Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Неопозитивизм. Важное место в разработке методологии научного познания принадлежит позитивизму
Важное место в разработке методологии научного познания принадлежит позитивизму. Понятие позитивизм (лат. рositives – положительный) обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивисты считают философию интересной, но бесполезной наукой, подчеркивая тем самым роль точных и конкретных знаний (наук), которые поддаются проверке эмпирическими или логико-математическими средствами. Позитивизм возник в 30–40 гг. ХІХ в. во Франции. Родоначальником данного философского течения является Огюст Конт (1798–1857 гг.). В Англии идеи позитивизма развивал Дж. Милль (1806–1903 гг.). Их идеи составляют основное содержание первого этапа развития позитивизма, причем именно О. Конту принадлежит заслуга в разработке основных идей позитивизма [7]. Конт сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека (теологической, метафизической, позитивной). Студент должен охарактеризовать эти этапы. Следует отметить, что позитивизм претендует на роль «философии науки» [5]. Процесс естественно-научного знания на рубеже ХІХ–ХХ вв. (квантовая физика, психологические исследования и др.) привели к кризису философию, опиравшуюся на принципы позитивизма. В этих условиях возникает второй этап в развитии позитивизма эмпириокритицизм (критика опыта) Э. Махом (1838–1916 гг.), Р. Авенариусом (1843–1896 гг.). Студент должен понять, что принципиальное отличие данного этапа развития позитивизма от предшествующего состоит в том, что основную задачу философии ее представители видели не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания. На практике это означало возврат философии к традиционной гносеологической проблематике, решаемой с позиции субъективного идеализма Д. Беркли и Д. Юма. Студенту при подготовке по данному вопросу может воспользоваться следующими источниками [4; 2; 8]. При подготовке к ответу на вопрос: неопозитивизм и его трактовка предмета философии студент должен обратить внимание на следующие положения. Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм начинается в 20–х гг. ХХ в. Его родоначальниками являются австрийский физик М. Шлик (1882–1936 гг.), австрийский философ Л. Витгенштейн (1880–1951 гг.), английский философ Б. Рассел (1872–1970 гг.) и др. Философия, по мнению неопозитивистов, должна быть коренным образом преобразована. К ней необходимо предъявить строгие требования, как в современном естествознании и математике. Студент должен уяснить, что предметом философии, с точки зрения неопозитивизма, является сама наука, ее язык. Задача философии – отделить научное знание от других видов знания, провести линию демаркации, по выражению К. Поппера между научным знанием и ненаучным: обыденным, религиозным и, прежде всего, метафизическим. Следует отметить, что первый основной вариант неопозитивизма является логический позитивизм. С точки зрения которой, философия вообще не имеет предмета исследования, потому, что она не является содержательной наукой, а представляет собой особый способ теоретизирования. Таким образом, философия, по мысли неопозитивистов, должна проанализировать высказывания, имеющие хождение в науке, на основе анализа изъять из науки все научно – неосмысленные высказывания, обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного научного рассуждения. Студенту при подготовке по данному вопросу может воспользоваться следующими источниками [1; 3]. При подготовке к ответу на вопрос: принципы неопозитивизма студент должен обратить внимание на следующие положения: К принципам неопозитивизма относят: верификацию, фальсификацию, конвенционализм. Студент должен охарактеризовать данный принцип, помня что: Верификация используется для отрицания причинности и объективной закономерности. Согласно этому принципу истинность всякого высказывания устанавливается сравнением последнего с «фактами опыта», с чувственными данными индивида. Фальсификация – один из способов проверки истинности теоретических утверждений посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными. Суть принципа конвенционализма заключается в том, что научные теории являются продуктом конвенции, то есть соглашения, договоренности между ученными о структуре употребляемого ими языка. Наиболее полно этот принцип нашел выражение в работах американского философа Т. Куна (1929–1996 гг.) в книге «Структура научных революций» (1962 г.). Наиболее полно ответ на данный вопрос можно найти в источниках [5; 9; 10].
Литература
1. История философии: учебник для вузов / В. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – С. 404–417, 441–447. 2. Канке, В. А. Философия: учебник / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002. – С. 133-147. 3. Касьянов, В. В. История философии: сдаем экзамен / В. В. Касьянов. – Ростов н/Д., 2003. – С. 267–272, 273–278. 4. Миголатьев, А. А. Философия / А. А. Миголатьев. – М.: Юнити–Дана, 2001. – С. 217–220, 237–244. 5. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975. – 288 с. 6. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск: ДГМА, 2009. – С. 116-121. 7. Мареев, С. Н. История философии (общий курс): учеб. пособие / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 681–691. 8. Огюст Конт и положительная философия / излож. и исслед. Г. Г. Льюиса и Д. С. Милля. – СПб., 1867. – 355 с. 9. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. – 606 с. 10. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье; пер. с анг. В. И. Кузнецова; под ред. С. Б. Крымского. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 703–729. 11. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-е изд.– М.: Гардарики, 2002. – С. 192–200.
Date: 2015-09-18; view: 451; Нарушение авторских прав |