Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Там же, стр. 338





 


 

взрослых острота глубинного зрения является наименее (сравнительно с детьми) постоянной величиной. Она является величиной переменной в зависимости от рода трудовой дея­тельности и объективных требований к глубинному зрению. Наибольшего развития глубинное зрение достигает у моряков, летчиков, артиллеристов, т. е. людей, деятельность которых необходимо требует дальномерной точности. В гражданской авиации, на автотранспорте, в производствах области точной механики, автоматики, в сборочных операциях в ряде произ­водств, на текстильном производстве и т. д. в процессе труда высоко специализируется острота глубинного зрения, превос­ходя средние данные.

Таблица 3

Острота глубинного зрения у подростков и взрослых, в процентах (по данным Коробко)

Объекты Подростки Взрослые
Вертикальные  
Вблизи 90, 1 92, 3
Вдали 87, 6 89, 7
Горизонтальные  
Вблизи 83, 01 88, 9
Вдали   84, 8

 

Следовательно, глубинное зрение является воспитуемым, формируемым качеством человеческого зрения, имеющим условнорефлекторный характер.

Известно, что анатомическим местом слияния возбуждений, поступающих в кору головного мозга от раздражений точек обеих сетчаток, является четвертый слой коры затылочной области, далее распадающийся на два слоя (IVa, IVb), между которыми находится слой IVb — геннариева полоса. Невроны этой полосы являются связующим звеном для неперекрещи­вающихся волокон зрительного нерва (приходящих в слой IVa) и перекрещивающихся волокон (приходящих в слой IVс). Как можно видеть на рис. 16, в геннариевой полосе свя­зываются оба типа волокон, чем создается возможность кор­ковой реакции возбуждения как от корреспондирующих, так и от диспаратных точек сетчатки.

Большое несоответствие сливаемых возбуждений (напри­мер, волокна а и с1) вызывает ощущение двух раздельных объектов, но умеренное несоответствие (например, волокна а и b1) дает коре возможность


судить об относительной удален­ности переднего и заднего плана частей предмета.

Но эти морфологические предпосылки говорят лишь о воз­можности образования механизма глубинного зрения.

Наиболее важно то, что от обоих глаз поступают (в силу диспаратности раздражения) возбуждения неодинакового характера (по частоте нервных импульсов, силе раздражения, скорости проведения и т. д.). Поэтому имеет место не простая суммация возбуждений, а столкновение обоих возбуждений за­тылочной области больших полушарий головного мозга. В коре возникает определенная разность возбуждений в обоих полушариях головного мозга, а следовательно, и разное вза­имоотношение между возбуждением и торможением в этих областях. Следствием является динамическое равновесие между обоими этими

Рис.16. Схема подразделений четвертого слоя

коры мозга в области борозды птичьей шпоры

(объяснения в тексте).

процессами в зрительном анализаторе, выражающемся в борьбе полей зрения, в непрерывных пере­ходах от двоения к глубинному ощущению и обратно и т. д.

В отличие от господствующего в физиологической оптике направления, объясняющего глубинное зрение лишь перифе­рическими причинами, Ухтомский считал факты глубинного зрения «типичными условнорефлекторными реакциями».

Устанавливаемая прочная связь между ощупыванием ру­кой контура и объема (переднего и заднего плана особенно) предметов внешнего мира и перемещением вслед за движе­ниями ощупывающей руки движений самих глаз носит услов­норефлекторный характер. С раннего детства замыкается прочная связь между движениями рук и движениями глаз; на основе этой связи ребенок учится пространственно видеть.


 

Затем уже и без движений ощупывающих рук ребенок на­учается связывать зрительные ощущения и движения самих глаз.

В глубинном ощущении обнаруживается типичное прояв­ление замыкающихся временных связей между осязатель­ными, зрительными и моторными ощущениями. Следователь­но, глубинное зрение в своей основе имеет синтез ряда ощу­щений, обеспечивающий возможность анализа расстояний, объемности и рельефности видимых тел.

Необходим длительный путь развития временных связей для того, чтобы от осязательно-зрительно-двигательного отра­жения глубины пространства человек мог перейти к собствен­но-зрительному распознаванию расстояний между предметами в поле зрения. Затем на этой условнорефлекторной основе воз­можно воспроизведение третьего измерения даже при вос­приятии плоскостного изображения (в стереометрии или в осо­бенности при восприятии изображенной на картинах перспекти­вы). Пространственное зрение, имея в своей основе глубинные ощущения, ими не ограничивается. Исключительную роль в пространственном зрении играет связь, устанавливаемая между всеми тремя измерениями пространства (высотой, ши­ротой, глубиной). Эта устанавливаемая временная связь между основными пространственными координатами определяет сле­дующие три основных порога пространственного видения: 1) видение на расстоянии нерасчлененного пятна, контуры которого расплывчаты и сливаются с окружающим фоном (по­рог нерасчлененного видения, или minimum visibile), 2) рас­члененное видение на расстоянии промежутка между двумя объектами и вычленение контура предмета относительно к окружающему фону (порог расчлененного видения, или mi­nimum separabile), 3) узнавание предмета, т. е. определение его качества, назначения, сходства и различия с известными по опыту другими предметами (minimum cognoscibile).


В процессе наблюдения за видимыми предметами в прост­ранстве один порог сменяется другим. Таким образом, наблю­дая, человек все глубже и точнее познает предметы в их пространственных соотношениях. Смена порогов пространст­венного видения в процессе наблюдения свидетельствует о пе­реходе от ощущений к восприятиям в едином процессе, о постепенном усложнении и уточнении процесса чувствен­ного отражения действительности. Для анализа зрительных ощущений особенное значение имеет характер и скорость пе­рехода от нерасчлененного к расчлененному видению предме­тов. В пределах minimum separabile происходят многообраз­ные и сложные изменения зрительных образов. К ним относятся,


как показала Александрова, изменения соотношений между пространственными координатами вычленяемого из окружающего пространства предмета. Вычленение верха и низа, правой и левой сторон, отдельных частей происходит неравномерно. В каждом случае человек заново устанавли­вает связи между этими сторонами и пространственными координатами предметов в его отношении к фону и к самому наблюдателю.

В динамике зрительных ощущений в процессе простран­ственного видения отражается координатная система пред­мета и его пространственных связей. Изменение зрительных ощущений в процессе перехода от одного порога к другому зависит от угла зрения. С увеличением угла зрения ускоряется процесс адекватного отражения предмета.

Психология обязана Сеченову тем, что он впервые с ма­териалистических позиций объяснил процесс пространствен­ного видения. В отличие от идеалистов-физиологов и психо­логов, исходивших из того, что пространство есть будто бы ка­тегория сознания, которая привносится во внешний мир, орга­низуя «хаос» его явлений, Сеченов принимал положение о том, что пространство не измышляется человеческой голо­вой, не конструируется сознанием, а объективно существует, отражаясь в сознании параллельно зрением и осязанием.

Отражение предметов неразрывно связано с отражением их пространственных признаков и отношений, а пространствен­ные отношения не существуют вне материальных тел, которые относятся друг к другу в виде системы пространственных коор­динат. Любое восприятие предмета как совокупности зритель­ных ощущений всегда включено в процесс пространственного видения. Исходным моментом отражения предмета является, по Сеченову, контур предмета, т. е. отделенность по известным граням от окружающего фона; однако контур характеризует не только данный предмет, но и его пространственное отноше­ние к другим предметам. Форма предмета (особенно сораз­мерность или несоразмерность составляющих его частей, сим­метричность или несимметричность их расположения), вели­чина предмета, положение в пространстве (по отношению к вертикальной и горизонтальной плоскости), соотношение в предмете переднего и заднего плана, вообще всех трех изме­рений пространства и т. д. неразрывно связаны с телесностью самого предмета (качеством поверхности, строением, формами вещества, весом, формой движения и т. д.).


Поэтому пространственное зрение есть не только отраже­ние пространственных отношений между предметами, но и пространственных признаков самого предмета.

Смена порогов пространственного видения показывает постоянное приближение процесса отражения к действитель­ности в зависимости от объективных условий. Одним из них является изменение угла зрения, влияющего на динамику про­странственного видения, связанного с движением тел в про­странстве, с перемещением наблюдаемого объекта или самого наблюдателя с целью выбора наиболее удобных позиций на­блюдения и одновременно фиксируемого объекта и наблюда­теля.


 

В связи с фактором движения тел в пространстве, в про­странственном видении явственно выступает и фактор време­ни., так как прохождение пути в пространстве осуществляется во времени. Особенно большое значение в пространственном видении летчиков, моряков и других имеет, как подчеркивает Коробко, именно фактор времени ввиду необходимости срочно соотносить необходимое действие (управление самолетом, ко­раблем, прицелом орудия и т. д.) с устанавливаемым зрением пространственным положением объектов. Важность подобной срочности условнорефлекторных реакций в условиях ориенти­ровки в пространстве подчеркивал Ухтомский.

Для построения плоскостных и объемных изображений весьма важно направление пространственного видения. На­правление определяется как местом его изображения на сет­чатке (в поле зрения), так и положением нашего тела, головы и глаз по отношению к окружающим нас предметам внешнего мира.

Для человека характерно вертикальное положение его тела (при ходьбе, работе, стоя и сидя) по отношению к гори­зонтальной плоскости земли. Это положение, созданное обще­ственно-трудовой природой человека, является исходным для определения направления, в котором человек распознает окружающие предметы.

Характерно, что на пороге расчлененного видения человек прежде всего вычленяет в контуре верх фигуры, от которой дифференцирует правую сторону фигуры, а затем ее основа­ние. Но так происходит не только в образовании плоскост­ного изображения. В процессе образования рельефного, объ­емного изображения имеет большое значение большая острота глубинного зрения для близи и дали по вертикали, а не гори­зонтали. В связи с этим понятно, какую большую роль в про­странственном видении играют не только кинестетические ощущения движений глаз и движений ощупывающих рук, но и всего тела (ощущение равновесия или положения тела, т. е. статическое ощущение). Роль этих ощущений в пространст­венной ориентировке впервые была установлена крупным рус­ским ученым Бехтеревым. В дальнейшем Ухтомский показал, как образуются временные связи между общими установками тела по



 

отношению к горизонтальной плоскости и установками: самих глаз при фиксации объекта в пространстве.

В нашей лаборатории получены интересные данные, под­тверждающие это положение об исходной роли вертикального положения для определения визуального направления в про­странственной ориентации. Голубева показала, что простран­ственная ориентация у ребенка на первом году жизни связана с постепенным переходом ребенка от лежачего (горизонталь­ного) положения к вертильному положению (первоначально при положении сидя и стоя, а затем особенно при ходьбе). С этого момента ребенок начинает быстро и точно ориентиро­ваться в пространстве и владеть установками не только рук, но и глаз.

Показательны данные Вороновой, полученные методом условных рефлексов при изучении детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Объектом изучения были дети: 10—12 лет, до лечения лишенные способности свободно пере­двигаться из-за этих поражений, лежавшие длительно в по­стели и крайне ограниченные в практическом овладении окру­жающим пространством. У этих детей вырабатывался условно-сосудистый рефлекс, причем условным раздражителем явля­лось пространственное положение сигнала. Оказалось, что эти дети легче дифференцируют качество сигналов (например, белый и красный цвет), нежели пространственное положение сигнала одного и того же цвета.

Дифференцировка пространственного положения сигналов давалась им нелегко, очевидно, в силу ограничения практи­ческой ориентации в пространстве.

В I серии вырабатывалась дифференцировка сигналов на правое и левое направление, во II серии — на верхнее и ниж­нее направление. Результаты опытов показали, что для этих: детей значительно более трудным делом явилась дифферен­цировка не по горизонтали (левое — правое), а по вертикали (верх — низ).

Для человека, развивающегося нормально, практически овладевающего пространством в процессе ничем не ограничен­ного передвижения, развитие действительно идет от верти­кального направления видения к горизонтальному.

У детей с поражением опорно-двигательного аппарата и ограничением практического опыта овладения пространством развитие идет в обратном направлении — от горизонтального, направления к вертикальному.

Итак, на развитие пространственного видения влияет не только обучение и измерительная практика, не только взаимо­действие зрения и деятельности, но и пространственное поло­жение самого человеческого тела в окружающем его мире.


 

ГЛАВА V







Date: 2015-09-18; view: 396; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию