Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древняя Академия





 

Школа, основанная Платоном – Академия, продолжала существование и после его смерти, сохраняя прежнюю организа­цию. Во главе ее стоял схоларх – преемник умершего учителя. Ни один из академиков не обладал тем философским духом, ко­торый был погребен не только для нового развития платонизма, но даже для истинного понимания Платоновой мысли. Несмотря на значительные отклонения, школа застыла на той ступени, на которой оставил ее учитель. В теоретической философии ака­демики все были скорее пифагорейцами, чем платониками. В области нравственной философии они далеко ушли от Сократо-ва радикализма и всего ближе подходили к тому нравственному учению, которое мы находим в "Филебе" и "Законах". Таков был общий характер древней Академии.

Первым преемником Платона был его племянник Спев-сипп, по смерти которого управление школой перешло к другому

 


Платон 397

ученику Платона, Ксенократу. Последний пробыл в должности схоларха около 25 лет (339 – 314). Из других непосредственных учеников Платона, кроме Аристотеля, известнейшие суть: Гераклит Понтийский, Филипп Опунтский, Евдокс Книдский. Все они с разными оттенками и изменениями примыкают к преобра­зованному пифагорейству.

Спевсипп несколько выше ценил значение чувственного опыта (επιστημονιχη αισΦησιζ), чем Платон. Он признал неко­торую достоверность опыта и придавал ему большее теоретиче­ское значение. Это уже представляет собою как бы переход к Арис­тотелю. Впрочем, отрывки из сочинений Спевсиппа, сохранив­шиеся до нас, отличаются пифагорейским характером. Идеи за­меняются числами; основанием всего существующего является "единое и многое", причем Спевсипп отличал "единое" и от разума и от блага, с которым, по-видимому, отожествлял его Платон. Спевсипп признавал душепереселение; в этике он сле­довал позднейшему учению Платона, признавая, что блаженст­во человека обусловливается гармоническим развитием его естественных способностей.

Ксенократ все существующее производил из единого и беспредельного -– нечета и четного (αοριστοζ δυαζ –"двоица" пифагорейцев). Из этих начал возникают идеи, которые Ксе­нократ отожествлял с числами. Ксенократ, кажется, первый раз­делил философию на диалектику, физику и этику; в древности он был известен как нравственный философ. Свои этические взгляды, сходные с воззрениями Платона, он изложил в много­численных сочинениях, которыми в значительной степени под­готовил стоическую философию. Душу Ксенократ считал "дви­жущим себя числом" и учил о мировой душе в духе "Тимея". Он верил в душепереселение, в злых и добрых демонов, проповедо­вал воздержание от мясной пищи; по-видимому, миросозерцание его носило религиозно-мистический характер.

Другие академики, как Филипп или Евдокс Книдский, были более математиками и астрономами, чем философами. Филипп учил, что математика и астрономия дают нам высшее знание: они научают правильному представлению о богах и истинном бла-


398 Кн. С. Η. Трубецкой. Курс истории древней философии

гочестии. Он признавал демонов, посредников между миром и богами (но мифологических богов он отвергал), и разделял позд­нейшее мнение Платона о злой мировой душе. Высшим предметом умозрения считал звезды и числа: посредством их душа освобож­дается от земного бытия, делаясь нравственной, и, просветлен­ная, возвращается на небо.

Гераклит Понтийский был последователем пифагорейца Экфанта. Началом всего он признавал телесные частицы – монады, из которых божественный ум слагает мир. Подобно Экфанту, Гераклит признавал суточное обращение Земли вокруг своей оси и видел в Меркурии и Венере спутников Солнца.

В этом духе продолжалась деятельность Академии вплоть до Аркесилая (315 – 241), который существенно изменил харак­тер ее учения, преобразовавши его в особого рода скептицизм. На этом философе и кончается развитие древней Академии, веду­щей свое начало непосредственно от Платона. Мистика, матема­тика, популярная мораль и скептицизм, отчаяние в возможнос­ти разумного познания истины – вот что осталось от отвлечен­ного идеализма Платона в среде его ближайших учеников и преем­ников.


 







Date: 2015-09-18; view: 384; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию