Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПП1—ПП4—промежуточные пункты пребывания на маршруте





­ Конец страницы 31 ­

¯ Начало страницы 32 ¯

интереса с целью их осмотра (экскурсии), питания, а также перемещения на маршруте с помощью указанных в программе внутримаршрутных транспортных средств. Программа пребывания (типовая или индивидуальная) является планом реализации проданных путешественнику туристских услуг, оговоренных в договоре. Дополнительные услуги могут быть предоставлены туристам непосредственно в местах пребывания за отдельную плату под ответственность путешественника (если иное не оговорено в договоре).

Продолжительность пребывания или поездки является важным статистическим показателем, который играет главную роль при определении максимального предела, после которого посещение не считается больше туристским. По международным правилам максимальный срок — 1 год, по российскому законодательству — до 6 мес. Минимальная продолжительность пребывания или поездки (24 ч) используется также для проведения различий между туристами и однодневными (неночующими) посетителями-экскурсантами. Продолжительность посещения (пребывания или поездки) может использоваться для косвенной оценки туристских расходов, особенно если средняя продолжительность определяется для групповых путешествий. Продолжительность посещения измеряется в следующих единицах:

однодневные поездки — количество часов;

пребывание — количество ночевок.

В международном туризме продолжительность путешествия измеряется количеством времени (часов или ночевок), проведенного в стране пребывания (выездной туризм), или количеством времени, проведенного вне постоянного места жительства (внутренний туризм).

Рекомендуемая ВТО классификация продолжительности посещения представлена в табл. 2.1.

Таким образом, на практике под турпродуктом понимают три основных вида возможных предложений на рынке.

Первый вид— тур, комплексная туристская услуга. Тур, предлагаемый фирмами, туроператорами (организаторами), может быть продан потребителю для личного пользования (в розницу), а также оптовым покупателям (фирмам-посредникам, турагентствам) для извлечения экономической выгоды. Тур, предлагаемый к продаже в розницу, продается в соответствии с установленными фирмами правилами продаж туристских путевок.

Второй вид — отдельные туристские услуги, к которым можно отнести транспортные услуги, услуги размещения, услуги по оформлению заграничных паспортов и виз стран пребывания, страховку, экскурсионную программу, прокат автомобиля и многое другое.

Третий вид— товары туристского назначения, включая различного рода информационные материалы (каталоги, справочни-

­ Конец страницы 32 ­

¯ Начало страницы 33 ¯

Таблица 2.1

Категории посетителей Количество ночевок
разряд под разряд
Однодневные посетители (экскурсанты)
Туристы 1. 1-2
2. 4—7
3. 8—28 3.1. 8—14
3.2. 15—28
4. 29—91 4.1. 29—42
4.2. 43—56
4.3. 57—70
4.4. 71—91
5. 92—365 5.1. 92—182
5.2. 183—365

 

ки, карты, словари, путеводители, сувенирная продукция и т. д.), которые необходимы туристу и путешественнику в стране пребывания.

Разработка туристского продукта — сложный и многоступенчатый процесс, который включает маркетинговые исследования и анализ сегментов рынка и конкурентов на нем, предполагаемый потребительский спрос, направления выезда, конъюнктуру туристского рынка, оценку реальных затрат на разработку, рекламу и продвижение турпродукта. Анализируя имеющиеся данные о возможных предпочтениях и доходах покупателя, предлагаемых затратах турорганизатора на разработку турпродукта, можно оценить целесообразность и экономическую эффективность его разработки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение индустрии туризма.

2. Что такое туристская деятельность?

3. Что такое гостиничная деятельность?

4. Что следует понимать под экскурсионной деятельностью?

5. Чем определяется деятельность посетителей-туристов и экскурсантов?

6. Назовите три типа туризма.

7. Дайте определение категориям туризма.

8. Чем отличается по определению турист от экскурсанта?

9. Дайте определение туристского продукта.

­ Конец страницы 33 ­

¯ Начало страницы 34 ¯

10. Что такое туристская услуга?

11. Назовите услуги, входящие в пакет услуг (тур).

12. Чем отличается инклюзив-тур от инсентив-тура?

13. Назовите пять целей, по которым могут совершаться путешествия.

14. Дайте определение основной цели путешествия.

15. Чем отличается групповое путешествие от индивидуального?

16. Назовите основные виды специализированного туризма.

17. Что такое маршрут путешествия? Какие виды маршрутов вы знаете?

18. Что такое программа туристского путешествия?

19. Что такое продолжительность посещения? В чем она измеряется и как используется?

20. Назовите основные туристские расходы.

­ Конец страницы 34 ­

¯ Начало страницы 35 ¯

Глава 3 ГОСТИНИЧНАЯ ИНДУСТРИЯ. УСЛУГИ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ. СТАНДАРТНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСТИНИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОДЕМ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ. УСЛУГИ ПИТАНИЯ

Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т.п. К этой деятельности относятся и услуги ресторанов.

В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО. По ней все средства размещения делятся на две категории: коллективные и индивидуальные (табл. 3.1).

Под коллективным средством размещения понимается «любой объект, который регулярно или иногда предоставляет туристам размещение для ночевки в комнате или каком-либо ином помещении, однако число номеров, которое в нем имеется, превышает определенный минимум», определяемый каждой страной самостоятельно (например, в России— 10 номеров, в Италии — 7 номеров). Причем все номера в данном предприятии должны подчиняться единому руководству (даже если оно не ставит целью извлечение прибыли), быть сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и имеющимся оборудованием.

К коллективным средствам размещения туристов относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.

Гостиницы обладают следующими признаками:

• состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум, имеют единое руководство;

• предоставляют разнообразные гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла;

• сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартами страны;

• не входят в категорию специализированных заведений.

­ Конец страницы 35 ­

¯ Начало страницы 36 ¯

Таблица 3.1

Категории Разряды Группы
1. Коллективные средства размещения туристов 1.1. Гостиницы и аналогичные средства размещения 1.1.1. Гостиницы
1.1.2. Аналогичные заведения
1.2. Специализированные заведения 1.2.1. Оздоровительные заведения
1.2.2. Лагеря труда и отдыха
1.2.3. Общественные средства транспорта
1.2.4. Конгресс-центры
1.3. Прочие коллективные заведения 1.3.1. Жилища, предназначенные для отдыха
1.3.2. Кемпинги
1.3.3. Прочие
2. Индивидуальные средства размещения туристов 2.1. Индивидуальные средства размещения 2.1.1. Собственные жилища
2.1.2. Арендуемые комнаты
2.1.3. Арендуемые жилища
2.1.4. Размещение у родственников и знакомых (бесплатно)
2.1.5. Прочие

Аналогичные заведения включают пансионаты и меблированные комнаты, туристские общежития и другие средства размещения, которые состоят из номеров и предоставляют ограниченные гостиничные услуги, включая ежедневную заправку постелей, уборку номера и санузла.

Специализированные предприятия, помимо предоставления услуг размещения, выполняют еще какую-либо другую специализированную функцию.

К числу предприятий данного вида относятся оздоровительные заведения, лагеря труда и отдыха, конгресс-центры и т. д. Прочие коллективные средства размещения предоставляют ограниченные гостиничные услуги, исключая ежедневную заправку постелей и уборку жилых помещений. Они могут состоять не из номеров, а представлять собой единицы типа «жилища», «площадки для кемпинга» или «коллективные спальные помещения (общежития)». Все средства размещения классифицированы по от дель-

­ Конец страницы 36 ­

¯ Начало страницы 37 ¯

ным группам. Группа «Гостиницы и аналогичные предприятия» включает гостиницы, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные и пляжные гостиницы, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, туристские общежития.

Группа «Специализированные предприятия» состоит из санаториев, лагерей труда и отдыха, размещения в коллективных средствах транспорта (поездах, морских и речных судах и яхтах), а также конгресс-центрах.

Группа «Прочие коллективные средства размещения» включает комплексы домов и бунгало, организованные в качестве жилищ, предназначенных для отдыха, огороженные площадки для палаток, автоприцепов, домов на колесах, бухты для малых судов, а также молодежные общежития и т. д.

К индивидуальным средствам размещения относятся собственные жилища—квартиры, виллы, особняки, коттеджи, используемые посетителями-резидентами (в том числе и аппартаменты таймшера), комнаты, арендуемые у частных лиц или агентств, помещения, предоставляемые бесплатно родственниками и знакомыми.

Отнесение к тем или иным средствам размещения определяется законодательными актами и нормативными документами каждой страны. Например, в Италии «Основной закон по развитию и совершенствованию туризма» относит к гостиничному хозяйству предприятия по приему туристов — гостиницы, мотели, сельские туркомплексы и пансионаты, базы и лагеря отдыха для молодежи, туристские деревни, сельские дома, дома и меблированные квартиры, дома отдыха, дома молодежи, альпийские приюты. Предприятия размещения в Дании включают гостиницы, мотели, кемпинги, турбазы, дома приезжих, интернаты, имения и т.д.

