Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть III. Итоговые тесты
3.1. Они считали, что все в мире произошло от одного первоэлемента, причем каждый настаивал на своем, — будь это вода, апейрон или воздух: а) Анаксимандр; б) Эмпедокл; в) Протагор; г) Фалес; д) Анаксимен. 3.2. Какие идеи иудаизма не имели большого влияния на процесс формирования христианства? а) о мессии, божьем посланнике; б) о необходимости обрезания; в) о принципиальной непознаваемости бога; г) о богоизбранном еврейском народе; д) о греховности человеческого рода. 3.3. Исторической личностью считали Иисуса Христа: а) гностики; б) манихеи; в) неоплатоники; г) фарисеи; д) саддукеи. 3.4. Теоретическую критику основных положений Библии и христианского вероучения не дали в своем произведении «Против христиан»: а) Порфирий; б) Прокл; в) Плотин; г) Юлиан Отступник; д) Маркион. 3.5. К апологетам принято относить: а) Юстина Мученика; б) Ямвлиха; в) Татиана; г) Цельса; д) Афиногора. 3.6. В важнейшем догмате христианского монотеизма, а) некоторыми исследователями рассматривался как заимствование христианами учения гностиков о плероме; б) ассоциировался с Логосом; в) религиоведами истолковывался в качестве модификации ближневосточных религиозных представлений о богине-матери; г) в развитии христианства иногда подменялся культом Богоматери; д) представал абстрактным выражением Бога-отца, начиная с Филона Александрийского. 3.7. Первый из христианских писателей Ориген был официально осужден церковным собором за то, что: а) обосновывал тезис о нематериальности бога, его совершенстве и вечности; б) доказывал бесконечность Бога на основе положений апофатического богословия; в) писал о сотворении богом — еще до сотворения мира — бессмертных и бестелесных духов (ангелов и человеческих душ), которые обладают свободой воли (свободой выбора); г) доказывал творение мира богом «из ничего»; д) рассматривал бога-отца, бога-сына и святого духа как последовательные эманации верховного бога.
3.8. К отцам церкви, деятельность которых характеризуется и с богословской и с философской точек зрения, живших в IV в. на Востоке, в Каппадокии (Малая Азия), относятся: а) св. Иероним Блаженный; б) Григорий Назианзин; в) Василий Великий, епископ Кессарийский; г) Григорий Нисский; д) Амвросий Медиоланский. 3.9. Аврелий Августин написал следующие произведения: а) «Шестоднев»; б) «О блаженной жизни»; в) «Исповедь»; г) «О Граде Божием»; д) «Гортензий». 3.10. Для «Ареопагитик» Псевдо-Дионисия понимание отношений бога и мира строится на: а) эманационизме; б) пантеизме; в) эволюционизме; г) креационизме; д) панпсихизме. 3.11. На воззрения Иоанна Скота Эриугены оказали решающее влияние: а) Максим Исповедник; б) Амвросий Медиоланский; в) Псевдо-Дионисий; г) Алкуин; д) Мани.
3.12. Основные цели схоластики: а) создать философский метод по изучению природного мира; б) с помощью разума проникнуть в истину веры и приблизить ее к мыслящему духу; в) придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов; г) сформулировать основы социальной философии; д) использовать философские аргументы для исключения возможности критики святых истин. 3.13. Иоанн Росцелин из Компьени решительно выступал: а) против платоновского реализма; б) за платоновский реализм; в) против понятия общих субстанций; г) за то, что существуют единичные вещи; д) за то, что универсалии не являются речью. 3.14. К произведениям Фомы Аквинского не относятся: а) «О Граде Божием»; б) «Сумма теологии»; в) «О предопределении»; г) «О божественном единстве и троичности»; д) «Об обосновании веры против сарацинов, греков и армян». 3.15. Роджер Бэкон выдвинул три основных возражения против схоластики: а) схоласты недостаточно хорошо знают греческий и арабский языки для правильного постижения древней философии; б) они недостаточно знают математику, которая является основой наук; в) схоластический метод — это дедукция, основанная на ссылках на религиозные авторитеты; г) схоласты не используют мистический метод познания; д) они недостаточно используют аллегорический смысл Библии. 3.16. В «Сумме теологии» Фомы Аквинского содержится пять доказательств существования бога, среди которых такие: а) все в мире случайно, но при этом случайное не зависит от необходимого. Бог — это уникальное совпадение случайности и необходимости; б) все в мире направлено к некоей цели, имеет смысл и полезность. Бог — это высшее разумное существо, которое видит глобальную цель и все направляет к ней; в) в мире существует ряд действующих причин. Но некоторые причины порождают сами себя. Бог существует независимо от каких бы то ни было причин; г) все в мире движется, и бог является «первым двигателем» мира; д) все в мире может рассматриваться как степени качеств, следующих друг за другом. Бог — наивысшая степень качества. 3.17. Выдающимися работами Пьетро Помпонации являются: а) «О бессмертии души»; б) «О достоинстве человека»; в) «О причинах явлений природы»; г) «О судьбе, свободе воли, предопределении и божест д) «О собственном незнании и незнании других». 3.18. Основополагающими произведениями Я. Беме являются: а) «Наставления в христианской вере»; б) «Аврора, или Утренняя заря в восхождении»; в) «О тройственной жизни человека»; г) «К христианскому дворянству немецкой нации»; д) «О трех принципах». 3.19. С точки зрения Я. Беме, человек является: а) идеальным совершенством, реализуемым не на земле, а в царстве Божием; б) микрокосмом, единством божественного и природного; в) полным ничтожеством, просветляемым святым духом и спасаемым по воле божией; г) «малым богом», сочетающим в себе единство телесного и духовного; д) противоречивым сочетанием добра и зла. 3.20. За свои новаторские убеждения Джордано Бруно после длительного заточения был сожжен на костре католической инквизиции. Его выдающимися трудами являются: а) «О скрытом боге»; б) «О причине, принципе и едином»; в) «О бесконечности, вселенной и мирах»; г) «О сущности вещей согласно их собственным принципам»; д) «О монадах, числе и форме». 3.21. Идеи Дж. Бруно оказали существенное воздействие на последующих философов: а) Лейбниц; б) Спиноза; в) Ф. Бэкон; г) Декарт; д) Шеллинг. 3.22. К основным произведениям Ф. Бэкона относятся: а) «Новая Элоиза»; б) «Новый Органон»; в) «Великое Восстановление Наук»; г) «Новая Атлантида»; д) «Великое Делание». 3.23. В «Рассуждении о методе» Р. Декарт приводит следующие правила достижения истинного познания: а) не признавать никогда любую вещь истинной, если не выполнены условия достоверности и очевидности познания; б) разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на несколько частей для лучшего разрешения; в) освободить разум от заблуждений, затеняющих или препятствующих познанию; г) свои идеи располагать в определенной последовательности, начиная с простого, продвигаясь, как по ступеням, к более сложному; д) в расчетах соблюдать меру, понимая, что в любом случае всего не предусмотришь. 3.24. Основными линиями картезианства не являются: а) окказионализм; б) янсенизм; в) реализм; г) сенсуализм; д) номинализм.
3.25. По Лейбницу, понятие развития может быть охарактеризовано как: а) внутреннее изменение монад, происходящее в соответствии с целевыми (финальными) причинами; б) постоянный процесс возникновения или гибели монад; в) постоянное изменение в телах, являющихся соединением монад, в соответствии с действующими причинами; г) божественная сила, воздействующая извне на отдельную монаду или их группы (источник развития); д) активная сила, которой обладает каждая монада (источник развития). 3.26. По Монтескье, «дух законов» составляют все указанные отношения, вместе взятые: а) климат страны; б) религиозные убеждения; в) состав почв и территория; г) трудовая деятельность; д) моральные принципы. 3.27. Для Руссо естественное состояние человека, которое он считал идеальным и к которому призывал вернуться, предполагает: а) социальное равенство; б) отсутствие частной собственности; в) наличие имущественного права; г) свободный труд; д) справедливый правитель. 3.28. По мысли Гердера, человек — «наивысшая возможность земного устройства», он стоит на границе царства природы и царства гуманности. В понятие «гуманности» Гердер включал: а) подчинение власти инстинкта; б) сострадание к другим; в) стремление к познанию бога; г) совершенствование разума; д) отказ от связи с природой. 3.29. В «Энциклопедию философских наук» Гегеля входят такие основные части: а) Феноменология духа; б) Логика (Малая логика); в) Наука логики; г) Философия природы; д) Философия духа. 3.30. Важное место в истории, по Гегелю, занимают «всемирно действующие индивиды», которыми являются: а) выдающиеся деятели истории и культуры; б) уникальные эгоисты, действующие ради достижения собственных интересов; в) простые люди, ведущие бессознательный образ жизни; г) выдающиеся религиозные деятели, исполняющие данную им в откровении волю бога; д) исторические личности, реализующие общую «волю мирового духа». 3.31. Для Фейербаха религия — это: а) вид знания и форма просвещения; б) сущность человека; в) проявление невежества; г) способ самопознания; 3.32. По Шопенгауэру, мировая Воля (Wille) — это сила: б) бессознательная, слепая и дикая; в) свободная и могучая; г) ограниченная и слабая; д) единственная и безосновная. 3.33. Согласно Э.фон Гартману, наш мир — наилучший из миров, поскольку он: а) самый справедливый и прекрасный; б) полон горестей и страданий; в) эволюционирует к совершенству; г) способен к самоуничтожению; д) движется к цели наивысшего развития сознания. 3.34. С точки зрения Г. Риккерта, существует два основных научных метода, которые могут быть одновременно названы так: а) естествознания и истории; б) номотетический и идеографический; в) аналитический и синтетический; г) генерализующий и индивидуализирующий; д) повторяющихся явлений и однократных явлений. 3.35. Выдающимися деятелями так называемого «первого позитивизма» были: а) Р.Авенариус; б) О.Конт; в) Г. Спенсер; г) Э. Мах; д) Д. Милль. 3.36. В экзистенциализме физическое время — это чистое количество, ряд протекающих моментов, а время экзистенциальное связано с такими понятиями, как: а) бесконечность; б) судьба; в) решимость; г) заброшенность; д) безнадежность. 3.37. Согласно философии А. Бергсона, жизнь представляет собой: а) соединение материи и духа; б) напряженный «жизненный порыв»; в) первоначальную и подлинную реальность; г) реальность, имеющую пространственный характер; д) метафизический космический творческий процесс. 3.38. К «вечным» философским вопросам не относятся: а) Каковы точные размеры Вселенной? б) Из каких элементов состоит живая клетка? в) Кто есть человек? г) Какова родословная славян? д) Как произошел мир? 3.39. В философии миф — это: а) мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное; б) специфическое образное синкретическое мировоззрение; в) фантастический рассказ, предание; г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике; д) сказка, выдумка, заведомый обман. 3.40. Философское рассмотрение религии—это: а) вера в бога; б) учение о боге и сверхъестественном; в) мировоззрение, основанное на вере в бога; г) особый вид духовно-практической деятельности, нацеленный на постижение высшего, абсолютного; д) единство единоверцев, которое может быть построено в форме духовной иерархии. 3.41. Философские направления, относящиеся к идеализму, отличаются тем, что признают следующие положения: а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц; б) мир является некой духовной силой, существующей независимо от человеческого сознания; в) мир создан богом и все происходит в нем по воле свыше; г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека; д) мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно. 3.42. Философские направления, которые можно назвать атеистическими: а) первый позитивизм; б) марксизм; в) французский экзистенциализм; г) постмодернизм; д) философия жизни. 3.43. Философскими учениями о сущности и развитии человеческого общества не являются: а) онтология; б) метафизика; в) социальная философия; г) антропология; д) философия истории. 3.44. К философским методам познания относятся: а) диалектический; б) структурно-функциональный; в) синергетический; г) герменевтический; д) феноменологический. 3.45. Научные открытия, способствовавшие разрушению антропоцентрической картины мира, следующие: а) открытие клетки; б) создание гелиоцентрической системы мира; в) теория происхождения человека от обезьяноподобного предка; г) теория тепловой смерти Вселенной; д) теория бессознательного. 3.46. Согласно ряду современных научных гипотез, человек — это природный мутант, который сформировался благодаря: а) вспышке близкой Сверхновой звезды; б) инверсиям геомагнитного поля; в) постепенному эволюционному процессу; г) ледниковому периоду; д) экстремальному тепловому стрессу. 3.47. «Идеальное» по представлениям Д.И. Дубровского, Э. В. Ильенкова u M.A. Лифшица — это: а) синоним сознания; б) явление, присущее исключительно сфере субъективного мира социального индивида; в) процесс объективизации или овеществления мысли тельных форм; г) определенное состояние материи мозга; д) объективные пределы совершенства (завершенности) природных и социальных вещей и процессов. 3.48. В современной философии человек рассматривается как: а) раб божий и червь земной; б) главная тайна мироздания; в) космобиопсихоинформационное существо; г) венец природы; д) микрокосм общества. 3.49. Человек отличается от животных: а) разумом; б) физиологией; в) умением использовать орудия труда; г) социокультурной средой обитания; д) духовно-нравственной эволюцией. 3.50. Рассмотрение внешних отличительных особенностей человеческого существа в философии включается в понятие: а) объект; б) человек; в) индивидуальность; г) личность; д) субъект. 3.51. Личность в философии понимается как: а) синоним понятий «индивид», «человек»; б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду; в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества; г) совокупность физических и духовных способностей отдельного человека; д) социальный «срез» индивидуальности, социальная «маска».. 3.52. Бессознательное в философии— это: а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются; б) понятие, нетождественное психическому; в) фундаментальная часть психики человека; г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества; д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов. 3.53. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как: а) научное; б) обыденно-практическое; в) игровое; г) философское; д) мифологическое. 3.54. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами: а) действие; б) познание; в) опыт в целом; г) физическая жизнь; д) истина. 3.55. «Понимание» в современном направлении герменевтики рассматривается как: а) диалог текстов; б) приобщение к смыслу человеческой деятельности; в) сама человеческая деятельность; г) смыслообразование; д) общение вне «стихии языка». 3.56 «Общество» в современной философии представляется как:. а) неотделимая часть природы, подчиняющаяся только ее законам; б) система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями, культу рой; в) объективная реальность, одна из форм бытия, обладающая внутренней структурой, собственными законами и направленностью развития; г) сознание и воля людей, объединенных общими стремлениями и интересами; д) ассоциация мыслящих существ, преобразующих мир в процессе совместной трудовой деятельности, обусловленной наличием языка. 3.57. В экономической сфере жизни общества материальное производство решает следующие задачи: а) создает материальную базу существования общества; б) непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы и т.д.); в) способствует развитию философского знания; г) определяет уровень развития духовно-нравственной сферы жизни общества; д) определяет политические процессы. ЧАСТЬ IV. ФИЛОСОФСКИЕ ИГРЫ, ИЛИ ТУРНИРЫ ДЛЯ ФИЛОСОФОВ-ЭРУДИТОВ 4.1. Когда Александра Македонского провозгласили военачальником, многие философы приходили к нему с поздравлениями. Только знаменитый Диоген Синопский не пришел. Военачальник с приближенными направился к нему сам. Диоген лежал, растянувшись на солнце... На обратном пути многие смеялись над философом, но царь сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном». Что же сказал Диоген Александру? 4.2. Действие происходит под портиком большого здания, украшенного статуями и барельефами. На возвышении, к которому ведут ступени, довольно далеко от зрителей, находятся Аристотель и Платон. Сократ стоя разговаривает с Алкивиадом, одетым по-военному. Ближе к зрителю Пифагор пишет о 4.3. Говорят, Пифагор на вопрос, сколько у него учеников, ответил так: «Половина моих учеников изучают математику, одна четвертая — природу, одна седьмая проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девы». Сколько же учеников было у Пифагора? 4.4. Сподвижником и последователем Мартина Лютера был: а) У. Цвингли; б) Ф. Меланхтон; в) Ж. Кальвин; г) Я. Беме.
4.5. Я. Беме был по профессии: а) пекарь; б) лекарь; в) сапожник; г) пирожник. 4.6. М. Вебер в учении Ж. Кальвина обнаружил: а) призрак коммунизма; б) явление анимизма; в) дух капитализма; г) фантом субъективизма. 4.7. Врача и ученого М. Сервета Ж. Кальвин: а) сжег на костре; б) возвел в сан пресвитера; в) обратил в христианство; г) назначил светским правителем Женевы. 4.8. Впервые Библию на немецкий язык перевел: а) У. Цвингли; б) Ж. Кальвин; в) М. Лютер; г) Т. Мюнцер. 4.9. М. Лютер назвал теорию этого ученого «сверххитрой уловкой сумасшедшего, который хотел бы перевернуть вверх дном все астрономическое искусство». Он имел виду: а) Галилея; б) Коперника; в) Птолемея; г) Кеплера.
4.10. Последователи Ж. Кальвина во Франции известны в истории как: а) паписты; б) протестанты; в) гугеноты; г) гуситы. 4.11. Знаменитые философские размышления М. Монтеня называются: а) «Рассуждения»; б) «Записки»; в) «Опыты»; г) «Размышления». 4.12. Одним из исторических прототипов доктора Фауста считается: а) Николай Кузанский; б) Парацельс; в) Джордано Бруно; г) Галилей. 4.13. Своим жестоким судьям он сказал: «Вы, вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я его слушаю»: а) Галилей; б) Бруно; в) Мюнцер; г) Кальвин. 4.14. Этот философ, увлекаясь также естественными науками, впервые выдвинул идею условного рефлекса: а) Аристотель; б) Авиценна;
в) Декарт; г) Гете. 4.15. Его социально-политические радикальные идеи вдохновили идеологов Великой Французской революции. Для Робеспьера настольной книгой была его работа: а) «Трактат о человеческой природе» (1738); б) «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713); в) «О духе законов» (1747); г) «Об общественном договоре» (1762). 4.16. О каком положении какого философа сказал Гегель: а) «общественный договор» Руссо; б) «категорический императив» Канта; в) «разделение властей» Монтескье; г) «абсолютная производительность чистого Я» Фихте. 4.17. Рассматривая самосознание, которое наступает тогда, когда исчерпаны возможности определенного «духа эпохи», Гегель использует образное выражение: а) дом, который имеет крышу, лестницы, колонны, залы...; б) змея, затаившаяся в траве; в) сова Минервы, вылетающая ночью; г) Св.Георгий, поражающий змея. 4.18. В «Антигоне» Софокла Гегель усматривал основное а) личностью и обществом; б) обществом и природой; в) семьей и государством; г) личностью и богами.
4.19. Свою «субъективизацию диалектики» С. Къеркегор а) Гераклита Эфесского; б) Зенона; в) Сократа г) Аристотеля. 4.20. Несмотря на то, что его в мифологии представляли морским чудовищем, он был публично сожжен в Оксфорде в 1682 г. Кто же он? 4.21. Он не был египтянином, но своп революционный труд связал со светилом. Кто он и как называется его труд? 4.22. Дворянин, выпускник Кембриджа, выдающийся политик и философ, остаток жизни он посвятил науке. Есть легенда, что он умер от простуды, впервые замораживая продукты, точнее, кур. Какой философский метод обосновал этот философ и ученый?
ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ Часть I. Историко-философское введение Date: 2015-09-18; view: 5613; Нарушение авторских прав |