Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метафизика Аристотеля, ее предмет и задачи





 

Метафизика есть термин, которого Аристотель не знал. Четырнадцать книг его "Метафизики" были помещены в собрании его сочинений после "Физики" – μετά τα φυσιχα, откуда и произошло название той области умозрительной философии, которой они посвящались: она характеризуется как "зафизиче-ская". Сам Аристотель называет метафизику то "первой фило­софией", то даже теологией. Предметом "первой философии" служит учение о сущем, о первых началах и причинах сущего; она отличается от "второй философии" или физики, как "η των πρώτων αρχών χαι αιτιζδν ϋεωρητιχη" – "теория первых начал и причин". Если все другие виды науки исследуют лишь конк­ретные виды сущего, определенные формы или отношения его (например, математика – величины, физика – вещество и дви­жение), то "первая философия" рассматривает "сущее как тако­вое и то, что относится к нему, как к сущему" (το ον η ον χαι τα τουτψ υπάρχοντα χαϋ αυτό). Она рассматривает таким образом самые общие определения сущего, самые общие начала всего су­ществующего; она – самая общая наука и вместе – самая труд­ная, так как здесь достигаются крайние пределы отвлечения.

Все науки имеют дело с различными видами сущего; но что такое сущее само по себе, что такое сущность вещей (τιεσανουσία)? – Есть ли сущность вещей нечто вещественное, как думали древ­нейшие физики, или нечто идеальное, как утверждает Платон? Существуют ли только одни тела, или же наряду с ними следует

* Трактат о категориях, приписываемый Аристотелю, вряд ли принадлежит самому Аристотелю; в других своих произведениях он имеет в виду главным образом указанные четыре первые категории.

 


Аристотель 417

признать и бестелесные начала? Далее, как относится познавае­мая действительность к познавающему разуму? Если сущее получаег в нашей познавательной деятельности общие опреде­ления, если оно мыслится и познается посредством общих поня­тий, то как относятся эти понятия к познаваемой действитель­ности, к единичным вещам? Что существует истинным образом, чему принадлежит подлинное бытие? Этим единичным вещам, как того хотел Антисфен, или же тем общим началам (τα χοινα), которые мыслимы в наших родовых или видовых понятиях, тем идеальным формам, о которых говорит Платон? И, далее, – к чему сводятся эти общие начала? Суть они простые свойства, ка­чества вещей, или реальные сущности, наподобие Платоновых идей?

Аристотель тщательно анализирует философские пробле­мы, завещанные предыдущим умозрением, проблемы об отно­шении единства к множеству, о природе числа, об отношении су­щего к изменяющемуся. Вы помните эту последнюю проблему, поставленную еще в элейской школе: есть только сущее, абсо­лютно сущее, неизменное, тожественное себе; из такого понятия о сущем не только нельзя понять изменения или движения и множества наблюдаемого в природе, но, наоборот, надо признать и то, и другое призрачным, несуществующим.

С точки зрения идей Платона, также нельзя объяснить реаль­ный процесс всемирной эволюции. И вот Аристотель раврабаты-вает чрезвычайно плодотворное понятие о двух формах бытия – возможного и действительного, потенциального и актуального (δυναμιζ и ενεργεία); процесс развития объясняется как резуль­тат соотношения потенциальных сил к действующим энергиям или как результат перехода от потенциального состояния к ак­туальному.

"Метафизика" Аристотеля не есть результат произволь­ного творческого построения. И здесь, как и в других науках, прежде чем прийти к каким-либо положительным выводам, Аристотель наблюдает, обобщает свои наблюдения и анализи­рует их. Его "Метафизика" и есть результат систематического анализа проблемы греческой философской мысли. Это заметно

 


418 Кн. С. Η. Трубецкой. Курс истории древней философии

уже с первой книги этого труда, где мы находим краткий крити­ческий обзор предшествовавшей греческой философии, краткую историю греческой философии.

 







Date: 2015-09-18; view: 1575; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию