Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1 туризм-глобальное социально-экономическое явление современного мира. Экономические показатели мировой индустрии туризма. Перспективы туризма





 

Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Основу современного туристского рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников. В последнее время в туризме возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста. Размер и степень влияния международного туризма в мире можно оценить по следующим показателям. В 1950 г. число международных туристов в мире было всего 25 млн человек, в 1996 г. их количество составило 592 млн человек, а поступления от международного туризма достигли 423 млн долл., при этом около 60% путешествующих— люди, проводящие свой отпуск.

По данным ВТО, вклад туризма в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн долл. (данные 1993 г.), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн человек (или одного из 15 человек, занятых в мировом производстве)1. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11 % международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд долл. (рис. 1.1).

Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

Растущий уровень жизни в развитых индустриальных странах мира ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню пенсионного обеспечения, что также оказывает значительное влияние на развитие туризма.

_______________________________________

1 По данным World Travel and Tourism Counsel (WTTC), на 1997 г. в сфере туризма и путешествий в мире было занято в общей сложности 260 млн человек, а годовой оборот отрасли составил 3,8 трлн долл.

­ Конец страницы 11 ­

¯ Начало страницы 12 ¯

Рис. 1.1. Экономические показатели мировой индустрии туризма за 1993 г.

Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристские, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением), и экзогенными переменными, т. е. факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное влияние на степень и форму спроса на туристскую деятельность. Экзогенные факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.

­ Конец страницы 12 ­

¯ Начало страницы 13 ¯

К демографическим и социальным изменениям относятся: старение населения, более ранний выход на пенсию с достаточным пенсионным обеспечением, возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающих женщин, семей с двумя работающими членами семьи, тенденция к более поздним бракам, рост числа бездетных семей, увеличивающийся срок оплачиваемого отпуска, лучшее понимание возможностей путешествия и забота об окружающей среде. Таким образом, изменения, происходящие в демографической структуре и социальных моделях общества, приводят к тому, что все большее количество людей в мире имеют время, желание и финансовые возможности для путешествий.

Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации, в том числе и Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 г. ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются величина свободного времени и его использование. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон, открытый немецким статистиком Э. Энгелем, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается.

Таблица 1.1

Год Число прибытий туристов в целом по всем странам, тыс. чел.* Изменение, % Доходы от туризма в целом по всем странам, млн долл.** Изменение, %
  338 993 (rf) 3,40 142415 (rf) 21,06
  362 295 (rf) 6,87 174 609 (rf) 22,61
  395 024 (rf) 9,03 202 556 (rf) 16,01
  426 636 (rf) 8,00 219 477 (rf) 8,35
  458 331 (rf) 7,43 266 207 (rf) 21,29
  463 647 (rf) 1,16 272 684 (rf) 2,43
  503 148 (rf) 8,52 310 785 (rf) 13,97
  517973 (rf) 2,95 317 790 (rf) 2,25
  544 524 (rf) 5,13 351 179(rf) 10,51
  564 025 (rf) 3,58 398 898 (rf) 13,59
  593 745 (pe) 5,27 425 047 (pe) 6,56

_______________________________________

* Включая однодневные посещения (rf—обновленные данные; ре — предварительные данные).

** За исключением доходов от международных перевозок.

­ Конец страницы 13 ­

¯ Начало страницы 14 ¯

В практике туристской деятельности различают страны—поставщики туристов (направляющие страны) и страны, как правило, принимающие туристов. К первым могут быть отнесены: США, Германия, Англия, Бельгия, Дания и др. Ко вторым — Франция, США, Испания, Италия, Венгрия и др. Статистика ВТО показывает, что за последнее время международные путешествия и доходы от них выросли во всех регионах мира (табл. 1.1). Число прибытий в 1996 г. достигло почти 600 млн, годовой рост составил 5,27%. Доля регионов в прибытиях международных туристов (по данным ВТО) представлена в табл. 1.2. Доля Европы и Америки в прибытиях уменьшилась, а Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки —увеличилась.

Таблица 1.2

Регион 1960 г. 1980 г. 1994 г. Совокупный годовой прирост за 1960—1994 гг., %
прибытие, млн чел. Доля, % прибытие, млн чел. доля, % прибытие, млн чел. доля, %  
Европа 50,351 72,6 186,362 65,5 322,250 60,0 5,6
Северная и Южная Америка 16,705 24,1 61,356 21,6 107,052 19,9 5,6
Восточная Азия/ 0,704 1,0 20,955 7,4 76,695 14,3 14,8
Тихоокеанский регион Африка 0,750 1,1 7,337 2,6 18,408 3,4 9,9
Ближний Восток 0.630 0,9 5,992 2,1 9,053 1,7 8,2
Южная Азия 0,180 0,3 2,280 0,8 3,908 0,7 9,5
По всему миру 69,320 100,0 284,282 100,0 537,366 100,0 6,2

 

Наиболее популярные страны мира, посещаемые туристами, представлены в табл. 1.3.

­ Конец страницы 14 ­

¯ Начало страницы 15 ¯

Таблица 1.3

Страна Количество прибытий туристов * Средний ежегодный прирост прибытий Доля прибытий от общего мирового показателя, % Место (по прибытиям)
1985 г. 1994 г. 1985—1994 гг. 1985 г. 1994 г. 1985 г. 1994 г.
Франция 36,748 60,640 5,72 11,2 11,28    
США 25,399 45,504 6,69 7,75 8,47    
Испания 24,477 43,232 5,16 8,39 8,05    
Италия 25,047 27,480 1,04 7,65 5,11    
Венгрия 9,724 21,425 9,17 2,97 3,99    
Китай 7,133 21,070 12,79 2,18 3,92    
Великобритания 14,449 20,885 4,16 4,41 3,88    
Польша 5,664 18,800 14,26 1,73 3,50    
Австрия 15,168 17,894 1,85 4,63 3,33    
Мексика 11,907 17,113 4,11 3,63 3,18    
Чехия 17,0   3,16  
Канада 13,171 15,971 2,16 4,02 2,97    
Германия 12,686 14,494 1,49 3,87 2,70    
Швейцария 11,900 12,200 0,28 3,63 2,27    
Греция 6,574 10,072 4,85 2,01 1,87    
Гонконг 3,657 9,331 10,97 1,12 1,74    
Португалия 4,989 9,132 6,95 1,52 1,70    
Малайзия 3,109 7,197 9,77 0,95 1,34    
Сингапур 2,738 6,68 9,64 0,84 1.17    
Нидерланды 3,329 6,178 7,11 1,02 1,15    
Всего в мире 327,570 537,366 5,65        

_______________________________________

* Исключая визиты одного дня.

 

Средний ежегодный прирост прибытий в мире за период с 1985 по 1994 г. составил 5,65%. Наибольший средний ежегодный прирост прибытий за тот же период у Польши 14,26%, Китая 12,79, Гонконга 10,97%. Высоки позиции США, Испании, Италии, Венгрии и Великобритании. Наиболее посещаемой страной мира является Франция.

Как и следовало ожидать, туристы из наиболее развитых стран мира — США, Германии и Японии — тратят больше средств в заграничных путешествиях, чем туристы из других стран.

Увеличение доходов, связанных с потоками прибытий международных туристов, также было очень заметным. Доходы от мирового туризма (исключая доходы от международных перевозок) увеличивались с 1960 по 1994 г. не более чем на 12% ежегодно

­ Конец страницы 15 ­

¯ Начало страницы 16 ¯

(с 6,9 млрд долл. в 1960 г. до 425 млрд в 1994 г.). Затраты, осуществляемые туристами за границей, помогают оценить размеры национальных внешних рынков. В табл. 1.4 представлены расходы международных туристов (исключая международные транспортные расходы) из 20 стран мира.

Таблица 1.4

Страна Расходы туристов, млн долл. Средний темп годового роста, % Доля общественного расхода, % Meсто
1985 г. 1994 г. 1985— 1994 гг. 1985 г. 1994 г. 1985 г. 1994 г.
США 24 558 43 562 6,58 24,21 14,28    
Германия     14,03 12,63 13,69    
Япония   30 715 22,86 4,75 10,07    
Великобритания   18 303 12,44 6,28 6,00    
Франция     13,17 4,49 4,55    
Италия     20,45 2,25 3,99    
Канада     12,24 4,07 3,83    
Нидерланды     13,74 3,40 3,60    
Австрия     14,66 2,68 3,06    
Тайвань     20,90 1,41 2,59    
Бельгия     15,90 2,02 2,54    
Швейцария     11,37 2,36 2,07    
Мексика     10,09 2,23 1,76    
Швеция     10,62 1,94 1,6    
Австралия     9,49 1,89 1,42    
Испания     16,86 0,9 1,35    
Республика Корея     23,63 0,6 1,34    
Норвегия     9,60 1,70 1,29    
Сингапур     21,98 0,60 1,2    
Дания     10,92 1,39 1.17    
Всего в мире   305 000 13,01    

