Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Материал
Для установления контакта с ребенком и его настройки на работу использовались кубики Кооса. Диагностика готовности детей к школе осуществлялась с помощью модифицированной методики А.Керна. В нее входят несколько заданий (рисунок человечка; подражание письменным буквам; срисовывание группы точек; ответы на вопросы).
При просмотре видеозаписей студентам предлагается осуществлять наблюдение за ходом диагностического обследования и, руководствуясь вопросами к наблюдателям, вести протокол наблюдения. I. Особенности поведения обоих детей при выполнении заданий: Артём: не боится психолога, чувствует себя вполне свободно, охотно берётся за задания, но гиперактивен, много говорит. Полина: отстраненна, спокойна, редко смотрит на психолога, внимательно слушает задания, задания даются с трудом, но слушает подсказки психолога, выполняет указания. Отношение к заданию: что побуждает ребенка к работе: заинтересованность в задаче выполнение просьбы исследователя, «желание показать себя» и т.д.? В чем это проявляется (критерии выбора новых заданий, устные комментарии и т.д.)? А) Артему интересно выполнять задания, но так же он заинтересован в своём успехе. Пытается продемонстрировать свои навыки, так что очевидно, что желание показать себя фигурирует. При выполнении вербального задания, он заглянул в записи психолога, где психолог ставил “+” за правильные ответы, и сказал, что хочет, чтобы у него были все плюсы. Б) Полина спокойно выслушивает инструкции к заданиям, старается сделать все хорошо и правильно. Девочку побуждают к выполнению больше просьбы исследователя, нежели заинтересованность в задаче. Например, в первом задании она делает ту схему, которую ей выбирает психолог и интереса к другим схемам не проявляет. Делает только ровно то, что ей было сказано. Отношение к подсказкам: способен ли ребенок использовать подсказки, задает ли уточняющие вопросы и т.д.? Б) Полина всегда использует подсказки, очень редко задает уточняющие вопросы. Отношение к критике: старается ли ребенок учитывать критические замечания или пытается «оправдываться»? А) В ходе выполнения заданий Артем очень редко учитывает критические замечания, чаще настаивает на своей точки зрения и оправдывается. Б) В ходе выполнения заданий Полины учитывает критические замечания психолога и послушно корректирует свою работу, согласно этим указаниям. Не пытается оправдаться. II. Роль наблюдения в проведении диагностического обследования: Процесс беседы: темп, паузы, речевые инициативы, на ком лежит ответственность за принимаемые решения и т.д. А) Темп беседы Артема и психолога умеренный, паузы небольшие. Ребенок охотно отвечает на реплики психолога, задает вопросы. Он много говорит. Но речевую инициатива больше проявляет психолог. Ответственность за принимаемые решения лежит на Артеме. Во время беседы с обоими детьми психолог помогает выполнить задание и мягко комментирует недостатки выполненной работы. Задает наводящие вопросы. Но при взаимодействии с Полиной психолог больше подстраивается под нее, чем при взаимодействии с Артемом, говорит мягче и даже чуть медленнее. Иногда Артём уходит слишком далеко от изначальной цели задания и психологу приходится возвращать его к исходному заданию.
· Каковы основные особенности деятельности ребенка (как ребенок анализирует картинку, выбирает нужные кубики, складывает узор – целенаправленность. хаотичность, аккуратность расположения кубиков и т.д.; меняется ли темп работы по мере выполнения отдельных заданий?). 1) Полина выбирает сначала простой рисунок. Легко справляется с этим заданием. Затем выбран сложный рисунок и девочке уже тяжело. Психологу приходится часто помогать, говорить «подумай, посмотри». Полине это задание не интересно, и она ещё не очень хорошо освоилась, зажата. 2) Артём заинтересован, сам выбирает рисунок, при этом спрашивает, какой из имеющихся посложнее. Сначала хаотично хватает кубики, рассматривает их. Затем начинает выбирать более осмысленно. Выбирает верные кубики, складывает целенаправленно, аккуратно. Справляется с первым рисунком. Темп работы в ходе выполнении примерно одинаковый. По мере выполнения работы интересуется, правильно ли он сделал. Радуется своей работе и не хочет разбирать уже сложенную картинку. · Какие поведенческие признаки свидетельствуют о желании психолога установить контакт и готовности ребенка в него вступить (пространственное расположение собеседников, позы, направление взглядов, темп беседы. паузы, интонации и т.д.)? Психолог задает наводящие вопросы, помогает выполнить задание, мягко подсказывает, подбадривает, когда работа удаётся, хвалит. Смотрит в глаза ребенку, поза открытая, корпус обращен к ребенку, ноги прямые. Дети при выполнении задания также сидят в открытой позе (руки не сложены, ноги прямо стоят на полу).Хотя сначала Артем сидела с подобранными ногами на диване, а Полина чуть отвернувшись от женщины. Интонация психолога мягка, темп довольно медленный, паузы средние, тон не требовательный. · Какие речевые конструкции использует психолог (директивы, просьба о помощи в работе и т.д.)? Полина: ”Как сделать такую палочку?” Психолог: “ Подумай. Давай я начну, а ты продолжишь” Также психолог предлагает свою помощь, когда ребенок затрудняется выполнить задание. При обращении к Артему, она также предлагает свою помощь.
«Нарисуй человечка» · Какие существенные детали отсутствуют в первоначальном рисунке? 1) В Полинином рисунке отсутствуют обувь, нос, уши 2) В рисунке Артема - нос, уши, элементы одежды. · Какие дополнения к рисунку делаются по просьбе исследователя?
