Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая и социальная защита. 101 page





--------------------------------

<25> В Иркутской губернии в начале 90-х годов XIX в. соотношение размеров землепользования крестьян, казаков, с одной стороны, и коренного населения - с другой составляло 61,66 и 44%, и уже по отчету за 1913 г. у крестьян и казаков составило - 62,5%, у коренного населения - 25,3%. (Дамешек Л.М. Землеустройство бурятского крестьянства Иркутской губернии (1896 - 1917 гг.) // Бурятия XVII - начала XX в. Экономика и социально-культурные процессы. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. С. 93).

 

Для приема переселенцев на местах проводились планомерные работы по заготовке переселенческих и запасных участков <26>, и зачастую с нарушением Временных правил для образования переселенческих и запасных участков в районе Сибирской железной дороги земли бурятских ведомств в состав переселенческих участков не должны были включаться <27>.

--------------------------------

<26> В Иркутской губернии эта работа началось в 1896 г., и к 1899 г. была заготовлена 18921 душевая доля для переселенцев (Дамешек Л.М. Указ. соч. С. 86).

<27> См.: Дамешек Л.М. Указ. соч. С. 86.

 

Таким образом, наделение землей вновь прибывших переселенцев производилось главным образом за счет земель, изъятых у коренного населения под видом земельных излишков, при незавершенности землеустройства в крае в целом. Все это нередко вносило большую путаницу, споры между различными группами населения, и нередко с кровавыми столкновениями <28>, а с опубликованием "Главных оснований поземельного устройства крестьян и инородцев Забайкальской области" и особенно правил о землеустройстве вызвало мощный поток просьб бурятских ведомств о приостановлении землеустройства. Стали учащаться случаи открытого неповиновения властям, срывы выборов местных должностных лиц, беспорядки <29>. Инициаторами выступлений, протестов были родовая аристократия и буддийское духовенство <30>.

--------------------------------

<28> См.: Нимаев Д.Д. Этнографические процессы в Бурятии в XIX - начале XX в. // Бурятия XVII - начало XX в. Экономика и социально-культурные процессы. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. С. 78.

<29> См.: Дамешек Л.М. Указ. соч. С. 87.

<30> См.: Елаев А.А. Указ. соч. С. 101 - 107, 117.

 

В мае 1900 г. поземельное устройство бурятского населения Иркутской губернии было приостановлено "до собрания... подробных данных об условиях их экономического быта", тем самым царское правительство решило не нарушать традиционные формы землепользования коренного населения. Однако уже 7 июля 1901 г. последовал циркуляр о производстве в бурятских ведомствах губернии так называемых первоначальных поземельно-устроительных действий. Тем самым, несмотря на предпринятые усилия, борьба бурят за отмену введения законов 1900 - 1901 гг. была безуспешной. И только российская революция 1905 - 1907 гг. вынудила нового генерал-губернатора Алексеева в целях "предупреждения со стороны бурят каких-либо волнений и демонстративных действий... в иных случаях удовлетворять их домогательства и приостанавливать работы". После подавления первой буржуазно-демократической революции была сделана попытка вновь "решить аграрный вопрос в России путем переселений" <31>.

--------------------------------

<31> Дамешек Л.М. Указ. соч. С. 88 - 91.

 

Таким образом, Русско-японская война, первая русская революция, неурожай 1905 г. и усиление податного гнета способствовали росту недовольства бурят политикой государства в социально-экономической области. Манифест от 17 октября 1905 г., "даровавший" свободу исповедования, активизировал роль ламского духовенства, которое наряду с родовой аристократией возглавило национальное движение. На общебурятских съездах в Верхнеудинске и Иркутске одним из главных вопросов уже был вопрос о национальном самоуправлении и автономии, юридическом оформлении владений землей и отмежевании принадлежащих бурятам (породовых) земель <32>.

--------------------------------

<32> См.: Елаев А.А. Указ. соч. С. 109 - 113.

 

Царское правительство проигнорировало постановления бурятских съездов 1905 - 1906 гг., не поддержало и последующие ходатайства, которые содержали, как и прежде, просьбы об отмене законов о поземельном устройстве и волостной реформе, а также утверждении принятых съездами решений, в связи с чем буряты явочным порядком стали закрывать существующие органы управления (крестьянские учреждения), восстанавливая старые (степные думы) <33>. При этом землеустроительные работы, заселение земель Иркутской губернии и Забайкальской области, прерванные известными событиями, возобновились. Одновременно вводились волостные учреждения и институт "крестьянских начальников", вся эта работа была завершена к 1916 г.


--------------------------------

<33> См.: Там же. С. 113.

 

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. положила конец феодальному типу государства и права России с его насыщенностью социальными и политическими событиями и стала началом нового этапа в консолидации бурятского этноса, национальном движении бурят. Падение монархии вселило надежду на возможность коренного изменения отношения к проблемам и нуждам бурят со стороны Временного правительства. Были выражены доверие и поддержка Временному правительству: совещанием представителей бурятского населения Верхоленского уезда (с. Хогот, 06.03.1917) <34>; съездом 11 родов Хоринских бурят (119 делегатов с. Аннинское, 27 - 31.03.1917) <35>, волостным сходом представителей 13 булучных обществ Оронгойской Бурятской волости Селенгинского уезда (86 делегатов в апреле 1917 г.) <36>, съездом представителей бурятских волостей и станиц Западного Забайкалья (90 чел., апрель 1917 г., Гусиноозерский дацан). В Петрограде собрание представителей забайкальских и иркутских бурят, астраханских и ставропольских калмыков (13 чел.) учредило Временный организационный бурятско-калмыцкий комитет в целях оказания всемерного содействия Временному правительству России <37>.

--------------------------------

<34> ФР 278. Оп. 1. Д. 51. Л. 10, 11.

<35> ФР 483. Оп. 1. Д. 71. Л. 31.

<36> ФР 483. Оп. 1. Д. 71. Л. 27.

<37> ФР 483. Оп. 1. Д. 48. Т. 1. Л. 9.

 

Важным социальным и историческим событием для бурятского этноса, на наш взгляд, явилось частное совещание бурят (9 чел.) в Чите (март 1917 г.) по созыву общебурятского национального съезда <38>. Съезд 11 родов Хоринских бурят счел необходимым обратиться к правительству с петицией от лица всех бурят о немедленном восстановлении особым актом национальной автономии бурят (автономии, которой не было) с учреждением постоянно функционирующего выборного общенационального собрания <39>.

--------------------------------

<38> Поставлена цель организовать бурятский народ для поддержки нового правительства России, проводить пропаганду идеи созыва Учредительного собрания, вести подготовку бурятского народа к выборной кампании, защиты и представительства национальных бурятских интересов. Добиваться национальной автономии для забайкальских и иркутских бурят с учреждением сейма с исполнительными функциями по вопросам гражданских взаимоотношений - земельным, народного образования, здоровья, по религиозным вопросам (ФР 483. Оп. 1. Д. 48. Т. 1. Л. 7, 32).

<39> ФР 483. Оп. 1. Д. 71. Л. 31 - 37.

 

На Съезде представителей бурятского населения Забайкалья и Иркутской губернии (Чита, 24 апреля 1917 г.) по итогам обсуждения доклада "О проекте Бурятской национальной автономии" был разработан Статут о временных органах по управлению культурно-национальными делами бурят-монголов и тунгусов Забайкальской области и Иркутской губернии, где бурятская национальная автономия облекалась в форму местного управления. Высшим органом автономии определялся общенациональный съезд, между съездами - Национальный комитет и его иркутский отдел. В аймаках - аймачные съезды и аймачные земские управы. В хошунах - хошунные съезды и хошунные земские управы. В сомонах - сомонные собрания и сомонные земские комитеты. Съездом было определено, что настоящее положение (бурят) считать целесообразным и применимым впредь до выделения особой национальной бурятской автономии, о чем необходимо настаивать на Учредительном собрании Российского государства. Съезд организовал Временный бурятский национальный комитет (далее - БНК), объявил, что национализация школ - это первейшая и неотложная задача национального самоопределения бурятского народа, при этом признавая русский язык как общегосударственный с обязательным предметом преподавания <40>.


--------------------------------

<40> ФР 483. Оп. 1. Д. 48. Т. 1. Л. 75 - 79.

 

В апреле 1917 г. состоялся Читинский областной съезд казаков, крестьян и инородцев. Делегатам от Агинского аймака был дан "наказ" предложить съезду для рассмотрения и настаивать на принятии решений по "установлению федеративной демократической республики на автономных началах", которая обеспечивает "основными законами государства права меньшинств на широкое самоопределение". В области местного самоуправления - предоставление бурятской национальности автономии в области внутреннего законодательства, суда, администрации, а также право пропорционального участия в государственном и местном бюджетах. Подчеркивалась необходимость правового закрепления исконной территории (породовых земель), прекращения всех землеустроительных и переселенческих работ, упразднения старого чиновничества, устранения всякой административной опеки над бурятами <41>.

--------------------------------

<41> См.: Елаев А.А. Указ. соч. С. 119.

 

Как дальнейшее продолжение установления взаимоотношений с властью в телеграмме БНК (13.06.1917) председателю Совета министров Львову и министру земледелия Чернову <42> подчеркивалось: "...с возрождением России к новой свободной жизни мы, буряты, рассчитываем на свободное содружество всех национальностей нашей обширной общей Родины, на восстановление нашего национального самоуправления в новых формах, возврат тех земель, которые отведены переселенцам, но не заселены... созданы... основные самоуправляющиеся ячейки (сомоны, хошуны, аймаки) на началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Буряты не стремятся к восстановлению старых степных дум, находя их строй недостаточно демократическим" (л. 66).


--------------------------------

<42> ФР 483. Оп. 1. Д. 8. Л. 63 - 67.

 

Фракция депутатов монголо-бурят областного съезда депутатов сельских поселений Забайкальской области (август 1917 г., г. Чита) обсудила вопросы о мерах борьбы с захватом земли у бурят, в т.ч. о создании юридической защиты потерпевших от захватов земли со стороны крестьян <43>; о переселении бурят в Монголию <44>, о земстве, о положении в Баргузинском аймаке <45>, которые стали основными вопросами в отношениях между властью и бурятами.

--------------------------------

<43> Крайне напряженные отношения по земельным вопросам между крестьянами и бурятами, непримиримая позиция крестьян, использование "захватного права" (ФР 483. Оп. 1. Д. 15. Л. 4).

<44> Предложено аймакам принять все меры к прекращению этих перекочевок, убеждая и разъясняя всю пагубность этого явления для бурятского населения (народа) в целом (ФР 483. Оп. 1. Д. 48. Т. 1. Л. 48, 62 - 65).

<45> Серьезные разногласия в организации административного устройства. Уезд определяет действия аймачного комитета как сепаративную деятельность. Аймачный комитет считает действия уезда вмешательством в национальную жизнь бурят (ФР 483. Оп. 1. Д. 6. Л. 32 - 34; ФР 483. Оп. 1. Д. 4. Л. 61 - 63).

 

Вновь вопрос об аймачных земствах был поднят на октябрьском съезде монголо-бурят (г. Верхнеудинск, 1917 г.) <46>. Резкую, отрицательную реакцию на съезде вызвали аргументы власти против аймачного земства, которые заключались в наличии чересполосицы территорий аймаков с территориями русских уездов, отсутствии у монголо-бурят культурных сил. Съездом при этом было отмечено, что "революционные монголо-бурятские демократы и народ в достаточной мере наслушались в темном прошлом окриков от самодержавия и в лоне свободной России не потерпят и ни на йоту не сойдут с занятых позиций" (л. 115 оборот, 116). "Мы будем отстаивать и требовать <учредительного собрания>, чтобы искусственно, путем карательных экспедиций созданная чересполосица бурятских земель была устранена немедленно, принудительно за счет государства. Условия русской государственности привели нас, монголо-бурят, к вымиранию" (л. 116). "Обособившись в аймаках, монголо-буряты избавятся от содержания уездных арестных помещений и дорогостоящей уездной милиции, перестанут содержать русские школы, уездные больницы и врачей. Именно недостаток культурных сил и заставляет нас добиваться аймачного земства" <47>. По вопросу об аймачном земстве съезд постановил воздержаться от участия в выборах в смешанные уездные земства. Рассматривая его в плоскости национальных взаимоотношений, съезд поручил БНК <48> составить от имени съезда декларацию, обращенную демократам Сибири и народам России <49>.

--------------------------------

<46> ФР 483. Оп. 1. Д. 19. Л. 110 - 118. Следует заметить, архивные материалы содержат исправления и подчистки в протоколах съезда, и, в частности, по его открытию и присутствию кворума делегатов (ФР 483. Оп. 1. Д. 48. Т. 1. Л. 143, 162).

<47> Характерная реакция на складывающиеся отношения между этносом и властью ранее была предметом исследования историка Э. Смита, при анализе связей этничности (народности) с национализмом как явлением Нового времени (Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история. Т. 2: Образы прошлого. СПб.: Наука, 2006. С. 350).

<48> Выборы состава Бурнацкома состоялись 4 декабря 1917 г. (ФР 483. Оп. 1. Д. 48а. Т. II. Л. 233 оборот).

<49> ФР 483. Оп. 1. Д. 4. Л. 67 оборот.

 

Забайкальский областной комитет по введению земства <50> продолжал рассматривать вопросы: о введении у бурят отдельного аймачного (уездного) земства, а с чисто бурятским и смешанным населением - хошунного земства.

--------------------------------

<50> ФР 483. Оп. 1. Д. 4. Л. 74, 76 - 80.

 

С развитием революционных событий в Центральной России <51> активно начинают заявлять о себе в Сибири большевики <52>. В феврале 1918 г. большевиками был разогнан "Народный совет", и власть перешла к Комитету советских организаций Забайкальской области <53>.

--------------------------------

<51> Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г., появление первого законодательного акта, специально касавшегося национального вопроса, - Декларация прав народов России.

<52> ФР 483. Оп. 1. Д. 71. Л. 14 оборот.

<53> См.: Елаев А.А. Указ. соч. С. 122.

 

На частном совещании бурятских общественных деятелей (г. Чита, 13.03.1918) при обсуждении вопросов текущей бурятской жизни было установлено, что в недрах бурятской массы наблюдается стремление к социальным преобразованиям <54>.

--------------------------------

<54> Для оказания содействия реализации этих стремлений создается Союз бурятской интеллигенции, даны поручения по разработке проекта земельной реформы и проекта налоговой системы (ФР 483. Оп. 1. Д. 18. Л. 24).

 

Третий съезд представителей рабочих, крестьян, казаков и бурят Забайкалья (Чита, 24 марта - 5 апреля 1918 г.), руководствуясь Декларацией прав народов России, признал право бурятского народа на самоопределение, утвердил существующие у бурят административно-хозяйственные и культурно-просветительные органы национального самоуправления <55>.

--------------------------------

<55> См.: Елаев А.А. Указ. соч. С. 123.

 

Признание Советской власти выразил Съезд представителей бурят-монгольского населения Иркутской губернии (г. Иркутск, 25 - 30.04.1918) <56> и установил, что на учредительном съезде должна отстаиваться точка зрения полного самоопределения бурятского народа.

--------------------------------

<56> ФР 483. Оп. 1. Д. 71. Л. 39 - 45.

 

Забайкальский областной исполнительный комитет (3 июля 1918 г.) вынес решение о необходимости созыва учредительного съезда бурят в целях установления пределов их национальной автономии и определения ее формы. Однако реализация данного решения была приостановлена в связи с начавшейся Гражданской войной и иностранной интервенцией <57>.

--------------------------------

<57> См.: Елаев А.А. Указ. соч. С. 124.

 

Изменение государственно-политических условий в России побудило провести чрезвычайное совещание бурят разных родов Агинского аймака, временно проживающих в Монголии, представителей Хоринского и Селенгинского аймаков (221 чел.), а также представителей Особого маньчжурского отряда <58>. На земских собраниях гласных Агинского бурятского аймака Забайкальской области обсуждались вопросы текущей действительности и перспективы на будущее <59>.

--------------------------------

<58> В адрес Временного правительства Забайкальской области была высказана просьба: разрешить бурятскому народу временно организовать при Гражданском управлении Временного правительства Особый бурятский национальный отдел, а также способствовать возрождению национальной территориальной автономии бурятского народа (ФР 483. Оп. 1. Д. 18. Л. 59 - 60).

<59> О принятии мер по возмещению ущерба пострадавшим и невозможности сбора подати и повинности с населения вследствие разгрома аймака большевиками. О захвате бурятских земель, наличии противостояния между группами населения аймака. О принятии мер по снабжению населения предметами потребления, продовольствием, медикаментами, сбыту продуктов скотоводческого хозяйства населения аймака. Об изыскании помещений для общежития Агинского начального училища и о стипендиях учащимся от общества. О национализации школ и преподавании на родном языке. Об обеспечении общественной безопасности (ФР 483. Оп. 1. Д. 19. Л. 163 - 175).

 

В целях сохранения единства национального строительства и национальных организаций БНК обращался к атаману Семенову с ходатайством о выделении бурятского населения аймаков Агинского, Хоринского, Селенгинского и Баргузинского в особый Седьмой военный район Забайкальской области с исключением бурятского населения из ведения существующих шести районов и передачей всей полноты гражданской власти БНК <60>.

--------------------------------

<60> ФР 483. Оп. 1. Д. 18. Л. 62 - 63.

 

На V Общенациональном съезде бурят-монголов Восточной Сибири (Верхнеудинск, 21.11.1918) наряду с благодарственной телеграммой в адрес атамана Семенова за помощь беженцам (бурятам) в Монголии выражена уверенность в его дальнейшей поддержке национальных интересов бурят, высоко оценена деятельность БНК <61>.

--------------------------------

<61> В связи с угрозой упразднении аймаков и подчинения бурят-монгол уездным совдепам на 3-м областном съезде БНК через ультиматум Забайкальскому военно-революционному штабу о полном непризнании бурят-монголами власти Советов и активной борьбе против них отстоял их автономию. Тем самым, условно признавая советскую власть, аймаки и органы национального самоуправления во главе с БНК могли действовать автономно на территории бурят-монголов (ФР 483. Оп. 1. Д. 57. Л. 1, 5).

 

Избранная на съезде Народная дума направила письмо в адрес Председателя министров Всероссийского Временного правительства (январь 1919 г.) с просьбой о том, чтобы временно утвердили бурят-монгольские аймаки в Забайкальской области и Иркутской губернии и санкционировали существование самой Народной думы.

Таким образом, с обострением государственных, национально-государственных и территориальных проблем Российского государства, принятием Декларации прав народов России национальное движение бурят как социальное явление в России стало закономерностью. Характер национального движения был выражен не только стремлением сохранения и официального признания органов национального самоуправления, но и обретением национальной автономии, а следовательно, и государственности.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Материально-отраслевое содержание социально-культурной и экономической сфер как предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов

(Аникин С.Б.)

("Административное право и процесс", 2010, N 2)

Дата

30.12.2009

Информация о публикации

Аникин С.Б. Материально-отраслевое содержание социально-культурной и экономической сфер как предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Административное право и процесс. 2010. N 2. С. 8 - 13.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

МАТЕРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕР КАК ПРЕДМЕТОВ СОВМЕСТНОГО

ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ <1>, <*>

 

С.Б. АНИКИН

 

--------------------------------

<1> Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект N 08-03-00418а).

<*> Anikin S.B. Material-branch contents of social-culture and economic spheres as subjects of joint competence of the RF and the subjects of the RF.

 

Аникин С.Б., доцент кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной академии права, кандидат юридических наук.

 

В статье рассматриваются вопросы содержания социально-культурной и экономической сфер в предмете совместного ведения РФ и субъектов РФ. Исследуется взаимосвязь предметов совместного ведения с нормативным регулированием данных вопросов и с их государственной исполнительной реализацией.

 

Ключевые слова: предмет совместного ведения, материально-отраслевое содержание, социально-культурная сфера, социально-экономическая сфера, структура государственного управления.

 

The article deals with the issues of the contents of social-culture and economic spheres in the subject of joint competence of the RF and its subjects. The author studies interconnection of subjects of joint competence with normative regulation of the said issues and state execution thereof.

 

Key words: subject of joint competence, material-branch content, social-culture sphere, structure of state management.

 

Функционирование совместного ведения РФ и ее субъектов как системного государственно-правового института основывается на определенной совокупности структурных связей. В качестве самостоятельной структуры в системе совместного ведения выступает его материально-правовое наполнение, представляющее собой, в наиболее общем виде, определенную Конституцией РФ совокупность сфер общественной и государственной жизни, подлежащих административно-правовому регулированию, осуществляемому в определенных пропорциях федеральными и региональными органами исполнительной власти. Материально-правовая структура предмета совместного ведения, в свою очередь, выступает объективной основой организации ее практической реализации органами государственной власти и юридического оформления, отраслевых начал государственного управления в данной сфере государственно-властных отношений.

Известно, что материально-отраслевые основы государственного управления в российской государственности были заложены Петром I и получили дальнейшее развитие и нормативное оформление при царствовании Александра I. Манифестом от 8 сентября 1802 г. были учреждены восемь отраслевых министерств - иностранных дел, внутренних дел, военное, финансов и др. "Нет сомнения, что учреждением министерств в 1802-м году положено весьма важное начало устройству государственного управления" <2>, - писал граф М.М. Сперанский.

--------------------------------

<2> См.: План государственного преобразования графа М.М. Сперанского (Введение к Уложению государственных законов 1809 г.) с приложением Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру // URL: http://www.constitution.garant.ru/DOC_3848894.htm#sub_para_N_1025 (дата обращения: 22 мая 2009 г.).

 

Данный факт стал точкой отсчета нового этапа развития министерско-отраслевой системы государственного управления в Российской империи, который продолжался с учетом развития новых общественных отношений практически вплоть до 1917 г. <3>. Соответственно, "...наука административного права, как в царской России, так и после революции 1917 г., включала в себя многие сохранившиеся до нашего времени административно-правовые институты... поэтому опыт дореволюционной России применим и сегодня" <4>, - обоснованно заключает профессор Ю.Н. Старилов. И далее ученый отмечает, что в дореволюционный период развития административно-правовой науки в ее Особенную часть входили учения: 1) о полиции безопасности; 2) о народном здоровье; 3) о духовном развитии; 4) об экономическом благосостоянии <5>.

--------------------------------

<3> См.: Россия: Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991. С. 157 - 159.

<4> Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М.: Норма. С. 29 - 30.

<5> См.: Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. Т. 1. С. 36.

 

В основу современного построения структуры публично-правового регулирования предметом совместного ведения положена материально-правовая структура позитивного содержания, преломляющаяся в соответствии с действующим законодательством в категорию иного государственно-управленческого и юридического содержания, именуемую в административно-правовой науке отраслью. Выделяется три общих юридических признака, характеризующих публично-правовое содержание категории отрасль:

а) отрасль как комплекс материально-правовых однородных, объединенных общим профилем деятельности отношений (промышленное и сельхозпроизводство, образование, культура, здравоохранение и т.п.);

б) социально-полезная и государственно значимая важность отрасли;

в) отрасль как самостоятельное направление государственного управления <6>.

--------------------------------

<6> См. Манохин В.М. Административное право России: Учебник. Саратов, 2009. С. 127.

 

Говоря об отраслевых началах построения структуры государственного управления предметом совместного ведения, автор опирается на научно-теоретическую модель отраслевого управления, обоснованную профессором В.М. Манохиным и включающую следующие элементы:

- материальную основу отраслей государственного управления (оказание услуг населению, безопасность личности, общества и т.д.);

- возложение полномочий по руководству отраслью государственного управления на соответствующие органы исполнительной власти (министерство);

- обеспечение отраслью управления единства системы отрасли и органов внутриотраслевого управления;

- наличие внутриотраслевых административно-правовых отношений по организации управления отраслью <7>.

--------------------------------

<7> См.: Манохин В.М. Там же. С. 138.

 

Представляется, что такой подход дает возможность для всестороннего и объективного анализа отрасли как юридической категории в ее взаимосвязи с другими структурными элементами системы совместного ведения.

В предыдущей главе автором предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ был подразделен на следующие составные части: государственное и муниципальное строительство, правоохранительную, социально-культурную и экономическую сферы государственного управления.

Однако группирование вопросов, отнесенных к совместному ведению по сферам правового регулирования, еще не дает ответа на вопрос о том, какие материальные отрасли являются объектом административно-правового регулирования в рамках данного государственно-правового института. Это связано с тем, что конституционно-правовая формализация вопросов совместного ведения с методологической точки зрения несовершенна, на что автором уже обращалось внимание. В связи с этим представляется целесообразным в дальнейшем сосредоточить внимание на анализе вопросов совместного ведения, имеющих ярко выраженное позитивно-правовое содержание.

Социально-культурная сфера.

Социально-культурная сфера охватывает материально-отраслевым содержанием следующие отрасли, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ:

а) образование, науку, культуру, физическую культуру и спорт;

б) здравоохранение и социальное обеспечение;

в) охрану памятников истории и культуры.

Государственное управление социально-культурной сферой в основном осуществляется на основе построения комплексных отраслей управления, представляющих собой объединенные в одну сферу управления различные самостоятельные материальные отрасли. На сегодняшний день сформированы такие государственно-управленческие комплексы в данной сфере управления, как:







Date: 2015-09-17; view: 304; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.048 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию