Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация работы секции спортивной борьбы





 

Основной формой организации учебно-спортивной и воспита­тельной работы по борьбе являются спортивные секции коллек­тивов физической культуры. Секции спортивной борьбы могут быть созданы при физкультурных коллективах заводов, колхо­зов, учебных заведений и других организаций. Они привлекают трудящихся к регулярным занятиям спортивной борьбой и наря­ду с подготовкой высококвалифицированных спортсменов укреп­ляют их здоровье, способствуют всестороннему физическому раз­витию. У занимающихся вырабатываются прикладные навыки, необходимые в трудовой деятельности и при обороне Родины, воспитываются ценные черты коммунистической морали (чувство товарищества, взаимопомощи, честности, коллективизма, патри­отизма и др.), они вовлекаются в активную общественно-полити­ческую жизнь. Секции спортивной борьбы, как правило, созда­ются по производственному принципу и объединяют спортсменов, работающих на одном предприятии, в учреждении или обучаю­щихся в одном учебном заведении. Это обеспечивает тесную связь занимающихся с общественностью их заводов, фабрик, ву­зов и тем самым создает благоприятные условия для спортивной работы и воспитания спортсменов.

Созданию секции предшествует большая разъяснительная и организаторская работа. Прежде всего при помощи совета кол­лектива физической культуры, комсомольских, профсоюзных ор­ганизаций и руководителей предприятия или учебного заведения необходимо решить вопросы, связанные с материальным обес­печением руководителей секции и оборудованием мест занятий, а затем все усилия направить на то, чтобы пробудить у молоде­жи настоящий интерес и любовь к спортивной борьбе. Для этого используются разнообразные средства агитации и пропаганды (беседы, приглашения молодежи на соревнования, организация показательных выступлений, спортивных вечеров, оформление красочных стендов, фотовитрин, плакатов, объявлений и т. п.).

После выявления желающих заниматься в секции спортивной борьбы из лиц, имеющих организаторские способности, создается бюро секции, которое впоследствии руководит всей организаци­онной, учебно-спортивной и воспитательной работой. В состав бюро входит 3—5 человек. Оно избирает председателя, секрета­ря, распределяет обязанности среди остальных членов. Иногда могут быть скомплектованы комиссии (организационная, учеб­ная, судейская и др.). Бюро секции в тесном контакте с препода­вателем (тренером) осуществляет руководство работой секции (вовлекает новых членов), проводит массовые мероприятия (по­казательные выступления, лыжные вылазки, походы, кроссы и т. п.), организует- проведение соревнований. Наряду с этим бю­ро разрабатывает планы, составляет программы и положения о соревнованиях, сметы расходов, ведет учет значкистов ГТО и спортсменов-разрядников, а также учет и отчетность работы секции.

Высшим руководящим органом секции является общее собра­ние, перед которым бюро отчитывается за работу. Общее собра­ние дает оценку деятельности бюро.

В повседневной работе бюро подчиняется совету коллектива физической Культуры.

Поступающие в секцию спортивной борьбы должны пройти полный медицинский осмотр. Данные, характеризующие состоя­ние здоровья и физическое развитие, заносятся в специальную карточку, и преподаватель (тренер) руководствуется ими при определении содержания и нагрузки во время занятий. При вступлении в секцию школьников у них должно быть дополни­тельное разрешение на это родителей и директора школы.

Учебно-тренировочные группы комплектуют с учетом возрас­та, физического развития занимающихся, их общей и спортивно-технической подготовки. На крупных предприятиях или в учеб­ных заведениях необходимо организовать раздельные секции для начинающих и для спортсменов-разрядников. Такой подход по­может вовлечь в занятия большее число молодежи и в то же время будет способствовать методически правильному построе­нию учебной работы. В организованных группах на одного пре­подавателя приходится не более 14—20 новичков и борцов млад­ших разрядов и 8—10 человек — борцов старших разрядов.

Деятельность каждой спортивной секции, ее спортивные до­стижения, организационные и хозяйственные успехи во многом зависят от того, как будет поставлена работа с общественным активом. Опорой преподавателя в первую очередь являются чле­ны бюро секции, старосты групп и капитаны команд, которые должны быть самыми уважаемыми и авторитетными спортсме­нами.

Важно своевременно заметить наклонности и способности каждого члена секции и дать ему возможность проявить себя на активной общественной работе — это одно из главных условий воспитательной работы. Общественная работа развивает творче­скую самостоятельность и инициативу, способствует развитию организаторских навыков, и нередко хорошие общественники спортивных секций становятся умелыми руководителями на про­изводстве. Чем больше членов секции будет вовлечено в обще­ственную деятельность, тем сплоченнее и дружнее весь коллек­тив, тем слаженнее его работа.


Из наиболее способных и активных занимающихся необходи­мо подготовить инструкторов-общественников, которые в даль­нейшем могут самостоятельно проводить занятия в секциях.

Подготовка общественных инструкторов осуществляется со­ветами физкультуры, спортивными клубами, ДСО и ведомства­ми на специальных курсах и семинарах. Однако основные знания они должны получать в процессе повседневных учебно-тренировочных занятий в секции под руководством препода­вателя.

Помимо коллектива физической культуры, учебно-спортивная работа по борьбе проводится центральными секциями спортив­ных обществ, отделениями детских спортивных школ, ДСО, ведомств и отделов народного образования, а также спортивны­ми школами молодежи советов Союза спортивных обществ и организаций (городских, областных). В центральные секции и школы молодежи принимаются наиболее способные борцы для их дальнейшего спортивного совершенствования.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ СЕКЦИИ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ

 

Успех работы секции спортивной борьбы во многом зависит от умелого планирования. Работа в секции ведется преподава­телем совместно с членами бюро по перспективным, годовым и месячным планам. Немаловажное значение имеют календарные планы и планы проведения отдельных мероприятий.

Перспективный план разрабатывается на несколько лет с учетом того, что развитие секции спортивной борьбы связано с перспективой развития самого предприятия, с ростом возмож­ностей и удовлетворения бытовых и культурных потребностей трудящихся. Этот план предусматривает улучшение материаль­ной базы (улучшение и постройку залов, летних площадок, при­обретение дорогостоящего спортивного инвентаря и т. п.), увели­чение числа занимающихся, воспитание актива, рост числа раз­рядников и т. п.

 

 

Годовое и месячное планирование является текущим и пред­усматривает следующие разделы: политико-воспитательную, учебно-тренировочную, спортивную, агитационно-массовую рабо­ту, мероприятия по комплексу ГТО, врачебному контролю, под­готовку общественных кадров и хозяйственную работу.

Политико-воспитательная работа. Этот раздел плана вклю­чает лекции, доклады, общественно-политические мероприятия, в которых должны участвовать все члены секции: собрания, экс­курсии, культпоходы, коллективные посещения соревнований и др.

Учебно-воспитательная работа. В этом разделе предусматри­вается определение количества групп и их количественного сос­тава, распределение преподавателей и общественных инструк­торов, составление расписания занятий, обеспечение групп учеб­ной документацией и наглядными пособиями, организация мето­дических совещаний по вопросам проведения занятий, методике обучения, тренировки и др.

Спортивная работа. Определение календаря соревнований, разработка положений, подбор и утверждение судейских колле­гий, утверждение сборных команд, подготовка разрядников и судей (сроки и количество) и т. д.


Агитационно-массовая работа. Организация показательных выступлений и спортивных вечеров, чтение лекций, докладов, выпуск стенных газет, фотовитрин, информация о работе секции, выступления на соревнованиях, художественное оформление мест занятий и соревнований, изготовление афиш, плакатов и т. д.

Работа по комплексу ГТО. Рассмотрение плана подготовки значкистов ГТО, создание комиссий по приему и организации со­ревнований для сдачи нормативов.

Врачебный контроль. Организация медицинских осмотров, проведение бесед врача о результатах осмотров, о влиянии физи­ческих упражнений на организм человека, гигиене, самоконт­роле и др.

Подготовка общественных кадров. Организация мероприя­тий по подготовке инструкторов-общественников и судей разных категорий.

Хозяйственная работа. Составление смет расходов по ремон­ту и приобретению инвентаря, заключение договоров на органи­зацию и проведение различных мероприятий, аренду спортивных баз, организация воскресников для оборудования мест занятий на летних площадках и др.

План работы секции составляется по приведенной ниже форме:

 

План работы секции борьбы на 196____ год

Содержание работы Сроки выполнения Ответственные за выполнение Отметки о выполнении
         

 

Планы работы секции должны правильно и реально ориен­тировать занимающихся, не занижать и в то же время не превы­шать возможности коллектива. За каждым показателем необхо­димо наметить конкретные сроки и фамилии исполнителей.

Для того чтобы все члены коллектива прониклись ответствен­ностью за выполнение плана, его необходимо согласовать с об­щественными организациями и руководителями предприятий и принять на общем собрании.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

Учебно-педагогический процесс секции коллектива физиче­ской культуры является довольно многогранным и продолжи­тельным, так как современные спортивно-технические требова­ния настолько велики, что спортсмену для достижения высоких результатов необходимы годы упорных целенаправленных трени­ровок. Этот процесс должен проходить постепенно и последова­тельно, и попытки его форсировать отрицательно сказываются на здоровье занимающихся и росте их мастерства.

Полноценному решению этих задач способствует правильное планирование, предусматривающее перспективное, текущее и оперативное распределение учебного материала (схема 4).

Перспективное планирование предусматривает создание еди­ной системы организационных и методических мероприятий на несколько лет с постоянным усложнением и повышением требо­ваний к занимающимся. Многолетнее планирование осуществ­ляется как для группы борцов, так и для отдельных спортсменов и должно иметь конечную цель и задачи, которые зависят от контингента занимающихся, имеющихся кадров преподавателей, материальной базы и прочих условий.


В перспективном планировании, например, предусматривает­ся достижение спортивных разрядов в зависимости от возраста и продолжительности занятий. Опыт показывает, что для юношей 14—15 лет можно планировать выполнение 2-го юношеского раз­ряда, в 16—17 лет— 1-го юношеского, в 17—18 лет — 2-го спор­тивного разряда, в 19—20—1-го разряда, в 21—23 года — канди­дата и мастера спорта и в 23—26 лет — мастера международного класса (табл. 3).

От этой схемы, безусловно, могут быть отступления. Много­численные примеры показывают, что высших спортивных ре­зультатов отдельные спортсмены добиваются и в более раннем возрасте, однако чрезмерно ускорять их подготовку не следует. Для борцов старших разрядов предусматривается индивиду­альное перспективное планирование, где определяются задачи и средства спортивного совершенствования с учетом их техничес­кой, тактической, волевой и физической подготовки.

 

Таблица 3

Примерное планирование спортивных достижений борца

 

Возраст и спортивный разряд
14—15 16-17 17—18 19—20 21—23 22 23 23-26
    2-й юношеский разряд   1-й юношеский разряд     3-й—2-й спортивные разряды   1-й спортивный разряд     Кандидат в мастера спорта   Мастер спорта СССР Мастер спорта СССР международного класса

 

В перспективном индивидуальном плане все разделы спор­тивного совершенствования должны быть взаимосвязаны между собой. Так, например, если в плане технической подготовки ста­вится задача изучить броски наклоном с захватом ног, то в пла­не по физической подготовке необходимо предусмотреть развитие силы тех групп мышц, которые наиболее активно участвуют в этом приеме и обеспечивают высокое качество его проведения. Подобные задачи следует предусмотреть и в плане совершенст­вования быстроты, координации движений, а также тактической и волевой подготовки.

 

Таблица 4

Индивидуальный перспективный план

 

Стороны подготовки Характерис­тика основных недостатков на данном уровне Перспектив­ные задачи совершенство­вания Основные средства совершен­ствования Этапы подготовки и конт­рольные нормативы
       
Техническая              
Тактическая              
Физическая              
Волевая              

 

На основании перспективного индивидуального плана состав­ляются годовые планы и планы подготовки к отдельным сорев­нованиям, определяются задачи и средства тренировочных цик­лов и каждого занятия.

Индивидуальный перспективный план может быть составлен по следующей форме (табл. 4).

В индивидуальных планах предусматривается система меро­приятий, обеспечивающих проверку результатов учебно-трениро­вочной работы (контрольные нормативы, врачебные методы, са­моконтроль и т. п.). Планирование и педагогический контроль взаимно связаны между собой.

Перспективными планами для спортсменов младших разря­дов и начинающих заниматься спортивной борьбой фактически являются учебные планы и программы, в которых на ряд лет определено содержание учебного процесса.

 

Учебный план

 

Учебный план определяет основное направление и продол­жительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность про­хождения материала, содержание основных разделов (темы занятий), объем часов по каждому разделу, длительность каж­дого занятия.

 

Таблица 5

Примерный учебный план секции спортивной борьбы коллектива физической культуры

 

Содержание занятий Количество часов по учебным группам
новички 3-й разряд 2-й и 1-й разряды Кандида­ты и мастера спорта
Теоретические занятия
1. Физическая культура и спорт в СССР и краткий обзор состояния и развития спортивной борьбы        
2. Краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм занимающихся        
3. Гигиена, закаливание, режим и питание борца        
4. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение повреждений и оказание первой помощи      
5. Физиологические основы спортивной тренировки борца    
6. Всесторонняя физическая подготовка и ее роль в процессе спортивной тренировки борца      
7. Основы планирования спортивной тренировки борца    
8. Основы техники и тактики спортивной борьбы и методы их совершенствования        
9. Моральный облик советского спортсмена. Воспитание волевых качеств борца    
10. Правила соревнований. Организация и проведение соревнований по спортивной борьбе      
11. Зачеты      
Итого часов:        
Практические занятия
1. Общая физическая подготовка и сдача норм комплекса ГТО 55—60 65—70 70—80 80—90
2. Специальная физическая подготовка 25—30 40—45 80—90 100—110
3. Изучение и совершенствование техники и тактики спортивной борьбы 190—210 200—230 270—300 400—430
4. Инструкторская практика      
5. Участие в соревнованиях По календарному плану спортивно-массовых мероприятий
Итого часов: 270—300 310—340 430—480 590—640
Всего часов: 276—306 318—348 445—495 605—655

 

Количество часов в неделю планируется из того расчета, что группы новичков занимаются 2—3 раза в неделю в среднем по 2 часа, борцы 3-го разряда — 3 раза по 2 часа, борцы 2-го и 1-го разрядов — 3—4 занятия по 2—3 часа, кандидаты и мастера спорта—4—5 занятий со средней продолжительностью 3 часа.

Учебный план делится на два основных раздела: теорию и практику (табл. 5).

У квалифицированных борцов может произойти некоторое увеличение часов в период их участия в учебно-тренировочных сборах по подготовке к наиболее ответственным соревнованиям.

 







Date: 2015-09-27; view: 640; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию