Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая и социальная защита. 99 page





Примечание к документу

 

Текст документа

 

Вопрос: Майор, первый офицерский контракт заключил в 1999 г. Проживаю в служебной квартире. Жилищная комиссия в январе 2010 г. отказалась признавать меня нуждающимся и поставить в очередь на получение жилья по социальному найму, ссылалась на абз. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В собственности жилья не имею, прописан при воинской части. Правомерен ли отказ жилищной комиссии?

 

Ответ: В соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Как следует из содержания Вашего вопроса, Вы, в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на весь срок военной службы обеспечиваетесь служебным жилым помещением.

Формально, как следует из содержания указанной правовой нормы, действия жилищной комиссии являются правомерными, поскольку Вы как военнослужащий, заключивший контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., подлежите обеспечению на весь срок службы только служебным жилым помещением.

Однако абз. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, изложенной выше, был принят законодателем только в конце 2008 г. Федеральным законом от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

При этом необходимо обратить внимание на то, что абз. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Однако на настоящий момент такой порядок Правительством Российской Федерации не принят, что является нарушением прав военнослужащих. В связи с этим автор советует Вам за защитой нарушенных прав обратиться в суд.

Более подробно о проблемах реализации жилищных прав военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебным жильем, см: Акчурин З.Х. Предоставление жилья в собственность военнослужащим: норма есть, механизм не создан // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 7; Он же. Комментарий к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан" // Там же. 2008. N 12; Он же. Право на жилищное обеспечение военнослужащих, признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, при увольнении с нее // Там же. N 10; Он же. Проблемы правового регулирования предоставления жилья военнослужащим вне очереди: различные подходы в практике правоприменения // Там же. N 8; Он же. Комментарий к Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2007 года N 721-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса президиума Московского окружного военного суда о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" // Там же. N 8. 2006.; Он же. Практика применения военными судами законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих при увольнении с военной службы // Там же. 2008. N 4.

 

С.В.Шанхаев

Кандидат юридических наук

 

 

 

 

Название документа

Статья: Общие положения о предоставлении жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан

(Якупова А.И.)

("Жилищное право", 2006, N 10)

Дата

18.08.2006

Информация о публикации

"Жилищное право", 2006, N 10

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

 

А.И. ЯКУПОВА

 

А.И. Якупова, аспирантка заочного отделения Института права Башкирского Государственного Университета г. Уфы, помощник судьи в Арбитражном суде Республики Башкортостан.

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации <1> Российская Федерация признается социальным государством. Тем самым она берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности <2>.

--------------------------------

<1> Российская газета. 25 декабря 1993. N 237.

<2> Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 118.

 

Конституционно-правовыми основами института социальной защиты населения в Российской Федерации являются нормы, устанавливающие социальную государственность Российской Федерации, правовое равенство граждан, защиту Конституцией прав и свобод человека; прямое действие российской Конституции в отношении прав и свобод человека как непосредственно действующих, неотчуждаемых каждому от рождения; социальную направленность государственной политики, закрепление элементов социальной защиты, соответствующих нормам международного права в области прав и свобод человека, в том числе социального страхования, социального обеспечения, здравоохранения, сохранения исторического и культурного наследия <3>.

--------------------------------

<3> См.: Соловьева С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения. Дис.... канд. юрид. наук. М., 1997.

 

В соответствии со ст. 7 Конституции политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция устанавливает основные принципы, на которых строится социальное обеспечение в целом. Так, ст. 39 каждому гарантирует социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Таким образом, государство предусматривает для всех граждан нашей страны в случаях, определяемых законодательством, государственную поддержку их жизнеобеспечения. Социальное обеспечение представляет собой одну из гарантий социальной защиты населения и призвано удовлетворять жизненно необходимые личные потребности стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных за счет средств специализированных фондов, создаваемых в государстве, а также за счет средств бюджетов различных уровней.

Конституция Российской Федерации прямо не предусматривает право граждан на социальное обслуживание, однако в соответствии с общетеоретическими положениями социальное обслуживание является составным элементом социального обеспечения, право на которое закреплено в Конституции Российской Федерации <4>.

--------------------------------

<4> Права и гарантии пожилых людей / Е.Г. Азарова, И.Н. Бондаренко, Е.М. Доровских, И.А. Иконицкая и др. // Библиотека журнала "Социальная защита". Выпуск 1. М., 1998. С. 74

 

В соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 г. <5> социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

--------------------------------

<5> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872.

 

В Федеральном законе от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" <6> в редакции от 22 августа 2004 г. социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов формулируется как деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

--------------------------------

<6> СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.

 

По мнению Э.Г. Тучковой <7>, социальное обслуживание представляет собой комплекс социальных услуг, выраженных в натуральной и материальной формах, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, старостью, инвалидностью, воспитанием детей.

--------------------------------

<7> Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Э.Г. Тучковой. М.: Новый юрист, 1997. С. 125.

 

В ряде зарубежных стран в этот термин вкладывается различное содержание. Например, в Финляндии в Законе "О социальном обслуживании" под социальным обслуживанием понимается совокупность социальных услуг, поддержка средствами к существованию, социальные пособия и связанные с ними действия, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, общества <8>.

--------------------------------

<8> Законодательства зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. М.: Минсоцзащиты России, 1994. С. 10.

 

Органы местного самоуправления предоставляют муниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания в соответствии с федеральным и территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг. Они осуществляют строительство, содержание и организацию работы учреждений социального обслуживания населения.

Органы местного самоуправления реализуют социальную деятельность посредством создания системы муниципальных социальных служб. Социальные службы выступают не только органами, предоставляющими социальные услуги, но также исполнителями социальных проектов и программ, особенно реализуемых на муниципальном уровне. Они осуществляют постоянный контакт с населением, проводя социальную диагностику, профилактику социальной напряженности и терапию кризисных состояний.

К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления <9>, которые осуществляют управление этой системой в соответствии с их компетенцией <10>.

--------------------------------

<9> Ст. 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 50. С. 4872.

<10> Там же. Ст. 19.

 

Учреждениями социального обслуживания населения, создаваемыми на муниципальном уровне, являются комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры (отделения) социальной помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками), геронтологические центры; другие учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Центры социального обслуживания населения осуществляют на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Органы местного самоуправления не имеют возможности для открытия разнотипных учреждений социального обслуживания и в условиях дефицита финансовых средств производят комплексное социальное обслуживание. Практика показала, что комплексные центры социального обслуживания населения превращаются в эффективную организационную форму социального обслуживания на территории муниципального образования. Идею развития комплексного социального обслуживания поддерживается Т.Е. Лоншаковой <11>, Л.Н. Кривцовой <12> и многими другими авторами.

--------------------------------

<11> Комплексный подход к организации социального обслуживания. Дис.... канд. социол. наук. М., 1999.

<12> Модель организации систем социальной помощи населению на уровне муниципального образования. Дис.... канд. социол. наук. М., 1999.

 

Таким образом, предоставление гражданину жилого помещения социального обслуживания населения диктуется прежде всего потребностью в постороннем уходе, питании, медицинском и ином социальном обслуживании, а не в обеспечении жильем. Поэтому право на помещение в доме социального обслуживания не связано с наличием или отсутствием у гражданина иного жилого помещения.

Поскольку на первое место в таких случаях выступает необходимость в получении определенного комплекса услуг, с гражданами, помещаемыми в дома социального обслуживания, или их законными представителями заключаются договоры о социальном обслуживании, а не договор найма жилого помещения. К примеру, согласно Методическим рекомендациям по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания "дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов", утвержденным Постановлением Минтруда от 12 мая 2003 г. N 25 <13>, с гражданами, поступающими в такие дома-интернаты, заключаются договоры о стационарном обслуживании и (или) договоры об оказании социальных услуг.

--------------------------------

<13> Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 5.

 

Статья 107 ЖК РФ определяет, что порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Однако представляется, что данная норма должна применяться с учетом положения ч. 1 ст. 99 ЖК РФ, в соответствии с которым специализированное жилье должно предоставляться по договору найма специализированного жилого помещения. Соответственно, отношения по пользованию жилыми помещениями в домах социального обслуживания населения не должны регулироваться договором об оказании услуг, а должны оформляться отдельным договором найма специализированного жилого помещения в соответствии со ст. 100 ЖК РФ.

Стационарное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах и др.). Направляются в эти учреждения граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении. Кроме того, создана сеть специализированных учреждений для детей-инвалидов.

В последние годы широкое распространение получили дома для престарелых, содержание в которых происходит на платной основе за счет самих престарелых или предприятий, на которых они трудились.

В дома-интернаты принимаются граждане пенсионного возраста (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет), а также инвалиды I и II групп от 18 до 40 лет при условии, если у них нет трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.

В психоневрологический интернат принимаются лица, страдающие хроническими психическими заболеваниями, нуждающиеся в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, независимо от того, есть ли у них родственники, обязанные по закону их содержать, или нет.

В детский дом-интернат принимаются дети от 4 до 18 лет с аномалиями умственного или физического развития. При этом допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

В соответствии с федеральным Перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1151 <14>, гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставляются:

--------------------------------

<14> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4798.

 

1) материально-бытовые услуги (предоставление жилой площади, организация реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания);

2) услуги по организации питания, быта, досуга (горячее питание, в том числе диетическое, обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями, создание условий для проведения религиозных обрядов и т.д.);

3) социально-медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание (бесплатная медицинская помощь, обеспечение ухода, содействие в проведении медико-социальной экспертизы, проведение реабилитационных мероприятий, оказание помощи в госпитализации, содействие в протезировании, обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях);

4) организация получения образования инвалидам с учетом их физических возможностей и умственных способностей;

5) услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией; правовые и ритуальные услуги <15>.

--------------------------------

<15> Права и гарантии пожилых людей / Е.Г. Азарова, И.Н. Бондаренко, Е.М. Доровских, И.А. Иконицкая и др. // Библиотека журнала "Социальная защита". М., 1998. С. 80.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Социальные нормы и правовая культура в призме исторического развития

(Галиев Ф.Х.)

("История государства и права", 2010, N 2)

Дата

10.12.2009

Информация о публикации

Галиев Ф.Х. Социальные нормы и правовая культура в призме исторического развития // История государства и права. 2010. N 2. С. 5 - 9.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В ПРИЗМЕ

ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Ф.Х. ГАЛИЕВ

 

Галиев Фарит Хатипович, доцент кафедры теории и истории государства и права Института права Башкирского государственного университета, кандидат исторических наук.

 

Социальные нормы в обществе формируются в течение большого периода времени и функционируют на протяжении всей жизни общества, может быть, видоизменяясь под воздействием определенных общественно-политических и социально-экономических факторов, исторических или же природных катаклизмов и т.д. Некоторые из них исчезают, уступая свое место новым социальным нормам, ибо появляются иные формы общественных отношений и возникает потребность регулировать эти отношения. Но ни одна из этих социальных норм не возникает по желанию или капризу какого-то одного человека или даже группы лиц. Вся проблема заключается в том, что эти социальные нормы вырабатываются самим обществом в целом и подвергаются изменениям в силу общественных представлений о справедливом или несправедливом, положительном или отрицательном, хорошем или плохом и т.д. В процессе своего исторического развития человечество доводит эти социальные нормы до той степени совершенства, что они начинают восприниматься как само собой разумеющиеся правила поведения людей.

Без традиционных социальных норм, которые являются проверенными временем и людьми регуляторами общественных отношений, существование современного общества нам представляется невозможным. И прежде всего потому, что вопрос между тем, что "можно", и тем, что "нельзя", не всегда решается на основе понятий "законно" или же "незаконно". Это противостояние между тем, что допустимо, и тем, что недопустимо в поведении людей, наблюдается во все исторические времена.

В обществе часто возникает вопрос: "имею право" или "не имею права", "имеет право" или же "не имеет права". Многие моменты в жизни общества состоят из своих тонких нюансов, и эти нюансы тесно взаимосвязаны с традициями, обычаями, моралью и канонами религии, которые каким-то таинственным образом очень прочно укоренились в сознании людей и оказывают воздействие на выбор этими людьми определенной модели поведения, соответствующей их представлениям о норме. Несмотря на то что во дворе третье тысячелетие, количество людей, выпрашивающих у бога благополучия для себя и своих близких, не сокращается. И религия становится как бы само собой разумеющимся явлением в жизни современного общества.

Ни одна из традиционных социальных норм, а в их числе и обычаи, и мораль, и религиозные нормы, не настраивала людей друг против друга, а наоборот, призывала к всеобщей толерантности и спокойствию. В то же время "для того, чтобы толерантность стала характерной чертой ментальности населения, нужна адекватная субъективная реальность из коллективных представлений и смысловых систем... Высокая степень толерантности общественного сознания становится возможной, когда объективные функциональные альтернативы входят во взаимодействие с субъективной социальной реальностью, содержащей смысловые системы, предрасполагающие индивидов к высокой социальной мобильности с акцентом на солидарное, партнерское взаимодействие" <1>.

--------------------------------

<1> Кравченко С.А. Толерантность общественного сознания: кросскультурный анализ российских и американских ценностей // Мир и Россия на пороге XXI века: Вторые Горчаковские чтения. МГИМО МИД России (23 - 24 мая 2000 г.). М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. С. 356.

 

"В основе всех социальных явлений (государство, право, семья, школа, религия и т.п.) лежат общественные отношения, поскольку именно они в конечном итоге формируют все то, что является целью общественного, человеческого интереса, социальные ценности, имея объективную основу, отражают общественные отношения и интересы всего общества", - пишет С. Белов. Он отмечает, что "наряду с правом необходимо вспомнить и о морали как одном из наиболее мощных регуляторов общественных отношений. Мораль и право подчинены одним целям и задачам и могут ограничивать или поощрять поступки человека, но различными методами" <2>.

--------------------------------

<2> Белов С. Религия и профилактика правонарушений // Законность. 2000. N 12. С. 20.

 

Поэтому традиционные социальные нормы и дополняют жизнь современного общества своей специфичностью. Например, признание государством права на частную собственность, равноправия всех форм собственности предполагает отсутствие зависти и чувства ревности со стороны тех, у кого этой собственности нет. В противном случае массовое проявление этих чувств и эмоций способствует созданию революционной ситуации, беспорядков и хаоса. Объявление свободы труда без наличия возможности заниматься предпринимательством создает такую ситуацию, когда решения органов государственной власти не воспринимаются теми слоями трудящихся масс, которые являются потенциальными представителями формирующегося среднего класса, от энергичности которого зависит индустриальное или же постиндустриальное будущее общества. А трудолюбие, старательность, деловитость и мастеровые навыки испокон веков ценились как самые лучшие человеческие качества и, во-первых, способствовали процветанию государства, во-вторых, вызывали восхищение даже у представителей противоборствующих сторон.

При этом плюрализм мнений всегда существовал даже в условиях жестко контролируемых лет советской власти хотя бы в форме кухонных дискуссий и самиздата. Тем не менее особенность гражданского общества заключается в том, что идеологическое многообразие присуще многим государствам, типологическая характеристика которых может быть разнообразной, но плюрализм взглядов и мнений гарантируется на конституционной основе, если даже свобода информации существует просто де-юре.

Профессор Мэрилендского университета (США) Т.Р. Гарр пишет о том, что "история отношений между группами различных социальных убеждений дает множество примеров геноцида, гражданских войн, общинных мятежей, репрессий, дискриминации и уходов в глухую оборону. Она дает также достаточно примеров ассимиляции и корпоративного взаимодействия, чтобы продемонстрировать, что идеациональная согласованность одной группы не обязательно представляет собой угрозу убеждениям другой группы. Группы, придерживающиеся различных социальных мифов, иногда оказывались способными к сосуществованию в тесной ассоциации, не осуществляя насилия друг над другом, поскольку в некоторых случаях они перетолковывали мифы таким образом, что они представлялись взаимно совместимыми; в других случаях - благодаря нормам терпимости к различным убеждениям в одной или обеих группах; а во всех остальных случаях, включая гетерогенные западные общества, - вследствие того, что многие люди становились привычными к убеждениям и обычаям своих соседей вследствие регулярного их наблюдения" <3>.

--------------------------------

<3> Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. СПб.: Питер, 2005. С. 198.

 

Незыблемость прав и свобод человека не только официально признается современными государствами, но и подтверждается функционированием реального механизма обеспечения этих прав и свобод. Правда, этим могут похвастаться очень немногие государства, тем не менее наличие данного признака гражданского общества хотя бы в нескольких современных государствах говорит о возможности реализации этого признака наличия гражданского общества. Однако формирование механизмов обеспечения прав и свобод занимает огромное время в процессе исторического развития общества и государства.

Традиционные социальные нормы проблему прав и свобод решают очень просто: "живи сам и дай жить другим", "не копай яму другому, попадешь туда сам", "кто с мечом придет, тот от меча и погибнет" и т.д. На наш взгляд, самым сложным для реализации в условиях современной Российской Федерации является последний из пяти перечисленных нами признаков, а именно наличие развитого самоуправления и цивилизованной правовой власти. Дело не только в том, что само по себе самоуправление как процесс организации жизнедеятельности людей требует соответствующей профессиональной подготовки. В принципе человека можно научить работать в соответствии с требованиями, которые предъявляются ему как специалисту. И даже не только в том, что самоуправление требует, в свою очередь, соответствующего отношения со стороны самих управляемых. По нашему мнению, самое главное заключается в том, чтобы люди были готовы к самоуправлению и при этом подчинялись тому принципу, чтобы, требуя от других подчинения каким-то правилам поведения, прежде всего сами соблюдали эти же правила поведения.

Если в правовой культуре современного общества утвердятся перечисленные выше моменты, то это обязательно отразится на общем уровне и качественной характеристике общественного и правового порядка.

В.Д. Зорькин пишет, что "исторически правопорядок вырастает из насилия. Но социальный порядок невозможно упрочить на голой силе. Как известно, со штыком в руках можно сделать все. Однако усидеть на штыке невозможно. Не случайно человечество пришло к идеям правового государства и верховенства (господства) права как к ценностям, без которых не может успешно развиваться человек разумный. И цивилизация не сможет выжить. Только на основе права и справедливости можно избежать произвола и социального хаоса, обеспечить устойчивую замиренную среду, легитимный правопорядок и верховенство права как необходимое условие современной цивилизованной экономики и политики. Верховенство права как принцип социальной жизни и как ее режим не приходит само по себе. Реализация данного принципа зависит от того, как скоро будет преодолен правовой нигилизм и трансформировано правосознание - элиты, профессиональных сообществ, всего общества в целом. Без этого невозможно утвердить конституционную законность, не удастся воплотить принципы права и справедливости в систему нормативных правовых актов и правоприменительную деятельность исполнительной власти и судов, в деятельность государственных органов и должностных лиц, в поведение граждан" <4>.

Date: 2015-09-17; view: 333; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию