Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия марксизма. Маркс с самого начала своей деятельности видел смысл философии в том, чтобы способствовать освобождению пролетариата
Маркс с самого начала своей деятельности видел смысл философии в том, чтобы способствовать освобождению пролетариата. Он порывает с просветительским подходом к пониманию функции философии. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», - так Маркс формулирует новое понимание функции философии в «Тезисах о Фейербахе «(1845) [3, с.4]. Бедственное положение рабочего класса Маркс связывает с отчуждением. Отчуждение - социальный процесс, в ходе которого продукты человеческого труда и сам процесс превращается в далекую, противостоящую и господствующую силу. Проблема отчуждения поднималась уже в немецкой классической философии Гегеля и Фейербаха. Но у Гегеля процесс отчуждения выступает как процесс отчуждения абсолютной идеи в природе и обществе. Фейербах связывает процесс отчуждения с возникновением религии и понимает его как духовное отчуждение. По мнению Фейербаха, человек своей фантазией создает Бога, а потом воспринимает его как силу, стоящую над ним, что определяет его поведение и деятельность. Маркс отходит от этой, по сути своей, идеалистической концепции отчуждения. Уже «молодой» Маркс в «Экономически - философских рукописях 1844 года» объясняет отчуждения человека экономическими факторами. Все другие виды отчуждения - отчуждения в политической, религиозной сферах - обусловлено отчуждением действительной жизни. Отчуждение же действительной жизни - отчуждение труда - заключается в самой сущности труда. Чем больше работает рабочий, тем беднее он становится, потому что продукт его труда ему не принадлежит, он выступает как присущая ему сила. Но отчуждение рабочего оказывается не только в становлении его к продуктам своего труда, но и в само отчуждении самого труда. Не только продукт труда, но и сам процесс труда воспринимается им не как проявление своих сущностных сил, не как самореализация и самоутверждение, а как нечто внешнее, необходимое лишь в той мере, что поставляет средства к жизни, к физическому существования рабочего. Рабочий чувствует себя свободным не в процессе проявления своих сущностных сил, а труд и представляет собой проявление деятельной сущности человека, но только при исполнении своих животных функций: питании, питье, полового акта. Таким образом, человеческое в человеке становится животным, а животное - человеческим. В чем же причина отчуждения труда? Ответ Маркса однозначен: такой причиной является частная собственность. Являясь следствием отчуждения и самоотчуждения труда (ведь если продукты, средства труда, сама работа не принадлежит рабочему, то они принадлежат другому человеку - капиталисту), частная собственность является средством реализации этого же отчуждения. Поэтому для того, чтобы уничтожить отчуждения человека, необходимо уничтожить частную собственность. А уничтожить частную собственность может только коммунизм - «позитивное выражение отмены частной собственности». Но уже в «Тезисах о Фейербахе» (1845 г.) и в написанных вместе с Энгельсом работах «Святое семейство» (1845 г.) и «Немецкая идеология» (1845 - 1846 гг.) Маркс отходит от абстрактно - просветительского подхода к человеку и обществу. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс выражает важнейшие положения, знаменующие его переход на материалистические позиции в понимании общественной жизни. Во - первых, Маркс заявляет, что в «...общественная жизнь является, собственно говоря, практическим» [3, с. 3] и поэтому анализ проблем функционирования и развития общества следует начинать с анализа реальной жизни людей, их бытия, а не их сознания, и там видеть конечную причину социальных явлений. Во - вторых, Маркс отказывается от рассмотрения человека как родового существа с неизменной родовой сущностью. «...Сущность человека, - пишет он, - не есть абстракт, присущих отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [3, с. 3]. Отсюда следует, что понять человека можно, только исходя из тех условий, в которых она существует. Нельзя рассуждать о сущности человека, абстрагируясь от общества, членом которого она выступает, поэтому по новому встает и проблема отчуждения человека. Если в «Экономически - философских рукописях 1844 г.», по мнению Маркса, сам процесс труда порождает частную собственность и, как следствие, отчуждения человека, то теперь процесс отчуждения связывается с определенными историческими формами процесса труда. В своих последующих работах Маркс развивает эти положения в стройную материалистическую концепцию исторического процесса. Общество можно представить как систему, единство относительно самостоятельных, взаимосвязанных сфер общественной жизни, четыре из которых являются основными: духовная; политическая; социальная; экономическая. К марксизму в философии господствовал идеалистический подход к обществу. Основную и движущую силу развития общества философы видели в развитии, изменении идей, духовной жизни. Они считали, что конечную причину общественных перемен в политической, социальной, экономической сферах следует искать в изменениях духовной жизни. Как пишет Ф. Энгельс, философы исходили из эмпирического факта: человек - существо сознательное, она действует только тогда, когда осознает цель своей деятельности и, следовательно, чтобы изменить самого человека и общество, что является продуктом деятельности людей, необходимо изменить сознание человека, идеи, которыми она руководствуется в своей деятельности. Заслуга Маркса, по мнению Энгельса, заключается в том, что он по-другому подошел к этому вопросу, он поставил вопрос так: А почему в обществе господствуют те или иные идеи, которые выступают движущей силой в деятельности людей? И когда вопрос был поставлен так, стало очевидно, что господство идей, влияющих на сознание, а, следовательно, и действия людей, обусловленные интересами этих людей. А среди интересов определяющее влияние на деятельность больших масс людей делают экономические интересы, объективны в своей основе. Таким образом, Маркс приходит к выводу, что не сознание людей определяет их бытие, не в духовной сфере стоит видеть причину общественных изменений, а наоборот, общественное бытие определяет общественное сознание, и конечную причину общественных преобразований следует искать в экономической сфере жизни общества, в способе производства.
Литература
1. Маркс К. К критике политической экономии/Маркс К.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1959. – Т. 13. – С. 1 - 167. 2. Маркс К. Наемный труд и капитал / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1957. – Т. 6. – С. 428 - 459. 3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955. –С. 1 - 4. 4. Маркс К. Экономическо – философские рукописи 1844 г. / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1956. – С. 517 -642. 5. Ясперс. Смысл и назначение истории / Ясперс. – М.: Политиздат, 1991. – 528 с.
Date: 2015-09-18; view: 521; Нарушение авторских прав |