Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о душе





 

Демиург призвал богов, чтобы они образовали смертную часть человеческого существа, сам же образовал его бессмертную часть – душу. По словам "Тимея", Творец смешал еще раз идеальные и материальные начала в том сосуде, в котором составлена была мировая душа, и сотворил из этой смеси, менее чистой, чем прежняя, человеческие души по числу звезд небес­ных. Мысль этого образа – та, что индивидуальные души срод­ны мировой душе. Они– суть посредствующие начала между идеей и явлением и как таковые образуют и одушевляют челове­ческие тела, сообщая им разум и познание. Душа есть жизнь; она настолько причастна идее жизни, что смерть не может войти в нее; она обладает простотой, единством, чистотой, разумом.

Души помещаются сначала на звездах, и во время небесного круга каждая душа созерцает надзвездный мир, исполняясь истиной; затем они нисходят на землю по воле Демиурга и воплощаются в человеческих телах*. Если во время земной своей жизни душа соблюдает свое божественное происхождение и твердо противится влечениям тела, то после смерти его она возвращается вновь на свою звезду. В противном случае, оскверненная плотью, она переселяется в низшие формы; если затем она не улучшается нравственно, она падает еще ниже, являясь сперва в теле женщины**, затем воплощаясь в теле животных и птиц***. Описание этих превращений в "Тимее"

 

* В конце "Тимея": наполненный живыми существами мир есть ξπ$ον δρατον

τα δπατι πετιεχον, ειχωον τοδ νοητοδ φο£3 αισθητοίΒ, μεγιστοίΠ χαι αρισοίΒ

χαλλσιοίδ τε χαι τελεωτατοΒΒ.

** При этом все первые души явились в мужском образе.

*** Порода животных, в которые переселяется душа, зависит от характера,

который был у человека при жизни.

 


Платон 377

носит юмористический характер, и трудно отделить иронию от серьезного убеждения, как вообще и в других мифах Платона. Учение о переселении душ является у Платона и во многих дру­гих диалогах (например, в "Федре", "Республике", "Федоне"). Другой взгляд на судьбу души выражен в "Федре". Здесь Пла­тон также приписывает душе существование безначальное; она также живет на звездах. Но вселение ее в тело является не следст­вием воли Демиурга, а результатом вины, греховного падения души.

В человеческой душе с самого начала существуют два влече­ния: 1) к сродному ей божественному и вечному и 2) к земному, материальному. Эти влечения борются в ней, но неразумное же­лание роковым образом увлекает ее из высших сфер к земной жизни. Душа сначала воплощается в человеческом теле; затем, после жизни ее на земле, она в течение 1000 лет либо несет нака­зание за свои согрешения, за рабство телу, либо вкушает блажен­ство в награду за воздержание. После трех добродетельных жиз­ней на земле душа возвращется в небесную сферу, оттуда рок че­рез 10000 лет снова ниспошлет ее на землю. Здесь мы опять встречаемся с исконной пифагорейской идеей палингенезии, периодической вечности.

Несмотря на то, что различные диалоги Платона расходятся в изображении будущего состояния души, и некоторые описания-ясно носят характер притч, Платон отводит вопросу-о загроб­ном существовании очень важное место. Один из самых прекрас­ных его диалогов "Федон" посвящен вопросу о бессмертии души.

Это учение вытекает из всей философии Платона, из всего ее духа, и потому доказательства в пользу бессмертия души, при­водимые Платоном, весьма разнообразны. Философия и сооб­разная ей жизнь истинного философа есть отрешение от чувствен­ного, убежденная проповедь высшего, духовного мира как несрав­ненно лучшего, истинного, прекраснейшего. Поэтому Платон не мог и представить, чтобы жизнь духа прекращалась вместе со/ смертью тела; он в жизни проповедовал умирание, отрешение от/ плоти, во имя сверхчувственного блага, во имя бесплотной, духовной жизни. Смерть для него была лишь окончательным


378 Кн. С. Η. Трубецкой. Курс истории древней философии

избавлением от зол, началом некой жизни, ступенью, ведущею в идеальный мир, в который он верил более, чем в земную действи­тельность.


Душа бессмертна, как начало движущее и самодвижущееся, посредствующее между телом и идеями. С этой точки зрения бессмертие души необходимо должно быть признано, ибо иначе распалось бы звено мироздания. Самодвижущееся начало не может ни быть остановлено в своем движении самим собою, ни разрушиться чем-либо внешним, ибо в таком случае нарушился бы закон мирового движения, распалось бы небо, уничтожилась бы всякая связь, вся гармония в мире. Каждая душа служит звеном, связью Вселенной, подобно душе мировой.

Наконец, бессмертие души есть для Платона нравственное требование: к метафизическим доказательствам примешивалась и вера в загробное возмездие, в торжество божественной правды. В Торгии", "Федоне" и X книге "Республики" Платон в поэти­ческих образах описывает загробный суд над душою.

Далее, в самом сознании человека Платон находил дока­зательство вечности души. Платон признавал предсуществова-ние души, которое он доказывал из рассмотрения природы чело­веческого знания. Платон учил, что всякое знание есть припо­минание, а иначе оно немыслимо. Знание универсально; общие понятия сходства и несходства, тожества, различия, множества, величины и пр., без которых мы не можем признавать и судить о чем-либо, не даются нам опытом, но обусловливают собою вся­кий возможный опыт. Мы должны иметь их, чтобы судить о данных предметах. То же следует сказать и о всех истинных общих знаниях человека. Откуда мы знаем общее и безусловное, если наш внешний опыт ограничен отдельными предметами и если наша душа есть частное, преходящее существо? Истинное зна­ние, по Платону, черпается не из внешних впечатлений, а изнут­ри души. И душа, которая приобретает такое знание, находит его в себе самой: если же в ней пребывает истинное знание, как она может быть временной и преходящей?

Если мы начертим геометрическую фигуру перед челове­ком, который не изучал геометрии, то мы можем уяснить ему

 


Платон 379

геометрическую теорему. Это доказывает, что знание потен­циально заключается в каждом человеке, а раскрытый перед нами чертеж напоминает ему об этом знании. Это есть то знание, которым обладали наши души, созерцая идеи в надзвездном мире. Имея перед собой смутное подобие их, мы умственно возсоздаем тип, как мы постигали его в том мире, – таким путем появляется знание. И чувственная красота, и добро человеческих поступков, наводя на мысль о высшей красоте и благе, свидетельствуют о том, что в нас таится знание вечной красоты и правды. Содержа­ние знания вечно, а следовательно, вечно и само знание, вечна и душа, вмещающая его в себе. А в силу рокового круговорота генезиса, предсуществование души, ее предвечность, служит доказательством ее будущей вечности. Если загробное сущест­вование переходит в земное, то и земное переходит в загробное. Другое доказательство основывается на том, что душа по идее своей есть жизнь. Душа относится к жизни, как огонь к теплу; как огонь немыслим без тепла, так и душа немыслима без жиз­ни, ибо она есть то, что оживляет, дает жизнь. Как всякая вещь исключает из себя свою противоположность, так и душа по своему существу отрицает то, что противоречит всем ее определениям, т.е. смерть. Далее, душа неразрушима по простоте своей приро­ды. Все сложное имеет раздельное бытие в пространстве, доступ­но внешним чувствам – душа же невидима и неосязаема. Все сложное не имеет собственной жизни, собственного движения, ибо его движение механически слагается из суммы движений его элементов: душа живет и движется от себя. Все сложное изме­няется, – душа неизменна. Итак, она есть сущность простая, а следовательно, неизменная, неразложимая и неразрушимая.


Переходя к взглядам Платона на состав души, мы должны заметить, что душа у Платона разделяется на две части (μέρη): одна – вечная, духовная – τοϋειον, другая – телесная, смертная – το Φνητον, которая, в свою очередь, распадается на лучшую и худшую часть (отделенные друг от друга грудобрюшной прегра­дой) – человеческое в нас и скотское. Божественная часть – дух, разум (λογοζ, νουζ, το λογιστιχον) – составляет сущность


380 Кн. С. Η. Трубецкой. Курс истории древней философии

человеческой души; она помещается в голове*. Вторая часть ду­ши – θυμοζ, мужественная воля, страсть, но страсть благород­ная; она предназначена самой природой на помощь разуму и склонна подчиняться ему, будучи наделена инстинктивным вле­чением ко всему доброму и высокому. Наконец, третья часть – похоть, желание (επιθυμία, το επιϋυμητιχον) – страсть животная, слепая, совершенно чуждая разумности; ее мы должны с помо­щью θυμοζ^ держать в подчинении разуму.

Таким образом и в психологии Платона мы находим то же тройственное деление, что в физике: θυμοζ посредствует между божественной и животной частями нашего существа.

 







Date: 2015-09-18; view: 327; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию