Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовая и социальная защита. 82 page
Заявитель (Минфин России) просил об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. Минфин России не считает себя надлежащим ответчиком по делу. Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм права не установлено. Судами исследованы все обстоятельства по делу и представленные доказательства. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Недостаточность средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не влечет прекращения обязанности Российской Федерации по возмещению истцу расходов, возникших в связи с предоставлением льгот названной категории граждан за свой счет. Установив, что причинение истцу убытков непосредственно связано с бездействием Минфина России, выразившимся в недостаточном выделении денежных средств для возмещения расходов предприятиям, оказывающим льготные услуги инвалидам, суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России. Довод Минфина России о том, что он не может отвечать по обязательствам, поскольку не является стороной договора о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам, не может быть принят во внимание, поскольку обязанность государственных органов компенсировать данные расходы возникает в силу закона. Ссылка заявителя на то, что размер взыскиваемой суммы подлежит изменению в связи с частичным погашением задолженности, обоснованно отклонена судами. Частичная оплата произведена после вынесения решения судом первой инстанции, поэтому она не могла быть учтена судом при расчете задолженности и не влияет на правильность принятого по делу судебного акта. При таких обстоятельствах отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Поэтому Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.05.2007 N 5809/07 было отказано в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ данного дела <17>. -------------------------------- <17> Архив НИИ Академии Генпрокуратуры РФ.
Или другой пример. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2008 N 772/08 было отказано в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ дела Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 06.06.2007 и Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.10.2007 по тому же делу по следующим основаниям. Решением суда первой инстанции от 06.06.2007, подтвержденным судом кассационной инстанции, исковые требования муниципального унитарного предприятия "Михайловское ЖКХ" к Российской Федерации в лице Минфина России, Иркутской области в лице Главного финансового управления Администрации Иркутской области, МО "Черемховский район" в лице финансового управления Черемховского района о взыскании 189,2 тыс. рублей расходов, связанных с предоставлением в 2005 г. педагогическим работникам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", удовлетворены: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскана указанная сумма расходов. В иске к остальным ответчикам отказано. Свое решение суд мотивировал тем, что причинение истцу убытков непосредственно связано с бездействием Минфина России, выразившимся в недостаточном финансировании расходов на реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством сельским специалистам. В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение норм материального права и неполное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено. Взыскание понесенных истцом расходов за счет казны Российской Федерации соответствует закону и сложившейся судебной практике (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23). Из материалов дела следовало, что истец в 2005 г. предоставлял педагогическим работникам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Закона Российской Федерации "Об образовании". Правилами предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377, субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год. Судами установлено, что МУП "Михайловское ЖКХ" не получило денежных средств на реализацию Закона Российской Федерации "Об образовании", произведенные затраты в расходных обязательствах местного бюджета и (или) субъекта Российской Федерации отсутствуют. Законом Российской Федерации "Об образовании" возмещение предприятию расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг в меньшем размере, чем оно фактически понесло, не предусмотрено. Государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона Российской Федерации "Об образовании", поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующе средства в законе о бюджете. Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России. Довод Минфина России о том, что данные правоотношения относятся к бюджетным, подлежит отклонению. Отношения сторон по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, относятся к гражданско-публично-правовым отношениям, регулирование которых осуществляется нормами гражданского права. Доводы заявителя о недоказанности факта понесения убытков в спорный период и неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса РФ не входит в компетенцию надзорной инстанции. При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации <18>. -------------------------------- <18> Архив НИИ Академии Генпрокуратуры РФ.
В соответствии с вышеназванным Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 N 383-ФЗ) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Правительством Москвы принято Постановление от 10 декабря 2008 г. N 1129-ПП, которым утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи (радиотрансляции и коллективной телевизионной антенны). В этом же Постановлении предусмотрено, что с 1 января 2009 г. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи (радиотрансляции и коллективной телевизионной антенны) предоставляются гражданам, имеющим на них право в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в форме социальных выплат Государственным учреждением города Москвы Городским центром жилищных субсидий (далее - ГУ ГЦЖС). Период по 30 июня 2009 г. является периодом переоформления гражданами формы получения мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи (радиотрансляции и коллективной телевизионной антенны). С 1 января 2009 г. по 30 июня 2009 г. сохраняется прежний порядок предоставления мер социальной поддержки в виде скидок с оплаты для граждан, не оформивших в ГУ ГЦЖС получение этих мер в форме социальных выплат. С 1 июля 2009 г. для граждан, не оформивших в ГУ ГЦЖС получение мер социальной поддержки в форме социальных выплат, зачисление сумм социальных выплат осуществляется в беззаявительном порядке на счета их социальных карт. При отсутствии в ГУ ГЦЖС информации о номерах социальных карт вышеуказанных граждан социальные выплаты доставляются им через отделения почтовой связи. Утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 10.12.2008 N 1129-ПП Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи (радиотрансляции и коллективной телевизионной антенны) определяет механизм реализации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи. Меры социальной поддержки предоставляются гражданам, имеющим на то право в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Меры социальной поддержки предоставляются гражданам в форме ежемесячных социальных выплат при предъявлении ими документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка. По желанию граждан могут быть использованы следующие способы получения социальных выплат: на счет социальной карты; на банковский счет гражданина, открытый в банке по его выбору; выплата (доставка) через организации связи. В соответствии с пунктом 2.1 Порядка для получения социальных выплат гражданам, впервые обратившимся за мерами социальной поддержки, необходимо представить в ГУ ГЦЖС: - заявление о предоставлении социальных выплат (приложение 2 к настоящему Постановлению); - документы, удостоверяющие личность; - документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки; - документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи (радиотрансляции и коллективной телевизионной антенны), сведения о составе семьи, размерах занимаемой площади, виде жилого помещения, форме собственности на жилое помещение. При наличии в ГУ ГЦЖС сведений, полученных от организаций, управляющих многоквартирными домами, независимо от их организационно-правовой формы, или государственных учреждений города Москвы, инженерных служб районов (при оформлении соответствующих договоров с управляющими организациями), граждане могут не представлять в ГУ ГЦЖС документы, содержащие эти сведения. При расчете социальных выплат можно использовать сведения, предоставленные городскими и иными организациями из имеющихся информационных систем и ресурсов. Для получения социальных выплат гражданам, уже пользующимся мерами социальной поддержки по состоянию на 1 января 2009 г., необходимо в период с момента вступления в силу настоящего Постановления представить в ГУ ГЦЖС заявление о предоставлении социальных выплат. Заявление может быть направлено по почте. При наличии в ГУ ГЦЖС необходимых сведений заявителю предоставляются меры социальной поддержки в форме социальных выплат. Решение о предоставлении мер социальной поддержки или об отказе в их предоставлении принимается ГУ ГЦЖС в течение десяти рабочих дней с даты получения заявления. С 1 июля 2009 г. гражданам, не представившим в ГУ ГЦЖС заявление, суммы социальных выплат в беззаявительном порядке зачисляются на счета их социальных карт. При отсутствии в ГУ ГЦЖС информации о номерах социальных карт вышеуказанных граждан социальные выплаты доставляются им через отделения почтовой связи. Для граждан, впервые обратившихся за мерами социальной поддержки, расчет суммы социальной выплаты производится с момента возникновения у гражданина права на эти меры, подтвержденного соответствующим документом, но не более чем за 6 месяцев до месяца подачи заявления и не ранее 1 января 2009 г. Для граждан, пользующихся в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 850-ПП "О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг" мерами социальной поддержки в форме скидки с оплаты и обратившихся в ГУ ГЦЖС с заявлением о предоставлении социальных выплат в период с момента выхода настоящего Постановления по 30 июня 2009 г., расчет социальных выплат производится с месяца, следующего за месяцем обращения, но не ранее 1 января 2009 г. ГУ ГЦЖС проверяет подлинность представляемых гражданами документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти города Москвы, государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Получатель мер социальной поддержки в течение одного месяца после наступления событий, которые влекут за собой изменение или прекращение права получения мер социальной поддержки (изменение основания проживания, состава семьи, истечение срока действия документа, дающего право на меры социальной поддержки), обязан представить в ГУ ГЦЖС соответствующую информацию. Расчет размеров социальных выплат за текущий месяц производится ГУ ГЦЖС исходя из среднемесячных значений начисленных гражданам платежей за три месяца, предшествующих текущему месяцу, по которым в ГУ ГЦЖС имеются данные о фактически начисленных платежах и объемах мер социальной поддержки, на которые гражданин имеет право в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. При изменении цен и тарифов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи (радиотрансляции и коллективной телевизионной антенны), а также условий предоставления мер социальной поддержки и других нормативных показателей производится перерасчет размеров социальных выплат гражданам без их посещения ГУ ГЦЖС. ГУ ГЦЖС не реже одного раза в шесть месяцев или при обращении граждан осуществляет перерасчет произведенных в течение предшествующего периода социальных выплат, исходя из данных о размерах фактически начисленных гражданам платежах за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи (радиотрансляции и коллективной телевизионной антенны). В случае если размер социальных выплат, рассчитанный исходя из фактических начислений, окажется больше или меньше суммы ранее перечисленных денежных средств, ГУ ГЦЖС производит соответственно доплату или удержание в счет последующих социальных выплат. Социальные выплаты перечисляются ГУ ГЦЖС ежемесячно до первого числа месяца, следующего за текущим, и зачисляются по выбору граждан на счет социальной карты москвича, на банковский счет, открытый в банке, или выплачиваются (доставляются) через организации связи. Если по имеющимся в ГУ ГЦЖС сведениям у получателей мер социальной поддержки: - закончился срок действия документа, подтверждающего право на меры социальной поддержки; - изменился состав семьи; - изменилось основание права пользования жилым помещением, то перечисление социальных выплат прекращается и граждане извещаются о необходимости посетить районный отдел ГУ ГЦЖС для подтверждения своего права на социальные выплаты. Возврат в бюджет необоснованно полученных социальных выплат производится гражданином добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску ГУ ГЦЖС в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе подготовки данной публикации произошли изменения в порядке реализации вышеназванного Постановления. Так, Постановлением Правительства Москвы от 10 марта 2009 г. N 170-ПП приостановлено действие Постановления Правительства Москвы от 10 декабря 2008 г. N 1129-ПП "О порядке предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи (радиотрансляции и коллективной телевизионной антенны) в форме социальных выплат". По этому поводу в СМИ сообщается, что такое решение о приостановлении так называемой монетизации льгот городские власти приняли в целях недопущения социальной напряженности в условиях сложившейся в стране (и столице) финансово-экономической ситуации, вызванной мировым экономическим кризисом. Московский городской центр жилищных субсидий разъясняет, что в связи с таким решением отделы жилищных субсидий со 2 марта приостановили прием от граждан заявлений о перечислении социальных выплат. Действие ранее принятых заявлений также приостановлено с марта 2009 г. Оплата жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) за следующие месяцы, начиная с марта, должна производиться гражданами в ранее действовавшем порядке, то есть в едином платежном документе сумма будет указана с уже произведенной скидкой, а сумма льготы отражена отдельно, как и прежде. Москвичам, переоформившим с 1 января этого года меры социальной поддержки в форму денежных компенсаций, повторно посещать отделы жилищных субсидий не нужно. Городской центр жилищных субсидий сообщает также, что реформа предоставления мер социальной поддержки будет продолжена по мере улучшения ситуации в экономике, то есть монетизация в этой сфере переносится на неопределенный срок. "В условиях кризиса проводить реформы тяжело, - объясняет И. Рыбальченко, заместитель начальника Московского городского центра субсидий. - И от граждан было много обращений с просьбой оставить прежний порядок, когда в платежке сразу ставится уменьшенная сумма - с учетом льгот - и не надо сначала переплачивать за ЖКУ, потом ждать, пока разницу вернут. Кроме того, деньги, когда все дорожает, разлетаются незаметно, а льготы потратить невозможно. Всего в Москве 2,5 млн. льготников. Подать заявление на замену льгот на ЖКУ денежной компенсацией успели 300 тыс. человек" <19>. Тот, кто написал заявление, в марте получит платежку с полной суммой, без льгот и скидок. Нужно заплатить пока так, советуют работники Московского городского центра субсидий, а на следующие месяцы сделают перерасчет, и платить придется меньше. -------------------------------- <19> Газета "Округа". N 8. Юг, Юго-Восток. 5 - 11 марта 2009 г. С. 2.
Имеющая тенденцию нестабильности ситуация в жилищно-коммунальной отрасли в условиях финансово-экономического кризиса дает основания полагать, что прокурорам не следует ослаблять надзор на этом участке работы. Существующие опасения, что реформа ЖКХ будет сведена к повышению платы за жилье и услуги, переориентация в политике льгот отдельным категориям граждан и повышение ответственности за качество оказываемых услуг настраивают прокуроров на активизацию правозащитных функций. В сфере ЖКХ прокурорами в 2008 г. выявлено 101,4 тыс. нарушений законов, в том числе 3,9 тыс. незаконных правовых актов, которые опротестованы. Внесено в соответствующие органы 21,5 тыс. представлений об устранении нарушений законов. По инициативе прокуроров 14,5 тыс. виновных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, предостережены 14,7 тыс. должностных лиц о недопустимости нарушения закона. В суды заявлено 23,3 тыс. исков в защиту прав граждан на сумму 181,5 тыс. рублей. Направлено 659 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, по ним возбуждено 267 уголовных дел <20>. -------------------------------- <20> Здесь и далее - Отчет о работе прокурора. Форма П. Утверждена Постановлением Госкомстата России.
Наиболее часто нарушаются права ветеранов на 50-процентную скидку в оплате занимаемой общей площади жилых помещений, потребляемых коммунальных услуг, абонентской платы за телефон, услуг за пользование коллективной телевизионной антенной. Весьма распространенный характер носит повсеместная волокита при рассмотрении обращений инвалидов и участников Великой Отечественной войны о выдаче документов, подтверждающих право на получение льгот, и случаи длительных задержек при осуществлении пенсионных и других социальных, в том числе единовременных, выплат. Требования законодательства о предоставлении им дополнительных социальных гарантий выполняются не в полной мере практически во всех субъектах РФ. Повсеместно нарушаются жилищные права граждан, в том числе отдельных категорий граждан на социальную поддержку в виде 50-процентной скидки по оплате за жилье и коммунальные услуги, предусмотренные федеральными законами и законами субъектов Федерации, нередко органы власти и органы местного самоуправления действуют самоуправно, с превышением своих полномочий или, наоборот, не исполняют предоставленные полномочия. Например, и.о. главы г. Белозерска издано распоряжение "О предоставлении льгот по оплате услуг ЖКХ почетным гражданам г. Белозерска", которым предусмотрено предоставлять почетным гражданам города 50-процентную скидку при оплате ЖКХ при условии отсутствия данных льгот по федеральному и областному законодательству. В соответствии со статьей 160 ЖК РФ установлена категория граждан, которым могут быть предоставлены льготы за счет средств существующих бюджетов. И.о. главы города не вправе обязать руководителя муниципального образования предоставить подобную льготу за счет средств данного учреждения, поскольку не имеется указаний о помещении этих затрат за счет бюджета. Кроме того, органы местного самоуправления не уполномочены устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации. Прокурором принесен протест, который удовлетворен. Состояние законности в сфере социального обеспечения (в том числе в жилищной сфере) остается неудовлетворительным. В 2008 г. прокурорами выявлено 113,3 тыс. нарушений законодательства о правах пенсионеров, инвалидов и ветеранов, в том числе 604 незаконных правовых акта, которые опротестованы. В органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, руководителям организаций внесено 24,6 тыс. представлений, что на 9,1% больше, чем в 2007 г. По актам прокуроров более 8,4 тыс. виновных привлечены к дисциплинарной ответственности (+61%) и наказаны в административном порядке 2,9 тыс. человек, предостережены 6,2 тыс. должностных лиц о недопустимости нарушения закона. Количество разрешенных жалоб в этой сфере составило 19,4 тыс., из них удовлетворено 3,8 тыс. Прокуроры активно использовали право на обращение в суд в защиту законных интересов пенсионеров, инвалидов, ветеранов и престарелых граждан. В 2008 г. число направленных ими в суд заявлений составило 40,4 тыс. на сумму 329,1 тыс. рублей. Увеличилось число возбужденных прокурорами уголовных дел (с 165 до 172) <21>. -------------------------------- <21> Отчет о работе прокурора. Форма П. Утверждена Постановлением Госкомстата России.
Вопросы административной и уголовной ответственности за нарушения жилищных прав граждан неоднократно освещались ранее автором в других публикациях. Вместе с тем нередко возникают и другие вопросы, например о возможности компенсации морального вреда, причиненного гражданину в связи с нарушением его жилищных прав. В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ. Данная статья предусматривает, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии с пунктом 2 статьи 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Жилищный кодекс Российской Федерации, а также другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений. Из вышеизложенного следует, что возможность компенсации морального вреда, причиненного гражданину в связи с нарушением его жилищных прав, зависит от того, какой характер носят те права, которые нарушены: если заявленное требование о компенсации морального вреда связано с нарушением жилищных прав гражданина, которые носят имущественный характер, то моральный вред компенсации не подлежит; если нарушены права, носящие неимущественный характер, то моральный вред подлежит компенсации.
Название документа Статья: Роль семьи как социального института в сохранении и развитии российской государственности (Гончаров В.В.) ("Семейное и жилищное право", 2010, N 1) Дата 11.03.2010 Информация о публикации Гончаров В.В. Роль семьи как социального института в сохранении и развитии российской государственности // Семейное и жилищное право. 2010. N 1. С. 34 - 38. Примечание к документу
Текст документа
РОЛЬ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ <*>
В.В. ГОНЧАРОВ
-------------------------------- <*> Goncharov V.V. Family role as social institute in preservation and development of the russian statehood.
Гончаров В.В., директор Научно-исследовательского института проблем глобализации, экономики и развития гражданского общества, профессор кафедры конституционного и муниципального права.
Настоящая статья посвящена исследованию роли семьи как социального института в сохранении и развитии российской государственности. Обосновывается точка зрения, согласно которой институты семьи и государства в современном мире размываются и нивелируются под влиянием процессов глобализации и интернационализации общественных отношений. При этом разрушение семьи как первичной ячейки общества превращает человека в индивидуума, не способного к активным действиям по объединению с другими индивидуумами для защиты своих интересов, прав и свобод в надвигающуюся эпоху глобального постиндустриального тоталитаризма, в которой главную роль будут играть наднациональные и внегосударственные образования. Во избежание противодействия со стороны общества и государства ускоренными темпами производится разрушение государственных и общественных институтов (например, непосредственной демократии). Автор доказывает, что сохранение России в качестве независимого и суверенного государства возможно лишь при условии укрепления институтов семьи и государства, максимальной мобилизации усилий общества и государства для решения задач по модернизации экономики страны, повышения уровня жизни большинства населения России и его морально-нравственного и культурного облика. В связи с этим в статье разработан и предлагается ряд мероприятий по разрешению существующих проблем взаимодействия и взаимной поддержки семьи и государства как социальных институтов.
Ключевые слова: государство, общество, семья, современные проблемы, социальные институты, народ, первичная ячейка общества, контроль, приоритетные национальные проекты, воспроизводство, человеческий капитал, индивидуум, глобализация, мораль, нравственность.
The present article is devoted research of a role of a family as social institute in preservation and development of the Russian statehood. The point of view according to which institutes of a family and the state in the modern world are washed away and levelled under the influence of processes of globalisation and internationalisation of public relations is proved. Thus family destruction as primary cell of a society transforms the person into an individual not capable to active actions on association with other individuals for protection of the interests, the rights and freedom during approaching epoch of global postindustrial totalitarianism in which the leading role will be played by the international and extrastate formations. In order to avoid counteraction from outside societies and the states the accelerated rates make also destruction of the state and public institutes (for example, direct democracy). The author proves that preservation of Russia as the independent and sovereign state is possible only under condition of strengthening of institutes of a family and the state, maximum mobilisation of efforts of a society and the state for the decision of problems on modernisation of a national economy, increase of a standard of living of the majority of the population of Russia and its moral, moral and cultural shape. In this connection in article it is developed and a number of actions on permissions of existing problems of interaction and family and state mutual support as social institutes is offered.
Key words: a society, a family, modern problems, social institutes, the people, a primary cell of a society, the control, priority national projects, reproduction, the human capital, an individual, globalization, morals, morals. Date: 2015-09-17; view: 258; Нарушение авторских прав |