В Российской Федерации приняты и действуют следующие нормативные документы, определяющие услуги размещения:

Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 (приложение 5);

ГОСТ Р 5064594 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»;

ГОСТ Р 5069094 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования»;

Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 00293 (ОКУН). Раздел 061600 «Услуги по предоставлению мест проживания»; раздел 041200 «Услуги гостиниц и прочих мест проживания», раздел 082100 «Проживание, лечение и другое обслуживание (входящие в стоимость путевки)»;

Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП);

­ Конец страницы 37 ­

¯ Начало страницы 38 ¯

Временное положение о лицензировании гостиничной деятельности в г. Москве, утвержденное постановлением правительства Москвы от 3 июня 1997 г. № 416.

Вышеуказанные документы не раскрывают значение понятий «средство размещения», «гостиница». В постановлении Правительства РФ №416 понятие «гостиница» трактуется как «имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг».

ГОСТ Р 50645—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» дает следующие определения некоторых видов размещения: «Гостиница — предприятие, предназначенное для временного проживания. Мотель—гостиница, расположенная вблизи автомобильной дороги».

По российскому стандарту гостиница классифицируется как предприятие временного проживания вместимостью не менее 10 номеров. Категорийность гостиниц обозначают символом * (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением качества обслуживания и оборудованием гостиницы. Для гостиниц установлены категории от одной до пяти звезд, для мотелей—от одной до четырех звезд. Классификация услуг проживания и терминология, представленные в нормативных документах России и Стандартной международной классификации видов деятельности в туризме (СИКТА), принятой Евростатом и ВТО, существенно отличаются.

В различных странах мира для обозначения категорийности гостиниц и других средств размещения применяются различные символы—от звезд во Франции и России до корон—в Англии. Попытки введения унифицированной международной классификации гостиниц до настоящего времени не увенчались успехом.

Однако в 1989 г. Секретариат ВТО разработал Рекомендации по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации на основе стандартов, принятых региональными комиссиями (приложение 8). Рекомендации определяют минимальные требования к зданию и номерам, качеству гостиничного оборудования и мебели, энерго- и водоснабжения, отоплению, санитарии, безопасности и связи, кухне, гостиничным услугам и обслуживающему персоналу. К гостинице любой категории может быть отнесено здание, имеющее не менее 10 номеров, в котором в течение суток должна быть холодная и горячая вода. Высшая категория гостиницы—категория «пять звезд». Средства размещения, не отвечающие требованиям к гостиницам категории «одна звезда», могут быть классифицированы как некатегорийные гостиницы. В большинстве стран предварительная классификация гостиницы является необходимым условием при получении лицензии на гостиничную деятельность. Следует иметь в виду, что многие гостиничные цепи устанавливают свои, как правило, более высокие, чем в национальных стандартах, требования.

­ Конец страницы 38 ­

¯ Начало страницы 39 ¯

Для защиты профессиональных интересов работников гостиничной индустрии в ряде стран образуют национальные гостиничные ассоциации (например, Российская гостиничная ассоциация — РГА), которые, в свою очередь, образовали Международную гостиничную ассоциацию (МГА), являющуюся ведущей международной организацией гостиничной индустрии. Важным вкладом МГА в развитие международного туризма явилось принятие в 1981 г. Международных гостиничных правил, определяющих принципы взаимоотношений клиента и гостиничной администрации и не потерявших своей актуальности до настоящего времени (приложение 6).

Юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в сфере предоставления гостиничных услуг и именуемые «гостиница», по российскому законодательству являются исполнителями услуги «проживание туристов».

Гостиничные предприятия различаются по вместимости—количеству мест для проживания и количеству номеров в них. По определению ВТО, гостиница—это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум— заправку постелей, уборку номера и санузла) и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров.

Категорийность гостиницы, где будет размещен турист, должна быть указана на бланке туристской путевки ТУР-1 (приложение 15), там же указывается и вид размещения: одноместный номер — ОДН (SGL); двухместный номер — ДВМ (DBL); трехместный номер—ТРМ (TRP) и т. д.

Деятельность предприятий размещения характеризуется следующими показателями: количеством номеров (количеством мест), классностью (категорийностью), коэффициентом загрузки, набором услуг и их стоимостью.

Различают большие и малые гостиницы. ВТО рекомендует считать под малой гостиницей — гостиницу с количеством номеров до 30. Другая точка зрения заключается в том, что малая гостиница—это такая гостиница, которая может обслуживаться и управляться членами одной семьи. В большинстве своем малые гостиницы, как правило, независимые гостиницы, не входящие в гостиничные цепи.

Представляется целесообразным на основании мирового опыта выделить некоторые типы гостиниц: высокого класса, среднего класса, апарт отели и гостиницы экономического класса.

Городская гостиница высокого класса характеризуется большой численностью персонала и очень высоким уровнем сервиса. Типовые характеристики гостиницы включают: размер (от небольшого до среднего числа номеров), расположение в центре города, высококвалифицированный персонал, дорогую отделку помещений, высококачественную технику и оборудование. Управляет гостиницей

­ Конец страницы 39 ­

¯ Начало страницы 40 ¯

управленческая компания. Потребители гостиничных услуг — крупные бизнесмены, участники конференций и симпозиумов, индивидуальные туристы.

Другой тип гостиницы — гостиницы среднего класса с достаточно широким набором услуг и тарифом на уровне средних цен в регионе.

Апарт-отели —это гостиницы с номерами квартирного типа, оборудованными кухнями, набором посуды, бытовой техникой. Подобные гостиницы нашли широкое применение в системе владения отдыхом (таймшер).

Гостиница экономического класса —это гостиница с ограниченным набором услуг, расположенная, как правило, на окраине города, на транспортных магистралях, позволяющих достаточно легко достичь центра города. Цена на 25—50% ниже средней по региону при хорошо оборудованном номере; питание—только завтрак; этот тип гостиниц предназначен для туристов со средним достатком.

В гостиничной индустрии России употребляются следующие понятия:

гостиница —имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование), в котором предоставляют питание и проживание любому человеку;

место (койко-место) —площадь с кроватью, предназначенная и пригодная для пользования одним человеком;

номер —помещение, состоящее из одного или нескольких мест (единичный элемент бронирования); размер и обозначение номера приводятся в туристской путевке.

Основные данные и финансовые показатели гостиничного хозяйства России за 1996—1997 гг. приведены в табл. 3.2 и 3.3.

Согласно данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике в прошлом году Россия имела 5043 гостиницы, мотеля и общежития для приезжих. Из них гостиниц — 4022 (данные представлены всеми субъектами федерации, за исключением Чеченской республики). По сравнению с 1996 г. общее число гостиниц, мотелей, общежитий для приезжих уменьшилось на 251 единицу, в том числе гостиниц на 128, что в процентном отношении к уровню 1996 г. составляет соответственно 95 и 97%. Наибольшая доля сокращения (91%) пришлась на гостиничное хозяйство сельской местности и ведомственную собственность.

Число гостиничных номеров на конец года составило 202033, число мест — 390931, что соответственно на 3 и 4% ниже уровня 1996 г. На одну среднестатистическую российскую гостиницу (включая мотели и общежития гостиничного типа—далее гостиницы) приходилось 40 номеров на 78 мест. Жилая площадь одного номера составила в среднем 18,1 м2, причем в городской местности—18,1 м2 и в сельской местности—18,8 м2. В 1997 г. гостиницами было сдано в аренду около 9% от общей полезной площади.

­ Конец страницы 40 ­

¯ Начало страницы 41 ¯

Таблица 3.2

Наименование 1996 г. 1997 г.
Гостиницы, мотели, общежития    
из них гостиниц    
Гостиничные номера 207 362  
Число мест 410 592 390 931
Зарегистрированные ночевки, тыс. в том числе: 50067,2 44927,8
в городской местности, тыс. 47 876,8 42 899,1
в сельской местности, тыс. 2190,4 2028,7
Ночевки, предоставленные иностранным гражданам, тыс. 9584,6 7188,4
Балансовая прибыль гостиничного хозяйства, млн руб. 1 895 558,5 1 172 344,1
Рентабельность гостиничных предприятий, %    
Коэффициент загрузки гостиничного фонда 0,37 0,34

Таблица 3.3

Финансовые показатели Сумма, млн руб.*
Общие доходы гостиниц Доходы от эксплуатации Расходы по эксплуатации 2 640801,6 237 727 759,1 2 629140,3

_______________________________________

* Без учета результатов хозяйственной деятельности московских гостиниц.

 

В целом по России в городской местности находилось 66% гостиниц и в сельской местности — 34%. Гостиничные предприятия, расположенные в городах и поселках городского типа, существенно отличаются по основным параметрам от средств размещения в сельской местности. Например, гостиницы в городах имеют в среднем 55 номеров на 102 места каждая против 10 номеров на 28 мест в сельской местности.