 

Средний темп годового роста расходов за 1985—1994 гг. составил около 13%, при этом наибольший годовой рост расходов наблюдался в Республике Корея (23,63%).

Эксперты ВТО указывают на то, что существует четкая связь между тенденциями развития туризма и общим состоянием экономики в стране. Динамика путешествий очень чувствительна к тому, находится ли экономика на подъеме или идет на спад. Обычно если другие факторы, такие, как относительные цены, остаются

­ Конец страницы 16 ­

¯ Начало страницы 17 ¯

неизменными, то при темпах роста общего реального потребления на 1% объем поездок остается неизменным, при 2,5% объем поездок увеличивается на 4%, а при росте потребления на 5% расходы на путешествия возрастают на 10%. Если темпы роста потребления ниже 1%, объем поездок падает. Указанные соотношения могут отличаться от приведенных средних величин для различных стран выезда туристов.

Применительно к индустрии туризма существуют такие понятия, как «видимая и невидимая торговля», «видимый и невидимый экспорт и импорт».

Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом материальной продукции, такой, как товары и сырье. При этом торговым балансом страны называется разница между стоимостью видимого экспорта и стоимостью видимого импорта.

Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг. Большая часть дохода от невидимого экспорта туристских услуг поступает от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Невидимый импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма.

Экспорт продукции, товаров и услуг (включая потребление продукции, товаров и услуг в стране пребывания иностранными туристами) обеспечивает доход страны. Расход страны заключается в оплате импорта продукции, товаров и услуг из других стран (включая потребление продукции, товаров и услуг гражданами страны во время их пребывания за рубежом).

Разница между полным доходом страны от экспорта (видимого и невидимого) и полной стоимостью импорта (явного и неявного) называется платежным балансом. Платежный баланс может быть отрицательным (дефицит) и положительным. В случае большого дефицита происходит утечка денежных ресурсов страны. Поэтому не только малые страны, но и такие промышленно развитые государства, как США, Англия и Германия, стремятся к увеличению доходов от туризма и предпринимают серьезные усилия для привлечения в страну иностранных туристов.

Однако не все деньги, потраченные иностранными туристами в стране пребывания, могут автоматически улучшить ее платежный баланс. Мировой практике известен ряд расходов, которые несет принимающая туристов сторона. В первую очередь это расходуемые предметы и товары, привычные для иностранного туриста, но не производимые или не потребляемые в стране пребывания, начиная от строительных и отделочных материалов гостиниц, гостиничного и ресторанного оборудования, мебели, спортивного инвентаря и заканчивая пищевыми продуктами, на-

­ Конец страницы 17 ­

¯ Начало страницы 18 ¯

питками и сувенирами. Увеличение приема иностранных туристов создает дополнительную нагрузку на местную инфраструктуру— водо- и электроснабжение, канализацию, уборку мусора, дороги, транспорт, связь, службу безопасности.

Выявляется необходимость расширения и развития аэропортов, вокзалов, морских или речных портов, гостиниц, дорог и т. д., для чего необходимо инвестировать огромные средства. В странах, развивающих индустрию туризма, это делается, как правило, за счет иностранных инвесторов.

Привлечение же зарубежных инвесторов приводит к необходимости возвращения части полученных ими доходов в страну инвестора. В ряде стран развитие туризма приводит к необходимости привлечения иностранных сезонных рабочих, что также вызывает дополнительные валютные расходы и нагрузку на местную сферу обслуживания. Для государства важно так сбалансировать доходы, получаемые от въездного туризма, с расходами на него, включая возврат валюты стране-инвестору, долгосрочные расходы на строительство и благоустройство гостиниц, дорог, аэропортов, средств связи, подготовку персонала для создания комфортных условий пребывания иностранным туристам, чтобы в конечном итоге обеспечить устойчивый положительный платежный баланс страны по статье «Туризм».

Конференцией ООН по туризму и путешествиям (с учетом рекомендаций ВТО) была разработана и принята Методика учета доходов и расходов страны по международному туризму. Согласно рекомендациям Международного валютного фонда в актив платежного баланса по статье «Туризм» включаются следующие доходы:

• поступления от продажи товаров и туристских услуг въездным и внутренним туристам;

• поступления от экспорта товаров туристского спроса и оборудования для туристских предприятий;

• поступления от продажи прочих услуг (подготовка кадров, предоставление услуг специалистами страны зарубежным партнерам);

• транспортные расходы въездных туристов на внутренний и международный транспорт в стране пребывания;

• инвестиции иностранного капитала в индустрию отечественного туризма;

• поступления от кредитов, предоставленных другим странам (проценты и возмещение капитала) для развития туризма.

В пассив платежного баланса по статье «Туризм» включаются следующие расходы:

• на приобретение туристских услуг и товаров выездными туристами в стране пребывания;

• на импорт товаров, необходимых для обслуживания въездных туристов, в том числе на прямой и косвенный импорт;

­ Конец страницы 18 ­

¯ Начало страницы 19 ¯

• на приобретение прочих услуг (подготовка кадров за рубежом, оплата труда иностранных рабочих и специалистов, занятых в сфере туризма);

• на перевозки выездных туристов зарубежными транспортными компаниями;

• на инвестиции за рубежом на развитие туризма в других странах;

• на долгосрочные кредиты (проценты и возмещение капитала), вложенные в развитие отечественного туризма.

Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала статистические материалы по развитию туризма в государствах Европы, США, Канаде, Японии и др. Данные табл. 1.5, 1.6 и 1.7 рассчитывались по методике ОЭСР и в некоторых случаях расходятся с данными ВТО.

Таблица 1.5

10 стран мира с положительным сальдо туристского баланса *

(млн долл.)

Страна Доход Расход Сальдо
Испания 25 892,2 4620,7 21271,5
Италия 28 245,2 12681,5 15563,7
США 64374,0 52 567,0 11 807,0
Франция 28181,7 17 505,0 10 676,3
Турция 6000,0 1180,0 4820,0
Мексика 6897,0 3335,7 3561,3
Греция 3684,1 1176,8 2507,3
Португалия 4325,2 2321,5 2003,7
Австрия 13821,5 12104,9 1716,6
Венгрия 2260,1 930,2 1329,9

_______________________________________

* Данные приводятся по состоянию на 1996 г.

 

Россия, обладая колоссальным туристским потенциалом, занимает скромное место на международном туристском рынке. На ее долю приходится около 1 % мирового туристского потока. Так, по данным Госкомстата России, в 1997 г. выезжало за границу 11181,7 тыс. российских граждан, из них по туристским визам—4142,9 тыс. человек, в основном (9311,2 тыс. человек) в страны дальнего зарубежья, включая страны Балтии. В том же году (1997 г.) в Россию прибыло 17462,6 тыс. иностранных граждан, из них с целью туризма — 2515,0 тыс. человек, что в 1,33 раза больше, чем в 1996 г. Динамика прибытий иностранных граждан в Россию и выезда граждан из России (по данным Госкомстата РФ) представлена на рис. 1.2. Основная доля туристского потока в Рос-

­ Конец страницы 19 ­

¯ Начало страницы 20 ¯

Таблица 1.6

10 стран мира с отрицательным сальдо туристского баланса *

(млн долл.)

Страна Расход Доход Сальдо
Германия 49 557,6 15 787,5 33 770,1
Япония 37 977,4 4281,0 33 696,4
Великобритания 25046,1 20019,7 5026,4
Нидерланды 11112,0 6144,3 4967,4
Бельгия-Люксембург 9038,1 5593,7 3444,4
Швеция 6263,8 3674,0 2589,8
Канада 11 168,2 8811,3 2356,9
Норвегия 4144,6 2342,6 1802,0
Дания 4141,9 3425,0 716,9
Финляндия 2366,4 1673,9 692,5

_______________________________________

*Данные приводятся по состоянию на 1996 г.

 

Таблица 1.7

Date: 2015-09-25; view: 395; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию