Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Текстовые учебные пособия, авторские лекции
Материал по темам, рекомендуемый для чтения студентов ЧЕЛОВЕК ...В часы усталости духа,—когда память оживляет тени прошлого и от них на сердце веет холодом, когда мысль, как бесстрастное солнце осени, освещает грозный хаос настоящего и зловеще кружится над хаосом дня, бессильная подняться выше, лететь вперед,— в тяжелые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ Человека. Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует — вперед! и — выше! — трагически прекрасный Человек! Я вижу его гордое чело и смелые, глубокие глаза, а в них—лучи бесстрашной Мысли, той величавой силы, которая в моменты утомленья—творит богов, в эпохи бодрости — их низвергает. Затерянный среди пустынь вселенной, один на маленьком куске земли, несущемся с неуловимой быстротою куда-то в глубь безмерного пространства, терзаемый мучительным вопросом—зачем он существует?— он мужественно движется—вперед! и—выше!—по пути к победам над всеми тайнами земли и неба. Идет он, орошая кровью сердца свой трудный, одинокий, гордый путь, и создает из этой жгучей крови — поэзии нетленные цветы; тоскливый крик души своей мятежной он в музыку искусно претворяет; из опыта — науки создает и, каждым шагом украшая жизнь, как солнце землю щедрыми лучами,—он движется всё — выше! и — вперед! звездою путеводной для земли.… Вооруженный только силой Мысли, которая то молнии подобна, то холодно спокойна, точно меч,— идет свободный, гордый Человек далёко впереди людей и выше жизни, один—среди загадок бытия, один—среди толпы своих ошибок... и все они ложатся тяжким гнетом на сердце гордое его, и ранят сердце, и терзают мозг, и, возбуждая в нем горячий стыд за них, зовут его—их уничтожить. Идет! В груди его ревут инстинкты; противно ноет голос самолюбья, как наглый нищий, требуя подачки, привязанностей цепкие волокна опутывают сердце, точно плющ. питаются его горячей кровью и громко требуют уступок силе их... Все чувства овладеть желают им; всё жаждет власти над его душою. А тучи разных мелочей житейских подобны грязи на его дороге и гнусным жабам на его пути. И как планеты окружают солнце,—так Человека тесно окружают созданья его творческого духа: его — всегда голодная — Любовь; вдали, за ним, прихрамывает Дружба; пред ним идет усталая Надежда; вот Ненависть, охваченная Гневом, звенит оковами терпенья на руках, а Вера смотрит темными очами в его мятежное лицо и ждет его в свои спокойные объятья... Он знает всех в своей печальной свите—уродливы, несовершенны, слабы созданья его творческого духа! Одетые в лохмотья старых истин, отравленные ядом предрассудков, они враждебно идут сзади Мысли, не поспевая за ее полетом, как ворон за орлом не поспевает, и с нею спор о первенстве ведут, и редко с ней сливаются они в одно могучее и творческое пламя. И тут же — вечный спутник Человека, немая и таинственная Смерть, всегда готовая поцеловать его в пылающее жаждой жизни сердце. Он знает всех в своей бессмертной свите, и. наконец, еще одно он знает — Безумие... Крылатое, могучее, как вихрь, они следит за ним враждебным взором и окрыляет Мысль своею силой, стремясь вовлечь ее в свой дикий танец... И только Мысль — подруга Человека, и только с ней всегда он неразлучен, и только пламя Мысли освещает пред ним препятствия его пути, загадки жизни, сумрак тайн природы и темный хаос в сердце у него. Свободная подруга Человека, Мысль всюду смотрит зорким, острым глазом и беспощадно освещает все: — любви коварные и пошлые уловки, ее желанье овладеть любимым, стремленье унижать и унижаться и — Чувственности грязный лик за ней; — пугливое бессилие Надежды и Ложь за ней,—сестру ее родную, нарядную, раскрашенную. Ложь, готовую всегда и всех утешить и — обмануть своим красивым словом. Мысль освещает в дряблом сердце Дружбы ее расчетливую осторожность, ее жестокое, пустое любопытство, в зависти гнилые пятна, и клеветы зародыши на них. Мысль глядит черной Ненависти силу и, знает: если снять с нее оковы, тогда она вес на земле разрушит и даже справедливости побеги не пощадит! Мысль освещает в неподвижной Вере и злую жажду безграничной власти, стремящейся поработить все чувства, и спрятанные когти изуверства, бессилие ее тяжелых крыльев, и — слепоту пустых ее очей. Она в борьбу вступает и со Смертью: ей, из животного создавшей Человека, ей, сотворившей множества богов, системы философские, науки — ключи к загадкам мира,— свободной и бессмертной Мысли — для нее противна и враждебна эта сила, бесплодная н часто глупо злая Смерть. Ветошнице подобна—ветошнице, что ходит по задворкам и собирает в грязный свой мешок отжившее, гнилое, ненужные отбросы, но порою— ворует нагло здоровое и крепкое. Пропитанная запахом гниенья, окутанная ужаса покровом, бесстрастная, безличная, немая, суровою и черною загадкой всегда стоит пред Человеком Смерть, а Мысль ее ревниво изучает—творящая и яркая, как солнце, исполненная дерзости безумной и гордого сознания бессмертья... Так шествует мятежный Человек сквозь жуткий мрак загадок бытия—вперед! и—выше! всё—вперед!
СЛОВО 14 Есть ли у человека что-либо драгоценнее его сердца? Называя кого-то человека с сердцем, люди почитают его за батыра. Другие качества сердца они себе ясно не представляют. Милосердие, доброта, умение принять чужого за родного брата, желая ему благ, которые пожелал бы себе – все это веление сердца. И любовь – желание сердце. Язык, повинуясь сердцу не солжет. Только лицемеры о сердце забывают. Те же, кого молва кличет «человека с сердцем», часто оказываются людьми не стоящими похвалы. Если у них не в чести учтивость, верность данному обету, отвращение от зла, способность вести за собой заблудших, а не плестись за толпой жалким псом, умение смело постоять за правое дело, когда это трудно, не отступиться от истины, когда это сделать легче легкого, то в груди тех, кого люди почитают за батыров, бьется необыкновенное, а волчье сердце. Казах ведь тоже дитя человеческое. Многие из них сходят с пути истины не от недостатка разума, а от того, что не имеют в сердце мужества и стойкости, чтобы принять советы умного и следовать им. Многим из тех, кто уверяет, будто совершил зло по незнанию, я не верю. Есть у них знания, но постыдное безволие и лень заставляют их пренебрегать этими знаниями. Отступившись раз, редко кто находит в себе силы для исправления. Те, кого люди называют крепкими джигитами, храбрыми джигитами, ловкими джигитами, чаще всего подбивают друг друга на темные, скверные дела. Их слепое подражание друг другу, бездумная удаль приводят к несчастьям. Если человек, предавшись дурным поступкам, безудержному бахвальству, не в силах остановиться и взыскать с себя, не пытается очистится перед богом или собственной совестью, как назвать такого джигитом? Впору задаться вопросом – ч е л о в е к ли он? *** Р.Бах, из повести «Иллюзии или приключения мессии, «Однажды жили-были существа одной деревни на дне большой прозрачной реки. Течение реки молча проносились над ними всеми – молодыми и старыми, богатыми и бедными и злыми. Течение шло своей собственной дорогой, зная лишь свое собственное кристальное «Я». Все существа, каждый по своему крепко цеплялись за веточки камни на дне реки, ибо цепляться было их образом жизни, а сопротивление течению – тем, чему учился каждый с рождения. Но одно существо сказало, наконец: Мне надоело цепляться. Хоть я и не могу этого видеть, что поток знает, куда он течет. Цепляясь, я умру от скуки». Другие существа замялись и сказали: «Глупец, отцепишься и поток, которому ты поклоняешься, швырнет тебя о камни и разобьет вдребезги, и ты умрешь раньше, чем от скуки!» Но тот не обратил внимания на их совет и, глубоко вздохнув, он перестал держаться, и сразу же закрутило и швырнуло потоком о камни. Однако со временем, так как он отказался прицепиться снова, поток поднял его, свободного со дна, и больше он уже не был в синяках и не ушибался…. А существа на дне, для которых он уже был чужим, кричали: «Смотрите, чудо! Существо, подобное нам летает! Смотрите, Мессия пришел спасти нас всех!» А он, несясь в потоке сказал: «Я не более мессия, чем вы. Река с восторгом поднимает нас, свободных, если только мы не осмеливаемся отцепиться. Наша истинная работа – в этом путешествии, в этом приключений!» Но они еще сильнее кричали: «Спаситель!» – Цепляясь за скалы, и когда они снова взглянули, его уже не было, и они остались одни и стали создавать легенды о Спасителе». ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА — НЕ В ОДЕЖДЕ
Великий английский ученый Майкл Фарадей прославился многими своими замечательными изобретениями, среди которых машины, вырабатывающие электрический свет. Еще при жизни он стал знаменит, хотя его простое одеяние и скромный быт скрывали от других его интеллигентность. Как-то на важную встречу с Фарадеем в Общество наук прибыл весьма представительный чиновник Королевского монетного двора Англии. Его направили в комнату, где ученый проводил свои научные эксперименты. Войдя в комнату, чиновник увидел человека, одетого в простые коричневые брюки и рубаху, который мыл бутылки в тазу. Посетитель строго спросил его: — Вы кто, сторож Общества? — Да, — ответил мужчина, с интересом взглянув на гостя. — Как давно вы здесь работаете? — Четыре года. — Вы довольны заработной платой, которую они вам дают? — последовал очередной вопрос. — Да, — ответил пожилой мужчина, на этот раз улыбаясь. — А как вас зовут? — наконец поинтересовался посетитель. — Майкл Фарадей, — просто ответил «сторож». Чиновник был очень смущен. «Насколько прост этот великий человек! — подумал он. — Но может, он потому и прост, что велик?»
СЛОВО 40 Почтенные, вот о чем я хочу спросить вас. Как это получается, что о покойниках мы не говорим дурного, а среди живых не видим достойных? Отчего старики живут в согласии с молодыми, а между собой враждуют, хотя число из сверстников с каждым днем становится все меньше и меньше? Стоит кому-то уехать на чужбину, как все тут же начинают любить его как родного. Но как только он возвращается, мы вынуждаем его бежать от нас. Почему? Почему, увидев хорошего человека из чужого рода, люди распинаются перед ним, восторгаясь его достоинствами, а в своем роду не замечает тех, кто превосходит чужаков в мудрости и благородстве? В чужом краю расхваливают свой аул, вернувшись, превозносят достатки чужого аула. Как это так? Почему родители ласковы, заботятся о детях, пока они маленькие, но охладевают к ним, как только они взрослеют? Почему родичей трудно собрать, когда радость, горе или другое достойное событие, а как запахнет воровством или разбоем, они тут как тут? Почему родичи досадуют и обижаются на тебя, когда твоя лошадь приходит первой на скачках? В старину люди помнили, если кто-то хотя бы раз помог им добраться до места, они вспоминали об этом с благодарность до последних дней своих. Нынче люди быстро забывают о добрых делах. Почему? Почему байский сын, обеднев, не стыдится воровства, а идти в услужение к другому баю, считает для себя зазорным? Почему двое хороших людей не могут ужиться в одном роду? А двое подлецов почему –то всегда становятся друзьями? Почему тот, кого ты считаешь другом, кому ты даришь коня, отворачивается от тебя, получив стригунка от твоего недруга? Почему иной не ценить друга, с которым живет в согласии, а за врага, который в кой веке исполнил единственную его просьбу, готов отдать жизнь? Почему многие не желают добра друзьям, а если кому-то из двух друзей повезет, они становятся заклятыми врагами? Почему одни ищут человека, который бы дал им разумный совет, но избегает тех, кто знает их дело до тонкости? Почему иные в гостях ведут себя так, будто пригнали с собой весь свой скот, а принимая гостей в своем доме делают вид, будто далеко отогнали все свои стада? Люди ищут покоя, но стоит ему воцариться, как им тут же становится скучно? Почему? Почему народом всегда правят ловкие дельцы? И почему, как правило, они всегда бедны? Почему младшие жены бывают строптивыми? Почему злодеи бывают смелыми? Почему иные бедняки бывают спесивыми? Почему людей сдержанных, живущих мирно, называют безвольными, а тех, кто распущен, хвастлив, драчлив, считают удальцами? Почему казахи не слушают правильные слова, не находят для этого времени, но будут охотно внимать сплетни грязным наветам и не уйдут не выслушав их до конца, хоть все дела их пойдут прахом?
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Декларация независимости. 1776 г.
Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными; Что все они наделены Творцом определенными (врожденными и) неотъемлемыми правами, среди которых – право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; Что если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа.
Человек рожден свободным Письмо к …(?). 1813 г.
Мы признаем, что наши дети рождаются свободными; что эта свобода – дар природы, а не тех, кто их зачал; что они вверены нашему попечению во младенчестве и детстве и поэтому по необходимости находятся под нашей ограниченной властью, что эта власть и попечение, вверенные нам, должны использоваться только для блага ребенка и для заботы о нем… И так как ребенок никогда не является собственностью своего отца, то когда он становится взрослым человеком, он становится самостоятельным субъектом права, получая право использовать по своему усмотрению свои физические и духовные силы и плоды своих трудов.
ЗДОРОВЬЕ НАРОДА
Народные думы, живущие в слове, Взвиваются стаей крылатых пословиц. И нет им границ, и нет им числа, Одну из них память моя сберегла. Одну из них память моя воскресила. В ней мудрость народная говорила: Богатство не в золоте, добытом кровью, Богатство и сила народа — здоровье. Примите, ученые, песню привета, Сердечную песню степного поэта. Здоровье народа дороже всего, Богатства земли не заменят его. Здоровье не купит никто, не продаст, Его берегите, как сердце, как глаз.
Д Е Т К А Ты полон желания принести пользу всему народу. Для этого ты постарайся быть здоровым. Сердечная просьба к тебе — прими от меня несколько советов, чтобы укрепить свое здоровье. 1. Два раза в день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо, купайся в чем можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание заверши холодным. 2. Перед купанием или после него, а если возможно то и совместно с ним, выйди на. природу, встань босыми ногами на землю. а зимой на снег, хотя бы. на, одну-две минуты, вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно попроси себе и всем людям здоровья. 3. Не употребляй алкоголя и не кури. 4.Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и води с пятницы 18-20 часов до воскресенья 12 часов дня. Это твои заслуги и покои. Если тебе трудно, то держи хотя бы сутки. 5. В воскресенье в 12 часов дня выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли как написано выше. Это праздник твоего дела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится. 6. Люби окружающую тебя природу, не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничем. Привыкни к этому - это твое здоровье. 7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье - здоровайся со всеми. 8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью, отзовись на ее нужду душою и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу мира. 9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них. 10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа. 11 Мысль не отделяй от дела: прочитал — хорошо, но самое главное - делай. 12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен. Желаю тебе счастья, здоровья хорошего. Date: 2015-09-18; view: 382; Нарушение авторских прав |