Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ощущение громкости звука
Как всякое качество, ощущение громкости количественно изменяется. Минимальная интенсивность или сила звука, вызывающая едва заметное ощущение звука, называется абсолютным порогом ощущения громкости. Степень громкости определяется силой звука, но величины силы звука и громкости не тождественны, так как интенсивность ощущения пропорциональна не интенсивности раздражения, а логарифму этой интенсивности. Единица измерения интенсивностей звука по логарифмической шкале получила название бел. Для практики измерения была взята единица, в 10 раз меньшая по величине, децибел. Пороги громкости различны по отношению к интенсивности различных тонов. Так, например, порог громкости для тона в 3000 гц лежит на 50 дб ниже, чем для тона в 50 гц, т. е. ухо человека в миллион раз более чувствительно к громкости звука в 3000, чем к звуку в 50 гц. Порог громкости постепенно снижается, а чувствительность возрастает при возрастании частот колебаний, особенно в диапазоне частот от 1000 до 3000 гц, а затем порог снова повышается, а чувствительность постепенно понижается от 3500 до полного исчезновения ощущений за пределами 20000 гц для взрослого человека и 22000 для детей. Не только ощущение высоты звука, но и ощущение громкости (слышимости) находится в определенной зависимости от частоты колебаний (рис. 20). Потеря слуха 44% Рэфф дин/см2 Рис. 20. Зависимость слышимости звука от частоты колебаний (по Ржевкину). Следовательно, при крайних частотах этого диапазона слышимых звуков необходимо увеличивать интенсивность звука. Абсолютные пороги громкости не являются неизменными: они изменяются в зависимости от упражнения в дифференцировке звуков по их интенсивности, высоте, тембру. Развитие различительной громкостной чувствительности снижает абсолютные пороги слышания, т. е. повышает абсолютную чувствительность. В ряде деятельностей (летчика, шофера, механика-сборщика или ремонтника, радиста, музыканта, охотника и т. д.) формируется привычная установка на прислушивание не только к разностям силы звука, но и к звукам минимальной интенсивности. Как показал Кауфман, эта установка на прислушивание вырабатывается в той или иной профессиональной деятельности при условии, если малая интенсивность звука является определителем состояния тела или процесса. Поэтому у опытных врачей-терапевтов или педиатров, широкопрактикующих выслушивание (аускультацию), абсолютные пороги громкости снижаются, а чувствительность повышается.
Относительная громкость 20 30 40 50 60 70 80 90дб →Уровень ощущения S Рис. 21, Относительная громкость тона на уровне 5 дб над порогом по данным различных исследователей. За единицу принята громкость при 30 дб.
Можно предполагать, что физиологической основой такой установки на прислушивание является системный характер временных связей, образующихся в процессе звукоразличения (слуховой динамический стереотип). Разность между минимальными величинами интенсивностей, обусловливающая едва заметное различие между ними, называется порогом различения громкости. По отношению к средней зоне слышимых звуков разностный порог равен 1/10 исходной величины. Эта величина прироста силы раздражений в 1/10 исходной величины к большей степени приложима к приросту тихих звуков, нежели к приросту громких звуков. Величина относительной громкости (разностного порога) устанавливается различными авторами неодинаково. На рис. 21 показано расхождение данных различных исследователей, при совпадении этих данных на величине в 30 дб, принятой поэтому за единицу сравнений. Из этих данных видно, что расхождение данных увеличивается вместе с увеличением числа децибел. Расхождение экспериментальных данных, видимо, объясняется тем, что авторы этих исследований не учитывали наличие или отсутствие установки на прислушивание у различных людей. Все же по этим данным величина различи тельного порога возрастает с увеличением количества децибел. Большое значение имеет суммирование громкостей сравниваемых звуков. Установлено, что чем ближе тоны по частоте, тем меньше их суммарная громкость. Напротив, чем отдаленнее по частоте ощущаемые звуки, тем больше их суммарная громкость. Слушание одного и того же звука бинаурально (обоими ушами) улавливает громкость звука сравнительно со слушанием одним ухом (монаурально). Уровень громкости сложных комбинированных звуков всегда выше сравнительно с громкостью отдельных тонов. Все это свидетельствует о том, что взаимодействие ощущений громкости влияет на ход различения интенсивностей звуков. Это взаимодействие может быть одновременным (при суммации ощущений в бинауральном слушании) и последовательным (при монауральном и бинауральном слушании последовательно возрастающего по силе звукового ряда). Последний случай взаимодействия слуховых ощущений имеет особо важное значение для различительной чувствительности слуха. Ржевкин показал, что большую роль играет изменение направления громкости. Если вначале громкость удвоить, а затем вдвое уменьшить, то изменяется величина прироста ощущений. При удвоении необходимо прибавить больше децибел, нежели убавить при обратном уменьшении. Дальнейшие исследования (Кауфмана) показали, что на различительную громкостную чувствительность влияет взаимодействие трех факторов: а) величины разностей громкости (по мере уменьшения этой величины трудность различения возрастает), б) регистра громкости (тихие, средние, громкие звуки), причем трудность различения возрастает от среднего регистра приблизительно равно как в сторону тихих, так и громких звуков, в) метроритма или периодического чередования звуков из разных регистров (тихих с громкими и наоборот). Опыты Кауфмана из нашей лаборатории показали, что имеются два типа метроритма в динамике различительной чувствительности. Первый тип — хореический (первый звук громче второго) усваивается сравнительно легко. Второй тип — ямбический (первый звук тише второго) усваивается со значительно большим трудом. Важная роль метроритма в изменении разностной чувствительности громкости подтверждает предположение Ухтомского о том, что нервные центры усваивают определенный ритм, а перестройка ритма возможна лишь путем центрального торможения. Большую легкость настройки нервного ритма при хореическом построении сравнительно с ямбическим можно объяснить явлением контраста. Переход от громкого к тихому звуку более контрастен, нежели от тихого звука к громкому, если он совершается плавно, ритмично. При аритмичном и внезапном переходе от тихого звука к чрезмерно громкому различительная чувствительность в данный момент снижается в связи с включением безусловнодвигательного ориентировочного рефлекса на звук. Связь метроритма с характером колебаний звуков обнаруживается в своеобразных типах изменения различительной чувствительности в отношении шумов и тонов. Первые (шумы) являются обычно непериодическими колебаниями звуковой волны, вторые (тоны) — периодическими колебаниями звуковых волн. В среднем различительная чувствительность к громкости тона выше, нежели к громкости шумов. Особенно это относится к музыкантам, а также к людям, умеющим и любящим слушать музыку. У музыкантов разностная чувствительность к громкости шума не превосходит среднюю, обычную величину. У врача-терапевта, напротив, возрастает разностная чувствительность к громкости шума определенного рода (малых интенсивностей). У опытных летчиков возрастает разностная чувствительность к ритмам колебаний больших шумов. Как указывает Платонов, неопытный курсант-летчик не различает разницу между 1300 и 1400 оборотов мотора самолета. В результате упражнений, т. е. образования прочных временных связей, опытный летчик дифференцирует разницу между 1300 и 1340 об, несмотря на маскировку звуков и ритма оборотов общим шумом движущегося самолета. Производственный опыт людей, привыкших к работе в обстановке больших шумов, влияет на выработку высокой различительной чувствительности к звукам большой силы. Таким образом, в пределах регистра звуков (тихие, средние, громкие), имеется несколько им соответствующих типов различительной чувствительности громкости. Кауфман сравнил данные об изменениях разностной чувствительности к интенсивности тонов и шумов у людей «прислушивающихся» (музыкантов, врачей, механиков и пр.) и не имеющих специального опыта Б. Г. Ананьев прислушивания. По его данным, разностная чувствительность к силе тонов у «прислушивающихся» в 2 раза превышает обычную, а разностная чувствительность к силе шумов превышает у них в l1/2 раза обычный уровень различения громкости. Эти данные свидетельствуют о большой воспитуемости способности к различению громкости, о сдвигах различительной чувствительности под влиянием практики постоянной дифференцировки силы звуков в определенных условиях жизни. При исследовании разностной чувствительности в области слуха необходимо учитывать влияние слуховой адаптации. Известны две формы слуховой адаптации: адаптация к звукам и адаптация к тишине. Адаптация к тишине, подобно темновой адаптации в зрении, значительно повышает чувствительность к малым интенсивностям прироста силы звуков. На основании опытного изучения слуховой адаптации Лазарев предположил, что под действием длительного звука происходит разложение особого звукочувствительного вещества, что влечет за собой снижение чувствительности. По окончании воздействия звука чувствительность звука восстанавливается также постепенно, в течение многих минут. По Лазареву, окончательная чувствительность при полной адаптации обратно пропорциональна силе звуков. При длительном слушании сильных звуков наше ухо воспринимает эти звуки более слабыми (снижение чувствительности), а после полной тишины громкость этих звуков будет казаться чрезвычайно повышенной. В слуховой адаптации играет еще более важную роль изменение взаимоотношений между возбуждением в мозговом конце слухового анализатора. При длительном перераздражении слухового органа сильным звуковым раздражителем кора головного мозга отвечает внутренним «охранительным» торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиление возбуждения других очагов, способствующих дальнейшему подъему чувствительности в новых условиях. Ощущение громкости или отражение силы звука является общим качеством как для ощущения тонов, так и шумов. Можно считать, что ощущение громкости есть функция совместной работы ядер и рассеянных элементов слухового анализатора, сохраняющаяся в общем виде и после поражения. анализатора. Но высокое развитие этого вида слуховой чувствительности, а также его специализации в различных областях регистра звуков указывает на ведущую роль ядра анализатора в высшем анализе и синтезе энергии звуковых раздражителей. Человеческий слух обладает исключительным количеством степеней различных оттенков громкости и высоты звуков, Подсчитано, что человек способен различать около полумиллиона простых тонов, различных по интенсивности и высоте. В тонкости человеческого слуха особенно большую роль играет ощущение высоты звука. Date: 2015-09-18; view: 794; Нарушение авторских прав |