Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Там же, стр. 338
взрослых острота глубинного зрения является наименее (сравнительно с детьми) постоянной величиной. Она является величиной переменной в зависимости от рода трудовой деятельности и объективных требований к глубинному зрению. Наибольшего развития глубинное зрение достигает у моряков, летчиков, артиллеристов, т. е. людей, деятельность которых необходимо требует дальномерной точности. В гражданской авиации, на автотранспорте, в производствах области точной механики, автоматики, в сборочных операциях в ряде производств, на текстильном производстве и т. д. в процессе труда высоко специализируется острота глубинного зрения, превосходя средние данные. Таблица 3 Острота глубинного зрения у подростков и взрослых, в процентах (по данным Коробко)
Следовательно, глубинное зрение является воспитуемым, формируемым качеством человеческого зрения, имеющим условнорефлекторный характер. Известно, что анатомическим местом слияния возбуждений, поступающих в кору головного мозга от раздражений точек обеих сетчаток, является четвертый слой коры затылочной области, далее распадающийся на два слоя (IVa, IVb), между которыми находится слой IVb — геннариева полоса. Невроны этой полосы являются связующим звеном для неперекрещивающихся волокон зрительного нерва (приходящих в слой IVa) и перекрещивающихся волокон (приходящих в слой IVс). Как можно видеть на рис. 16, в геннариевой полосе связываются оба типа волокон, чем создается возможность корковой реакции возбуждения как от корреспондирующих, так и от диспаратных точек сетчатки. Большое несоответствие сливаемых возбуждений (например, волокна а и с1) вызывает ощущение двух раздельных объектов, но умеренное несоответствие (например, волокна а и b1) дает коре возможность судить об относительной удаленности переднего и заднего плана частей предмета. Но эти морфологические предпосылки говорят лишь о возможности образования механизма глубинного зрения. Наиболее важно то, что от обоих глаз поступают (в силу диспаратности раздражения) возбуждения неодинакового характера (по частоте нервных импульсов, силе раздражения, скорости проведения и т. д.). Поэтому имеет место не простая суммация возбуждений, а столкновение обоих возбуждений затылочной области больших полушарий головного мозга. В коре возникает определенная разность возбуждений в обоих полушариях головного мозга, а следовательно, и разное взаимоотношение между возбуждением и торможением в этих областях. Следствием является динамическое равновесие между обоими этими Рис.16. Схема подразделений четвертого слоя коры мозга в области борозды птичьей шпоры (объяснения в тексте). процессами в зрительном анализаторе, выражающемся в борьбе полей зрения, в непрерывных переходах от двоения к глубинному ощущению и обратно и т. д. В отличие от господствующего в физиологической оптике направления, объясняющего глубинное зрение лишь периферическими причинами, Ухтомский считал факты глубинного зрения «типичными условнорефлекторными реакциями». Устанавливаемая прочная связь между ощупыванием рукой контура и объема (переднего и заднего плана особенно) предметов внешнего мира и перемещением вслед за движениями ощупывающей руки движений самих глаз носит условнорефлекторный характер. С раннего детства замыкается прочная связь между движениями рук и движениями глаз; на основе этой связи ребенок учится пространственно видеть.
Затем уже и без движений ощупывающих рук ребенок научается связывать зрительные ощущения и движения самих глаз. В глубинном ощущении обнаруживается типичное проявление замыкающихся временных связей между осязательными, зрительными и моторными ощущениями. Следовательно, глубинное зрение в своей основе имеет синтез ряда ощущений, обеспечивающий возможность анализа расстояний, объемности и рельефности видимых тел. Необходим длительный путь развития временных связей для того, чтобы от осязательно-зрительно-двигательного отражения глубины пространства человек мог перейти к собственно-зрительному распознаванию расстояний между предметами в поле зрения. Затем на этой условнорефлекторной основе возможно воспроизведение третьего измерения даже при восприятии плоскостного изображения (в стереометрии или в особенности при восприятии изображенной на картинах перспективы). Пространственное зрение, имея в своей основе глубинные ощущения, ими не ограничивается. Исключительную роль в пространственном зрении играет связь, устанавливаемая между всеми тремя измерениями пространства (высотой, широтой, глубиной). Эта устанавливаемая временная связь между основными пространственными координатами определяет следующие три основных порога пространственного видения: 1) видение на расстоянии нерасчлененного пятна, контуры которого расплывчаты и сливаются с окружающим фоном (порог нерасчлененного видения, или minimum visibile), 2) расчлененное видение на расстоянии промежутка между двумя объектами и вычленение контура предмета относительно к окружающему фону (порог расчлененного видения, или minimum separabile), 3) узнавание предмета, т. е. определение его качества, назначения, сходства и различия с известными по опыту другими предметами (minimum cognoscibile). В процессе наблюдения за видимыми предметами в пространстве один порог сменяется другим. Таким образом, наблюдая, человек все глубже и точнее познает предметы в их пространственных соотношениях. Смена порогов пространственного видения в процессе наблюдения свидетельствует о переходе от ощущений к восприятиям в едином процессе, о постепенном усложнении и уточнении процесса чувственного отражения действительности. Для анализа зрительных ощущений особенное значение имеет характер и скорость перехода от нерасчлененного к расчлененному видению предметов. В пределах minimum separabile происходят многообразные и сложные изменения зрительных образов. К ним относятся, как показала Александрова, изменения соотношений между пространственными координатами вычленяемого из окружающего пространства предмета. Вычленение верха и низа, правой и левой сторон, отдельных частей происходит неравномерно. В каждом случае человек заново устанавливает связи между этими сторонами и пространственными координатами предметов в его отношении к фону и к самому наблюдателю. В динамике зрительных ощущений в процессе пространственного видения отражается координатная система предмета и его пространственных связей. Изменение зрительных ощущений в процессе перехода от одного порога к другому зависит от угла зрения. С увеличением угла зрения ускоряется процесс адекватного отражения предмета. Психология обязана Сеченову тем, что он впервые с материалистических позиций объяснил процесс пространственного видения. В отличие от идеалистов-физиологов и психологов, исходивших из того, что пространство есть будто бы категория сознания, которая привносится во внешний мир, организуя «хаос» его явлений, Сеченов принимал положение о том, что пространство не измышляется человеческой головой, не конструируется сознанием, а объективно существует, отражаясь в сознании параллельно зрением и осязанием. Отражение предметов неразрывно связано с отражением их пространственных признаков и отношений, а пространственные отношения не существуют вне материальных тел, которые относятся друг к другу в виде системы пространственных координат. Любое восприятие предмета как совокупности зрительных ощущений всегда включено в процесс пространственного видения. Исходным моментом отражения предмета является, по Сеченову, контур предмета, т. е. отделенность по известным граням от окружающего фона; однако контур характеризует не только данный предмет, но и его пространственное отношение к другим предметам. Форма предмета (особенно соразмерность или несоразмерность составляющих его частей, симметричность или несимметричность их расположения), величина предмета, положение в пространстве (по отношению к вертикальной и горизонтальной плоскости), соотношение в предмете переднего и заднего плана, вообще всех трех измерений пространства и т. д. неразрывно связаны с телесностью самого предмета (качеством поверхности, строением, формами вещества, весом, формой движения и т. д.). Поэтому пространственное зрение есть не только отражение пространственных отношений между предметами, но и пространственных признаков самого предмета. Смена порогов пространственного видения показывает постоянное приближение процесса отражения к действительности в зависимости от объективных условий. Одним из них является изменение угла зрения, влияющего на динамику пространственного видения, связанного с движением тел в пространстве, с перемещением наблюдаемого объекта или самого наблюдателя с целью выбора наиболее удобных позиций наблюдения и одновременно фиксируемого объекта и наблюдателя.
В связи с фактором движения тел в пространстве, в пространственном видении явственно выступает и фактор времени., так как прохождение пути в пространстве осуществляется во времени. Особенно большое значение в пространственном видении летчиков, моряков и других имеет, как подчеркивает Коробко, именно фактор времени ввиду необходимости срочно соотносить необходимое действие (управление самолетом, кораблем, прицелом орудия и т. д.) с устанавливаемым зрением пространственным положением объектов. Важность подобной срочности условнорефлекторных реакций в условиях ориентировки в пространстве подчеркивал Ухтомский. Для построения плоскостных и объемных изображений весьма важно направление пространственного видения. Направление определяется как местом его изображения на сетчатке (в поле зрения), так и положением нашего тела, головы и глаз по отношению к окружающим нас предметам внешнего мира. Для человека характерно вертикальное положение его тела (при ходьбе, работе, стоя и сидя) по отношению к горизонтальной плоскости земли. Это положение, созданное общественно-трудовой природой человека, является исходным для определения направления, в котором человек распознает окружающие предметы. Характерно, что на пороге расчлененного видения человек прежде всего вычленяет в контуре верх фигуры, от которой дифференцирует правую сторону фигуры, а затем ее основание. Но так происходит не только в образовании плоскостного изображения. В процессе образования рельефного, объемного изображения имеет большое значение большая острота глубинного зрения для близи и дали по вертикали, а не горизонтали. В связи с этим понятно, какую большую роль в пространственном видении играют не только кинестетические ощущения движений глаз и движений ощупывающих рук, но и всего тела (ощущение равновесия или положения тела, т. е. статическое ощущение). Роль этих ощущений в пространственной ориентировке впервые была установлена крупным русским ученым Бехтеревым. В дальнейшем Ухтомский показал, как образуются временные связи между общими установками тела по
отношению к горизонтальной плоскости и установками: самих глаз при фиксации объекта в пространстве. В нашей лаборатории получены интересные данные, подтверждающие это положение об исходной роли вертикального положения для определения визуального направления в пространственной ориентации. Голубева показала, что пространственная ориентация у ребенка на первом году жизни связана с постепенным переходом ребенка от лежачего (горизонтального) положения к вертильному положению (первоначально при положении сидя и стоя, а затем особенно при ходьбе). С этого момента ребенок начинает быстро и точно ориентироваться в пространстве и владеть установками не только рук, но и глаз. Показательны данные Вороновой, полученные методом условных рефлексов при изучении детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Объектом изучения были дети: 10—12 лет, до лечения лишенные способности свободно передвигаться из-за этих поражений, лежавшие длительно в постели и крайне ограниченные в практическом овладении окружающим пространством. У этих детей вырабатывался условно-сосудистый рефлекс, причем условным раздражителем являлось пространственное положение сигнала. Оказалось, что эти дети легче дифференцируют качество сигналов (например, белый и красный цвет), нежели пространственное положение сигнала одного и того же цвета. Дифференцировка пространственного положения сигналов давалась им нелегко, очевидно, в силу ограничения практической ориентации в пространстве. В I серии вырабатывалась дифференцировка сигналов на правое и левое направление, во II серии — на верхнее и нижнее направление. Результаты опытов показали, что для этих: детей значительно более трудным делом явилась дифференцировка не по горизонтали (левое — правое), а по вертикали (верх — низ). Для человека, развивающегося нормально, практически овладевающего пространством в процессе ничем не ограниченного передвижения, развитие действительно идет от вертикального направления видения к горизонтальному. У детей с поражением опорно-двигательного аппарата и ограничением практического опыта овладения пространством развитие идет в обратном направлении — от горизонтального, направления к вертикальному. Итак, на развитие пространственного видения влияет не только обучение и измерительная практика, не только взаимодействие зрения и деятельности, но и пространственное положение самого человеческого тела в окружающем его мире.
ГЛАВА V Date: 2015-09-18; view: 396; Нарушение авторских прав |