Наиболее крупные по размерам номерного фонда гостиницы располагались в центральных городах. Московские гостиницы насчитывали в среднем по 203 номера на 359 мест каждая, в Санкт-Петербурге— 203 номера на 375 мест. По форме собственности наибольший номерной фонд имеют гостиницы с иностранным участием—в среднем 143 номера на 239 мест каждая. Муниципальные и частные предприятия в основном имеют небольшие по

­ Конец страницы 41 ­

¯ Начало страницы 42 ¯

размерам номерного фонда гостиницы. Муниципальные — примерно по 36 номеров на 66 мест каждая, а частные—24 номера на 53 места.

В 1997 г. гостиницами России было зарегистрировано 44927,8 тыс. ночевок, в том числе в городской местности 42 899,1 тыс. и в сельской 2028,7 тыс., что соответственно на 10 и 7% ниже уровня 1996 г.

Ночевки, предоставленные иностранным гражданам, составляют около 16% общего числа ночевок, что на 25% ниже уровня 1996 г.

В городах находится 3351 гостиница. На их долю приходилось 88% гостиничных мест, 95% предоставленных ночевок, 99% всех доходов. Коэффициент загрузки гостиничного фонда составил 0,34 (1996 г.— 0,37), при этом коэффициент загрузки московских гостиниц — 0,54 (1996 г. — 0,60). Прибыль городских гостиничных хозяйств— 1 236 165,5 млн руб.

В сельской местности — 1692 гостиницы. На их долю приходится 12% гостиничных мест, 5% предоставленных ночевок, менее 1% общего дохода, 2% общих расходов. Коэффициент загрузки гостиниц составил 0,12 (1996 г.— 0,13).

Весьма важно и актуально деление гостиничного хозяйства по форме собственности. В 1997 г. в РФ имелось: муниципальных гостиниц—1551, или 31% общего числа гостиниц; частных—1420, или 28%; гостиниц, находившихся в смешанной собственности (без иностранного участия),—1232, или 2%; ведомственных гостиниц — 818, или 16%; гостиниц, принадлежащих общественным организациям,— 84, или 2%; гостиниц, находившихся в российской собственности с иностранным участием,— 74, или 1%.

Гостиницы с иностранным участием резко выделяются по размерам доходной и расходной части. В процентном отношении к общероссийскому уровню это составляет соответственно 29 и 24%. Причем их доходность отличается в зависимости от места расположения. 21 гостиница (совместные предприятия) находится в Центральном районе (20 — в Москве), 12 — в Дальневосточном, 11 — в Северо-Западном (7 — в Санкт-Петербурге), 9 — в Северном, 7 — в Северо-Кавказском, 4—в Восточно-Сибирском, по 3 — в Поволжском, Уральском и Западно-Сибирском и 1 — в Волго-Вятском районах.

Следует отметить, что с 1992 г. в России наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда. Особую тревогу вызывает наметившаяся тенденция убыточности гостиничного хозяйства в большинстве регионов страны.

Развитие рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической обстановкой. Происшедшие в последние годы коренные изменения в этих сферах самым непосредственным образом сказались на современном состоянии и будущем развитии гостиничного хозяйства России.

­ Конец страницы 42 ­

¯ Начало страницы 43 ¯

Организованный отдых все больше становится доступен лишь состоятельной части населения, которая предпочитает зарубежье. Для основной же массы людей он делается все более и более недоступным.

Заметную роль в сокращении спроса играет постоянно возрастающая стоимость услуг гостиничного хозяйства (проживание, питание), а также удорожание транспорта. Последнее сильно отразилось на объемах и дальности поездок—резко сократился поток экскурсантов, прекратились дальние выезды. Одно из главных условий подъема гостиничного хозяйства-—возрождение внутреннего туризма.

Западные специалисты, исследующие состояние гостиничного хозяйства России, отмечают недостаточное количество гостиниц, соответствующих мировым стандартам, плохо обученный персонал, устаревшую инфраструктуру и сложности со средствами сообщения.

В гостиничном менеджменте принято различать службы приема и размещения гостей, службу горничных и техническую службу, а также общественные зоны, службы маркетинга и питания. В последнее время большое внимание придается службе безопасности.

В организационной структуре управления гостиницами в мировой гостиничной индустрии с 50-х гг. утвердились две основные модели организации гостиничного дела1.

Первая модель — модель Ритца связана с именем швейцарского предпринимателя Цезаря Ритца. Многие престижные отели мира носят его имя. Основная ставка этих гостиниц делалась на европейские традиции изысканности и аристократизма (например, «Палас-Отель» в Москве). В настоящее время эта модель переживает кризис: за последние 25 лет с мирового рынка гостиничных услуг сошло более 2 млн гостиничных номеров в стиле «палас».

Вторая модель организации связана с именем американского предпринимателя Кемонса Уильсона (цепь гостиниц «Холлидей Инн»). В этой модели делается ставка на большую гибкость в удовлетворении потребностей клиента (независимо от того, в какой стране находится гостиница), в сочетании с поддержанием достаточно высоких стандартов обслуживания. Значительное внимание уделяется интерьеру гостиницы, начиная с холла. Основные требования гостиничной цепи, организованной по этой модели, сводятся к следующему:

• единство стиля (архитектура, интерьер);

• единство обозначений и внешней информации;

• просторный и функциональный холл;

• быстрота регистрации клиентов;

• номера, предусмотренные для постоянных клиентов;

_______________________________________

Вестник РАТА.—1997.— № 10.

­ Конец страницы 43 ­

¯ Начало страницы 44 ¯

• завтрак «шведский стол»;

• наличие конференц-хола;

• гибкая система тарифов;

• единое управление, маркетинг и служба коммуникаций. Под контролем гостиничных цепей, построенных по второй модели, находится более 50% гостиничных номеров в мире. Такие цепи являются, по сути, финансово-экономическими империями, управляемыми одним собственником—головным холдингом. Существует и третья модель организации —так называемые «добровольные» гостиничные цепочки (типа «Best Western», «Romantic Hotels» и др.). Вэтом случае под единой торговой маркой объединяют гостиницы по каким-либо однородным признакам, выдерживающие определенные стандарты и наборы услуг, независимо от страны нахождения. Гостиницы — члены цепи платят взносы в единый фонд, который расходится на объединенные рекламную и маркетинговую деятельность, продвижение продукта и т. д. При этом полностью сохраняется их финансово-экономическая и управленческая самостоятельность. По сути дела эти цепи представляют что-то вроде ассоциации гостиниц, объединенных единым договором.

Возможно и сочетание второй модели с третьей. Пример этого—цепь гостиниц «Аккор». При вступлении в цепь гостиница совсем не обязательно должна стать ее собственностью. В этом случае согласно договору, заключаемому крупными гостиничными цепями (франшизодателями) и вступающими в цепь независимыми гостиницами, последним предоставляется право использовать в коммерческих целях фирменный знак цепи, техническую и коммерческую информацию, информационные системы бронирования, техническую помощь, обучение персонала и другие возможности, находящиеся у франшизодателя. Франшизное предприятие выплачивает за это обусловленную в договоре компенсацию. Система франшизных договоров получила большое распространение в мире.

Статистика показывает, что входящие в цепь отели имеют на 60% больше средний доход и на 8% больше заполняемость, чем самостоятельные предприятия. В статье 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации договор франшизы носит название «Договор коммерческой концессии». По договору пользователю предоставляется право заимствовать фирменное название, коммерческую информацию, товарный знак правообладателя за определенную плату (разовую или периодическую).

Западная Европа остается оплотом модели Ритца. В начале 1995 г. 50 действующих в Европе цепей объединяли 3400 гостиниц с 410000 номеров. Однако в Европе продолжают преобладать традиционные гостиницы, которые готовы скорее на создание добровольных цепей, чем на вхождение в крупные гостиничные

­ Конец страницы 44 ­

¯ Начало страницы 45 ¯

империи. В табл. 3.4 приведена основная десятка гостиничных цепей мировой гостиничной индустрии, классифицированных по количеству номеров.1

Таблица 3.4

Название головного холдинга (подразделения) Страна нахождения штаб-квартиры Количество номеров
Hospitaliti Franchise Sistem Blanstone Part. США  
Holiday Inn World wide Англия 386 323
Best Western International США 295 305
Accor Франция 279 145
Choice Hotel International США  
Mariott International США  
ITT Sheraton Corp. США 130 528
Promus Corp. США 105 930
Hilton Hotel Corp. США 101 000
Carlson Hospitality World wide США  

 

В табл. 3.5 приведены некоторые международные гостиничные цепи, имеющие свои гостиницы в России.

Таблица 3.5

Date: 2015-09-25; view: 447; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию