Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятие 17. Сочетание звуков []а] и буква Яя
К сведению педагогов. Изучение гласных букв Е, Ё, Я, Ю представляет для детей определенную трудность. Во-первых, они могут обозначать два звука (сочетание звуков): Е — Пэ], Ё — [}о], Я — Па], Ю — Ц у]. Это бывает в тех случаях, когда: гласные стоят в начале слова (Юра, ель, яма, ёлка)', гласные стоят после гласных звуков (маяк, даёт, поют); гласные стоят после букв ъ и ь знаков (семья, съел). Во-вторых, буквы Е, Ё, Я, Ю указывают, что предшествующий согласный должен произноситься мягко (небо, нёс, няня. Люба). Поэтому воспитатель может изучать с детьми эти гласные значительно позже или вообще оставить эту сложную работу до школы. Однако мы предоставляем воспитателю возможность познакомить детей старшего дошкольного возраста с этими звуками, так как умение обозначать мягкость согласных с помощью букв Е, Ё, Я, Ю, основанное на противопоставлении твердых и мягких фонем, является одним из важнейших умений в усвоении письменной речи. Цель. Учить детей слышать при произнесении сочетание звуков [^а]; упражнять в образовании глаголов 1-го лица единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени; знакомить с буквой Яя; закреплять образы букв. Оборудование, Панно букв, набор картинок, флане-леграфы демонстрационные и индивидуальные. Ход занятия 1. — На прошлом занятии в лесной школе ученики изучали звук []]. Они могут изменить слово так, чтобы хорошо был слышен этот звук. А вы? Пример воспитателя: попугаи — попугай (первое слово произносит педагог, дети изменяют его). трамваи — трамвай караваи — каравай урожаи — урожай лентяи — лентяй сараи — сарай змеи — змей лицеи — лицей музеи — музей воробьи — воробей соловьи — соловей муравьи — муравей ручьи — ручей П. 1. — Звук [Л сегодня закрыл свое окошко и пошел к своему соседу, звуку [а], который живет на четвертом этаже. У звука [а] играла веселая музыка, и он пел замечательную песню: «А-а-а». Звуку Ц] тоже захотелось спеть. Но он умел петь только хором. Звук []] начинал, а звук [а] продолжал. И так у них дружно получалось! Слышат друзья, что стала появляться новая песенка: и -* а П - а] Па] Я (длительное плавное произношение) Ребята, когда вы услышите такую песенку, то знайте: ее поют два звука, Ц] и [а]. 2. — Потом звуки взяли раскраски и стали раскрашивать картинки со звуковым сочетанием Па]. Как вы думаете, ребята, какие картинки раскрасили эти звуки? (Воспитатель выставляет на наборное полотно следующие картинки: якорь, море, маяк, берег, ястреб, одеяло, свинья, курочка, листья, змея, ягненок и др.) III. 1. Образование глаголов 1-го лица единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени. — В лесной школе на перемене Заяц-хвастун хвастал: «Я рисую». А звери и птицы ему отвечали: «Мы рисуем». Далее педагог дает опорные слова либо предлагает детям подумать и сказать, чем еще мог хвастаться зайка, и что ему отвечали другие звери. Я пою. — Мы поем. Я читаю. — Мы читаем. Я считаю. — Мы считаем. Я знаю. — Мы знаем. Я пишу. — Мы пишем. И т. д. — Надоело зверям и птицам слушать хвастуна и говорят они ему: «Мы пели». А зайка поникшим голосом: «И я пел». Мы читали. — И я читал. Мы считали. — И я считал. Мы знали. — И я знал. И т. д. Звери сказали зайке: «Мы терпели такого хвастуна, но больше не будем». Тогда зайка сказал: «Я не знал, что это плохо. Больше я не буду хвастать». 2. — Что говорил зайка о себе, хвастаясь? (Я-я-я.) Из каких звуков состоит слово я? (Из сочетания звуков Па].) 3. Артикуляция звукового сочетания. Педагог предлагает детям произнести сочетание звуков Па] и обращает внимание на следующее: при произнесении данного сочетания звуков воздух свободно выходит изо рта, несмотря на то, что в начале и образуется небольшое препятствие (при произнесении звука П]). Самое главное, что буква Я может образовать слог (я-ма, семь-я). Поэтому двойной звук Па] — гласный. 4. Знакомство с буквой. — Двойной звук Па] обозначают одной буквой Я. Посмотрите на эту букву. Она проживает по адресу: пятый этаж (пятый ряд снизу), квартира № 1 (первая клетка слева). Дети рассматривают букву и размещают ее на панно. 5. Закрепление образа буквы. а) Найди букву Я среди других букв: А, М, Я, Н, О, Э, Я, Б, Я. б) Назови звуки, которые обозначают эти буквы. (Педагог показывает вразбивку разные буквы, а дети называют звуки. Можно использовать буквы из предыдущего задания.) Внимание! К буквам М, Н, Б дети должны назвать два звука — мягкий и твердый. Здесь возможна помощь педагога и (или) наводящие вопросы. в) Определи звуки в слогах. -ам-, -ям- -ма-, -мя- -бя-, -ба- -ан-, -ян- -на-, -ня- -ня-, -на- г) Прочитай слоги. д) Выбери слог и придумай к нему слово (слова). — Это слоги. Слоги — только часть слова. Прибавь к этим частям другие слоги-части так, чтобы получилось слово. Например, ба-: баня, барабан, баранка, собака и т. д. IV. Аналитико-синтетическая деятельность (подготовка к письму). V. Развитие мелкой моторики. Воспитатель показывает картинку корабля с якорем на борту и загадывает загадку: на корабле есть предмет, который бросают, когда корабль нужно остановить, и поднимают, когда корабль отправляется в плавание. Просит сказать, что это такое. Дети отвечают: «Якорь». Далее педагог предлагает детям раскрасить один якорь штриховкой сверху вниз (якорь опускают), другой — штриховкой снизу вверх (якорь поднимают). Внимание! Если дети не укладываются в отведенное время, то раскрашивание якорей можно перенести в свободную самостоятельную деятельность. Date: 2015-09-18; view: 2329; Нарушение авторских прав |