Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основных этапов внедрения стоматологической профилактики
В организационном плане обширные мероприятия социального, административно-хозяйственного, воспитательного и медицинского разделов первичной профилактики стоматологических заболеваний у детей целесообразно скомпоновать в виде последовательных этапов внедрения. Большой практический опыт, накопленный в ходе проведения профилактики среди городских и сельских организованных детских коллективов, позволяет выделить одиннадцать основных этапов и рекомендовать их к внедрению в жизнь. Первым этапом внедрения комплексной системы профилактики является определение тех учреждений, где на данном этапе необходимо проведение этих мероприятий. Согласно системы такими учреждениями являются, в первую очередь, организованные детские коллективы (школы, детские комбинаты); женские консультации (стоматологическая профилактика у беременных); высшие учебные заведения; отдельные промышленные предприятий с вредными условиями труда и средние профессионально-технические училища. Очередность и полноту охвата перечисленных контингентов первичными профилактическими мероприятиями определяет районное или городское управление здравоохранения с привлечением органов просвещения. При этом во внимание принимается комплекс местных условий и потребность в профилактических мероприятиях. Второй этап — заключение конкретного договора между службой здравоохранения и просвещения. Этот договор должен предусмотреть взаимные обязанности сторон. Руководители просвещения (приказ МЗ СССР и Госкомитета по народному образованию № 639/271 от 11.08.88 г.) согласно договору должны выделить помещение и средства для оборудования специальных комнат гигиены и профилактики, для закупки средств и предметов личной гигиены полости рта, наглядных пособий, мебели и т.д. Директора школ должны взять на себя обязательства провести в соответствии с реальными возможностями оборудование классов, кабинетов, уголков гигиены или комнаты «здорового ребенка», где наряду со стоматологами профилактические мероприятия могут осуществлять врачи других специальностей (гигиенисты, окулисты, инфекционисты). Руководители служб здравоохранения выделяют необходимые кадры, средства профилактики, диагностики. Третий этап — подготовка медицинских кадров высшего и среднего звена для проведения эпидемиологических обследований, гигиенического воспитания населения и профилактических мероприятий в выделенных коллективах. Необходимые кадры готовятся из врачей, среднего медицинского персонала детских стоматологических поликлиник или профилактических отделений стоматологических поликлиник по специальной программе, предусматривающей их подготовку по всем необходимым разделам первичной и вторичной профилактики. Особенно целесообразно использование в реализации программы специально подготовленного среднего медицинского персонала в лице гигиенистов. Проведение профилактики стоматологических заболеваний является основной работой указанного персонала, которую они подготовлены выполнять самостоятельно. В настоящее время в МЗ России разработан и готовится приказ о подготовке указанных специалистов. Четвертый этап — изучение и учет климато-географических факторов, особенностей питания, быта, привычек населения, состава воды. При этом необходимые мероприятия предопределяют исследования степени суровости климата, уровня солнечной инсоляции, ветрового и холодового режимов, особенностей геохимии почвы, степени жесткости воды, содержания в ней фтора, уровня потребления легкоусвояемых углеводов, нарушения режима их приема, количества естественных витаминов в пище, уровня употребления молока и молочных продуктов, сбалансированности питания по основным показателям белков, жиров и углеводов, уровня потребления Са и Р, а также микроэлементов, потребления чая. То есть исследуются факторы, которые могут оказывать существенное влияние на уровень и особенности стоматологической заболеваемости. Пятый этап — эпидемиологическое обследование выделенных групп детского населения для определения уровня поражаемости основными стоматологическими заболеваниями и выявления их количественной характеристики в виде различных индексов. На основе данных обследований могут быть рассчитаны необходимые силы для вторичной и первичной профилактики, а также проведено разделение детского населения на диспансерные группы с целью дифференциации объема лечебной и профилактической работы. Шестой этап — оснащение и подготовка помещений и условий для внедрения профилактических мероприятий. Сущность этого этапа состоит в приобретении средств и предметов профилактики, изготовлении наглядных пособий, подготовке комнат (классов) гигиены и профилактики по тому или иному типу в зависимости от реальных условий. Необходимо учитывать, что этот этап может быть довольно длительным, особенно в случаях отсутствия в учреждениях помещений с раковинами и зеркалами и подводом водопроводной воды и канализации. Поэтому во многих случаях организация комнаты гигиены требует подготовки предварительного проекта, составления и утверждения сметы расходов, приобретения необходимых материалов, найма рабочих. Все эти мероприятия трудоемки, достаточно сложны и занимают много времени, поэтому их надо планировать заранее. Седьмой этап — составление подробной региональной программы первичной профилактики стоматологических заболеваний с учетом предварительно проведенной работы. При этом нужно прежде всего определить характер, объем, последовательность профилактических мероприятий в различных диспансерных группах населения. Данный этап строится на результатах проведенного эпидемиологического обследования и данных изучения климатогеографических особенностей региона, питания, состава воды и других факторов. Сущность этого этапа заключается в том, чтобы в соответствии с особенностями эпидемиологии, клиники и патогенеза стоматологических заболеваний в данном регионе четко определить характер, объем и последовательность профилактических мероприятий. В анализе местной ситуации одну из главных ролей играет определение содержания фтора в питьевой воде и определение уровня снабжения им организма. Пониженное содержание фтора (менее 0,8 мг/л) диктует обязательное введение препаратов фтора в арсенал профилактических средств. Однако, при этом необходимо выяснить уровень потребления населением чая и его сортов, так как известно, например, что население южных районов получает достаточное количество фтора именно с зеленым чаем, где его содержание довольно высоко. Большое количество употребляемого чая даже в местностях с низкой концентрацией фторидов в воде полностью обеспечивает потребности организма во фторе, который в данном случае эффективно проявляет свою профилактическую роль. Определенное значение имеет уровень жесткости питьевой воды. Мягкая вода с низким содержанием Са (0—3 мг-экв/л) способствует возникновению кариеса зубов. Неблагоприятным фактором для развития основных стоматологических заболеваний является также низкий уровень солнечной инсоляции, повышенная суровость и экстремальность климата. Действие этих факторов приводит к гиповитаминозу С,Д, нарушению кальциевого обмена, что влечет за собой понижение резистентности к стоматологических заболеваниям. Важным моментом в определении характера необходимых профилактических мероприятий является анализ питания населения. При этом особое внимание необходимо обратить на режим и качество потребления легкоусвояемых углеводов: какую часть пищи составляет сахар, конфеты, в какое время суток они принимаются, в каком виде (в виде жидких блюд, печенья, пирожных, липких конфет и т.д.). Все эти сведения имеют очень важное значение для выяснения роли углеводов в развитии стоматологической патологии у обследуемых групп населения, а, следовательно, на построение программы профилактики, особенно по разделу гигиенического воспитания, определения уровня гигиены полости рта и в выборе соответствующих адекватных средств профилактического воздействия. Большое значение приобретает выяснение содержания минеральных компонентов пищи, в первую очередь — кальция. В этом плане первостепенное значение имеет уровень потребления молока и молочных продуктов, а также жесткость воды. При малом потреблении молока и мягкой воде могут сложиться условия относительного недостатка кальция в диете, это особенно характерно для северных районов страны. Следует также отметить, что может возникать эндогенная недостаточность кальция при нарушении его всасывания из-за заболеваний печени и желчного пузыря. Из других качественных характеристик питания необходимо проследить за сбалансированностью белков, жиров, углеводов в диете, а также за достаточностью естественных витаминов в пище. С позиций стоматолога важна также форма принятия пиши, обладающей способностью очищать зубы и полость рта (морковь, репа, яблоки и др.)- Это улучшает кровоснабжение органов полости рта, их функцию, резистентность стоматологических органов к патологии. Из других выявляемых факторов необходимо оценить данные по уровню гигиены полости рта, уровню знаний населения о ней для планирования мероприятий гигиенического характера. Для планирования объема и характера стоматологической профилактики необходимо сопоставить данные эпидемиологических исследований и выявленные неблагоприятные факторы. Сопоставление поможет выявить вероятные причинно-следственные связи и наметить адекватные и патогенетически обоснованные методы профилактики. Например, в школе обнаружен высокий уровень поражения зубов кариесом, в питьевой воде отмечается недостаток фтора (0,3 мг/л), в диете школьников отсутствуют молочные блюда, фрукты и овощи, выявлен плохой уровень гигиены полости рта. Отсюда следует, что школьникам в программу профилактических мероприятий в обязательном порядке нужно ввести фтор (внутрь или местно, лучше наладить фторирование питьевой воды), необходимо кальцифицировать диету путем введения в рацион молочных продуктов, расширить ассортимент грубой пищи в виде целых овощей и фруктов. Важнейшим мероприятием является гигиеническое воспитание в виде санпросветработы и обучения рациональным приемам для коррекции гигиены полости рта. Из специальных кариесстатических средств, учитывая высокую пора-жаемость кариесом детей, необходимо назначение реминерализующих препаратов для повышения резистентности твердых тканей зубов. Объем профилактических мероприятий и особенно кратность сеансов зависят не только от обнаруженных дефектов питания, вредных факторов внешней среды, но, что особенно важно, от интенсивности и активности кариеса зубов. Вполне естественно, что более активные формы заболеваний, например, декомпенсированная форма кариеса по Виноградовой, требует большего объема и кратности профилактических вмешательств. Восьмой этап — утверждение состава координационного совета в администрации. Девятый этап — предусматривает обсуждение, коррекцию и окончательное утверждение программы всеми заинтересованными лицами. Десятый этап — непосредственное проведение профилактики среди различных групп населения, которое складывается из нескольких мероприятий: а) организация и проведение курсов гигиенического воспитания с б) проведение уроков гигиены и практических занятий с непосред в) применение специальных профилактических средств этиотроп- Одиннадцатый этап — повторное эпидемиологическое обследование и определение эффективности проведенных мероприятий. Это завершающий этап профилактической работы, который обычно проводится через 1—5 лет после практического начала профилактики. Важным моментом этапа является коррекция мероприятий, если не удалось достичь планируемого эффекта по снижению заболеваемости кариесом и краевого пародонта. Отдельно надо поставить еще 2 проблемы реализации программ профилактики. Первая проблема — финансирование проекта. Опыт зарубежных стран и России совершенно однозначно показывает, что без финансирования в достаточном объеме невозможна реализация никаких профилактических программ. Без финансирования любые начинания быстро или медленно неизбежно превращаются в фикцию. Поэтому без решения проблем финансирования не следует начинать реализацию столь важного вопроса. Вторая проблема — недопустимость превращения профилактики из государственной и социальной проблемы в медицинскую, пресечение любых попыток переложения ее на плечи медицинских работников. За последние годы стало совершенно очевидным, что медицинские аспекты стоматологической профилактики занимают лишь незначительное место в ее реализации — эпидемиологическое обследование, составление Программы и ее мониторинг. При этом медицинская часть в значительной мере должна выполняться специально обученным средним медицинским персоналом (гигиенисты), а роль врача и функция врачебной деятельности стоматолога не предполагает его прямого участия в выполнении профилактических программ. Он должен участвовать в их реализации на своем рабочем месте путем рекомендации по индивидуализированной профилактике, его основная функция — лечение стоматологических заболеваний и надзор за медицинским аспектом профилактической работы среднего медицинского персонала. Поэтому перекладывание этих функций на плечи стоматологов — грубая и недопустимая ошибка в реализации профилактических Программ. Date: 2015-09-18; view: 1064; Нарушение авторских прав |