Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 31. Звук [ш] и буква Шш





Цель. Уточнять артикуляцию звука [ш]; развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паро­нимами (отличающимися одним звуком); упражнять в умении дифференцировать звуки [с — ш]; упражнять в правильном употреблении предлогов под, из-под; знако­мить с буквой Шш; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, набор картинок (шмель, кошка, мышка, лягушка); ножницы, вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

I. Воспитатель читает стихотворение. Далее выполняется игровое упражнение.

Я назову предмет большой, А вы предмет поменьше. В моих словах звук *Ц» молчит, А в ваших четко так звучит.

дерево — деревце блюдо — блюдце колено — коленце болото — болотце зеркало — зеркальце масло — маслице дело — дельце тело — тельце

II. 1. — Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком. Этот звук живет в слове-отгадке. А теперь послушайте загадку:

Зима ушла за тридевять земель.

Над лугом загудел мохнатый... (шмель).

(И. Гамазкова.)

С какого звука начинается слово шмелъ1 (Со звук [ш].) С этим звуком мы сегодня и будем знакомиться.

2. Артикуляция звука.

Дети произносят слова со звуком [ш]: шмель, мошка,: кошка, шар, шалаш, камыш,

Анализ артикуляции: губы в положении трубочки, зубы сближены, кончик языка за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду,

Характеристика звука. Звук [ш] — согласный, всегда твердый.

III. 1. Воспитатель демонстрирует игрушки (картинки): мышка, лягушка, кошка. Просит назвать животных и определить позицию звука [ш] в словах. (В середине.)

2. Игровое упражнение «Прятки». Цель. Работать над правильным употреблением предлогов под, из-под.

Воспитатель показывает, как шмель, мышка и кошка играли в прятки. Три игрушки (картинки) из четырех расставляются под различными предметами в группе (или на столе воспитателя). Одна игрушка (картинка) — водящий (например, шмель).

— Где спряталась кошка? (Кошка спряталась под столом.) Где спряталась мышка? (Мышка спряталась под книгу.) И т. д.

— Шмель нашел всех друзей. Откуда вышла кошка? (Кошка вышла из-под стола.) Откуда выбежала мышка? (Мышка выбежала из-под книги.) И т. д.

Игровое упражнение можно повторить 2—3 раза, меняя водящего и объекты, под которыми прятались животные.

3. Слова-паронимы (отличающиеся одним звуком).

— После игры «Прятки» шмель решил повеселить своих друзей и спеть им смешную песенку, но сначала предупредил своих друзей:

Я буду петь наоборот и веселить лесной народ.

С другом мы играли в чашки, Пили чай из белой шашки. А как правильно?!

Вылезла из норки шишка, На нее упала мышка.

А как правильно?!

Вы можете похохотать и ошибки исправлять.

Петухи, затеяв шпоры, Грозно поднимают споры. А как правильно?!

Мы с сестрой посуду шили И наряды куклам мыли. А как правильно?!

(И. Лопухина.)

4. Игровое упражнение «Звуки спрятались в словах».

Педагог называет слова, в которых одновременно слышатся два звука [с] и [ш]. Необходимо определить место звуков в словах (начале, середине, конце).

Слова для анализа: Саша, сушка, шустрый, шоссе, сушь, шест.

5. Чтение чистоговорки «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». В данном случае главная цель упражнения — чистое произнесение звуков. Темп произнесения предложения убыстряется только до тех пор, пока ребенок может правильно повторять фразу.

IV. 1. Знакомство с буквой.

Показ буквы, рассматривание ее (педагог при этом читает стишок), размещение буквы на панно букв по адресу: второй этаж (вторая строка снизу), квартира № 5 (пятая клетка слева).

Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл.

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и вырезанных букв).

3. Закрепление образов букв.

а) Найди букву Ш среди других: АШОУМХШИШ И т. д.

б) Назови, какие звуки обозначают другие буквы в строчке.

V. Развитие мелкой историки: упражнение «Вертушка» (с карандашом). Ребенок вертит карандаш тремя пальцами: большим, указательным и средним, держась за середину карандаша.

Занятие 32. Звук [ж] и буква Жж

Цель. Уточнять артикуляцию звука [ж]; упражнять детей в умении определять последовательность звуков в словах; упражнять в делении слов на слоги, определении места звука в слове; дифференцировать звуки [с — ш]; работать над интонацией перечисления в предложении; закреплять названия животных и их детенышей; знакомить с буквой Жж; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв; фишки, жук, фланелеграф, набор картинок для фла-нелеграфа; звуковые бусы; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.


Ход занятия

I. — Сегодня мы побываем в лесном детском саду. А дорогу нам покажет Мишутка.

а) — Пока мы с ним идем по лесу, давайте определим, сколько частей в слове Мишутка. (Три части.) Где в слове слышен звук [ш], с которым мы познакомились на прошлом занятии? (Б середине.)

б) — Мишутка сочинил для нас песенку. Споем ее вместе с ним. Педагог читает двустишия. Дети повторяют.

1. Язык кверху — ша-ша-ша, Наша Маша хороша.

2. Язык книзу — са-са-са, Укусила в нос оса.

3. Язык кверху — ши-ши-ши, Наши уши хороши.

4. Язык книзу — сы-сы-сы, У осы усы, усы.

Примечание. Педагог может обсудить с детьми фразы из стихов «Язык кверху...», «Язык книзу...». (Это связано с артикуляцией звуков [с] и [ш].)

П. 1. — Смотрите, нас догоняет жук.

Жук жужжит: — Жу-жу-жу, Звук я новый вам скажу.

Вы, ребята, уже догадались, какой звук мы будем сегодня изучать? (Звук [ж].) Повторите слова из стихотворения со звуком [ж].

2. Артикуляция звука.

Дети анализируют артикуляцию звука [ж]. Артикуляция та же, что при произнесении звука [ш], но происходит еще дрожание голосовых связок.

Характеристика звука. Звук [ж] — согласный, всегда твердый.

— А еще какие звуки всегда произносятся твердо? (Звуки [ш] и [ц].)

III. 1. — А вот и лесной детский сад. На зеленый лужок лесные жители приводят своих детенышей. (Воспитатель выставляет картинки.)

Волчица привела волчонка, ежиха привела... (ежонка), лисица привела... (лисенка), лошадь —... (жеребенка), уж —... (ужонка), белка —.,. (бельчонка), медведь —... (медвежонка), чиж —... (чижонка). И т. д.

Найдите детенышей, в названиях которых слышится звук [ж]. (Ежонок, жеребенок, ужонок, медвежонок, чи-жонок.)

2. Интонация перечисления.

— В лесном детском саду малыши жили дружно, все делали вместе.

Первое предложение составляет воспитатель. Далее составляют предложения и манипулируют с картинками дети.

— С пенечка на пенечек перепрыгивали волчонок, ежонок, лисенок, жеребенок, ужонок, бельчонок, медвежонок, чижонок и т. д. (Воспитатель по очереди показывает шишку, бабочку, цветок, мяч и просит детей сказать, что детеныши делали.) Дети отвечают: «Очень любили собирать шишки волчонок, ежонок,...», «Бабочек любили ловить волчонок, ежонок,...».

3. Определение последовательности звуков в слове (с использованием звуковых бус).

— Слово жук длинное или короткое? (Короткое.) Давайте в слове жук определим последовательность звуков. (Первый звук — [ж], второй звук — [у], третий звук — [к]. Слово жук состоит из трех звуков.)

IV. 1. Знакомство с буквой.

Показ буквы и размещение ее на панно букв по адресу: третий этаж (третий ряд снизу), квартира № 5 (пятая клетка слева).

Эта буква широка И похожа на жука. А при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж!»

(С. Маршак.)

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

V. Речевая игра «Звуки — буквы». Цель. Закреплять умение детей соотносить звук с буквой.

а) Педагог заранее прячет две буквы (Ж, К) в групповой комнате (в книжном уголке) на тех объектах и предметах, названия которых начинаются с соответствующих звуков (журналы, книги).

Педагог сообщает детям, что сегодня некоторые буквы спрятались в книжном уголке. Он произносит звуки, дети ищут предметы, в названиях которых слышны эти звуки.

б) Дифференциация букв. Дети сравнивают буквы Ж и К, находят сходство и различие.







Date: 2015-09-18; view: 2864; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию