сдается на склад бракованной продукции. Исправимый брак фиксируется контролером и направляется для исправления рабочему или бригаде. На производстве существует понятие «сдача продукции с первого предъявления».

Учет и анализ брака соединений производится по данным о дефектах отдельных деталей, узлов и изделий в целом. Качество этих объектов анализируется по видам продукции, отдельным заказам, участкам, цехам. Учет брака на заводе производится ОТК, анализ брака по ежемесячным отчетам о браке и разработка мероприятий по повышению качества возлагаются на отдел главного технолога.

Система и порядок учета брака зависят прежде всего от типа производства. В цехах единичного и мелкосерийного производства работа задается по нарядам, которые по окончанию работы ежедневно передаются в бухгалтерию с подписями мастера и контролера. При этой системе первичным документом учета и анализа брака является «Акт о браке» либо «Извещение о браке», в котором указываются характер, причины и виновники брака. При серийном и массовом производстве учет и анализ брака производится по сменным рапортам. Составляемым контролером. При всех типах производства сварных конструкций учет и анализ брака базируется на его классификации по видам, причинам и виновникам, оформляемой в виде классификатора брака.Классификатор бракаиспользуется контролерами и производственным персоналом в качестве руководящего материала, упрощающего оформление брака и являющегося основой механизации его учета с использованием компьютеров.






Date: 2015-09-27; view: 358; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию