Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовая и социальная защита. 103 page
Складывающаяся с годами ситуация в медицинском обеспечении осужденных и обусловила накопление проблем, требующих разрешения на законодательном уровне. Со своей стороны медицинским управлением уделяется постоянное внимание вопросам улучшения медицинского обслуживания осужденных и принимаются конкретные меры по нормативно-методическому обеспечению УИС путем разработки новых законодательных и нормативных актов, внесению изменений и дополнений в действующие законы, которые дают возможность улучшить качество медицинского обеспечения осужденных. Совместно с Минздравсоцразвития подготовлен ряд Приказов, основные из них: от 2001 г. N 310/241 "Об утверждении Номенклатуры лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации", от 2002 г. N 362/424 "О мерах по улучшению медицинского обслуживания лиц, содержащихся в колониях-поселениях, членов их семей, рабочих и служащих колоний-поселений", от 2003 г. N 316/185/180 "Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность", Постановление Правительства Российской Федерации от 2004 г. N 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью". Помимо участия в правовой деятельности проводится определенная работа по разработке на ее основе необходимых методических материалов, которые позволяют медицинским работникам на практике осуществлять и внедрять новые методики и принципы лечения осужденных. Медицинским управлением с учетом социальной значимости проблемы медицинской и социальной реабилитации осужденных вносились предложения в проект Постановления Правительства РФ о реформировании ФГУП УИС, предусматривающие создание лечебно-производственных мастерских (ЛПМ), в которых намечено рациональное трудоустройство осужденных инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью с применением различных видов дозированного труда в целях лечебного воздействия на больного, улучшения его психического и физического состояния, создания благоприятных условий для достижения стойких результатов лечения. Для совершенствования положений указанного Постановления (N 660), принятого в ноябре 2005 г. совместно с другими управлениями ФСИН России, даны предложения о внесении изменений и дополнений в соответствующие статьи Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и УИК РФ, которые дадут юридически обоснованную возможность деятельности создаваемых на базе имущественного комплекса ФГУП УИС центров трудовой адаптации и ЛПМ, их штатную расстановку и структуру, в том числе укомплектование необходимым медперсоналом, осуществление внебюджетной деятельности на основе сметы доходов и расходов. Одной из важных проблем остается социальная и трудовая адаптация осужденных, больных туберкулезом, страдающих психическими расстройствами, ВИЧ-инфицированных, больных хроническим алкоголизмом и наркоманией, другими заболеваниями. Следует отметить, что в последние годы произошли существенные изменения в социальном составе осужденных, поступающих в исправительные учреждения. Вместе с тем основной целью в деятельности учреждений, исполняющих наказания, является обеспечение безусловного выполнения требований действующего законодательства РФ и международных правовых норм по обязательному как медицинскому, так и социальному обеспечению. При этом приоритетными задачами являются развитие системы здравоохранения в УИС, взаимодействие с международными организациями по линии финансирования УИС в целях борьбы с социально значимыми заболеваниями. Для их выполнения медицинским управлением совместно с другими службами ФСИН России проводится целенаправленная работа по трудовой адаптации осужденных в проводимой государственной политике, направленной на гуманизацию отбывания наказаний в местах лишения свободы и социальную реабилитацию осужденных для подготовки к жизни в обществе, а также по осуществлению разработки и последующему внесению в установленном порядке проектов соответствующих нормативно-правовых актов и методических рекомендаций. В рамках проводимого реформирования УИС и осуществления мер по соблюдению прав человека большое значение придается решению социальных проблем такой категории осужденных, как инвалиды и лица с ограниченной трудоспособностью, которые в условиях изоляции от общества по состоянию здоровья практически лишены возможности зарабатывать для себя средства, но, приобретя профессию, будут иметь возможность адаптироваться после освобождения. Согласно международным нормам и по российским законам труд осужденных нельзя использовать для получения прибыли. Он фактически выступает как средство исправления, трудового воспитания и профессионального обучения и уже на нынешнем этапе должен использоваться не для решения вопросов в сфере экономики, как это было в прошлом, а служить важнейшим средством социализации личности, способствовать приобретению социально полезных навыков и профессий, которые помогут человеку приспособиться к жизни после освобождения. Вместе с тем на сегодня существенное влияние на процессы реабилитации осужденных оказывает их социальный состав, отсутствие у подавляющего большинства из них каких-либо трудовых навыков, профессий и специальностей. Особенно в затруднительном положении оказались осужденные инвалиды и лица с ограниченной трудоспособностью, к данной категории лиц требуется специфический подход со стороны медицинских и производственных служб учреждений, в которых они отбывают наказания. Осужденные инвалиды - одна из самых социально уязвимых категорий среди осужденных, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы. В настоящее время в учреждениях УИС их содержится более 20 тыс. человек. Структура инвалидности такова: - инфекционные заболевания (туберкулез) - 57, - болезни системы кровообращения - 19, - болезни нервной системы - 9, - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани - 7, - психические расстройства - 3,6 и др. В связи с этим заинтересованным службам ИУ (занимающимся социальной защитой осужденных и оказанием им социальной помощи, медицинским работникам и др.) необходимо активизировать и целенаправленно проводить работу по совершенствованию медико-социальной экспертизы, порядок проведения которой регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами. Для систематизации и улучшения работы по прохождению осужденными медико-социальной экспертизы, подготовки специалистов совместно с ФГУ "Федеральным бюро медико-социальной экспертизы" (ФБМСЭ) при Минздравсоцразвития РФ открыта кафедра последипломной подготовки врачей. Учитывая создавшееся положение с трудоустройством инвалидов и лиц, ограниченно годных к труду, находящихся в исправительных учреждениях, а также необходимость повышения уровня социальной защищенности осужденных, следует определить систему мер, направленных на увеличение числа реабилитированных инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью, что будет соответствовать решению задачи их социальной адаптации, которая возможна только при использовании программно-целевого подхода. В этих условиях для обеспечения инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью лечением посредством трудовой терапии организуются специально создаваемые в учреждениях УИС подразделения - лечебно-производственные мастерские (ЛПМ), в основу деятельности которых непосредственно будут положены следующие функции: - создание системы реабилитационных институтов, обеспечивающих восстановление трудоспособности осужденных инвалидов; - укрепление материально-технической базы лечебно-производственных мастерских учреждений УИС; - совершенствование системы подготовки к прохождению больными осужденными медико-социальной экспертизы. Проведение трудовой терапии дает возможность решать и такую важную задачу, как обучение больных осужденных новым профессиям, привитие трудовых навыков, что в ряде случаев имеет важнейшее значение для закрепления результатов лечения. Реабилитация осужденных на основе трудовой терапии должна быть направлена на восстановление ими способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Организация и работа в ЛПМ должны проводиться в строгом соответствии с Положением о лечебно-производственных (трудовых) мастерских применительно к специализации лечебного учреждения, а также с учетом наличия инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью в исправительных учреждениях и состояния их здоровья. Обязательные нормы выработки для осужденных, занятых на производстве в ЛПМ и проходящих трудовую терапию, не устанавливаются. В ЛПМ учреждениях могут применяться различные трудовые процессы в зависимости от местных условий, от производственной мощности учреждений, контингента больных осужденных и длительности их лечения. При установлении видов труда в ЛПМ следует также учитывать специфику имеющейся производственной базы, потребности рынка на необходимую продукцию, а также возможности привлечения инвестиций с учетом экономической целесообразности и эффективной трудовой занятости осужденных. Таким образом, трудоустройство инвалидов и лиц с ограниченными возможностями потребует создания дополнительных рабочих мест (согласно ст. 23 Федерального закона N 181-ФЗ), адаптированных для труда указанной категории лиц и соответствующих условий труда. Производственная база, действующая на сегодняшний день, и та, которая создается за счет федеральных бюджетных ассигнований в соответствии с целевыми программами (в том числе Программой "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ на 2002 - 2006 годы"), не предусматривает по своей специфике трудоустройство вышеуказанной категории осужденных. Наряду с этим для инвалидов I и II групп согласно ст. 23 Федерального закона N 181-ФЗ устанавливается сокращенный рабочий день (не более 35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда, что предусматривает дополнительно определенные экономические издержки. Переориентация производства, создание рабочих мест, адаптированных для трудоустройства инвалидов, повлекут необходимость изыскания дополнительных средств. Ориентировочные технико-экономические расчеты потребности в средствах для создания, укрепления, модернизации рабочих мест для осужденных инвалидов показывают, что при стоимости условно одного рабочего места для инвалида в сумме 6 тысяч рублей (из расчета необходимости оснащения требуемым простейшим оборудованием, приспособлениями и др.) потребуется порядка 120 миллионов рублей. Такая ситуация в условиях проводимой в УИС реформы, нацеленной на повышение уровня работы по оказанию социальной поддержки осужденным, потребует дополнительных усилий со стороны производственных служб во взаимодействии с медицинской службой учреждений, территориальных управлений на изыскание инвестиционных ресурсов, привлечения средств местных и региональных бюджетов за счет активизации работы с органами законодательной и исполнительной власти в регионах. Отсутствие на сегодняшний день мер государственной поддержки, а также конкретных законодательных актов применительно к создаваемым в УИС ЛПМ и регулирующим их деятельность в части предоставления различных налоговых льгот, учитывающих специфику системы, не позволяет в полной мере использовать действующий промышленный потенциал и стимулировать заинтересованность потенциальных партнеров. В связи с этим для осуществления мер государственной поддержки создаваемым в составе лечебных исправительных учреждениях ЛПМ, оказания инвалидам и лицам с ограниченной трудоспособностью помощи в трудовой адаптации и социальной поддержки необходимо добиться определенных преференций на уровне государства для лечебных мастерских, подготовить для этого правовую базу, позволяющую предоставлять налоговые льготы лечебно-производственным мастерским для реабилитации и оказания социальной поддержки осужденным инвалидам. Для функционирования ЛПМ в современных условиях в кратчайшие сроки потребуется принятие и обновление определенных нормативных документов, регламентирующих их деятельность, включая имущественные, штатные и другие вопросы, а также инструктивно-методических документов, касающихся подбора видов производств, организации и условий труда, методов лечения дозированным трудом и других факторов, учитывающих состояние здоровья осужденных, разработкой которых обязаны заняться соответствующие подразделения ФСИН России и управлений на местах. Для ускорения проводимой работы по созданию ЛПМ необходимо проведение первоочередных мероприятий, направленных на организацию деятельности ЛПМ. По завершении списания налоговой задолженности начинается второй этап реформирования ГУП УИС - ликвидация предприятий и создание, помимо центров трудовой адаптации осужденных, лечебных производственных мастерских. Типовые положения об этих структурных подразделениях исправительных учреждений разработаны и доведены до территориальных управлений. Таким образом, проводимой реформой закладывается основа для создания системы реабилитации инвалидов, развития в УИС реабилитационной индустрии для такой категории осужденных, как инвалиды и лица с ограниченной трудоспособностью, за счет комплексного подхода медицинской и социальной поддержки, совершенствования имеющегося промышленного потенциала, нацеленного на организацию и использование методов трудовой терапии, что позволит создать специализированные рабочие места для лечения и реабилитации больных инвалидов, лиц с ограниченной трудоспособностью.
Название документа Статья: Социально-исторические вехи Православной церкви в сфере социального служения до XIX столетия (Зубанова С.Г.) ("История государства и права", 2009, N 12) Дата 10.04.2009 Информация о публикации "История государства и права", 2009, N 12 Примечание к документу
Текст документа
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ ДО XIX СТОЛЕТИЯ
С.Г. ЗУБАНОВА
Зубанова Светлана Геннадиевна, заведующая кафедрой теологии Российского государственного социального университета, доктор исторических наук, профессор.
В статье автором подчеркивается, что накапливание исторического опыта и складывание традиции государственно-церковных отношений в сфере социального служения Православной церкви с самого начала было неотъемлемой частью церковной жизни в России. В связи с принятием христианства на Руси получила свое развитие благотворительность как непременное следствие проникнутого христианским учением духа, в основу которого положен завет Христа "Любите ближнего как самого себя". Евангельское учение о милостыне, слова Христа об отношении к ближнему: "блаженни милостивые, яко тии помилованы будут", "продайте имения ваша и дадите нищим", - вот тот фундамент, на котором создавалась русская благотворительность, в основе которой идея помощи ближнему "как брату во Христе". Именно Православная церковь впервые обратилась к проповеди любви и милосердия, сострадания. Святая равноапостольная Великая княгиня Ольга (945 - 957 гг.) помогала нищим, вдовам, сиротам и другим нуждающимся. По уставу Святого равноапостольного князя Владимира Православная церковь взяла под свое покровительство бедных и убогих. В его Уставе при исчислении предметов, подлежащих ведению епископа, говорилось о больницах, о странноприимцах, гостиницах, богадельнях, о слепцах, хромых, калеках, вдовицах, питающихся от Церкви Божией <1>. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители - лишь распорядителями этого имущества в интересах нуждающихся. Это обеспечило Православной церкви на долгое время ведущую роль в организации благотворительной деятельности <2>. В оставленном Владимиром Мономахом завещании сыновьям говорится о том, чтобы они не забывали о нищих и поддерживали их по мере возможностей, подавали сиротам, защищали вдов и не давали сильным губить слабых. В период после монголо-татарского ига благотворительность большей частью оставалась в монастырях. Организованная общественная помощь отсутствовала. Копеечная раздача милостыни, совершаемая в монастырях, была самой легкой и доступной формой благотворения и считалась добрым, богоугодным делом. К ней прибегали купцы, бояре, воеводы и другие представители различных сословий. Духовенство постоянно поддерживало взгляд в народе и князьях на благость милостыни в пользу нуждающихся. Распространены были государственные и частные пожертвования разных размеров и форм монастырям и их братии. Монастыри и их настоятели часть доходов и пожертвований выделяли на приют и прокормление странников, бездомных, нищих и убогих. Например, известно, что митрополит Фотий "закреплял за собою доходы, пошлины, земли, воды, села и волости на прокормление убогих и нищих" <3>. Церковное богатство считалось богатством нищих. -------------------------------- <1> Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. 1 - 2. М., 1880 - 1911. Т. 1. С. 534. <2> Благотворительная Россия. СПб., 1901. Т. 2. Ч. 1. С. 53 - 106. <3> Там же. Т. 1. Ч. 1. С. 15.
В 1505 г. во время княжения Василия Ивановича некоторые монастыри, например Корнилиев в Вологодской губернии, Печерский в Пскове, учредили больницы и богадельни для нищих и странствующих. Иоанн IV Грозный сразу после вступления на престол в 1547 г. созвал в Москву духовенство, бояр, думных дьяков для того, чтобы составить новые законы, в том числе и касающиеся общественного призрения. Для духовенства было принято решение отделить действительно нуждающихся от профессиональных нищих; устроить мужские и женские богадельни под началом священников. Во время голода, особенно постигшего Москву в период правления Б. Годунова, все монастыри, архиереи, бояре и дворяне, жившие в деревнях, должны были весь излишек своего хлеба продавать царю за половинную цену для раздачи бедным. После его смерти наступила еще более тяжелая пора для России. В эпоху В. Шуйского и Междуцарствия духовенство оказалось на высоте своего призвания и протянуло руку помощи народу. Особенно отличался благотворительностью московский Троице-Сергиев монастырь: при долговременной безуспешной осаде его польским главнокомандующим К.Л. Сапегой он имел на своем попечении около 15 тысяч осажденных с женами и детьми. После снятия осады поляками монастырь продолжал служить единственным пристанищем для большого количества бедных и немощных людей. Призрение и пособие предоставлялось всякому безвозмездно. За монастырем были построены особые дома и больницы для оказания помощи раненым на войне и больным свирепствовавшей в стране моровой язвой. В эпоху царствования Михаила Федоровича размаху социального служения Русской православной церкви способствовало то обстоятельство, что ближайшим сотрудником царя в вопросах благотворения был его отец - патриарх Филарет Никитич, который от себя лично учреждал различные благотворительные заведения. Сошлемся на такой факт: в 1626 г. он основал в Москве особый больничный монастырь во имя св. Феодора. Дело благотворения получило дальнейшее развитие Алексеем Михайловичем, чья социальная активность распространилась не только на материальные стороны жизни общества, обращалось внимание на духовно-нравственное состояние жизни, повышение уровня грамотности и образованности. Было учреждено училище при Андреевском монастыре. Из малороссийских монастырей туда переехало 30 монахов, которые учили славянской и греческой грамматике, риторике и философии и переводили книги. В училище воспитывались и призревались преимущественно дети неимущих классов населения. Так, в 1656 г. был возведен Кондинский мужской монастырь для призрения старых, увечных, безродных и беспомощных, также для вотяков, обращавшихся в христианство. Ближайшим сотрудником и помощником в делах общественного призрения царь избрал архимандрита Никона, который все свое влияние и возможности использовал на пользу бедных и больных, вдов и сирот. Именно на него царь возложил обязанность принимать прошения от "обиженных и бедностью угнетаемых" и делать ему соответствующие доклады. Таким образом, Никон сделался ходатаем и заступником за беспомощных, вдов и сирот перед царем. Все обиженные судьбой толпами стекались к архимандриту и получали удовлетворение в своих нуждах. Социальное служение Никон продолжил и после назначения митрополитом в Новгороде. При его непосредственном участии в Новгороде было открыто четыре дома для призрения бедных, вдов, сирот и престарелых. Средства на их содержание были выделены царем. Митрополит Никон лично посещал богадельни и тюрьмы, где охотно выслушивал все жалобы. У него были специальные суммы денег, ежедневно выдаваемые бедным. Во время голода в Новгороде он кормил из своих житниц ежедневно по нескольку сот человек и старался никого не оставить без помощи. В 1652 г. Никон был посвящен в патриархи, где также проявил себя ревностным и усердным благотворителем. Его эффективная социальная деятельность была особенно полезна в эпоху моровой язвы, свирепствовавшей в 1653 и 1656 гг. И царь Федор Алексеевич на соборе 1681 г. отдал распоряжение об открытии в епархиях богаделен и пристанищ нищим. Троице-Сергиева лавра, Белозерский Кириллов монастырь и другие монастыри учредили больницы и богадельни нуждающимся. Петр I во многом изменил и усовершенствовал механизмы социального служения. Так, при нем открытие и содержание богаделен и больниц входило в обязанности приказов, сначала Патриаршего, затем, с 1701 г. Монастырского, а с 1721 г. это дело было поручено Святейшему Синоду и камер-конторе. В регламенте Духовной коллегии от 25 января 1721 г. Петр Великий высказал неудовлетворенность деятельностью Церкви в вопросах призрения бедных и поручил Синоду разработать указы, чтобы согласовать чувство христианского милосердия с необходимостью предупреждения опасностей, возникающих для общества из-за масштабности количества нищих в России <4>. В 1722 г. к обязанности Монастырского приказа был отнесен целый ряд благотворительных попечений о бедных военных чинах. Например, в 1723 г. Петр I приказал переписать, сколько находится в мужских монастырях монахов, а в девичьих - монахинь. После переписи был издан указ, запрещающий постригать в монахи: на свободные места предлагалось определять отставных солдат. Этим распоряжением Петр Великий хотел успокоить старых и раненых военных чинов, не имеющих средств к существованию и неуверенных в правительственной помощи. Приказывая помещать престарелых, увечных и больных в богадельни, монастыри и больницы, Петр I предпринял систематическую и упорную борьбу с нищенским промыслом. Факт, запрещающий давать милостыню, нашел себе подтверждение в Указе 16 ноября 1720 г.: "Ежели кто дает милостыню нищему, будет с того взят штраф пять рублей" <5>. Когда при Петре I встал вопрос запрещения подавать и просить милостыню, в защиту своих прав выступили частные благотворители: "Нынешний Указ о нищих учинен не весьма здраво, потому: велено штрафовать тех, кто милостыню подает. Бог положил предел, то есть закон, что давать милости, а судьи наши за то штрафуют" <6>. -------------------------------- <4> ПСЗ. Т. VI. N 3718 (п. 12, ч. 3). <5> Там же. <6> Кудрявцев А.Н. Сравнительный очерк разных видов христианской благотворительности. СПб., 1884. С. 16.
Одним из главных сподвижников Петра I в деле общественного призрения и благотворительности был Иов, митрополит Новгородский, отличавшийся конкретной практической деятельностью. В 1698 г. он учредил больницу и церковь в Новгородском Антониевом монастыре на средства, пожертвованные воеводой П.М. Апраксиным и другими новгородскими жителями. Он же в 1706 г. за архиерейский счет открыл в Колмове монастырь, недалеко от Новгорода, а также больницы для инвалидов и дом для призрения сирот и незаконнорожденных. Следующие шаги в деле развития социального служения Русской православной церкви были сделаны в XVIII в. во время царствования трех императриц: Анны, Елизаветы и Екатерины II. Несмотря на то что императрица Елизавета повелела конфисковать большую часть монастырских земель, а ее преемница, императрица Екатерина издала указ, закрывающий больше половины всех монастырей, лишив Церковь доходов, в монастырях продолжали учреждаться приюты и школы для сирот, госпитали и богадельни для больных, престарелых и увечных. При Екатерине II дело общественного призрения получило общую организацию в рамках макродименциональной диаконии (в 1763 г. открыты воспитательные дома, введены в 1775 г. в состав губернских установлений особые приказы общественного призрения). Таким образом, к XIX столетию в России был накоплен достаточно богатый опыт государственно-церковных отношений в сфере социальной деятельности Русской православной церкви. О государственно-церковных отношениях, формах социального служения достаточно полно написано в работах современных исследователей истории и права, в том числе Д.А. Пашенцева, А.А. Дорской, Н.П. Рузановой, А.Г. Семашко <7>. -------------------------------- <7> См.: Пашенцев Д.А. Благотворительная деятельность Русской православной церкви во второй половине XIX - начале XX века: Дис.... канд. ист. наук. М., 1995; Дорская А.А. Проблема законодательного закрепления свободы совести в России в начале XX века: Дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2002; Она же. Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII - начала XX в.: Дис.... докт. юрид. наук. М., 2008; Рузанова Н.П. Социальное служение монастыря Козельская Введенская Оптина Пустынь в XIX веке: Дис.... канд. ист. наук. М., 2005; Семашко А.Г. Русская православная церковь в государственном механизме Российской империи XIX века: историко-правовой аспект: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2007.
Название документа Статья: Конституционные основы социальной защиты граждан (Снежко О.А.) ("Конституционное и муниципальное право", 2006, N 7) Дата 09.06.2006 Информация о публикации "Конституционное и муниципальное право", 2006, N 7 Примечание к документу
Текст документа
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН
О.А. СНЕЖКО
Снежко О.А., декан юридического факультета Орловского государственного технического университета, кандидат юридических наук, доцент.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Воплощение в жизнь данного конституционного принципа - основная конституционная обязанность государства. Однако ни для кого не секрет, что социальная государственность в России - это тот "конституционный идеал", который пока не может быть в полной мере реализован на практике. В настоящее время особую актуальность и практическую значимость приобретает исследование особенностей правовой природы соответствующих конституционных норм, основных форм и способов нормативного закрепления основных принципов социальной государственности, а также механизма их конкретизации в отраслевом законодательстве. Отсутствие в законе определенных стандартов социальной защищенности ставит перед правовой наукой задачу по выявлению четких критериев, позволяющих определить степень конституционности проводимых социально-правовых реформ. Такая необходимость обусловлена тем, что, несмотря на декларируемые успехи социальных реформ <*>, часть россиян уверена, что зачастую государственные интересы ставятся выше интересов рядовых граждан. Пытаясь разрешить социально-экономические проблемы, государство изредка все негативные последствия преобразований перекладывает на плечи граждан, не создавая необходимых условий для их защиты. Тем самым конституционные положения о высшей ценности человека и его прав и свобод для государства по большей части остаются декларативными. Как результат - в обществе проявляются такие тенденции, как недоверие государственным органам, социальная напряженность, политический и правовой нигилизм и другие. Указывая на многочисленные трудности социально-экономического развития страны, Президент в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию от 26 мая 2004 г. отметил, что "главный источник развития страны - это ее граждане. Для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека..." <**>. В связи с этим особое значение приобретает сегодня рассмотрение основ социальной защиты граждан, которые закрепляются в Конституции Российской Федерации и детализируются в текущем законодательстве. -------------------------------- <*> В 2003 г. реальные доходы населения увеличились на 14,5%, заработная плата выросла на 10,4%. См.: Доклад Всемирного банка об экономике России // Российская бизнес-газета. 2004. 2 марта. По оценкам Администрации Президента РФ, реальные доходы населения увеличились в полтора раза и на треть уменьшилось число людей с доходами ниже прожиточного минимума. См.: Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 г. "Мы должны расти быстрее, чем остальной мир" // Парламентская газета. 2004. 27 мая. Date: 2015-09-17; view: 306; Нарушение авторских прав |