Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовка к переговорам
Многие предприниматели считают лишним специально готовиться к деловым встречам и переговорам, надеясь на свои опыт и интуицию. Но это по меньшей мере несерьезно. Подготовка к переговорам включает два основных направления работы: решение организационных вопросов и проработка основного процесса переговоров. К организационным вопросам относятся: составление программы приема иностранных партнеров; формирование группы (делегации) участников переговоров; определение места и времени переговорен, составление повестки дня каждого заседания; согласование с заинтересованными организациями и ведомствами касающихся их вопросов и т. д. Программа приема иностранных партнеров требует наибольших затрат сил и времени принимающей стороны. Основными элементами программы являются: порядок встречи иностранцев; персональный состав встречающих; участие представителей иностранных учреждений, аккредитованных в стране; участие представителей прессы, радио и телевидения; преподнесение цветов: приветственные речи: размещение в гостинице; деловая часть программы (встречи, беседы, переговоры); приемы, завтраки, обеды и др.; посещение промышленных и других объектов; культурные мероприятия; поездки по стране; окончательные проводы. Организационное решение этих вопросов следует поручить наиболее ответственным и серьезным сотрудниками. Подготовка к основному процессу переговоров включает: анализ проблемы и интересов участников переговоров в ее разрешении; формирование общего подхода к переговорам и собственной позиции на них; определение возможных вариантов результатов переговоров. Анализ проблемы заключается в поиске путей ее решения, требующих меньших затрат и усилий. Такие пути могут быть обнаружены как в сфере односторонних действий, так и в результате переговоров с партнером. В процессе анализа продумываются возможные альтернативы решения проблемы. При анализе проблемы необходимо обратить особое внимание на интересы сторон, и прежде всего — для чего нужно вести переговоры. Возможно, покупка (продажа) конкретного товара хотя в общем и важна, на сегодняшний день еще нижнее установление долговременных партнерских отношений. На основе интересов участников переговорам сформируются общий подход к переговорам и собственная позиция на них. Хорошая подготовка к переговорам предполагает предварительное рассмотрение с максимально возможного числа вариантов решений. Все варианты ранжируются в зависимости от степени их приемлемости. Это не означает, что при изменении каких-то условий варианты останутся на тех же позициях. Нужно быть готовым ко всяким неожиданностям. Специалисты рекомендуют в ходе подготовки к переговорам постараться осмыслить ответы на следующие вопросы: Какую главную цель я ставлю перед собой в беседе? Как отнесется к просьбе о встрече мой собеседник? Готов ли к обсуждению предполагаемой темы мой собеседник? Уверен ли я в благополучном для меня исходе разговора? Уверен ли в том мой собеседник? Что я хочу уяснить для себя? Какой исход устроит (или не устроит) меня, его, обоих? Какие приемы воздействия на собеседника я использую в разговоре? Какие вопросы я буду задавать? Какие вопросы может мне задать собеседник? Как я буду себя нести, если мой собеседник: — во всем согласится со мной? — решительно возразит, перейдет на повышенный тон? — не отреагирует на мои доводы? — проявит недоверие к моим словам, мыслям? — попытается скрыть свое недоверие? Для того чтобы быть психологически готовым к быстрой и спокойной реакции на случай непредвиденных обстоятельств, а главное —чтобы в круг переговоров были вовлечены все вопросы партнерства, необходимо составить план их содержания. Сначала в план включаются главные идеи, мысли, фразы. Затем в нем выделяют такие элементы, как обращение к партнерам, коммерческие намерения, аргументацию своей позиции, приемы нейтрализации возможных замечаний, варианты решений, подведение итогов беседы. По завершении работы над планом целесообразно «проиграть» беседу с воображаемым партнером (его могут заменить в игре наши коллеги), в ходе чего можно внести коррективы, обнаружить, какие-то нюансы, словом, хорошо подготовиться к беседе. Подготовительная работа включает и заблаговременную подготовку документов к переговорам. К их числу относятся заявления, проекты различных соглашений, протоколов, договоров, резолюций, контактов. При подготовке этих материалов необходимо уделить особое внимание отточенности формулировок, аргументированности предложений. Неотъемлемой частью подготовительной работы к переговорам является составление досье по различным вопросам, которою намечено рассмотреть на переговорах. Досье включает, как правило, официальные справки и документы о партнере, вырезки из газет и другие материалы, содержащие сведения о партере. На основе материалов досье готовятся тексты выступлений, различные справки, документы и т. д. От качества, подготовленных досье во многом зависит эффективность работы и ходе переговоров. И, наконец, очень важно в процессе подготовительной работы продумать и изучить до мелочей, в деталях конкретный объект предстоящего договора, условия его выполнения, цели и средства.
«ЗНАЮ КАК, ЗНАЮ ЧТО» Необходимо запомнить истину: первый контакт может стать последним, если положиться на «авось» и понадеяться на то, что искушённые в бизнесе иностранцы сами возьмут на себя проработку всех деталей, как только услышат «потрясающую идею» совместного предпринимательства или торговой сделки. Слишком большое число наших бизнесменов начинают переговоры с того, что делают предложение вроде построить самую современную в Москве автоматизированную прачечную для обслуживания зарубежных: представительств за валюту» или «продать на Запад партию очень полезного для здоровья и абсолютно натурального варенья из уральской черники». Однако переговоры заходят в тупик, как только иностранный бизнесмен делает то, что, по его мнению, элементарно, то есть интересуется техническими подробностями, спрашивает, какие примерно объемы грязного белья должна будет обрабатывать прачечная или попросит данные о количестве сахара в черничном паренье и т. д. Бизнесмены — народ деловой. Для них время — деньги. И это обязательно надо учитывать. Но вот ситуация. Американский бизнесмен спрашивает у советского: «Можете ли вы поставить мне партию королевских крабов? Если да, то сколько, когда, по какой цене?» А в ответ слышит: «Моя организация может очень многое». И далее следует лекция о проблемах перехода к рынку в стране, налоговых льготах его компании, валютной политике правительства и т.д. Неудивительно, что интерес американца к сделке падает на глазах. Необходимо тщательно подготовиться к беседе. Следует не просто отвечать на вопросы партнера, а с полным знанием технических деталей описать все конкретные аспекты намечаемого предприятия. Лучше всего идти на встречу с подготовленным проспектом или папкой со справочными материалами на языке партнера, чтобы он мог поработать над ними. Особое внимание следует уделить изучению юридических аспектов предстоящей сделки — законодательству и подзаконным актам о совместных предприятиях и экспортно-импортных сделках, соответствующим решениям региональных властей и т.д. Иностранных партнеров часто интересуют детали, которые у нас просто игнорируются, например, качество дорожного покрытия в районе создания совместного предприятия, экологическая обстановка и др. Бывает, что иностранцы не слишком вникают в детали или, напротив, охотно берут на себя их проработку. При этом не исключено, что вы можете напороться на легкомысленных, склонных к авантюрам, дельцов, решивших воспользоваться российской неразберихой, чтобы сорвать куш и быстро убраться. Или, наоборот, попался партнер, который заранее осе просчитал и намерен использовать неискушенных советских компаньонов лишь для прикрытия операции, призванной принести ему крупную одностороннюю выгоду. Кстати, это приносит не только материальные потери, но и потери престижа: в деловом мире привлечение сомнительного партнера бросает тень на саму фирму. Не надо забывать еще одну простую истину: благотворительность в большом почете за границей, однако ее не путают с бизнесом. Никто не будет делать скидок только ради того, чтобы помочь становлению свободной рыночной экономики в России. И если даются какие-либо авансы от иностранного партнера, то надо четко представлять себе, за что они даются, с какой целью и чем за все это расплачиваться. Очень важно, чтобы в переговорах с нашей стороны участвовали не только руководители, но и владеющие конкретной информацией и практическими знаниями технические эксперты, даже если они и не занимают крупных постов. Типичная ошибка, многих отечественных начинаний заключается в том, что для контактов с иностранными партнерами за рубеж отправляются только руководители, привыкшие к общим решениям и общим договоренностям. Несколько лет назад советская сторона предложила Японии интересную идею —создание совместных предприятии с широким привлечением мелкого и среднего бизнеса. Прибывшая из Токио делегация во главе с председателем Торгово-промышленной палаты твердила о колоссальных перспективах, открывавшихся в связи с согласием Москвы допустить иностранный капитал к созданию смешанных фирм. Когда же японцы стали задавать конкретные вопросы, во всей делегации не нашлось человека, способного предоставить, четкую информацию. Дело отложили, и оно застопорилось, что нанесло немалый ущерб нашему деловому престижу. Чтобы успешно нести переговоры, надо еще перед первой встречей собрать всю возможную информацию о фирме, с которой решено иметь дело (когда и кем были основана, в каких странах ведет дело, в каких сделках имела особый успех, данные о финансовом положении, объеме операции и т. д.). Поскольку личностные моменты играют очень важную роль в достижении взаимного доверни, полезно узнать о руководстве фирмы-партнера и о тех, с кем предстоит нести переговоры, где родились, какие университеты закончили, основные вехи карьеры, состав семьи, хобби и т. д. Для начала чадо раздобыть проспекты той пли иной компании или получить по факсу информационную справку. И если в беседе с представителем фирмы — предполагаемого партнера вы проявите осведомленность в делах его фирмы, это, как правило, производит благоприятное впечатление. Особенно это важно при контактах с японскими, южно корейскими, тайваньскими и сингапурскими бизнесменами, которые ценят основательность и стремление к более тесным, доверительным личным отношениям. Например, на японского предпринимателя произведет сильное впечатление к месту сказанная фраза о том, что выпускники университета, где он учился, всегда отличаются успехом в делах. Но для этого мы должны заранее узнать, какой университет закончил ваш собеседник. Еще более эффективно действует на партнеров предварительное изучение особенностей предполагаемого предмета переговоров. Так, наши организации, занимающиеся продажей охотничьих туров иностранцам, не могут гарантировать хорошего состояния охотничьих хозяйств и высокого уровня обслуживания в них. Между тем одна из особенностей этого бизнеса состоит в том, что просчеты организаторов охотничьих туров легко становятся достоянием гласности за рубежом. Фирмы на Западе и Востоке, как правило, знают друг друга. Знают друг друга и многие охотники. Среди них немало членов престижного и уважаемого Международного Сафари клуба. Недовольный клиент может обратиться к президенту этого клуба с письмом, где опишет свои злоключения в России, Секретариат разошлет жалобу по всем филиалам во многих странах. Вряд ли после этого кто-либо воспользуется услугами разорившейся фирмы. Сотрудники «охотничьих» организаций собрали наблюдения о пристрастии гостей. Так, французы и итальянцы любят сам процесс стрельбы. Немцы, австрийцы, скандинавы и американцы предпочитают охоту ради трофеев — сибирского козерога, марала, изюбра, лося. Многие жаждут рыбалки на тайменя, охоты на глухаря. Объекты этих пристрастий и стараются обеспечить иностранцам вначале на переговорах, а затем при реализации условий договоров.
|