1) По просьбе психолога Полина дорисовывает обувь. Рисунок разноцветный. («Не хочешь с ножками ничего сделать?») 2) Психолог просит дорисовать волосы и элементы одежды. Артем нарисовал волосы. Элементы одежды дорисовывать не стал, сказав, что это такая футболка, и на ней нет пуговиц. Больше был заинтересован мелками, нежели процессом рисования. Использует один цвет. Можно ли сказать, что ребенок «планирует» свою работу (расположение рисунка на листе, последовательность действий и т.д.)? 1) Да, т.к. ребенок последовательно рисует человека снизу вверх (ноги-юбка-кофта-шея-голова). Комментирует свои действия, работой увлечена. Расположен рисунок приемлемо, т.к. все элементы рисунка умещаются на листе. 2) Действия по выполнению рисунка последовательны – сначала рисует брюки, затем футболку, шею, голову и т.д. Но с расположением рисунка возникают сложности. Ребенок смог правильно расположить его лишь с пятого раза. Во время процесса психолог говорит: «Планируй, разметь, не торопись»
Исследование тонкой моторики (подражание письменным буквам; срисовывание группы точек) · Можно ли сказать, что ребенок «внимательно рассматривает» эталонный рисунок? В чем это проявляется? 1) Полина не акцентирует внимание на деталях домика и сначала перерисовывает лишь общий вид. По замечанию психолога обращает внимание на количество крючков. Но эталон с группой точек рассматривает довольно внимательно, о чем свидетельствует правильно выполненное задание. 2) Артем рассматривает эталон с домиком также несильно внимательно, т.к. он немного ошибается с количеством крючков вокруг домика и забывает нарисовать окно. Возникают также опять трудности с расположением рисунка. Эталон с группой точек рассматривает довольно внимательно, о чем свидетельствует правильно выполненное задание, но не сразу понял суть задания. · Осуществляется ли срисовывание планомерно или хаотично? В чем это проявляется? 1) У Полины срисовывание осуществляется планомерно. Нарисовав один элемент, приступает к другому. Сначала рисует крючки, затем домик и т.д. Прислушивается к словам психолога о количестве крючков. Группу точек перерисовывает планомерно, начиная с верхней строчки постепенно переходит к средней, затем к нижней и т.д. Масштаб перерисованных точек пропорционально уменьшен. 2) Нет внутреннего плана действий, возникают трудности с расположением рисунка (едва уместил трубу с дымом). В целом, срисовывание осуществляется довольно планомерно. Нарисовав один элемент, приступает к другому. На предложение психолога посчитать элементы высказывает своё мнение (элементы похожи на «английские буквы»), демонстрирует свои знания. · Меняется ли характер работы ребенка по мере выполнения задания (качество проработки деталей, соблюдение метрики изображения, темп рисования и т.д.)? В ходе работы темп примерно одинаковый, неспешный, пропорции верно соблюдены и при срисовывании домика и при срисовывании точек. Проработка деталей одинакова. · В чем состоит сходство и отличие в выполнении двух графических тестов? 1) У Полины оба задания выполнены одинаково аккуратно и медленно. Разница лишь во втором задании, где масштаб точек пропорционально уменьшен. Масштаб первого задания соответствует масштабу эталона. 2) Артем выполнил задание с группой точек более аккуратно, чем задание с домиком, но тоже с трудом. Также при срисовывания домика он упустил один элемент, а при срисовывании домика все выполнено верно.
Исследование вербального мышления · Можно ли считать, что речевая деятельность ребенка сформирована «достаточно» (словарный запас, структура высказываний, способность вербально представлять свой опыт и т.д.)? 1) Словарный запас Полины на среднем уровне. Были некоторые сложности в понимании некоторых слов (не знала, что такое транспортное средство, что такое седой, что такое шлагбаум и др). Умеет вербально представить свой опыт, правильно выстраивает структуру высказываний. 2) Словарный запас Артем большой для своего возраста. Знает все слова, плюс ещё несколько сложных («антонимы», «эллипсы»). Трудностей с выполнением данного задания почти не возникло, кроме вопроса о назначении марки для конвертов. · Можно ли считать, что у ребенка «достаточно» сформированы основные мыслительные операции (выделение значимых признаков; сравнение; установление аналогий, аргументация суждений и т.д.)? 1) Да, Полина справляется почти со всеми заданиями на аналогию (кроме аналогии “утром завтракаем, а днем -..”.Она отвечает –“делаем зарядку”), аргументирует свои суждения, сравнивает (у кошки и собаки по 4 лапы, по 2 ушка и т.д.), однако плохо выделяет значимые признаки. 2) Да, Артем легко справляется со всеми заданиями на аналогию, аргументирует свои суждения и выделяет значимые признаки, выражает своё мнение. · Какие вопросы были для ребенка особенно простыми (трудными)? Объясните причины затруднений (непонимание смысла вопроса, непонимание сути явления, неумение выразить мысль словами и т.д.). 1) Особенно простыми были вопросы про размер животных (кто больше?), про значение спорта, про города. Трудности вызвали вопросы про транспортное средство, про шлагбаум, т.к. она не понимала значения данных слов. Полина не умеет определять время по часам. Затруднения вызвал вопрос про старых людей, не знала, что такое «седой». Также иногда у ребенка были сложности с выражением своей мысли словами. 2) Артему все задания давались легко, кроме вопроса про шлагбаум, т.к. сначала он утверждал, что машина может сбить поезд, и вопроса про марки на конвертах, т.к. ребенок никогда не отправлял письма по почте и не сталкивался с наклеиванием марок.
Date: 2015-09-26; view: 667; Нарушение авторских прав |