Новое Время и Просвещение
1.6.1. Формирование естественных наук имело опреде ляющее значение для философии Нового времени (б).
1.6.2. Идеи Платона определенно возрождались в социаль ной утопии Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида» (б).
1.6.3. Концепции двойственной истины придерживался Ф. Бэкон в своей теории познания. «Истины откровения», т.е. ис тины о боге, теологической; и истины философии, т.е. истины познанной, созерцаемой (г).
1.6.4. Общественная польза и улучшение жизни людей — вот смысл, призвание и задачи науки, по убеждению Ф. Бэко на (в).
1.6.5. Родоначальником европейского материализма и эм пиризма явился Ф. Бэкон, по мнению большинства историков философии (в).
1.6.6. Эмпирия — это опыт, опирающийся на эксперимент, по Ф. Бэкону (а).
1.6.7. Логику Аристотеля опровергает Ф. Бэкон в «Новом Органоне» (б).
1.6.8. Индукция — основной рабочий метод Ф. Бэкона (г).
1.6.9. Идол рода, или заблуждение, связанное с особенно стями человеческой природы. Постижение действительности только по человеческим меркам (а).
1.6.10. «Во всем должно сомневаться» — de omnibus dubi- tandum est — вот исходный момент рассуждений Декарта (б). Он отличается от безоговорочной веры Тертуллиана (а), гума нистических воззрений Данте (в) и девиза Ф. Бэкона (г).
1.6.11. Субстанция — это и есть действительная идея вещи в нас, о которой писал Декарт (а).
1.6.12. Мыслящее Я для Декарта не нуждается «... ни в ка ком месте и не зависит ни от какой материальной вещи» (в).
1.6.13. Материя и духовная субстанция существуют неза висимо друг от друга, по мысли Декарта (б).
1.6.14. Протяженность (распространенность) является главным атрибутом материи, по Декарту (б).
1.6.15. Рациональную дедукцию Декарт считал основным методом получения истинных и практически полезных фак тов (в).
1.6.16. Картезианство — так в истории философии называ ют целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, поскольку латинская транскрипция его имени — Re- natus Cartesius (a). '
1.6.17. Сосуществование духовного и материального, по Мальбраншу, определяется приоритетом души, сущностью которой является мышление (б).
1.6.18. Философия Декарта сыграла значительную роль в становлении механистического естествознания (б).
1.6.19. Идеи Эпикура переосмыслил Пьер Гассенди (б). Его привлекла атомистическая философия древнегреческого фи лософа, которую он рассмотрел в трудах «Комментарий о жизни, нравах и учении Эпикура» и «Система философии Эпикура». В последней работе Гассенди наиболее цельно из ложил собственное учение. При этом он критиковал схоласти ческий аристотелизм, но пытался примирить эпикуреизм и христианство, отвергая лишь материалистические представле ния Эпикура о душе.
1.6.20. Как свойство наших суждений о вещах понимал ис тину Томас Гоббс (б).
1.6.21. Субстанция, с точки зрения Гоббса, акциденцией не является (б). «Акциденция» — это свойство материи, которое может изменяться, и является объективным источником ощу-
щений. «Субстанция» — это понятие Декарта. В частности, критикуя онтологическое доказательство бытия божия, Гоббс отрицает божественную субстанцию Декарта, т.к. последовательное отрицание врожденных идей логически приводит к тому факту, что человек не может иметь врожденной идеи бога (божественной субстанции).
1.6.22. Естественным состоянием Гоббс называет «склон ность людей вредить себе взаимно...» (б). В работе «Основы философии о государстве и общественном устройстве» он пи сал: «...естественным состоянием людей, раньше чем они вступили в общество, была лишь война, и не простая, но война всех против всех». В этой войне, указывал Гоббс, не может быть победителей, потому единственный выход для человече ства — образование общества, которое основано не только на «общественном соглашении», но обязательно предполагает общественную власть.
1.6.23. Только когда каждый человек добровольно отрека ется от права владеть самим собой, возникает государство, по Гоббсу (г). В «Левиафане»он писал о процессе формирования «общественной власти», которая «держит в узде и направляет все действия людей к общественному благу».
1.6.24. Государство заменяет законы природы законами общества, считал Гоббс (в).
1.6.25. Монархическую государственную власть оправды вал Гоббс (а). Только сильная абсолютистская государствен ная власть способна устранить все остатки «естественного со стояния» человека — «войны всех против всех». Она призвана ликвидировать все споры и беспорядки. Правитель-суверен, опираясь на разум, должен заботиться о материальном и ду ховном совершенствовании своих подданных. Его же власть ограничивается законами.
1.6.26. Душа человека — это человеческая мысль, как чис тый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта, по мнению Джона Локка (в). Он отрицал теологические пред ставления о познании души, а также — декартовские «врож-
денные идеи» и лейбницевские «врожденные принципы». Душа, по Локку, — «tabula rasa», чистая доска, заполняемая письменами опыта посредством чувственного познания.
1.6.27. Ощущение является основой всякого познания, со гласно Локку (а).
1.6.28. Размышление, по Локку — это процесс возникнове ния сложных идей на основе обобщения простых идей (г). Сложные идеи не могут появиться непосредственно на осно вании чувств или рефлексии. Так, представление о простран стве мы получаем на основе чувственного восприятия рас стояния, размеров отдельных тел и т.д.
1.6.29. К номинальной сущности относятся, по Локку, все внешние отличительные черты золота (а). «Реальная» его сущность в том, что оно состоит из частичек, недоступных нашему восприятию. Следовательно, мы ее не знаем (опреде ленный скептицизм).
1.6.30. Свобода человека, по мнению Локка, ограничена свободой других людей, точнее, «естественным законом», ко торый гласит: «никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе». «Естествен ный закон» Локка отражал основные интересы человека его времени — равенство, личную свободу и свободу предприни мательства (в).
1.6.31. Идею «разделения властей» впервые предложил Локк (в). Он различал власть «законодательную» и «федера тивную». Его обоснование такого разделения повлияло на всех французских просветителей.
1.6.32. Необычный для философского произведения гео метрический метод изложения применил Спиноза в своей «Этике» (в).
1.6.33. Учение о субстанции лежит в основе философской системы Спинозы. «Истинной является лишь одна субстанция, атрибутами которой являются мышление и протяженность или природа», — писал философ. Учение о субстанции дается в первой части «Этики» (в).
1.6.34. Объективацией философии Декарта, с точки зрения Гегеля, была философия Спинозы (г).
1.6.35. Пять частей «Этики» Спинозы в правильной после довательности:
1.0 Боге (б)
2. О природе и происхождении мысли (г)
3. О происхождении и аффекте (в)
4. О человеческой несвободе, или о силе аффектов (д)
5. О силе разума, или о человеческой свободе (а).
1.6.36. Бог и субстанция (природа) — это одно понятие, с точ ки зрения Спинозы (см. часть 1 «О боге» в работе «Этика») (а).
1.6.37. «Модус» у Спинозы — это единичная конечная вещь (б). В отличие от субстанции и ее атрибутов, то, что ха рактеризуется модусами, имеет существование, покоящееся на «внешней причине». Это существование не только конечно, но характеризуется изменением и движением в рамках про странства и времени. Между модусами существуют внешнее воздействие и внешние связи.
1.6.38. Модус есть «природа сотворенная», по мысли Спи нозы, или «natura naturata», в отличие от «природы творящей» — «natura naturans» (б).
1.6.39. В природе существует жесткий механистический детерминизм, считал Спиноза (в).
1.6.40. Произвол является, в представлении Спинозы, про тивоположностью свободы человека (в).
1.6.41. Спиноза был сторонником демократии (а).
1.6.42. «Монада»в учении Г. В. Лейбница — это простая субстанция (б). «Единая субстанция» и «духовный модус»- термины Спинозы. Понятие «объективная акциденция» ис пользовал в своей философии Гоббс.
1.6.43. Гармония существует между монадами Лейбница (б).
1.6.44. Монады у Лейбница между собой различны. Каждая монада имеет собственную определенность, является носителем определенных качеств, чем отличается от всех остальных (б).
1.6.45. Монады высшей степени развития или монады-духи в учении Лейбница способны к апперцепции, т.к. только они наделены сознанием (в). Низшие монады способны к пассив ному восприятию (перцепции) (б); монады-души способны к ощущению и ясному представлению.
1.6.46. По теории Лейбница, в телах неживой природы со держатся монады, обладающие перцепцией (а).
1.6.47. Лучшим из возможных миров является наш мир, по Лейбницу (б).
Несовершенство мира и наличие в нем зла являются необходимыми условиями гармонии мира как целого.
1.6.48. По Лейбницу: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме самого разума». Философ имел в виду свое представление о врожденной способности к мышлению и образованию понятий или идей (б).
1.6.49. Логика, по мнению Лейбница, есть наука о «всех возможных мирах» (в).
1.6.50. «Быть» означает быть воспринимаемым ощущения ми, согласно философии Джорджа Беркли (в).
1.6.51. Беркли отрицал существование материи (а).
1.6.52. Духовные причины действуют в мире, с точки зре ния Беркли (в).
1.6.53. Отношения бесконечного творчества существуют между впечатлениями и идеями, согласно теории Д. Юма (в). Он писал: «Хотя кажется, что наше мышление имеет неогра ниченную свободу, мы выясняем при более близком знаком стве, что оно, собственно, ограничено весьма узкими грани цами и что вся эта творческая сила духа есть не более чем способность складывать, перекладывать, увеличивать либо уменьшать материал, который нам поставляют чувства и опыт».
1.6.54. «Отношения реальных вещей» и «отношения идей» Юм усматривал в деятельности человеческого разу ма (а).
1.6.55. Монтескье так писал о законах в своей знаменитой работе 1747 г. «О духе законов» (б).
1.6.56. Естественные законы не относятся к «позитивным» законам Монтескье (а).
1.6.57. Закон «мира всех со всеми», по Монтескье, был ес тественным доисторическим состоянием человечества (б).
1.6.58. Направление «географического детерминизма» бы ло положено в работе «О духе законов» Ш. Монтескье (б).
1.6.59. Человек — существо общественное, по Вольтеру (в).
1.6.60. Когда встретились мошенник и глупец, полагал Вольтер, возникла религия (г).
1.6.61. Вольтер признавал политическое равенство людей: равенство всех перед законом (в).
1.6.62. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей — это равенство имущественное (б).
См. его работы: «Рассуждение о происхождении и причинах неравенства между людьми» и «О причинах неравенства», в которых он отвергает частную собственность.
1.6.63. Руссо отстаивал добродетель (в).
1.6.64. Развитие культуры формирует у человека искусст венные потребности, считал Руссо (б).
1.6.65. Объединенный народ Руссо считал единственно справедливым правителем общества (в).
1.6.66. Общая воля, полагал Руссо, может руководить си лами государства (а). Он писал: «Между волей всех и общей волей часто существуют большие различия. Общая воля при нимает во внимание лишь общие интересы. Воля всех прини мает во внимание частные интересы и является совокупно стью индивидуальных воль, если вычтем от этих воль плюс и минус, которые взаимно противоположны, остается как итог различий общая воля». Гегель полагал, что «общая воля» Рус со — скорее «разумная воля».
1.6.67. Гражданское право обретает человек посредством общественного договора, согласно Руссо (в). Он писал: «С
общественным договором теряет человек свою собственную свободу и неограниченное право на все, что его искушает и чего он может достичь. Обретает он, однако, гражданскую свободу и право собственности на все, что имеет».
1.6.68. Дени Дидро был идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» (г).
Date: 2015-09-18; view: 1177; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|