Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Метафизика Аристотеля, ее предмет и задачи
Метафизика есть термин, которого Аристотель не знал. Четырнадцать книг его "Метафизики" были помещены в собрании его сочинений после "Физики" – μετά τα φυσιχα, откуда и произошло название той области умозрительной философии, которой они посвящались: она характеризуется как "зафизиче-ская". Сам Аристотель называет метафизику то "первой философией", то даже теологией. Предметом "первой философии" служит учение о сущем, о первых началах и причинах сущего; она отличается от "второй философии" или физики, как "η των πρώτων αρχών χαι αιτιζδν ϋεωρητιχη" – "теория первых начал и причин". Если все другие виды науки исследуют лишь конкретные виды сущего, определенные формы или отношения его (например, математика – величины, физика – вещество и движение), то "первая философия" рассматривает "сущее как таковое и то, что относится к нему, как к сущему" (το ον η ον χαι τα τουτψ υπάρχοντα χαϋ αυτό). Она рассматривает таким образом самые общие определения сущего, самые общие начала всего существующего; она – самая общая наука и вместе – самая трудная, так как здесь достигаются крайние пределы отвлечения. Все науки имеют дело с различными видами сущего; но что такое сущее само по себе, что такое сущность вещей (τιεσανουσία)? – Есть ли сущность вещей нечто вещественное, как думали древнейшие физики, или нечто идеальное, как утверждает Платон? Существуют ли только одни тела, или же наряду с ними следует * Трактат о категориях, приписываемый Аристотелю, вряд ли принадлежит самому Аристотелю; в других своих произведениях он имеет в виду главным образом указанные четыре первые категории.
Аристотель 417 признать и бестелесные начала? Далее, как относится познаваемая действительность к познавающему разуму? Если сущее получаег в нашей познавательной деятельности общие определения, если оно мыслится и познается посредством общих понятий, то как относятся эти понятия к познаваемой действительности, к единичным вещам? Что существует истинным образом, чему принадлежит подлинное бытие? Этим единичным вещам, как того хотел Антисфен, или же тем общим началам (τα χοινα), которые мыслимы в наших родовых или видовых понятиях, тем идеальным формам, о которых говорит Платон? И, далее, – к чему сводятся эти общие начала? Суть они простые свойства, качества вещей, или реальные сущности, наподобие Платоновых идей? Аристотель тщательно анализирует философские проблемы, завещанные предыдущим умозрением, проблемы об отношении единства к множеству, о природе числа, об отношении сущего к изменяющемуся. Вы помните эту последнюю проблему, поставленную еще в элейской школе: есть только сущее, абсолютно сущее, неизменное, тожественное себе; из такого понятия о сущем не только нельзя понять изменения или движения и множества наблюдаемого в природе, но, наоборот, надо признать и то, и другое призрачным, несуществующим. С точки зрения идей Платона, также нельзя объяснить реальный процесс всемирной эволюции. И вот Аристотель раврабаты-вает чрезвычайно плодотворное понятие о двух формах бытия – возможного и действительного, потенциального и актуального (δυναμιζ и ενεργεία); процесс развития объясняется как результат соотношения потенциальных сил к действующим энергиям или как результат перехода от потенциального состояния к актуальному. "Метафизика" Аристотеля не есть результат произвольного творческого построения. И здесь, как и в других науках, прежде чем прийти к каким-либо положительным выводам, Аристотель наблюдает, обобщает свои наблюдения и анализирует их. Его "Метафизика" и есть результат систематического анализа проблемы греческой философской мысли. Это заметно
418 Кн. С. Η. Трубецкой. Курс истории древней философии уже с первой книги этого труда, где мы находим краткий критический обзор предшествовавшей греческой философии, краткую историю греческой философии.
Date: 2015-09-18; view: 1575; Нарушение авторских прав |