Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 7





Особенности проведения занятий фитнесом с учащимися старших классов

Анатомо-физиологические особенности

Подростковый возраст — период жизни с 12—13 до 17—18 лет. В это время происходит половое со­зревание, сопровождающееся ускоренным физи­ческим развитием. В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением вы­работки целого ряда гормонов, основными из ко­торых являются гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное действие обеспечивает своевремен­ное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходит постепенная подготовка орга­низма детей ко взрослой жизни и соответствующим нагрузкам: не только количественные — увеличение длины и веса тела, но и качественные изменения — окончательное созревание и перестройка всех орга­нов и систем. В нормальных условиях физическое развитие и половое созревание всегда протекают параллельно и взаимосвязанно.

У мальчиков и девочек продолжительность по­лового созревания составляет в среднем 5 лет. При этом девочки вступают в период полового созре­вания примерно на 2 года раньше мальчиков и в дальнейшем созревают тоже быстрее. В 11—12 лет может быть первая менструация — у большинства в 13—14 лет, в 15—16 лет устанавливаются регуляр­ные менструации. Параллельно с половым созре­ванием происходит интенсивный рост, который в среднем приходится на 12 лет и достигает 9 см в год. В 16—18 лет наступает постепенная остановка роста.

У мальчиков сроки начала и темпы развития по­лового созревания колеблются в очень широких пределах. Чаще всего начало полового созревания отмечается в 12—14 лет, в 14—15 лет — дальнейшее прогрессирование, первые поллюции, в 18—20 лет — завершение полового созревания. Пик скорости роста приходится на 14 лет и достигает 10—12 см в год. В 18—20 лет отмечается постепенная остановка роста.

В тех случаях, когда во множестве различных тка­ней организма одновременно наблюдаются росто­вые процессы, отмечаются феномены так называе­мых скачков роста. В первую очередь это проявля­ется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей. В развитии организма человека такие скачки наибо­лее ярко выражены на первом году жизни: 1,5-крат-

ное увеличение длины и 3—4-кратное увеличение массы тела в течение года, рост происходит преиму­щественно за счет удлинения туловища. В возрасте 5—6 лет — так называемый полуростовой скачок, в результате которого длина тела ребенка достигает примерно 70% длины тела взрослого, рост проис­ходит преимущественно за счет удлинения конеч­ностей. В 13—15 лет — пубертатный скачок роста как за счет удлинения туловища, так и за счет удлинения конечностей. У девочек к 14— 15 годам таз приобрета­ет формы, характерные для взрослых женщин. Око­стенение тазовой кости завершается к 17—18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16—18 лет; у мальчиков он продолжается еще до 18—21 года, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19—20 лет заверша­ется формирование плечевой кости.

В начале среднего школьного возраста девоч­ки в физическом развитии несколько опережа­ют мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную: стандарты физического раз­вития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест. У девочек в 13—15 лет рост колеблется в пределах 154—160 см, а вес — 42—52 кг. У мальчиков в 13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, — при­мерно 150 см. К 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация наблюдается и с весом тела: в 13 лет у девочек он равен примерно 43 кг, а у мальчиков этого возраста — 39,5 кг. Однако к 15 годам он уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочек, и составляет 52—53 кг.

В старшем школьном возрасте мальчики в фи­зическом развитии уже уверенно преобладают над девочками, у которых в 16 лет рост в среднем ра­вен 159,5 см, а вес — 53 кг, в то время как у мальчи­ков — соответственно 167—168 см и 56—57 кг. У де­вушек в возрасте 17 лет рост и вес — 160—161 см и 55—56 кг, а у юношей этого возраста — соответствен­но 171—172 см и 60—61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослых.

Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взросло­го человека; так, пульс у ребенка в 13 лет составляет около 72—80 уд./мин., в 14 лет — уже 72—78 уд./мин., в 15 лет — 70—76 уд./мин., а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60—70 уд./мин., что практически соответствует пульсу взрослого чело­века. Артериальное давление ребенка с возрастом повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст., а для моло­дого человека 18 лет — 120/70 мм рт.ст.: это уже нор­ма взрослого человека. Одновременно с возрастом наблюдается уменьшение частоты дыхания: в 12—13 лет ребенок в спокойном состоянии совершает 18— 20 дыхательных движений в минуту, а в 14—15 лет — уже 17—18. Их число у старшего школьника — уже как у взрослого человека.

Мышечная система у детей развита хорошо. Так как они ведут подвижный образ жизни и регулярно получают умеренную физическую нагрузку, мышеч­ная система совершенствуется - сокращения мышц становятся сильнее, они обретают выносливость. Старшеклассник в этом отношении уже может срав­ниться со взрослым человеком.

Подростки среднего и старшего школьного воз­раста приобретают новые навыки и совершенству­ют приобретенные ранее. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не составляет для них значительной нагрузки. Заметно развивается анали­тическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. В этом возрасте ак­тивно формируется личность.

Как у мальчиков, так и у девочек одновременно с увеличением роста возрастает вес тела. Определен­ному росту должен соответствовать и определенный показатель массы. В то же время возрастная картина ростовых процессов в мышечной ткани имеет совсем другой вид. Рост мышечной массы имеет два максиму­ма. Так, для мышц нижних конечностей первый пик скорости роста приходится на 13 лет, а второй — на 15— 16 лет. И нтересно, что у девочек вторая фаза акти­визации скачка роста выражена слабо или полностью отсутствует. Все эти перестройки сопровождаются сложными и неоднозначными изменениями строения мышечной ткани. Фаза задержек ростовых процессов в мышцах в 14-летнем возрасте связана с необычай­ным усилением окислительных возможностей.

Но в дальнейшем направление развития энер­гетики мышечных волокон меняется на противо­положное, и в 16—17 лет мы вновь видим снижение на 30% окислительного потенциала мышечных во­локон — они становятся чисто гликолитическими. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание.

Некоторые двигательные возможности непо­средственно связаны с уровнем физического раз­вития. Это относится, например, к проявлению мы­шечной силы. Дети, имеющие более высокий уро­вень физического развития, обычно сильнее своих сверстников, что обусловлено большей абсолютной массой скелетных мышц. В то же время относитель-

ная сила мышц (в расчете на единицу массы или на единицу поперечного сечения мышцы) может быть выше у детей с некоторым отставанием в физиче­ском развитии.

Фитнес-программы

Как и с детьми 10—13 лет, с подростками в воз­расте 14 лет и старше многие фитнес-программы можно проводить совместно. Однако некоторые программы лучше проводить раздельно. Большин­ство мальчиков стесняются выполнять танцеваль­ные движения — таза, грудной клетки и т.п. Исклю­чение составляют различные стили хип-хопа, фан­ка, являющиеся неотъемлемой частью субкультуры современности; элементы восточных единоборств, силовые программы, стретчинг, степ спортивно-гимнастического типа, скакалка, булавы с мягким креплением, фитбол, элементы йоги, тай-чи.

Используются и раздельные программы: класси­ческая и степ-аэробика танцевальной направленно­сти с элементами джаза, модерн-танца.

Date: 2015-09-18; view: 359; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию