Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция № 7
Особенности проведения занятий фитнесом с учащимися старших классов Анатомо-физиологические особенности Подростковый возраст — период жизни с 12—13 до 17—18 лет. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основными из которых являются гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходит постепенная подготовка организма детей ко взрослой жизни и соответствующим нагрузкам: не только количественные — увеличение длины и веса тела, но и качественные изменения — окончательное созревание и перестройка всех органов и систем. В нормальных условиях физическое развитие и половое созревание всегда протекают параллельно и взаимосвязанно. У мальчиков и девочек продолжительность полового созревания составляет в среднем 5 лет. При этом девочки вступают в период полового созревания примерно на 2 года раньше мальчиков и в дальнейшем созревают тоже быстрее. В 11—12 лет может быть первая менструация — у большинства в 13—14 лет, в 15—16 лет устанавливаются регулярные менструации. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост, который в среднем приходится на 12 лет и достигает 9 см в год. В 16—18 лет наступает постепенная остановка роста. У мальчиков сроки начала и темпы развития полового созревания колеблются в очень широких пределах. Чаще всего начало полового созревания отмечается в 12—14 лет, в 14—15 лет — дальнейшее прогрессирование, первые поллюции, в 18—20 лет — завершение полового созревания. Пик скорости роста приходится на 14 лет и достигает 10—12 см в год. В 18—20 лет отмечается постепенная остановка роста. В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, отмечаются феномены так называемых скачков роста. В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей. В развитии организма человека такие скачки наиболее ярко выражены на первом году жизни: 1,5-крат- ное увеличение длины и 3—4-кратное увеличение массы тела в течение года, рост происходит преимущественно за счет удлинения туловища. В возрасте 5—6 лет — так называемый полуростовой скачок, в результате которого длина тела ребенка достигает примерно 70% длины тела взрослого, рост происходит преимущественно за счет удлинения конечностей. В 13—15 лет — пубертатный скачок роста как за счет удлинения туловища, так и за счет удлинения конечностей. У девочек к 14— 15 годам таз приобретает формы, характерные для взрослых женщин. Окостенение тазовой кости завершается к 17—18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16—18 лет; у мальчиков он продолжается еще до 18—21 года, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19—20 лет завершается формирование плечевой кости. В начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную: стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест. У девочек в 13—15 лет рост колеблется в пределах 154—160 см, а вес — 42—52 кг. У мальчиков в 13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, — примерно 150 см. К 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация наблюдается и с весом тела: в 13 лет у девочек он равен примерно 43 кг, а у мальчиков этого возраста — 39,5 кг. Однако к 15 годам он уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочек, и составляет 52—53 кг. В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками, у которых в 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес — 53 кг, в то время как у мальчиков — соответственно 167—168 см и 56—57 кг. У девушек в возрасте 17 лет рост и вес — 160—161 см и 55—56 кг, а у юношей этого возраста — соответственно 171—172 см и 60—61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослых. Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так, пульс у ребенка в 13 лет составляет около 72—80 уд./мин., в 14 лет — уже 72—78 уд./мин., в 15 лет — 70—76 уд./мин., а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60—70 уд./мин., что практически соответствует пульсу взрослого человека. Артериальное давление ребенка с возрастом повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст., а для молодого человека 18 лет — 120/70 мм рт.ст.: это уже норма взрослого человека. Одновременно с возрастом наблюдается уменьшение частоты дыхания: в 12—13 лет ребенок в спокойном состоянии совершает 18— 20 дыхательных движений в минуту, а в 14—15 лет — уже 17—18. Их число у старшего школьника — уже как у взрослого человека. Мышечная система у детей развита хорошо. Так как они ведут подвижный образ жизни и регулярно получают умеренную физическую нагрузку, мышечная система совершенствуется - сокращения мышц становятся сильнее, они обретают выносливость. Старшеклассник в этом отношении уже может сравниться со взрослым человеком. Подростки среднего и старшего школьного возраста приобретают новые навыки и совершенствуют приобретенные ранее. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не составляет для них значительной нагрузки. Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. В этом возрасте активно формируется личность. Как у мальчиков, так и у девочек одновременно с увеличением роста возрастает вес тела. Определенному росту должен соответствовать и определенный показатель массы. В то же время возрастная картина ростовых процессов в мышечной ткани имеет совсем другой вид. Рост мышечной массы имеет два максимума. Так, для мышц нижних конечностей первый пик скорости роста приходится на 13 лет, а второй — на 15— 16 лет. И нтересно, что у девочек вторая фаза активизации скачка роста выражена слабо или полностью отсутствует. Все эти перестройки сопровождаются сложными и неоднозначными изменениями строения мышечной ткани. Фаза задержек ростовых процессов в мышцах в 14-летнем возрасте связана с необычайным усилением окислительных возможностей. Но в дальнейшем направление развития энергетики мышечных волокон меняется на противоположное, и в 16—17 лет мы вновь видим снижение на 30% окислительного потенциала мышечных волокон — они становятся чисто гликолитическими. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание. Некоторые двигательные возможности непосредственно связаны с уровнем физического развития. Это относится, например, к проявлению мышечной силы. Дети, имеющие более высокий уровень физического развития, обычно сильнее своих сверстников, что обусловлено большей абсолютной массой скелетных мышц. В то же время относитель- ная сила мышц (в расчете на единицу массы или на единицу поперечного сечения мышцы) может быть выше у детей с некоторым отставанием в физическом развитии. Фитнес-программы Как и с детьми 10—13 лет, с подростками в возрасте 14 лет и старше многие фитнес-программы можно проводить совместно. Однако некоторые программы лучше проводить раздельно. Большинство мальчиков стесняются выполнять танцевальные движения — таза, грудной клетки и т.п. Исключение составляют различные стили хип-хопа, фанка, являющиеся неотъемлемой частью субкультуры современности; элементы восточных единоборств, силовые программы, стретчинг, степ спортивно-гимнастического типа, скакалка, булавы с мягким креплением, фитбол, элементы йоги, тай-чи. Используются и раздельные программы: классическая и степ-аэробика танцевальной направленности с элементами джаза, модерн-танца. Date: 2015-09-18; view: 384; Нарушение авторских прав |