Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аристотель. Биография Аристотеля известна нам из сочинений Диоге­на Лаэрция, Дионисия Галикарнасского и некоторых других пи­сателей





 

Биография Аристотеля известна нам из сочинений Диоге­на Лаэрция, Дионисия Галикарнасского и некоторых других пи­сателей.

Аристотель родился в 384 г. в Сагире, греческой колонии, недалеко от Афона. Отец его, Никомах, был лейб-медиком и дру­гом македонского царя Аминты, отца Филиппа. Таким образом Аристотель уже с детства находился в близких отношениях с ма­кедонским двором, к которому Филипп пригласил его впоследст­вии для воспитания наследника престола.

Отец философа был и первым его наставником и, может быть, с ранних лет развил в сыне любовь к изучению природы. Впрочем, мальчик рано лишился отца, по смерти которого о его воспитании заботился некто Проксен из Атарнея: на его попе­чении Аристотель находился до 17-летнего возраста. (Впоследст­вии Аристотель воспитал сына этого Проксена – Никанора.) Восемнадцати лет Аристотель прибыл в Афины, где и вступил в школу Платона, который в то время был, по-видимому, в Сици­лии, при Сиракузском дворе. В его отсутствие Аристотель слу­шал, вероятно, Ксенократа, временно заведовавшего школой. По возвращении Платона Аристотель сделался самым привержен­ным учеником его, и их близкие отношения не прекращались в течение 20 лет, вплоть до самой смерти Платона. Об этих отно­шениях дошло до нас много анекдотов позднейшего времени. Эпи­курейцы и эклектики любили рассказывать, что ученик часто враждебно относился к своему учителю, что однажды, в присут­ствии Ксенократа, Аристотель выгнал престарелого Платона из Академии и сам читал вместо него, что Платон часто обвинял своего ученика в неблагодарности и т.д. Согласно этим россказ­ням, Аристотель вообще отличался крайне самолюбивым и нас­мешливым характером... Но едва ли можно считать эти сообще­ния верными. Против них говорит, во-первых, уже то обстоятель­ство, что и после смерти Платона Аристотель не только сохра­нил связи с его Академией, но и был другом Ксенократа, челове­ка, по свидетельству всех его современников, в высшей степени


400 Кн. С. Η. Трубецкой. Курс истории древней философии

преданного Платону, честного и нравственного, который едва ли бы хорошо отнесся к Аристотелю, если бы последний недостой­но оскорблял учителя. Во-вторых, Аристотель во всех своих со­чинениях открыто причисляет себя к платоникам, даже там, где он полемизирует с основными воззрениями школы (наши взгля­ды, аргументы, которые мы приводим в пользу идей, и т.д., – так выражается Аристотель, опровергая эти взгляды и аргумен­ты). В Никомаховой этике Аристотель даже высказывает, что ему тяжело полемизировать со своим другом Платоном, с тем, кого он глубоко почитает, но к этому его принуждает истина, которая ему еще дороже. До нас дошла еще эпитафия, сочиненная Арис­тотелем, в которой он говорит о Платоне как о человеке, кото­рого порочный недостоин даже восхвалять; это – муж, показав­ший учением и жизнью–ω ζ αγαθοζ τε χαι ευδαίμων αμα γίνεται ανηρ*. Все ранние произведения Аристотеля (которые, впрочем, не дошли до нас) носили на себе отражение сильного влияния Платона; они написаны в диалогической форме, стиль их совер­шенно другой, чем в позднейших произведениях. Наконец, са­мое учение (в частностях) заимствовано у Платона, например, диалог "Эвдем" отражал влияние "Федона". По-видимому, препо­давательская деятельность Аристотеля точно так же, как и его писательство, началась еще в Академии. Так, существует извес­тие, что уже в Академии Аристотель преподавал и разрабатывал риторику. По-видимому, полемика против идеологии Платона также началась еще при его жизни и в его школе. Судя по диало­гам Платона и в особенности по его позднейшим произведениям, он сам как истинный философ поощрял своих "сотоварищей" к диалектической критике и проверке самых оснований своего учения.

После смерти Платона Аристотель вместе с Ксенократом отправился в Малую Азию к своему товарищу по школе, Гер-мию, тирану города Атарнея в Мизии. Три года спустя, когда Гермий был убит, Аристотель бежал в Митилену, где женился на племяннице (или сестре) убитого – Пифиаде. Отсюда он вернул­ся в Афины, где открыл школу риторики, соперничая с Исокра-

 

* каким образом человек становится вместе хорошим и счастливым.

 


Аристотель 401

том. Но эта школа существовала недолго. В 342 году Аристотель был приглашен Филиппом к македонскому двору в воспитатели к наследнику престола Александру. Здесь философ пробыл вплоть до азиатского похода 336 г. (Аристотель был приглашен, когда Александру было 13 лет). В продолжение трех лет он всецело от­дался делу воспитания; затем, так как Александру рано приш­лось вступить на политическое поприще, учение уже не могло носить правильного характера; но Аристотель все-таки остался при нем.

Вначале Аристотель был очень хорош как с Филиппом, так и с Александром. Он часто заступался перед македонским царем как за целые города, так и за отдельных лиц; и это заступничество имело полный успех. Так, благодаря Аристотелю Стагира, разру­шенная Филиппом, была восстановлена. По свидетельству Плутарха, Александр своею любовью к науке и поэзии был обязан Аристотелю, которого он чтил как отца и впоследствии покрови­тельствовал ему и поддерживал его во всех научных изысканиях своими средствами.

Когда начался поход на Персию, Аристотель вернулся в 335 году в Афины и основал свою школу, Ликей, по соседству с храмом Аполлона Ликейского, где и учил в продолжение 12 лет*. К этой эпохе относится самая плодотворная пора деятельности Аристотеля, когда он создал свою школу и написал все те произведения, которые дошли до нас.

Школа, которая была основана Аристотелем, во многих от­ношениях подобна предшествовавшей философской школе. По-видимому, влияние устного преподавания Сократа было очень сильна и в Академии, и в Ликее, хотя оно получило здесь харак­тер научный. Замечательно это постоянное умственное общение между учителем, его "товарищами" и учениками. Вся работа этой школы, которую мы можем проследить по сочинениям Аристо­теля, носит именно такой характер совместного труда.

Вообще в те 12 лет, которые Аристотель провел в Ликее, им было написано такое множество сочинений, что трудно пред-

 

* Школа Аристотеля носила название перипатетической от крытого перипатоса (колоннады), ее окружавшего.


402 Кн. С. Η. Трубецкой. Курс истории древней философии

ставить себе, чтобы все эти сочинения, стоившие столь обшир­ных подготовительных работ и столь основательные, были ре­зультатом деятельности одного человека. Этого и не было на са­мом деле. Рассматривая сохранившиеся до нас сочинения Аристо­теля, мы можем прийти к тому выводу, что ему принадлежала лишь редакция их. Слог их крайне небрежен, достоинства изло­жений неодинаковы: в одной главе – это образец ясности и науч­ности, в другой – мысль запутана различными ненужными встав­ками. Многие большие систематические сочинения ("Метафи­зика") Аристотеля как бы составлены из частных исследований. По-видимому, исследуя какую-либо определенную дисциплину, Аристотель и его "товарищи" и ученики сначала собирали и при­водили в систему, анализировали весь доступный им научный материал, все предшествовавшие наблюдения, гипотезы и тео­рии. Каждому систематическому изложению какой-либо науки пред­шествовал целый ряд подготовительных исследований, как, например, по зоологии или политике*. Составлялись отдельные сборники рефератов, которые затем подвергались общей обра­ботке, редактировались Аристотелем, а впоследствии послужили основанием для систематических сочинений.

Отношения Александра к Аристотелю, бывшия сначала столь дружественными, потом охладились. Каллисфен, любимый племянник философа, живший при Македонском дворе, поссо­рился с царем и был убит им. Аристотель был очень огорчен этим, а придворные льстецы, которые в это время уже имели влияние на царя Александра, воспользовались случаем, чтобы оклеветать философа. Впоследствии Аристотеля обвиняли, будто он подго­ворил Антипатра дать царю приготовленный им яд. Но Алек­сандр умер вовсе не от яда, и его смерти не мог желать Аристо­тель. Со смертью Александра он во всяком случае терял покрови­теля. Действительно, вспыхнувшая вскоре после того Ламийская война (323 г.) поставила Аристотеля, как придворного македон-

 


Аристотель 403

* Чтобы построить свое учение о государстве, Аристотель собрал исторический материал по государственному устройству 158 греческих государств. Недавно открытый трактат Αύηναιων πολιτεία, внесший так много нового в наши понятия об афинском строе, показывает, как невосполнима утрата полного сборника "политин".

 

ского царя, в крайне опасное положение. Он был обвинен в без­божии и должен был бежать из Афин в Эвбею. Здесь он и умер после продолжительной болезни в 322 году.

О характере Аристотеля нам известно очень мало. Анек­доты, передаваемые позднейшими писателями, недостоверны, ибо своим происхождением они обязаны вражде позднейших фило­софских школ между собою. О личности Аристотеля мы можем судить по его сочинениям. Мы знаем, как широк был нравствен­ный кругозор этого философа, как возвышенны его принципы. Он был мыслителем, который высшей своей целью ставил "теорию" – познание божества и познание мира. Его сочинения не носят художественного, мистического характера творений Платона, а скорее характер современной научной объективности; это единст­венный древний писатель с таким направлением. Читая Аристо­теля, иногда испытываешь как бы световое впечатление: такова ослепительная ясность и прозрачность его мысли. Великий мастер анализа, он был равно наделен даром творческого построения и философской интуиции. Принимая в расчет колоссальную дея­тельность Аристотеля и вместе характер, дух его философии, выносишь то заключение, что Аристотель более своих предшест­венников жил наукой, жил головой. Трудно себе представить, чтобы один человек мог сделать столь много для всех отраслей знания, как Аристотель. Благодаря исключительным дарова­ниям, благодаря своему историческому положению он один сде­лал в науке больше, чем многие века после него. При этом Аристо­тель был слаб здоровьем; но он напряг все свои силы на эту рабо­ту мысли. В его дошедших до нас сочинениях мы не находим сердечного пафоса Платона: слог сжат и блещет остроумием, уп­реки в насмешливости которые ему делали, по-видимому, спра­ведливы; едкие насмешки над предшествовавшими философами попадаются нередко. Но, судя по его этике, Аристотель умел по­нимать дружбу и имел самый возвышенный взгляд на все луч­шие чувства в человеке; он сумел воспитать благородный дух своего царственного воспитанника.

Теперь перейдем к сочинениям философа.


404 Кн. С. Η. Трубецкой. Курс истории древней философии

 

Date: 2015-09-18; view: 394; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию