Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сертификация производства. Сертификация продукции





В условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сегмент можно, только предоставив потенциальным потребителям достоверную информацию о качестве товара. Исходя из необходимости обеспечения потребителя объективной и достоверной информацией о качестве, стал распространяться такой вид контроля, как сертификация.

Сертификация – деятельность третьей стороны, независимой от изготовителя (или продавца) и потребителя продукции, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация базируется на следующих основных принципах:

1. обеспечение государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о её качестве;

2. добровольность либо обязательность;

3. объективность, т. е. независимость от изготовителя и потребителя;

4. достоверность, т. е. использование профессиональной испытательной базы;

5. исключение дискриминации в сертификации продукции отечественных и зарубежных изготовителей;

6. предоставление изготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории;

7. установление ответственности участников сертификации;

8. правовое и техническое обеспечение, а так же многофункциональность использования результатов сертификации (сертификатов и знаков соответствия) изготовителем, торговлей, потребителем, органами надзора, таможней, страховыми организациями, биржами, аукционами, арбитражем, судом;

9. открытость информации о положительных результатах сертификации продукции или о прекращении действия сертификата;

10. разнообразие форм и методов проведения сертификации продукции с учетом её специфики, характера производства и потребления.

Организация сертификации включает две стадии:

- обеспечение и реализация условий для создания производства продукции, подлежащей сертификации;

- организация и проведение сертификации продукции, как подтверждение её соответствия требованиям нормативно-технической документации.

Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России регламентируются Законом РФ «О сертификации продукции и услуг», отвечающего международным нормам в этой области. Организация и контроль работ по сертификации осуществляется Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. Методическое руководство этой работой осуществляет ВНИИ сертификации.



Согласно этому закону приняты следующие определения:

сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, принятым в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции определенным требованиям.

Орган по сертификации – это организация, которая проводит сертификацию и несет ответственность за её результаты. Но он обязательно должен пройти аккредитацию, т. е. получить официальные полномочия на осуществление деятельности по сертификации.

Заявители – предприятия, организации, граждане, обратившиеся с заявкой на проведение сертификации конкретного типа или марки продукции.

Сертификационные центры – это органы, проводящие сертификацию продукции очень узкой номенклатуры.

Испытательные лаборатории – это производственные подразделения, непосредственно осуществляющие испытания, проверку и сопоставление их результатов.

Важную роль во всех системах сертификации играют эксперты-аудиторы, которые проходят специальную подготовку и затем аттестуются на право проведения определенных видов работ в области сертификации.

В Госстандарте России организована государственная регистрация систем обязательной и добровольной сертификации и знаков соответствия. В соответствии с законодательством о введении обязательной сертификации разработаны и зарегистрированы Госстандартом России в государственном реестре такие отраслевые системы сертификации, как

§ Система сертификации «ГОСТ Р» . Она охватывает большую номенклатуру продукции общепромышленного назначения. Организует сертификацию Госстандарт России.

§ Система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации. Организует сертификацию Межгосударственный авиационный комитет.

§ Система сертификации «Электросвязь». Организует сертификацию Министерство связи РФ.

С целью признания российских сертификатов и преодоления барьеров в торговле Россия вошла в целый ряд международных систем сертификации, таких как

· система испытаний электрооборудования на соответствие стандартам безопасности (МЭК);

· система сертификации легковых, грузовых автомобилей, автобусов и других транспортных средств (ЕЭК ООН);

· система сертификации ручного огнестрельного оружия и патронов и .т.д.

Сердцевиной любой системы сертификации является способ, метод проверки соответствия продукции заданным требованиям, который называется схемой сертификации.

Порядок проведения сертификации, описание возможных схем сертификации, условий и особенностей их применения содержится в следующих нормативных документах:



«Порядок проведения сертификации продукции в РФ», утвержденный постановлением № 15 Госстандарта России от 21 сентября 1994 года, изменение № 1 «Порядка проведения сертификации продукции в РФ», утвержденный постановлением № 15 Госстандарта РФ от 25 июня 1996 года и «Правила сертификации работ и услуг в РФ», утвержденные постановлением № 17 Госстандарта России от 5 августа 1997 года.

Создание системы качества, обеспечение её устойчивого функционирования, проведение сертификации – сложный процесс, требующий определенных усилий, времени и затрат, в том числе финансовых. Сертификация систем качества осуществляется третьей стороной. В качестве нормативной модели принимаются, как правило, нормы стандартов ИСО серии 9000.

Программа работ по доведению действующей на предприятии системы качества до уровня соответствия требованиям международных стандартов ИСО серии 9000включает следующие этапы:

· Организация работ по совершенствованию действующей на предприятии системы качества. Задача данного этапа заключается в обеспечении наиболее полного и эффективного взаимодействия всех исполнителей и соискателей, вовлеченных в работы по созданию и внедрению системы качества на предприятии.

· Обследование производства конкретной продукции. Анализ нормативно-технической документации по качеству. Задача данного этапа состоит в определении практической реализации задач системы качества на основе выполнения требований международных стандартов ИСО 9000, а так же в выявлении узких мест в производстве продукции и установлении степени их влияния на стабильность качества данной продукции.

· Разработка элементов системы качества. Данный этап предусматривает формирование документальной части системы качества.

· Практическая отработка элементов системы качества. Задачей данного этапа является организация работ по внедрению документов системы качества и создание необходимых (с точки зрения системы качества) предпосылок стабильного изготовления продукции в соответствии с установленными требованиями.

· Подготовка системы качества к сертификации. Заключительным этапом работ по созданию системы качества на основе международных стандартов ИСО 9000 является её сертификация на соответствие требованиям этим стандартам.

Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. По правовому статусу выделяются обязательные, добровольные и самостоятельные системы сертификации.

Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» определены следующие формы контроля со стороны государственных органов: 1) государственный контроль и надзор; 2) инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; 3) государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и обеспечения единства измерений.

Порядком проведения сертификации устанавливается последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации.

Подача заявки на сертификацию. Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации, который должен рассмотреть заявку в установленный срок (до 1 мес.) и сообщить заявителю решение, какие органы и испытательные лаборатории может выбрать заявитель.

Выбор, идентификация образцов и их испытания. Испытательная лаборатория отбирает образцы, и те, которые прошли испытания, представляются заявителю и в орган по сертификации.

Оценка производства. В зависимости от схемы сертификации анализируют состояние производства, сертификацию производства и (или) сертификацию системы управления качеством.

Выдача сертификата соответствия. Протоколы испытаний, результаты оценки производства и другие документы о соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, анализируют для выработки окончательного заключения о соответствии продукции заданным требованиям. На основании заключения орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия. При положительном решений оформляется сертификат, в котором указывают основания для его выдачи и регистрационный номер. Срок действия сертификата устанавливается не более чем на 3 года. Изготовителю продукции, получившему сертификат, предоставляется право маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. Контроль проводится, если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия (не реже одного раза в год).

Корректирующие мероприятия. В случае нарушения соответствия продукции установленным требованиям и правил применения знака соответствия назначают корректирующие мероприятия и сроки их выполнения. Если корректирующие мероприятия привели к положительным результатам, то сертификат и знак соответствия сохраняются. При невыполнении корректирующих мероприятий сертификат и знак соответствия изымаются.

Каждый товаропроизводитель, оценивая эффективность работы по сертификации, должен сопоставлять возможные затраты на её проведение с экономическими преимуществами производства и реализации сертифицированной продукции.

По действующему законодательству оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем и относится на себестоимость продукции. Следует отметить, что вложенные в сертификации средства окупаются достаточно быстро за счет возможности значительного повышения цены на сертифицированную продукцию.

К основным преимуществам производства и реализации сертифицированной продукции следует отнести:

· Возможность проведения более эффективной рекламной кампании продукции и предприятия в целом;

· Увеличение доли занимаемого рынка сбыта;

· Повышение продажной цены и соответственно прибыли;

· Повышение производственно-технического уровня собственного производства;

· Улучшение качества нормативно-технической документации на производство сертифицированной продукции и ускорение научно-технического прогресса на предприятии;

· Рост доверия хозяйственных партнеров при осуществлении взаимных поставок;

· Повышение уровня конкурентоспособности продукции и предприятия в целом, укрепление его деловой репутации.

С предприятиями, имеющими сертифицированную систему качества, охотнее заключают контракты. Коммерческие банки при прочих равных условиях охотнее дают таким предприятиям кредит. Страховые компании охотнее страхуют потребителя от риска ущерба.

 

Контрольные вопросы:

1. Качество продукции (работ, услуг): понятие, показатели. Классификация и методы контроля качества. Учет брака.

2. Роль, функции и права службы технического контроля.

3. Сертификация производства. Сертификация продукции.

 

 

 






Date: 2015-09-27; view: 306; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию