Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни и разделы программ профилактики





В настоящее время существует ряд уровней разработки про­грамм: международный, государственный, региональный, местный. Международная программа стоматологической профилактики — высший уровень планирования — была разработана ВОЗ в 1984 году. В этой программе определены конкретные задачи стоматологии всех стран к 2000 году:

1) в 5—6 лет 50% детей не должны иметь кариес;

2) в 12 лет индекс КПУ не должен превышать 3,0;

 

3) в 18 лет 85% всех людей должны иметь все зубы;

4) в 35—44 года — на 50% снизить отсутствующие зубы;

5) в 65 лет — на 25% снизить отсутствие зубов по сравнению с
1981 годом.

В странах ЕЭС к 2000 году у 90% 18-летних граждан должны быть здоровы 3 секстанта пародонта, в 35—44 года — 75% должны иметь 3 здоровые секстанта пародонта, в 65 лет — 10% граждан должны иметь 1 и более здоровых секстантов пародонта.

Государственные программы конкретизируют глобальные задачи ВОЗ в отдельно взятых странах. В нашей стране такая программа в виде «Комплексной системы профилактики стоматологических заболе-


ваний» была разработана коллективом ведущих ученых в 1979 году. Эта программа имеет 4 основных раздела:

1) эпидемиологический, включающий сведения об уровне здоровья
населения и уровне стоматологической заболеваемости в зависимости
от возраста, места проживания, места работы (профессии), социальных
условий и ряда других факторов;

2) медико-географический, включающий особенности и уровни ин­
соляции, степень суровости климата, состав воды и т.д.;

3) социальный, включающий особенности питания населения,
уровень знаний населения о стоматологических заболеваниях, уро­
вень гигиенического воспитания и обучения, наличие вредных при­
вычек и т.д.

4) медицинский, включающий сведения об особенностях клиники
стоматологических заболеваний, целесообразный подбор средств и ме­
тодов профилактики, распределение сил, средств и обязанностей меди­
цинского персонала.

Таким образом, государственная программа — это система этиоло­гически и патогенетически обоснованных профилактических меропри­ятий, направленных на оздоровление организма и полости рта путем комплексного воздействия с целью повышения уровня их резистентно-сти и снижения влияния неблагоприятных факторов.

Региональная программа стоматологической профилактики ком­понуется на основе местных особенностей внешней среды, соци­альных условий, уровня здоровья населения. Эта программа должна включать следующие основные разделы:

1) социальный,

2) административно-хозяйственный,

3) медицинский.

Требования к региональной программе:

 

1. Она должна быть комплексной. 5. Контролируемой.

2. Долгосрочной. 6. Медицински обоснованной.

3. Конкретной. 7. Экономически доступной.

4. Последовательной. 8. Массовой.

В программе обязательно должны быть отражены следующие мо­менты:

1. Место проведения, с указанием административного деления (область, регион, город), предприятий, детских учреждений.

Отдельно выделяется организованное население, в социальных группах которого профилактика проводится в первую очередь.


 




         
   
 
 
 
   

 
 

2. Кем проводится профилактика

 

государство — администрация

^"медицинские учреждения у просвещение ^органы массовой пропаганды и агитации

3. Кто организует и руководит — администрация — координаци­
онный совет — ответственные за разделы работы.

Социальный раздел стоматологической профилактики (Леонтьев В.К., 1989) охватывает организационные проблемы с включением ад­министративно-хозяйственных и воспитательных вопросов. Организа­ционные проблемы связаны с решением следующих вопросов: мероп­риятия по внедрению профилактики стоматологических заболеваний, пропаганде здорового образа жизни, гигиеническому обучению и вос­питанию (ГОВ) населения, рационализации общественного питания в детских учреждениях, финансированию, снабжению средствами про­филактики, созданию материальной базы профилактики в дошкольных и школьных учреждениях, обеспечению координации деятельности здравоохранения и просвещения при проведении профилактики, орга­низации контроля, учета и отчетности.

Решение организационных проблем предусматривает принятие органами здравоохранения и народного образования совместного ре­шения по реализации социальной части программы первичной стома­тологической профилактики (ПСП), включающего в обязательном по­рядке мероприятия по гигиеническому обучению и воспитанию насе­ления. Областное (районное) управление здравоохранения издает спе­циальный приказ по внедрению ПСП в школах и дошкольных детских учреждениях.


При организации мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и ГОВ возникает необходимость в привлечении к данному раз­делу работы средств массовой пропаганды и агитации (радио, телеви­дение, печать, центр санитарного просвещения и др.) путем принятия соответствующего решения. Сюда же входит издание научно-популяр­ной литературы, организация семинаров, лекций и бесед по ГОВ для работников просвещения и здравоохранения, введение в программу и расписание школ и детских комбинатов уроков здоровья по пропаганде ПСП из расчета 4—8 часов в год.

При организации мероприятий по рационализации общественного питания требуется разработка и внедрение в работу столовых дошколь­ных учреждений и школ типовых меню, способствующих уменьшению числа дней и приемов пищи с рафинированными углеводами и широ-


Схема 4 Социальный раздел профилактики в стоматологии (ПСП)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

(Администрация)

Организация мероприятий по созданию матери альной базы профилактики (администрация)
Организация меро­приятий по обеспе­чению средствами профилактики и их распределение (торговля, аптеко­управление, органы образования)
Организация меро­приятий по рацио­нализации общест­венного питания (общепит, торгов­ля, здравоохране­ние)

Организация мероприятий по внедрению первич­ной стоматологиче­ской профилактики (ПСП) (администра­ция)

Организация контро­ля исполнения учета и отчетности (адми­нистрация, органы образования, здра­воохранения)
Организация координации и управления ведомствами при проведении (ПСП), финансирования (администрация)

Организация меро­приятий по пропа­ганде здорового образа жизни ГОВ

(администрация,
органы образования,
радио, телевидение,
печать, общ. органи-
______ зации)______

АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Создание материальной базы (ПСП) (проектные, строительные организации, органы образования) Фторирование воды (водоканал, ЦСЭН, здравоохранение)

Пропаганда здорового образа жизни

(органы просвещения, здравоохранения,

радио, кино, телевидение, печать, общ.

организации)

Гигиеническое обучение и воспитание населения, (просвещение, здравоохранение)

кому применению в рационе твердых овощей, фруктов и других блюд для предотвращения развития жевательной лености и очищения полос­ти рта от остатков сладкой пищи. Указанные мероприятия закрепляют­ся соответствующими постановлениями.

Организация мероприятий по обеспечению средствами профилак­тики включает: предварительный расчет потребности в средствах, ре­шение вопроса о возможности закупок детскими организациями и организациями здравоохранения средств профилактики и гигиены по


 




безналичному расчету, обеспечение детских учреждений растворами фторида натрия (0,05%, 0,2%), раствором глюконата кальция, ремоден-том, ремрастворами.

При организации мероприятий по созданию материальной базы сто­матологической профилактики необходимо предусматривать составление табеля оснащения; эскизов оборудования комнат гигиены полости рта в школе и детском комбинате; выделение необходимого оборудования (ра­ковины, зеркала, мебель и т.д.); определение организаций, оказывающих помощь детским учреждениям в оборудовании и переоборудовании по­мещений для ПСП; выделение во вновь строящихся школах кабинетов (классов) здоровья, предназначенных для обучения детей здоровому об­разу жизни и гигиеническому воспитанию.


В систему организационных мероприятий по внедрению ПСП не­обходимо включить создание координационного совета под председа­тельством ответственного представителя областного, районного совета (думы). В совет должны войти представители всех заинтересованных организаций: здравоохранения, стоматологических учреждений, стома­тологической Ассоциации, стоматологического факультета (если он имеется), просвещения, санитарной службы, аптекоуправления, обще­ственного питания, массовой пропаганды и агитации, торговли. Коор­динационный совет должен рассмотреть проект программы, утвердить его, назначить ответственных за разделы работы, осуществлять руко­водство и контроль.

При организации контроля за внедрением программы ПСП нужно предусмотреть: периодическую проверку выполнения программы, от­четность исполнителей на различных уровнях и ежегодное определе­ние медицинской и экономической эффективности работы, проводимой по внедрению ПСП.

Административно-хозяйственные мероприятия предусматрива­ют создание материальной базы профилактики в школах и детских дошкольных учреждениях, и, при необходимости, решение проблем фторирования питьевой воды. Материальной базой ПСП должны явиться комнаты (уголки) гигиены и профилактики, оснащенные всем необходимым для ГОВ и медикаментозных воздействий. При дефиците площади для ГОВ можно использовать стоматологические и врачебные кабинеты, умывательные комнаты, холлы перед столовой и другие по­мещения, которые можно приспособить для целей ПСП.

Воспитательные мероприятия в системе социального раздела программы ПСП планируются с целью привития навыков здорового образа жизни, искоренения вредных привычек, пропаганды знаний по


проблемам профилактики стоматологических заболеваний, обучение уходу за полостью рта. Воспитательные мероприятия должны прово­диться по двум направлениям:

а) пропаганда здорового образа жизни через средства массового
воздействия;

б) разработка, внедрение и включение в программы уроков здоро­
вья рациональных методов ГОВ в социальные и возрастные группы
детского населения с вовлечением в совместную работу по данному
разделу педагогов, методистов дошкольных детских учреждений, вра­
чей и среднего медицинского персонала.

Таким образом, широкий и всесторонний подход к внедрению и реа­лизации программы ПСП недопустим без предварительной разработки социального раздела. Решение социальных проблем ПСП должно опи­раться на постоянное руководство со стороны администрации, их учас­тие в планировании и реализации профилактических мероприятий.


Медицинский раздел программы ПСП должен решать вопросы этиологической и патогенетической обоснованности специальных ме­роприятий по предупреждению стоматологических заболеваний. Этот раздел включает три группы организационных мероприятий: эпидеми­ологические, медико-географические и чисто медицинские.

Эпидемиологические мероприятия необходимы для выявления двух основных показателей: распространенности кариеса зубов и пора­жений тканей пародонта у детей и взрослых в различные возрастные периоды и интенсивности поражения ими. Распространенность обыч­но выражается в % (число пораженных кариесом на 100 осмотренных людей), интенсивность поражения — индексами КПУ, кп,КПУ + кп, кпп, КПпУ.

Медико-географические мероприятия включают изучение сово­
купности факторов внешней среды, влияющих на стоматологический
статус, для разработки соответствующих коррективов. Из факторов
внешней среды необходимо определение содержания фтора в воде,
пище, почве; макро- и микро-элементного состава (Са, Р, стронций, ва­
надий и др.); степени суровости климата и уровня инсоляции; загряз­
нения воды и воздуха. Большое значение имеет выявление вредных
привычек (несоблюдение гигиены полости рта, несоблюдение культу­
ры потребления углеводов, жевательная леность, боязнь посещения
стоматолога), а также режима питания. ''

Чисто медицинские мероприятия включают сведения об особен­ностях клиники основных стоматологических заболеваний в данном регионе (местности), обоснованный и целесообразный подбор методов


и средств профилактического воздействия, распределения сил и обя­занностей медицинского персонала.

Таким образом, если социальный раздел программ ПСП должен дать аргументированный ответ на важнейшие организационные вопро­сы «Кто, как и когда?», то медицинский раздел программы отвечает на вопрос «Что делать?» для достижения целей профилактических мероп­риятий у детей. Поэтому только совместная и последовательная работа по всем разделам комплексной системы ПСП может обеспечить дости­жение ее целей.

Интересную, на наш взгляд, компоновку региональной программы предлагает коллектив авторов (Боровский Е.В. и др., 1986), а также П.А.Леус (1988) в приложении к приказу МЗ СССР и Госкомитета СССР по народному образованию № 639/271. Согласно этим разра­боткам программа должна в обязательном порядке включать 8 основ­ных разделов: анализ ситуации, задачи программы, контингент, методы профилактики, организация, персонал, материальное обеспечение про­граммы и оценка эффективности программы.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ







Date: 2015-09-18; view: 1022; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию