Немецкая классическая философия и романтизм. 1.7.1. К гуманизму приходит человечество в своем разви тии, полагал И
1.7.1. К гуманизму приходит человечество в своем разви тии, полагал И. Гердер (в).
1.7.2. С изобретателями-новаторами связывал прогресс че ловечества И. Гердер (в).
1.7.3. Традицию считал Гердер важнейшим фактором исто рии (в).
1.7.4. С прямохождения, по Гердеру, начался исторический прогресс человечества (в).
1.7.5. Небулярную теорию — о происхождении Солнечной системы из газовой туманности (nebula — облако) — впервые выдвинул И. Кант (б). О «подлунном мире» писал Аристотель, за свою теорию о множественности миров поплатился жизнью Дж. Бруно, а теорию «предустановленной гармонии» предло жил Лейбниц.
1.7.6. Способом доказательств, по Канту, можно прийти к познанию, критикой которого занимался философ (б).
1.7.7. Систему доказательств трансцендентных предметов Кант называл метафизикой, которая занимается проблемами бога, души, идеи мира и т.д. (б).
1.7.8. Познание представляет собой сочетание эмпириче ского опыта и нечувственной основы опыта, считал Кант (г).
1.7.9. Время и пространство не существуют реально, но не обходимо предшествуют чувственному опыту, по теории Кан та®.
1.7.10. Феномен, по Канту, это предмет или явление в ми ре, данные в восприятии познающего субъекта (б).
1.7.11. По Канту, человек должен согласовывать свою ав тономную мотивацию с мотивацией других людей, рассмат ривая их как цель в самих себе (г). «Возвышенный» вариант формулировки категорического императива в «Критике прак тического разума»: «другой человек должен быть для тебя святым».
1.7.12. Общим «естественным» законом должна стать мак сима индивидуального поведения на основе личной воли, со гласно другой формулировке категорического императива Канта (в).
1.7.13. Знание нравственного закона дано каждому до- опытно, полагал Кант. Оно является невыразимым фактом чистого разума (априори — до опыта) (г).
1.7.14. Нравственная ценность поступка тем выше, чем более он подчинен абстрактному чувству долга, полагал Кант(в). '
1.7.15. С областью морального поведения связан «практи ческий разум» Канта, от греч. «праксис» — поведение (в). И здесь — категорическое отличие терминологии Канта от дру гих философских концепций, в которых «практика» связана, в первую очередь, с обыденной или научной деятельностью (от сюда выражения «теория и практика», «практическое приме нение» и т.п.).
1.7.16. Моральное доказательство существования бога со временники усмотрели в этике Канта. Центральный мотив теоретически допустимых моральных постулатов — реализа ция «наивысшего блага» в мире (б).
1.7.17. Эстетически приятное Кант впервые охарактеризо вал как «незаинтересованность», «бесполезность» (г).
1.7.18. Соразмерностью объекта познающим способностям, или гармоническим настроением познавательных сил, их иг рой, по Канту, обусловлено приятное, вызванное эстетическим объектом (а).
1.7.19. Созерцательный — практический — эстетический. Так Кант последовательно различает подходы к миру, вы страивая свои «Критики» (в).
1.7.20. Настойчивое воздействие предметов на биологиче ский организм, дающее возможность проявиться еще неосоз нанному «Я», способному их освоить, — вот что выявляет действующее чистое «Я» в отношении к внешнему миру, по Фихте (г).
1.7.21. Человек, в отличие от животного, удовлетворяет ин стинктивное влечение или не удовлетворяет его по собствен ной воле, считал Фихте (г).
1.7.22. Бессмертие обретает человек, приобщаясь к лучшим традициям человечества, был убежден Фихте (г).
1.7.23. Установление координации, по Фихте, — вот цель истории человечества (в). Из тенденции к взаимному воздей ствию или «общественного побуждения», в первую очередь, побуждения к идентичности по отношению к другим, челове чество, писал он, — «устремляется не к субординации, как это происходит в телесном мире, но... к координации», т.е. кон кретному равенству и взаимности.
1.7.24. Отчужденным продуктом «Я» является природа в «наукоучении» Фихте (б).
1.7.25. Объективная природа взаимодополняется достовер ным «Я», согласно гносеологии Ф. Шеллинга (в).
1.7.26. В действии относительно мира состоит начало соз нания, считал Ф. Шеллинг (б). Я действует относительно ми ра, оно направляет на него свою волю. Сначала — «идеали зирующая деятельность», когда проектируется поведение, затем — в «реализующей акции» мир для Я становится дей ствительно объективным. Таким образом, в поведении отно сительно мира заложены как самосознание, так и сознание о мире.
1.7.27. Постоянное общение людей — вот необходимое ус ловие сознания, по Шеллингу (а).
1.7.28. Постепенная реализация правового закона и есть история, полагал Шеллинг (б).
1.7.29. Абсолютную идентичность усматривал в основе мира Шеллинг (б).
1.7.30. Абсолютную идею в основе реальности видел Ге гель (в).
1.7.31. Чувственная достоверность — восприятие — рассу док. Таковы этапы процесса познания, по Гегелю (г). Вариант (а) — этапы познания по Локку, вариант (б) — по Канту, (в) — по Лейбницу.
1.7.32. Тождество познающего и познаваемого рассматри вал Гегель (в).
1.7.33.Концепцию господина и раба Гегель выводит из взаимного спора о «признании» двух естественных су ществ, которые находятся на переходе к человеческому бы тию (б). См. главу «Господство и рабство» в «Феноменоло гии духа».
1.7.34.«Нравственная реальность» — это общество вза имности, в котором все работают для всех (а). В «Феноме нологии духа» Гегель приводит два примера такого обще ства — «субстанциональную и нравственную реальность» античной Греции и косвенную «нравственную реальность» Нового времени, в которой человек анонимно работает для потребностей других. См. главу «Дух, отчужденный от са мого себя».
1.7.35. Отчуждение общественного индивида в обществен ном разделении труда рассматривал Гегель (в).
1.7.36. Религии — это различные формы самосознания аб солюта, считал Гегель (б).
1.7.37. Абсолют Гегеля является как«определения мысли», образующие диалектически организующую систему (б). Вари ант (а) — расмотрение Абсолюта в «Философии природы», (в) и (г) — в «Феноменологии духа». «Субъективное самосозна ние» предполагает деятельность человеческой психики, а
«объективные предпосылки самосознания» — это, по Гегелю, общество, история.
1.7.38. «Энциклопедия философских наук» является крат ким очерком всей системы философии Гегеля (б).
1.7.39. Наука о бытии и наука о сущности относятся к «объективной логике» у Гегеля (б). Только третья книга «Ло гики» занимается «наукой о понятии», т.е. «субъективной ло гикой».
1.7.40. «Истинная бесконечность», по Гегелю, есть выра жение определенной структуры целого. Все остальные вари анты — «дурная бесконечность» (в).
1.7.41. Все, что разумно — действительно, доказывает Ге гель (г).
1.7.42. История — это развитие мирового духа во времени, по Гегелю (в).
1.7.43. Идеал у Гегеля — это есть воплощение творческой программы «идеи», и должен быть осуществлен в жизни бли жайшего поколения (в). Вариант (а) — социальный идеал по Канту, (б) — по Фихте, а (г) — по Шеллингу.
1.7.44. Младогегельянцы — это последователи Гегеля, ко торые отвергли его взгляды позднейшего периода (в).
1.7.45. Любовь как страсть превозносил Л. Фейербах (б).
1.7.46. Религия, по Фейербаху, есть способ иллюзорного удовлетворения человеком своих потребностей (г).
1.7.47. Боги — это «воплощенные, овеществленные, осу ществленные желания человека», по Фейербаху (в).
1.7.48. В любви видел «новую этику и религию человека» Фейербах (г).
1.8. Западноевропейская философия XIX — начала XX вв.
1.8.1. Материалистическое понимание истории ■— центр мировоззрения К. Маркса (а).
1.8.2. Производительные силы, по Марксу, в своем разви тии определяют и развитие общества (б).
1.8.3. Закон тождества материи и сознания не относится к материалистической диалектике, а характерен для идеалисти ческих учений (б).
1.8.4. Майя — иллюзия в индийской религиозной филосо фии. Как известно, А. Шопенгауэр, создавая свое учение, на ходился под сильным влиянием упанишад, брахманизма и буддизма (в).
1.8.5. Воля — центральное понятие философии Шопенгау эра (в).
1.8.6. Цепь тревог, разочарований и мучений представляет собой жизнь человека, считал Шопенгауэр (б). Не случайно его философию называют пессимистической. Поскольку воля находится в состоянии вечной неудовлетворенности, она вы нуждена пожирать самое себя. Отсюда травля, боязнь и стра дание.
1.8.7. Бессмысленное сплетение событий — вот что такое человеческая история, согласно Шопенгауэру (в).
1.8.8. Бессознательное — основное философское понятие концепции Э. фон Гартмана (в). См. его работы «Философия бессознательного»(1869) и «Учение о категориях»(1896).
1.8.9. Страх — основное понятие философской антропо логии С. Кьеркегора (б). См. его работы «Страх и трепет. Аналитическая лирика» (1843) и «Понятие страха. Простое психологически-путеуказательное исследование в плане догматической проблемы первородного греха»(1844).
1.8.10. Центральная идея философии С. Кьеркегора такова: духовный индивид, единичный человек противостоит соци альной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам. Только «Единичный» (den Enkelte) существует реально, и бы тие его неповторимой индивидуальности представляет собой цепочку внутренних и неповторимых переживаний «мгнове ний» (в).
1.8.11. Стадии существования Единичного у С. Кьеркегора: эстетическая — этическая — религиозная (в). Эстетическая стадия описана в первом томе «Либо-Либо. Фрагменты из жизни»(1843), остальные — в «Стадиях жизненного пу- ти»(1845).
1.8.12. Парадокс мыслящего сознания, по Кьеркегору: оно ничего так не хочет, как осмыслить то, что невозможно ос мыслить (г).
1.8.13. Эмпириокритицизм — один из этапов в развитии позитивизма. Иногда его еще называют «махизм» или учение Э. Маха (г).
1.8.14. Формула О. Конта: «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы быть способным делать (мочь)» — «savoir pour prevoir pour pouvoir» (r).
1.8.15. Согласно Конту, необходимо стремиться «к замене слова почему словом как» (г).
1.8.16. Три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную — проходит человеческое общество, по О. Конту (б).
1.8.17. Социология — это новое название науки, впервые введенное О. Контом (в).
1.8.18. На теоретические и прикладные разделил все науки О. Конт (б).
1.8.19. Жить для других — vivre pour l'autrui — вот соци альный принцип О. Конта (г).
1.8.20. «Человечество» как «Верховное Существо» — «Etre Supreme» должно быть центром нового религиозного культа, считал Огюст Конт (г).
1.8.21. Учение о принципах неполной индукции разработал Д. С. Милль (б).,
1.8.22. Изначальная Сила — Power, по Г. Спенсеру, прояв ляется во Вселенной (в).
1.8.23. Эволюция, по Г. Спенсеру, есть непрерывное пере распределение существующих телесных частиц и их движе ний (а).
1.8.24. К равновесию, считал Г. Спенсер, стремится обще ство как «организм» (в).;
1.8.25. Ощущение может считаться знаком (Zeihen), пола гал Г. Гельмгольц (б).
1.8.26. Данные физиологии, по мнению Ф. А. Ланге, под тверждают существенное содержание философии Канта (г).
1.8.27. Понятие о вещи — это предмет познания, полагал Г. Коген. Познавать — значит искать познавательные начала в мысли. Мысль в самой себе имеет первоначало (der Ur- sprung), которое есть одновременно и первоначало любого бытия (в).
1.8.28. Физиология была идеалом науки и базисом «Логики чистого познания»для Когена (г).
1.8.29. На учение о праве и государстве, по Когену, ориен тируется «этика чистой воли» (в).
1.8.30. Социализм был целью «бесконечного стремления вперед чистой воли» в социологии Когена (б).
1.8.31. П. Наторп в аспекте кантианского учения рассмат ривал идеи философии античности: Платона, Протагора, Де мокрита, Эпикура, скептиков (б).
1.8.32. Цикл взаимоотношений мышления и бытия, по На- торпу, таков: безразличие, дифференциация, совпадение (в).
1.8.33. На науки о законах и о событиях предложил разде лить все науки В. Виндельбанд (б).
1.8.34. Номотетический и идеографический методы науч ного познания различал В. Виндельбанд (а).
1.8.35.Ценность — одно из центральных понятий П. Рик- керта. Ценность, считал он, есть «смысл, лежащий над всяким бытием» (б).
1.8.36. Задача философии состоит в «очищении» опыта в научном познании от посторонних представлений, считали эмпириокритицисты, от «апперцепции тимематологических (ценностных) и антропоморфических» (в).
1.8.37. На полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека сосредоточена «философия жизни» (в).
1.8.38. «Воля к власти» — основное понятие философии Ф. Ницше. Жизнь, писал он, «представляет собою специальную волю к аккумуляции силы» и «стремится в максимальному чувству власти» (в),
1.8.39. Полезное заблуждение, и только — вот что такое истина в области научного познания, по мысли Ницше (г).
1.8.40. Воля к власти — основа права сильного в жизни общества, считал Ницше (в).
1.8.41. «Горе слабому!» Или в другой редакции: «Слабого толкни!» Таков основной девиз провозглашенной Ницше «пе реоценки ценностей» (б). Для сравнения даны известные деви зы М. Горького (а), который в молодости увлекался Ницше; Фейербаха (в) и библейское изречение Христа, «помраченного
1.8.42. Сверхчеловек или «белокурая бестия» Ницше — уже не человек, еще не человекобог, и далеко не богочело век (б).
1.8.43. Для обзора ницшеанского человека невозможно возвращение к первоначальной христианской морали (г). На против, Ницше обличал христианскую мораль, как «мораль рабов», и исходя из своего основного тезиса «Бог умер», от рицал все христианские ценности.
1.8.44. «Интенциональность» — это, в феноменологии Гуссерля, есть существенное свойство всех актов сознания, направленность сознания на объект, находящийся вне самого сознания (а). Вариант (б) означает интеракционизм, (в) — интенсиональность, (г) — интериоризацию.
1.8.45. «Трансцендентальное Я» или «чистый субъект» — носитель актов сознания в феноменологии Э. Гуссерля (б).
1.8.46. Реальность и есть явление, за которым ничего не скрывается и вообще ничего нет, с точки зрения феноменоло гии (в).
1.8.47. В феноменологии явление обнаруживает сущность, будучи тождественным ей (а).
1.8.48. «Экзистенция» — это бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность, по представлениям экзистен циалистов (в).
1.8.49. Возможности жить без бога не признавали предста вители так называемого атеистического экзистенциализма (г).
1.8.50. Свобода —- это неизбежное тяжкое бремя, по Ж. П. Сартру (в).
1.8.51. Иррациональная интуиция определяет способность человека к творчеству, по мысли Бергсона (в).
1.8.52. Вера — наиболее положительное и ведущее к дей ствию состояние духа, по Ч. Пирсу (а).
1.8.53. «Истина — то, что полезно», утверждал родона чальник прагматизма Ч. Пирс (б).
1.8.54. Наука — это коллективная вера людей в представ ления своей эпохи, считает прагматизм (б).
1.8.55. Только собственный выбор человека своей цели — определяет его сущность, по экзистенциализму (в).
1.8.56. Египетский Тот аналогичен позднейшему греческо му Гермесу (б).
1.8.57. Толкование и осмысление текста, которым может предстать любое явление или предмет (в).
1.8..58. Понимание — центральная характеристика существования человека и способ его бытия, по Г. Гадамеру (г).
1.8.59. Бессознательное, открытое 3. Фрейдом, как основная структурная составляющая человеческой психики, определяет и жизнь и отдельные поступки человека (б).
1.8.60. «Инстинкта социальности» не существует в душе человека, согласно психоанализу (г).
1.8.61. Сублимация («возгонка», трансформация) первич ных комплексов лежит в основе феномена человеческой куль туры, согласно психоаналитической концепции (г).
Часть П. Тесты по курсу «Философия»
Date: 2015-09-18; view: 1127; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|