Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Звук и слух
Звук является одним из моментов взаимодействия различных тел с различной средой. Природа звука вообще непонятна вне взаимодействия тел и явлений внешнего мира. Предмет является источником звука постольку, поскольку он приходит в колебательное состояние и движение под действием движущейся упругой среды, его окружающей. Возникшая в результате этого взаимодействия звуковая волна распространяется в условиях данной среды, отражая эти условия, равно как и среда отражает звуковые волны тем или иным способом. Лишь благодаря взаимодействию звучащего тела и данной физической среды звук воздействует на слуховой рецептор, превращаясь в нем в нервный процесс, а затем в слуховом анализаторе в слуховое ощущение. Слуховые ощущения представляют собой высший анализ звуковых волн различной частоты колебаний (высота звука), амплитуды колебаний (сила звука), формы звуковой волны (тембр звука). Все явления слуховых ощущений, следовательно, связаны с особенностями звуковых волн, возникающих вследствие колебаний источника звука в упругой среде. Эти колебания вызывают возмущение этой среды, которое распространяется в зависимости от ее природы. Акустика, т. е. раздел физики, изучающий природу звука, рассматривает звуковую волну как процесс постепенного возмущения в упругой среде, а область пространства, в которой происходит этот процесс, называется звуковым полем. Звуковая волна зависит от того, однородна или неоднородна материальная масса тела и среды, т. е. от характера ее молекулярного состава, а следовательно, от плотности и упругости движущихся материальных масс. Меньшая плотность среды является вместе с тем большей ее упругостью, благоприятствующей распространению звуковых волн,
т. е. импульсов колеблющихся (вибрирующих) тел. Упругость, эластичность, гибкость, т. е. подвижность тел и среды способствует передаче звука, так как толчок, переданный одному ее концу, скорее передается на другой. При исследовании скорости распространения звука в данной среде определяющим моментом является соотношение ее упругости и плотности. В твердых и жидких телах скорость звука большая, нежели в газообразных, вследствие более благоприятного соотношения в них упругости и плотности. При относительном постоянстве атмосферного давления упругость остается почти неизменной на определенном уровне, в то время как плотность изменяется в зависимости от температуры. Жидкие и газообразные тела обнаруживают изменения плотности в зависимости от незначительного колебания температуры, расширяясь от повышения ее и сжимаясь от понижения температуры. При расширении тела от повышения температуры масса вещества распределится на новый, больший объем, а следовательно, плотность его уменьшится. Поэтому распространение звуковых волн в воздухе зависит от температуры среды. Лишь звукопроводность твердых тел не изменяется под влиянием температурных изменений до тех пор, пока не изменится само состояние вещества. Из всего этого ясно, в какой степени звуковая волна зависит от строения вещества тела и соотношения Плотности и упругости звукопроводной среды. Материальность звука есть производное от материальной природы тела — источника звука и материальной среды. Это производное, т. е. звуковая волна, изменяется по частоте колебаний (длине волн), размаху колебаний и их форме. При равенстве температурных условий скорость звука остается величиной постоянной. При 0°С звук проходит в 1 сек приблизительно 330 м. С повышением температуры на 1° скорость увеличивается на 0,6 м. Постоянной скоростью распространения звука принято считать 342 м в 1 сек при температуре в 20°С. Ветер ускоряет или замедляет скорость звука в зависимости от направления. Поэтому, когда скорость ветра складывается со скоростью звука, звуковые волны преломляются к земной поверхности, а когда скорость ветра противодействует скорости звука, звуковые волны отклоняются от земли вверх. Многие явления при передаче звука на большие расстояния объясняются отклонением волн от прямолинейного направления вследствие неоднородности атмосферы. Снижение слышимости определяется относительным затуханием звуковых волн вследствие внутреннего трения (вязкости газа) и изменения теплопроводности. Вследствие поглощения волн амплитуда их уменьшается по мере распространения (т. е. сила звука уменьшается).
Вместе с вязкостью среды на затухание звуковых колебаний оказывает большое влияние изменение частоты звуковых волн. По мере возрастания частоты колебаний длина волн, а следовательно, расстояния между сгущениями и разряжением в волне уменьшаются. Расстояние между двумя сгущениями и разряжением равно 342 м, а величина 393 мм называется длиной волны. Высоким звукам соответствуют более короткие волны, низким звукам — более длинные волны. Длина волны с частотой R. 100 кол/сек равна 340 см, длина волны с частотой в 500 кол/сек равна 69 см, а для частоты 4000 кол/сек будет равна 8,6 см. Чем больше колебаний в секунду, тем короче длина звуковой волны. Следовательно, высота звука определяется числом колебаний. Человек ощущает слухом, т. е. адекватно отражает частоту колебаний волн от 16—20 до 20000—22000 колебаний (почти на протяжении 11 октав). Диапазон слухового различения звуковых волн значительно больший, чем световых волн. В этом обстоятельстве заложена одна из причин исключительного сигнального значения звуков для эволюции приспособления животных организмов к среде. Звуковая волна представляет собой периодическое уплотнение и разряжение воздуха. При этом в поступательном движении воздушной звуковой волны отдельные частицы воздуха совершают полные колебательные движения, передающиеся от одной частицы звуковой волны к другой. Звуковые волны распространяются (расширяются) сфероидально, т. е. шарообразно. Поэтому звук можно слышать со всех сторон (сверху, снизу, спереди, сзади, с правой и с левой стороны). Эта форма распространения звука делает звук одним из наиболее сильных внешних воздействий на животный организм. Звук принадлежит к числу сильнейших, хотя и кратковременно действующих безусловных раздражителей, а именно — раздражителей безусловного ориентировочного рефлекса, вызывающего специфическую двигательную реакцию поворота головы, перемещения тела и т. д. Сила звукового раздражителя при прочих равных условиях изучения условнорефлекторной деятельности сильнее действия силы световых раздражителей (Макарычев). Сила звука заключается в амплитуде колебания источника звука (определенного тела) и соответственно частиц среды, проводящей звук. На число колебаний в единицу времени изменение амплитуды не влияет. Однако при увеличении амплитуды колебаний возрастает энергия колебаний, с чем связано большее воздействие их на органы слуха.
Силу звука измеряют количеством энергии, которую приносят звуковые волны в единицу времени на единицу поверхности, перпендикулярную к направлению распространения волны. Единицей силы звука считается 1 эрг/сек см2. Звуковые волны по мере движения в пространстве теряют в интенсивности, так как импульс, вызвавший звуковую волну, обладает определенным запасом энергии, погашаемым сопротивлением среды, в которой он действует. Чем меньше расстояние между источником звука и органом слуха, тем больше амплитуда колебаний воздушных частиц, воздействующих на него (тем сильнее ощущение звука). Характерным именно для звука и его силы является резонанс в двух его разновидностях: совибраций и созвучий. Вибрации некоторых источников звука не могут передаться настолько большим массам воздуха, чтобы вызвать ощущение звука большой силы. Если эти слабо звучащие тела (например, слабо звучащий камертон) соединить с большими поверхностями, которым передаются эти вибрации, то вибрации этих больших поверхностей (например, волокон деревянного стола) усиливают малые вибрации слабого звукового источника, усиливая его звук. Тела сложной формы и структуры (массы воздуха значительных объемов, твердые тела волокнистого строения и т. д.) способны вибрировать разнообразно, но соответственно звукам различной высоты. Но вибрация не превращается в звучание, а лишь усиливает звучание источника (совибраций). Звучащие резонаторы (струны, пластинки, мембраны, трубки и т. д.) отвечают на вибрации, соответствующие их строю, собственным звучанием. Следовательно, сила звука во многих случаях зависит именно от передачи вибрации звучащего тела другому вибрирующему или вибриру-юще звучащему телу в окружающей среде. Резонаторы усиливают энергию звуковой волны, амплитуду ее колебаний, тем самым способствуя усилению слухового ощущения. Сила звука зависит также от преломления звуковой волны (при переходе из одной среды в другую, с непараллельными плоскостями), от отражения звука (от изогнутой поверхности среды звук отражается подобно свету в условии вогнутого зеркала, т. е. собирается в фокусе данной изогнутой поверхности). В некоторых случаях отраженная волна усиливает самый звук (в больших пустых помещениях) и вызывает особую разновидность резонанса, так называемое краткое эхо. Звуки характеризуются, кроме скорости, частоты колебаний и длины волны, силы или амплитуды колебаний, также и формой колебаний. То или другое сочетание частичных колебаний источника звука (род колебаний) определяет форму колебаний, от которой зависит тембр звука. Форма колебаний, следовательно, выражает внутреннее сочетание частичных колебаний всех отдельных моментов звуковой волны. Когда колебания звучащего тела периодичны, т. е. промежутки времени для всех отдельных колебаний неизменно одинаковы, то получается музыкальный звук, если же они происходят в неравные промежутки времени, то имеет место шум. Звуковое колебание носит характер синусоиды с периодическим повышением и понижением кривой колебания. Подобные «простые звуки» входят в состав музыкальных звуков и называются частичными тонами. Взаимодействие периодических колебаний частичных тонов образует тембр музыкального звука или тона. Шумы образуются, напротив, либо из неправильных периодических колебаний, либо из сложной совокупности непродолжительных периодических колебаний. Основное значение в музыке имеют гармонические частичные тоны, число колебаний которых в целое число раз больше числа колебаний первого (исходного) частичного тона. Так, если первый частичный тон имеет 100 кол/сек (или герц), «то второй — 200, третий — 300 и т. д. Если высота звука определяется частотой колебаний первого тона, то форма колебаний, определяющая тембр звука, состоит из соотношения между числом и относительной силой всех частичных гармонических тонов данного музыкального звука. Анализ формы колебаний звука показывает, что внутри отдельного звука имеет место сложное взаимодействие колебаний отдельных моментов звуковой волны. Тем более сложным и определяющим является взаимодействие колебаний при слиянии звуков, различное для разных интервалов («промежутков») между расстоянием одного звука до другого по высоте, или частоте колебаний в 1 сек. Интервал представляет собой отношение чисел колебаний одного звука к другому. Так, например, на скрипичных струнах звук mi есть вторая ступень от 1а, а интервал между ними соответственно равен 652 1/2: 435, т. е. относится как 3: 2. Это будет отношение числа колебаний, составляющее интервал кварты. Большее число колебаний относится к более высокому звуку. На этом примере видно, что в то время, как 1а успевает сделать два колебания, mi успевает делать три колебания. Наибольшее слияние дают звуки, отношения чисел которых выглядят как 2: 1 (октава) и 3:2 (квинта). Созвучия с наибольшим слиянием называются консонансами, созвучия с меньшей слитностью тонов называются диссонансами, т. е. неблагозвучием.
Взаимодействие звуков выражается, следовательно, в отношении чисел колебаний различных звуковых волн. Итак, звуковые волны характеризуются скоростью, частотой колебаний и длиной волны, амплитудой и их формой, а также соотношениями частот колебаний. Но звуки протекают не только одновременно, в виде аккорда в данный момент, но, что особенно для них характерно, последовательно друг за другом. Длительность звучания, а также временные промежутки между звуками влияют на процесс слушания. «Если на слух человека падает какой-нибудь звук, например музыкальный тон, — писал Сеченов, — то человек чрезвычайно легко определяет его продолжительность и характеризует это словами: звук отрывистый, протяжный, очень долгий и пр. Ощущение звука имеет вообще характер тянущийся: это значит, что слух обладает способностью ощущать явление звука конкретно, и вместе с тем он сознает, так сказать, каждое отдельное мгновение его. Слух есть анализатор времени». Посредством слухового анализа продолжительности звуковых воздействий происходит дробление отдельных фаз звука, то нарастающего, то снижающегося по силе, то изменяющего периоды и колебания. Отражаемые слухом качества становятся сигналами временных признаков и отношений, воздействующих на сложный организм животного и человека звучащих тел и упругой среды распространения звука. Как мы видели, звук не существует без тела — источника звука — и вибрации окружающей среды. Поэтому звук для животного организма и человека есть признак определенных предметов внешнего мира и определенных свойств звукопроводной среды, является сигналом того или иного явления предметной действительности. Наконец, нельзя не отметить, что звучащее тело занимает определенное место в материальном пространстве, а распространение звука в разных направлениях носит пространственный характер. Слуховые ощущения производят также анализ пространственного положения источника звука и направления движения звуковой волны. По звуку мы судим о местоположении звучащего тела и определяем направление звука. Подобно тому как свет, освещая предметы внешнего мира, превращает их в сигналы для жизнедеятельности животных и человека, так и звук обнаруживает для организма на известных расстояниях от него существование определенных предметов и влияний внешнего мира. Этим предметным и 1 И. М. Сеченов. Избр. философск. и психолог. произв., стр. 127. временнопространственным характером звука и объясняется его биологическая роль. Первоначально она заключается в том, что звук вызывает безусловный ориентировочный рефлекс животного в виде закономерно повторяющегося движения поворота тела к источнику звука, как на это обратил внимание Павлов в самых ранних опытах. Не случайно подчеркнуто здесь безусловнорефлекторное действие сильных звуков, так как они обладают и наибольшей энергией вибрации, характеризуются и большим механическим давлением вибрирующих масс воздуха на слуховой рецептор. SO WO ZOO 500 1000 2000 5000 10000 20000 Частота,8г Рис. 17. Область слуховых ощущений и кривые равной громкости. Не случайно очень сильные звуки перестают действовать специфически звуковым образом на ухо, т. е. не порождают в нем слуховых ощущений, а, оказывая механическое воздействие на ухо, вызывают в нем осязательно-болевые ощущения. Напротив, не очень сильные и слабые звуки превращаются в сигналы внешних предметов, необходимых для осуществления пищевого обмена организма с внешней средой. Развитие слуха у человека определилось условнорефлекторными механизмами замыкания связен между звуковыми свойствами вещей и явлений и основными функциями его жизнедеятельности как общественного существа. Как указывалось раньше, человеческий слух характеризуется сравнительно большим диапазоном различения частот колебаний звуковых волн. Слышимые человеком звуки занимают фундаментальное место среди всех звуков. Границей слышимых звуков в отношении низких звуков является граница инфразвуков, а в отношении высоких звуков — граница ультразвуков, уже не ощущаемых человеческим мозгом, но оказывающих физиологическое действие на органы человека. Общий «спектр» звукового ряда изображен на рис. 17. Более важным, нежели широта различения звуков человеком, представляется качественный характер этого различения в пределах слышимых звуков. Обращает на себя внимание, что центральное место в диапазонах слышимых звуков занимает зона звуков человеческой речи. По мере удаления от этой 10 20 50 100 200 500 1000 2000 5000 20000 100000 кал/сек Высота тона Рис. 18. Распределение зон слуховых ощущений в пределах слышимых звуков.
зоны слуховые ощущения человека становятся менее точными, требуют большей специальной дифференцировки и упражнений (рис. 18). Обращает на себя внимание исключительное положение звуков речи в зоне ясного слышания. Как это ни странно, но долгое время в акустике, физиологии и психологии считалось, что основу культурного развития человеческого слуха составляет музыкальный слух. Действительно, музыкальный слух сыграл и играет исключительную роль в очеловечении слуха, в расширении границ человеческого слуха. В этом смысле Маркс и назвал человеческое ухо «музыкальным ухом», позволяющим точно отражать гармонические отношения звуков, овладеть природой звука и эстетически воспроизводить звуковые соотношения с целью художественного, образного познания объективной действительности. Но музыкальный слух человека не представляет собой простого эволюционного продолжения развития слуха высших 14 Б. Г. Ананьев животных. В отношении малых интенсивностей звуков, а также вычленения частичных тонов из сложного музыкального звука собака оставляет далеко позади себя человека. У быка или тушканчика величина и соотношение частей слухоразличительного органа, так называемой улитки, весьма благоприятна для дифференцировки по высоте, т. е. для звуковысотного слуха. Тем не менее у собаки, тушканчика и быка нет музыкального восприятия. Нетрудно установить, что музыкальность человеческого слуха является не причиной, а следствием качественно своеобразного характера человеческого слуха, связанного со звуковой природой языка как основного средства общения. Речевой слух, помимо своего прямого, жизненного назначения обслуживать общение между людьми, оказался важнейшей опорой для: а) развития музыкального слуха, б) развития пространственно-предметного слуха и в) различения по звуку временных признаков и отношений между явлениями внешнего мира. Музыкальный слух человека возник вместе и на основе музыки как формы искусства художественного отображения внешнего мира. В истоках музыки лежит использование возможностей человеческого голоса и речи. Но как бы ни было велико значение музыкального слуха для расширения и уточнения слуховых ощущений человека, музыкальный слух не является первоосновой человеческого слуха, какой является речевой слух, и не исчерпывает всего многообразия и применения человеческого слуха. Ухтомский справедливо отметил, что «более или менее явный предрассудок— усматривать в музыкальном восприятии главную функцию слухового рецептора. Это предрассудок человека, и в особенности городского человека. В натуральных, условиях работа слуха направлена в особенности на задачу восприятия более или менее низких шорохов и шумов, по которым можно было бы достаточно ориентироваться в расстояниях и направлении источников звучаний»2 (курсив наш. – Б. А.). Что именно эта функция распознавания по звукам качеств предмета и его упругой среды, расстояния и направления имеет огромное значение, показывает путь развития акустической техники, обслуживающей разнообразные нужды производства и других явлений общественной жизни. Естествоиспытатели лишь «прикладывали» музыкальную акустику к анализу речевого слуха (особенно к гласному составу речи). Между тем сама музыкальная акустики есть продукт развития звукового языка, речи и речевого слуха. Лишь в связи с центральным положением речевого слуха в человеческом слухе 2 А. А. Ухтомский. Собр. соч., т. IV, стр. 196. вообще можно понять исключительную и особую роль слуха в человеческой жизни. Заслугой Ухтомского является выдвижение в центр физиологической акустики именно этого момента. «... Мы можем признать, — писал Ухтомский, — что слух — важнейший из органов чувств человека. Именно он в особенности помогает человеку стать тем, что он есть. Дело тут не в музыке, и не в гармониях, и не в психологических «переживаниях» слуховых впечатлений. Великая область музыки, гармоний и их творческого восприятия человеком составляет...относительно узкую и изысканную провинцию среди обширных, прозаических, суровых и боевых задач акустического восприятия как важнейшего, дальновиднейшего и ведущего органа рецепции и распознавания среды на расстоянии в пространстве, времени и истории. На слух у человека ложится исключительная и ответственейшая практическая задача, уходящая далеко из границ физиологии, задача служить опорой и посредником в великом деле Организации речи и собеседования».3 Коренная связь слуха с речью, речевая обусловленность человеческого слуха представляется особо важной для понимания механизма слуховых ощущений. Лишь речевой слух и мышечные ощущения речедвигательного аппарата являются одновременно составной частью как первой, так и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности человека. Это положение необходимо иметь в виду при специальном изучении слуховых ощущений. Date: 2015-09-18; view: 761; Нарушение авторских прав |