Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аристотелевская философия. Введение





 

Философия Аристотеля вытекает из Платоновой филосо­фии, так же как последняя вытекала из учения Сократа. Правда, Аристотель исследует учения всех предшествовавших философов, как и Платон; он критикует их всех; но в своих взглядах на пред­шествовавшие учения сходится с Платоном. В некоторых отно­шениях его система есть совершенный платонизм, в других она существенно противоположна этому учению.

Платон и Аристотель – оба философы умозрительные, исходящие из основных начал Сократа: оба они, несмотря на зна­чительные различия, в сущности имеют один и тот же взгляд на самую природу знания: в их глазах знание имеет свое начало в разуме (ναυζ αρχή επιστημηζ), в понятиях, а не в ощущениях. Ис­тинное знание есть логическое знание, которое достигается по­средством исследования понятий, их образования и сочетания. Понятиями постигается действительное в вещах, их неизменная сущность, их конечное основание, всеобщее и необходимое в них. И эта сущность вещей, то, что в них истинно и действительно, заключается в общих началах, в родовых формах или видах – είδη, которые составляют содержание наших понятий. Таким образом мы находим здесь принципиальное согласие. Филосо-

 


Аристотель 409

фия Аристотеля точно так же, как философия Сократа и Плато­на, является наукой понятия. Все единичное, частное сводится индуктивным путем к всеобщим понятиям.

Но вместе с тем особенности Аристотелевой философии объясняются ее противоположностью платонизму. Платон искал познания, истины, красоты в сверхчувственном мире, Аристо­тель – в изучении мира действительного. Платон противопо­лагает идеи – миру явлений, ложному, призрачному, раздроб­ленному отражению истины. Аристотель, напротив того, при­знает действительность мира явлений. Платон – философ идеа­ла, Аристотель – реалист, философ действительности. Но он реа­лист не потому, чтобы он отрицал идеал, а потому, что он не противополагает понятия – действительности, идеи – вещам: идеи не противополагаются миру, но осуществляются в нем, наполняют его. "Сущность вещей не может быть отрешена от того, чего она есть сущность", – говорит Аристотель. Вся его полемика против Платона основывается на том, что идеи, находящиеся в "умном месте" за пределами действительности, не объясняют вещей, не наполняют их, но лишь удваивают, пов­торяют их собою. На самом деле, если они суть живые силы, то ими должно определяться всякое движение, развитие, жизнь, все действительное. Для Аристотеля, как и для Платона, общее пред­шествует частному, определяет частное (как всякая вещь логиче­ски определяется общими признаками и понятиями); но именно поэтому общие формы (эти γένη χαι είδη), соответствующие на­шим понятиям, суть живые силы, имеющие полную действитель­ность, а не отвлеченный идеал, который никогда и никоим образом не может осуществиться в действительности. Из этой особенности основных воззрений Аристотеля объясняются и ме­тодологические отличия его от Платона. В своем реализме он яснее различает между теоретическим и практическим. Вместе с тем, не полагая непроходимой бездны между действительностью и идеалом, между явлением и понятиями, Аристотель не проти­вополагал опыта умозрению; примирение опыта и умозрения, их гармонический синтез – вот верховный научный принцип Арис­тотеля. Поэтому диалектика понятий утрачивает для Аристоте-


410 Кн. С. Η. Трубецкой. Курс истории древней философии

ля то верховное метафизическое значение, которое она имела при Платоне: то, что подлежит исследованию, объяснению, позна­нию, что возбуждает в нас изумление, это – действительность. Поэтому философия должна познавать эту действительность и сводить ее к таким началам и принципам, которые на самом де­ле соответствуют ей. И Аристотель стремится к всестороннему исследованию данных опыта, к изучению явлений, прежде чем восходить к общим началам. В естествознании он отвергает за­конность априорных, диалектических соображений о приро­де: он требует естественно-исторического изучения (φυσιχφζ σχοπειν).

Диалектика, или наука о понятиях, превращается у Арис­тотеля в логику. Она не есть метафизическая наука о сущем, как у Платона, а наука о формах мышления и познания. Вместе с тем эмпирическое знание приобретает для Аристотеля самостоятель­ную цену.

Философия Аристотеля обыкновенно делится на теорети­ческую и практическую. Сам Аристотель признавал еще одну часть – поэтику, которая имеет предметом творческую, произ­водящую действительность. Теоретическая философия, в свою очередь, делится на математику, физику и метафизику, практиче­ская – на экономику, этику и политику. Вероятно, это деление установлено не самим Аристотелем, но было принято уже впо­следствии в его школе.

 







Date: 2015-09-18; view: 458; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию