Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть III. Итоговые тесты





3.1. Они считали, что все в мире произошло от одного первоэлемента, причем каждый настаивал на своем, будь это вода, апейрон или воздух:

а) Анаксимандр;

б) Эмпедокл;

в) Протагор;

г) Фалес;

д) Анаксимен.

3.2. Какие идеи иудаизма не имели большого влияния на процесс формирования христианства?

а) о мессии, божьем посланнике;

б) о необходимости обрезания;

в) о принципиальной непознаваемости бога;

г) о богоизбранном еврейском народе;

д) о греховности человеческого рода.

3.3. Исторической личностью считали Иисуса Христа:

а) гностики;

б) манихеи;

в) неоплатоники;

г) фарисеи;

д) саддукеи.

3.4. Теоретическую критику основных положений Библии и христианского вероучения не дали в своем произведении «Против христиан»:

а) Порфирий;

б) Прокл;

в) Плотин;

г) Юлиан Отступник;

д) Маркион.

3.5. К апологетам принято относить:

а) Юстина Мученика;

б) Ямвлиха;

в) Татиана;

г) Цельса;

д) Афиногора.

3.6. В важнейшем догмате христианского монотеизма,
догмате о троичности единого бога — дух святой:

а) некоторыми исследователями рассматривался как заим­ствование христианами учения гностиков о плероме;

б) ассоциировался с Логосом;

в) религиоведами истолковывался в качестве модифика­ции ближневосточных религиозных представлений о богине-матери;

г) в развитии христианства иногда подменялся культом Богоматери;

д) представал абстрактным выражением Бога-отца, начи­ная с Филона Александрийского.

3.7. Первый из христианских писателей Ориген был официально осужден церковным собором за то, что:

а) обосновывал тезис о нематериальности бога, его совер­шенстве и вечности;

б) доказывал бесконечность Бога на основе положений апофатического богословия;

в) писал о сотворении богом — еще до сотворения мира — бессмертных и бестелесных духов (ангелов и человече­ских душ), которые обладают свободой воли (свободой выбора);

г) доказывал творение мира богом «из ничего»;

д) рассматривал бога-отца, бога-сына и святого духа как последовательные эманации верховного бога.

 

3.8. К отцам церкви, деятельность которых характери­зуется и с богословской и с философской точек зрения, живших в IV в. на Востоке, в Каппадокии (Малая Азия), от­носятся:

а) св. Иероним Блаженный;

б) Григорий Назианзин;

в) Василий Великий, епископ Кессарийский;

г) Григорий Нисский;

д) Амвросий Медиоланский.

3.9. Аврелий Августин написал следующие произведения:

а) «Шестоднев»;

б) «О блаженной жизни»;

в) «Исповедь»;

г) «О Граде Божием»;

д) «Гортензий».

3.10. Для «Ареопагитик» Псевдо-Дионисия понимание от­ношений бога и мира строится на:

а) эманационизме;

б) пантеизме;

в) эволюционизме;

г) креационизме;

д) панпсихизме.

3.11. На воззрения Иоанна Скота Эриугены оказали ре­шающее влияние:

а) Максим Исповедник;

б) Амвросий Медиоланский;

в) Псевдо-Дионисий;

г) Алкуин;

д) Мани.

 

3.12. Основные цели схоластики:

а) создать философский метод по изучению природного мира;

б) с помощью разума проникнуть в истину веры и прибли­зить ее к мыслящему духу;

в) придать религиозной и теологической истине система­тическую форму при помощи философских методов;

г) сформулировать основы социальной философии;

д) использовать философские аргументы для исключения возможности критики святых истин.

3.13. Иоанн Росцелин из Компьени решительно выступал:

а) против платоновского реализма;

б) за платоновский реализм;

в) против понятия общих субстанций;

г) за то, что существуют единичные вещи;

д) за то, что универсалии не являются речью.

3.14. К произведениям Фомы Аквинского не относятся:

а) «О Граде Божием»;

б) «Сумма теологии»;

в) «О предопределении»;

г) «О божественном единстве и троичности»;

д) «Об обосновании веры против сарацинов, греков и ар­мян».

3.15. Роджер Бэкон выдвинул три основных возражения против схоластики:

а) схоласты недостаточно хорошо знают греческий и араб­ский языки для правильного постижения древней фило­софии;

б) они недостаточно знают математику, которая является основой наук;

в) схоластический метод — это дедукция, основанная на ссылках на религиозные авторитеты;

г) схоласты не используют мистический метод познания;

д) они недостаточно используют аллегорический смысл Библии.

3.16. В «Сумме теологии» Фомы Аквинского содержится пять доказательств существования бога, среди которых та­кие:

а) все в мире случайно, но при этом случайное не зависит от необходимого. Бог — это уникальное совпадение случайности и необходимости;


б) все в мире направлено к некоей цели, имеет смысл и полезность. Бог — это высшее разумное существо, которое видит глобальную цель и все направляет к ней;

в) в мире существует ряд действующих причин. Но неко­торые причины порождают сами себя. Бог существует независимо от каких бы то ни было причин;

г) все в мире движется, и бог является «первым двигате­лем» мира;

д) все в мире может рассматриваться как степени качеств, следующих друг за другом. Бог — наивысшая степень качества.

3.17. Выдающимися работами Пьетро Помпонации явля­ются:

а) «О бессмертии души»;

б) «О достоинстве человека»;

в) «О причинах явлений природы»;

г) «О судьбе, свободе воли, предопределении и божест­
венном предвидении»;

д) «О собственном незнании и незнании других».

3.18. Основополагающими произведениями Я. Беме явля­ются:

а) «Наставления в христианской вере»;

б) «Аврора, или Утренняя заря в восхождении»;

в) «О тройственной жизни человека»;

г) «К христианскому дворянству немецкой нации»;

д) «О трех принципах».

3.19. С точки зрения Я. Беме, человек является:

а) идеальным совершенством, реализуемым не на земле, а в царстве Божием;

б) микрокосмом, единством божественного и природного;

в) полным ничтожеством, просветляемым святым духом и спасаемым по воле божией;

г) «малым богом», сочетающим в себе единство телесного и духовного;

д) противоречивым сочетанием добра и зла.

3.20. За свои новаторские убеждения Джордано Бруно после длительного заточения был сожжен на костре католиче­ской инквизиции. Его выдающимися трудами являются:

а) «О скрытом боге»;

б) «О причине, принципе и едином»;

в) «О бесконечности, вселенной и мирах»;

г) «О сущности вещей согласно их собственным принци­пам»;

д) «О монадах, числе и форме».

3.21. Идеи Дж. Бруно оказали существенное воздействие на последующих философов:

а) Лейбниц;

б) Спиноза;

в) Ф. Бэкон;

г) Декарт;

д) Шеллинг.

3.22. К основным произведениям Ф. Бэкона относятся:

а) «Новая Элоиза»;

б) «Новый Органон»;

в) «Великое Восстановление Наук»;

г) «Новая Атлантида»;

д) «Великое Делание».

3.23. В «Рассуждении о методе» Р. Декарт приводит сле­дующие правила достижения истинного познания:

а) не признавать никогда любую вещь истинной, если не выполнены условия достоверности и очевидности по­знания;

б) разделить каждый из вопросов, которые следует изу­чить, на несколько частей для лучшего разрешения;

в) освободить разум от заблуждений, затеняющих или препятствующих познанию;

г) свои идеи располагать в определенной последователь­ности, начиная с простого, продвигаясь, как по ступе­ням, к более сложному;

д) в расчетах соблюдать меру, понимая, что в любом слу­чае всего не предусмотришь.

3.24. Основными линиями картезианства не являются:

а) окказионализм;

б) янсенизм;

в) реализм;

г) сенсуализм;

д) номинализм.

 

3.25. По Лейбницу, понятие развития может быть оха­рактеризовано как:

а) внутреннее изменение монад, происходящее в соответ­ствии с целевыми (финальными) причинами;

б) постоянный процесс возникновения или гибели монад;

в) постоянное изменение в телах, являющихся соединени­ем монад, в соответствии с действующими причинами;


г) божественная сила, воздействующая извне на отдель­ную монаду или их группы (источник развития);

д) активная сила, которой обладает каждая монада (источ­ник развития).

3.26. По Монтескье, «дух законов» составляют все ука­занные отношения, вместе взятые:

а) климат страны;

б) религиозные убеждения;

в) состав почв и территория;

г) трудовая деятельность;

д) моральные принципы.

3.27. Для Руссо естественное состояние человека, которое он считал идеальным и к которому призывал вернуться, предполагает:

а) социальное равенство;

б) отсутствие частной собственности;

в) наличие имущественного права;

г) свободный труд;

д) справедливый правитель.

3.28. По мысли Гердера, человек — «наивысшая возмож­ность земного устройства», он стоит на границе царства природы и царства гуманности. В понятие «гуманности» Гердер включал:

а) подчинение власти инстинкта;

б) сострадание к другим;

в) стремление к познанию бога;

г) совершенствование разума;

д) отказ от связи с природой.

3.29. В «Энциклопедию философских наук» Гегеля входят такие основные части:

а) Феноменология духа;

б) Логика (Малая логика);

в) Наука логики;

г) Философия природы;

д) Философия духа.

3.30. Важное место в истории, по Гегелю, занимают «всемирно действующие индивиды», которыми являются:

а) выдающиеся деятели истории и культуры;

б) уникальные эгоисты, действующие ради достижения собственных интересов;

в) простые люди, ведущие бессознательный образ жизни;

г) выдающиеся религиозные деятели, исполняющие дан­ную им в откровении волю бога;

д) исторические личности, реализующие общую «волю мирового духа».

3.31. Для Фейербаха религия это:

а) вид знания и форма просвещения;

б) сущность человека;

в) проявление невежества;

г) способ самопознания;
д) реакционная утопия.

3.32. По Шопенгауэру, мировая Воля (Wille) — это сила:
а) разумная и целенаправленная;

б) бессознательная, слепая и дикая;

в) свободная и могучая;

г) ограниченная и слабая;

д) единственная и безосновная.

3.33. Согласно Э.фон Гартману, наш мир наилучший из миров, поскольку он:

а) самый справедливый и прекрасный;

б) полон горестей и страданий;

в) эволюционирует к совершенству;

г) способен к самоуничтожению;

д) движется к цели наивысшего развития сознания.

3.34. С точки зрения Г. Риккерта, существует два основ­ных научных метода, которые могут быть одновременно на­званы так:

а) естествознания и истории;

б) номотетический и идеографический;

в) аналитический и синтетический;

г) генерализующий и индивидуализирующий;

д) повторяющихся явлений и однократных явлений.

3.35. Выдающимися деятелями так называемого «первого позитивизма» были:

а) Р.Авенариус;

б) О.Конт;

в) Г. Спенсер;


г) Э. Мах;

д) Д. Милль.

3.36. В экзистенциализме физическое время — это чистое количество, ряд протекающих моментов, а время экзистен­циальное связано с такими понятиями, как:

а) бесконечность;

б) судьба;

в) решимость;

г) заброшенность;

д) безнадежность.

3.37. Согласно философии А. Бергсона, жизнь представля­ет собой:

а) соединение материи и духа;

б) напряженный «жизненный порыв»;

в) первоначальную и подлинную реальность;

г) реальность, имеющую пространственный характер;

д) метафизический космический творческий процесс.

3.38. К «вечным» философским вопросам не относятся:

а) Каковы точные размеры Вселенной?

б) Из каких элементов состоит живая клетка?

в) Кто есть человек?

г) Какова родословная славян?

д) Как произошел мир?

3.39. В философии миф — это:

а) мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъ­естественное;

б) специфическое образное синкретическое мировоззре­ние;

в) фантастический рассказ, предание;

г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике;

д) сказка, выдумка, заведомый обман.

3.40. Философское рассмотрение религии—это:

а) вера в бога;

б) учение о боге и сверхъестественном;

в) мировоззрение, основанное на вере в бога;

г) особый вид духовно-практической деятельности, наце­ленный на постижение высшего, абсолютного;

д) единство единоверцев, которое может быть построено в форме духовной иерархии.

3.41. Философские направления, относящиеся к идеализму, отличаются тем, что признают следующие положения:

а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;

б) мир является некой духовной силой, существующей не­зависимо от человеческого сознания;

в) мир создан богом и все происходит в нем по воле свыше;

г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;

д) мир видимых вещей — это лишь отражение действи­тельного мира совершенных первообразов, существую­щих вечно и неизменно.

3.42. Философские направления, которые можно назвать атеистическими:

а) первый позитивизм;

б) марксизм;

в) французский экзистенциализм;

г) постмодернизм;

д) философия жизни.

3.43. Философскими учениями о сущности и развитии че­ловеческого общества не являются:

а) онтология;

б) метафизика;

в) социальная философия;

г) антропология;

д) философия истории.

3.44. К философским методам познания относятся:

а) диалектический;

б) структурно-функциональный;

в) синергетический;

г) герменевтический;

д) феноменологический.

3.45. Научные открытия, способствовавшие разрушению антропоцентрической картины мира, следующие:

а) открытие клетки;

б) создание гелиоцентрической системы мира;

в) теория происхождения человека от обезьяноподобного предка;

г) теория тепловой смерти Вселенной;

д) теория бессознательного.

3.46. Согласно ряду современных научных гипотез, человек — это природный мутант, который сформировался благодаря:

а) вспышке близкой Сверхновой звезды;

б) инверсиям геомагнитного поля;

в) постепенному эволюционному процессу;

г) ледниковому периоду;

д) экстремальному тепловому стрессу.

3.47. «Идеальное» по представлениям Д.И. Дубровского, Э. В. Ильенкова u M.A. Лифшица — это:

а) синоним сознания;

б) явление, присущее исключительно сфере субъективного мира социального индивида;

в) процесс объективизации или овеществления мысли­ тельных форм;

г) определенное состояние материи мозга;

д) объективные пределы совершенства (завершенности) природных и социальных вещей и процессов.

3.48. В современной философии человек рассматривается как:

а) раб божий и червь земной;

б) главная тайна мироздания;

в) космобиопсихоинформационное существо;

г) венец природы;

д) микрокосм общества.

3.49. Человек отличается от животных:

а) разумом;

б) физиологией;

в) умением использовать орудия труда;

г) социокультурной средой обитания;

д) духовно-нравственной эволюцией.

3.50. Рассмотрение внешних отличительных особенностей человеческого существа в философии включается в понятие:

а) объект;

б) человек;

в) индивидуальность;

г) личность;

д) субъект.

3.51. Личность в философии понимается как:

а) синоним понятий «индивид», «человек»;

б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду;

в) устойчивая система социально-значимых черт, характе­ристика человека как члена общества;

г) совокупность физических и духовных способностей от­дельного человека;

д) социальный «срез» индивидуальности, социальная «маска»..

3.52. Бессознательное в философии— это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;

б) понятие, нетождественное психическому;

в) фундаментальная часть психики человека;

г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;

д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.

3.53. На самых ранних этапах человеческой истории важ­ную роль играли такие формы познания, как:

а) научное;

б) обыденно-практическое;

в) игровое;

г) философское;

д) мифологическое.

3.54. Понятие «практика» в философии может быть обо­значено такими терминами:

а) действие;

б) познание;

в) опыт в целом;

г) физическая жизнь;

д) истина.

       
 
   
 
 
   


3.55. «Понимание» в современном направлении герменев­тики рассматривается как:

а) диалог текстов;

б) приобщение к смыслу человеческой деятельности;

в) сама человеческая деятельность;

г) смыслообразование;

д) общение вне «стихии языка».

3.56 «Общество» в современной философии представля­ется как:.

а) неотделимая часть природы, подчиняющаяся только ее законам;

б) система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями, культу­ рой;

в) объективная реальность, одна из форм бытия, обладаю­щая внутренней структурой, собственными законами и направленностью развития;

г) сознание и воля людей, объединенных общими стрем­лениями и интересами;

д) ассоциация мыслящих существ, преобразующих мир в процессе совместной трудовой деятельности, обуслов­ленной наличием языка.

3.57. В экономической сфере жизни общества материаль­ное производство решает следующие задачи:

а) создает материальную базу существования общества;

б) непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы и т.д.);

в) способствует развитию философского знания;

г) определяет уровень развития духовно-нравственной сферы жизни общества;

д) определяет политические процессы.


ЧАСТЬ IV. ФИЛОСОФСКИЕ ИГРЫ, ИЛИ ТУРНИРЫ ДЛЯ ФИЛОСОФОВ-ЭРУДИТОВ

4.1. Когда Александра Македонского провозгласили воена­чальником, многие философы приходили к нему с поздравле­ниями. Только знаменитый Диоген Синопский не пришел. Военачальник с приближенными направился к нему сам. Дио­ген лежал, растянувшись на солнце... На обратном пути мно­гие смеялись над философом, но царь сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном». Что же сказал Диоген Александру?

4.2. Действие происходит под портиком большого здания, украшенного статуями и барельефами. На возвышении, к ко­торому ведут ступени, довольно далеко от зрителей, находятся Аристотель и Платон. Сократ стоя разговаривает с Алкивиадом, одетым по-военному. Ближе к зрителю Пифагор пишет о
гармонических пропорциях...Эпикур, увенчанный виноград­ными листьями, записывает свое учение. Назовите имя автора данного описания и ту картину, которую он рассматривал.

4.3. Говорят, Пифагор на вопрос, сколько у него учеников, ответил так: «Половина моих учеников изучают математику, одна четвертая — природу, одна седьмая проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девы». Сколько же учеников было у Пифагора?

4.4. Сподвижником и последователем Мартина Лютера был:

а) У. Цвингли;

б) Ф. Меланхтон;

в) Ж. Кальвин;

г) Я. Беме.

 

4.5. Я. Беме был по профессии:

а) пекарь;

б) лекарь;

в) сапожник;

г) пирожник.

4.6. М. Вебер в учении Ж. Кальвина обнаружил:

а) призрак коммунизма;

б) явление анимизма;

в) дух капитализма;

г) фантом субъективизма.

4.7. Врача и ученого М. Сервета Ж. Кальвин:

а) сжег на костре;

б) возвел в сан пресвитера;

в) обратил в христианство;

г) назначил светским правителем Женевы.

4.8. Впервые Библию на немецкий язык перевел:

а) У. Цвингли;

б) Ж. Кальвин;

в) М. Лютер;

г) Т. Мюнцер.

4.9. М. Лютер назвал теорию этого ученого «сверххит­рой уловкой сумасшедшего, который хотел бы перевернуть вверх дном все астрономическое искусство». Он имел виду:

а) Галилея;

б) Коперника;

в) Птолемея;

г) Кеплера.

 

4.10. Последователи Ж. Кальвина во Франции известны в истории как:

а) паписты;

б) протестанты;

в) гугеноты;

г) гуситы.

4.11. Знаменитые философские размышления М. Монтеня называются:

а) «Рассуждения»;

б) «Записки»;

в) «Опыты»;

г) «Размышления».

4.12. Одним из исторических прототипов доктора Фау­ста считается:

а) Николай Кузанский;

б) Парацельс;

в) Джордано Бруно;

г) Галилей.

4.13. Своим жестоким судьям он сказал: «Вы, вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я его слу­шаю»:

а) Галилей;

б) Бруно;

в) Мюнцер;

г) Кальвин.

4.14. Этот философ, увлекаясь также естественными науками, впервые выдвинул идею условного рефлекса:

а) Аристотель;

б) Авиценна;

 

 

в) Декарт;

г) Гете.

4.15. Его социально-политические радикальные идеи вдох­новили идеологов Великой Французской революции. Для Робес­пьера настольной книгой была его работа:

а) «Трактат о человеческой природе» (1738);

б) «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713);

в) «О духе законов» (1747);

г) «Об общественном договоре» (1762).

4.16. О каком положении какого философа сказал Гегель:
«в нем свободная воля хочет свободы воли»:

а) «общественный договор» Руссо;

б) «категорический императив» Канта;

в) «разделение властей» Монтескье;

г) «абсолютная производительность чистого Я» Фихте.

4.17. Рассматривая самосознание, которое наступает то­гда, когда исчерпаны возможности определенного «духа эпо­хи», Гегель использует образное выражение:

а) дом, который имеет крышу, лестницы, колонны, за­лы...;

б) змея, затаившаяся в траве;

в) сова Минервы, вылетающая ночью;

г) Св.Георгий, поражающий змея.

4.18. В «Антигоне» Софокла Гегель усматривал основное
противоречие античного общества— между:

а) личностью и обществом;

б) обществом и природой;

в) семьей и государством;

г) личностью и богами.

 

4.19. Свою «субъективизацию диалектики» С. Къеркегор
выводил из рассуждений:

а) Гераклита Эфесского;

б) Зенона;

в) Сократа

г) Аристотеля.

4.20. Несмотря на то, что его в мифологии представляли морским чудовищем, он был публично сожжен в Оксфорде в 1682 г. Кто же он?

4.21. Он не был египтянином, но своп революционный труд связал со светилом. Кто он и как называется его труд?

4.22. Дворянин, выпускник Кембриджа, выдающийся поли­тик и философ, остаток жизни он посвятил науке. Есть ле­генда, что он умер от простуды, впервые замораживая про­дукты, точнее, кур. Какой философский метод обосновал этот философ и ученый?


 

ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ

Часть I. Историко-философское введение







Date: 2015-09-18; view: 5613; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.093 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию