Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая и социальная защита. 42 page





--------------------------------

<5> Сервер правительства Хабаровского края: http://www.adm.khv.ru/.

<6> Сервер правительства Хабаровского края: http://www.adm.khv.ru/; официальный сайт Законодательной Думы Хабаровского края: http://www.duma.khv.ru/.

 

Ситуация резко контрастирует с данными по Приморью. В приморском Законодательном Собрании 30 - 40-летних законодателей не менее 50% <7>. Значительна доля молодых политиков в Приморье и на муниципальном уровне. Двадцати-тридцатилетние депутаты составляют здесь 25 - 37%. Особенно ярко эта тенденция прослеживается в портовых городах Владивосток, Находка <8>, где политическая жизнь особенно активна (в отличие от Уссурийска, Партизанска, Дальнереченска).

--------------------------------


<7> Официальный сайт администрации Приморского края: http://primorsky.ru/.

<8> Текущий архив Думы г. Владивостока, официальный сайт администрации г. Находка: http://www.nakhodka-city.ru/.

 

В целом анализ возрастного состава парламентов на Дальнем Востоке показал, что средний возраст кандидатов, успешно проводивших свои кампании в конце 1990-х гг., - 35 - 45 лет. По мнению исследователей <9>, в сорокалетнем кандидате избиратель видит желаемое для него сочетание опыта и молодости, энергии, активности. Однако последние выборы законодательных органов краев и областей менее чем наполовину обновили депутатский корпус. Соответственно поднялся статистический показатель возраста региональных депутатов. Таким образом, группа пятидесяти- и шестидесятилетних законодателей по Дальнему Востоку остается весьма значительной. По данным исследователя А.С. Дроздова <10>, наиболее патриархальная возрастная структура местных парламентов характерна для этнических республик и автономий (Республика Саха (Якутия), Чукотский, Корякский автономные округа, Еврейская автономная область).

--------------------------------

<9> Никифорова Н.А. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчиненными: Автореф. дис.... к.п.н. Иваново, 1998.

<10> Дроздов А.С. Выборы в дальневосточном регионе в условиях политической трансформации общества: опыт и проблемы: Дис.... канд. полит. наук. Владивосток, 2004. С. 117.

 

Что касается исполнительной ветви власти, то она формируется в основном номенклатурным способом. А потому бюрократическая элита менее обновляема. По свидетельству работников муниципальной администрации, для современной исполнительной ветви власти преимущественно характерна горизонтальная мобильность. Движение кадров осуществляется внутри администрации. Перемещаются начальники управлений, отделов, председатели комитетов. Наиболее устойчива ближайшая команда мэра. Около 60% современного состава администраций городов - старая элита со стажем муниципальной службы более 10 лет, из них 13% находятся на руководящей должности более тридцати лет <11>. Немалая доля современной бюрократической элиты прошла старую, советскую, школу. Практика неформальных согласований, "капитал" связей и семейственность как факторы продвижения во властные структуры остаются реальностью и сегодня. И в этом дальневосточная элита мало отличается от элитных групп других регионов России <12>.

--------------------------------

<11> Справка о социальном составе администрации г. Владивостока. 12.05.2004. N 4059 Д // Текущий архив администрации г. Владивостока; Справка о социальном составе администрации г. Хабаровска. 22.03.2006. N 2.10-301 // Текущий архив администрации г. Хабаровска.

<12> Для сравнения - данные по Южному федеральному округу: Старостин А. Современные российские элиты: на пути к новой конфигурации // Власть. 2003. N 7. С. 50 - 51.

 

Еще одна особенность дальневосточной элиты, сформировавшейся к настоящему времени, - значительная доля выходцев из местной "глубинки" (более 60%) <13>. Не менее 75% приморской элиты краевого и муниципальных уровней являются коренными жителями края, уроженцами деревень, сел, малых городов. Здесь прошло их детство, юность. Связи, обретенные в пору студенчества, - самые крепкие. В сравнении с приморской элитой во властной элите Хабаровского края выходцев из сельской местности еще больше. Отличаются также широтой географии их родные места. В отличие от Приморского края, где элита самозамкнута, родное село (город) представителя хабаровской элиты может быть в любом уголке Дальнего Востока. Коренных дальневосточников здесь более 70% <14>. Иная ситуация в верхних эшелонах политико-административной элиты Камчатской области, где дальневосточники составляют около 36% <15>, из них только половина может назвать своей малой родиной Камчатку. Характерно также, что не менее 30% составляют уроженцы краевых, областных, республиканских центров. Высшее управленческое звено Чукотской АО в последнее десятилетие значительно обновлено и не представлено коренными дальневосточниками <16>, что может показаться сложным в условиях давно сложившихся социальных сетей на областном уровне. Однако губернатор Р.А. Абрамович укрепил свою команду молодых менеджеров из ОАО "Сибнефть" опытными старыми кадрами (А.Д. Даллакян работает на руководящих должностях в комсомольских, партийных органах округа с 1977 г.).


--------------------------------

<13> Анализ данных по: текущие архивы Законодательной Думы Хабаровского края, Законодательного Собрания Приморского края, текущие архивы администраций г. Хабаровска, г. Владивостока, г. Уссурийска.

<14> На основе источников: Сервер правительства Хабаровского края: http://www.adm.khv.ru/; сайт Законодательной Думы Хабаровского края: http://www.duma.khv.ru/; официальные сайты администраций городов Хабаровского края: http://khabarovsk.kht.ru/; http://www.kmscity.ru/; http://sovgavan-rayon.ru/power/; http://www.nikoladm.ru/; http://www.vanino.org/.

<15> Официальный сайт администрации Камчатской области: http://www.ako.kamchatka.ru/.

<16> Официальный сайт администрации Чукотского автономного округа: http://www.chukotka.ru/.

 

Примечателен высокий образовательный уровень дальневосточной элиты. От 20 до 40% <17> руководящего состава дальневосточных краев, областей, автономных округов - интеллектуальная элита, кандидаты и доктора наук (преимущественно экономических и технических наук). А ведь совсем недавно (в 1990-х гг.) специалисты указывали на низкий уровень профессионализма и компетентности государственных служащих, связывая этот факт с недостаточным запасом современных знаний теории и практики менеджмента, юриспруденции, социальной психологии, компьютерной грамотности, основ делопроизводства. Многим управленцам не хватало навыков анализа местных проблем, умений грамотного взаимодействия с коллегами. В связи с принятием Закона РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" в июле 1995 г. и местных Законов о государственной службе активизировалась работа с кадрами государственных служащих <18>. Сегодня около 50% руководящего состава администраций краевых и областных центров имеют второе высшее образование по специальности "Государственное и муниципальное управление". В Хабаровске, где на базе Дальневосточного кадрового центра с апреля 1995 г. был открыт филиал Российской академии государственной службы (Дальневосточная академия государственной службы), этот процент выше. В руководящем составе администрации города такое второе образование у 60%.

--------------------------------

<17> На основе источников: Официальные сайты администраций Приморского (http://primorsky.ru/), Хабаровского краев (http://www.adm.khv.ru/), Амурской (http://www.amurobl.ru/), Камчатской (http://www.ako.kamchatka.ru/), Магаданской областей (http://www.magadan.ru/), Корякского автономного округа (http://www.koryak.ru/).


<18> Буянов Е.В. Органы государственной власти дальневосточных субъектов РФ: история и итоги реформирования (к. 80-х - 90-е гг. XX в.): Автореф. дис.... докт. ист. наук. Владивосток: Изд-во АГУ, 2003. С. 27 - 28.

 

Показательно также, что большинство из представителей региональной элиты получили образование в одном из вузов своего краевого (областного) центра. Так, в начале 2000-х гг. более 80% политической элиты Приморского края составляли выпускники приморских вузов. В хабаровской элите более 90% выпускников дальневосточных вузов, половина из которых - хабаровские. Такой характер образования отражается на свойствах местной политики, где многие вопросы решаются на неформальном уровне, по обоюдному согласию сторон.

Что соответствует общероссийской статистике, так это факт, что политики-мужчины - более распространенное явление, чем политики-женщины. До 90% мужчин во власти - данные по составу краевых парламентов на Дальнем Востоке. Не менее высоки данные по муниципальным думам. На выборах 2006 г. (в Приморском крае и в Еврейской АО <19>) доля женщин среди депутатов значительно ниже, чем их доля в партийных списках, допущенных к распределению мандатов: при формировании списков женщинам чаще отводят непроходные места. В административной элите схожая ситуация. Отметим, однако, что попасть во властвующую элиту женщины могут через низовые звенья административного аппарата. Некоторые провинциальные города дают до 70% женщин в руководящих кадрах муниципалитетов (например, приморский город Уссурийск <20>).

--------------------------------

<19> Мониторинг региональных избирательных кампаний от 8 октября 2006 года // Бюллетень Национального центра демократических процедур. Выпуск N 1. Декабрь 2006 г. С. 83 - 84.

<20> Справка о социальном составе администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район. 20.05.2004. N 36-11/42 // Текущий архив администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район.

 

Таким образом, в современную политическую элиту Дальнего Востока можно войти как через аппарат исполнительной власти, так и через парламент. Еще раз подчеркнем, что в целом для административной элиты на Дальнем Востоке в большинстве случаев характерна горизонтальная мобильность. А механизм обновления представительной элиты имеет ряд специфических черт, связанных с особенностями выборов в Дальневосточном регионе. Прежде всего это довольно низкая явка избирателей к урнам, протестное голосование и большой процент безальтернативных выборов (особенно в Приморском крае). С проблемой маргинализации избирателей как основой для всевозможных социально-политических манипуляций столкнулись и другие регионы <21>, но на Дальнем Востоке явление приобрело наиболее масштабный характер <22>.


--------------------------------

<21> Агапонов А.К., Игнатов В.Г., Понеделков А.В., Старостин А.М. Электоральные процессы и региональные элиты // Власть. 2003. N 4. С. 49; Сергеев С.Г. Реализация маргинальной имиджевой компоненты в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Саратовской областной Думы третьего созыва // Власть. 2003. N 4. С. 32.

<22> Дроздов А.С. Выборы в Дальневосточном регионе в условиях политической трансформации общества: опыт и проблемы: Дис.... канд. полит. наук: 23.00.02. Владивосток: Б.и., 2004.

 

Кроме того, как отмечает Национальный центр демократических процедур <23>, анализ социального состава кандидатов в депутаты в кампании 2006 г. <24> свидетельствует о значительном действии административно-командной модели. Обновление элиты затрудняется также сложностями партийного строительства. При достаточно разветвленной сети партийных структур в Приморье даже самые многочисленные из них до выборов 2006 г. не использовались властной элитой для продвижения своих кандидатов во властные структуры. По данным дальневосточного профессора В.М. Фершта, в рейтинге ста самых известных и удачливых приморцев 2003 года не названо ни одного партийного лидера <25>. Подобная ситуация является типичной по региону в целом. Проблема партогенеза оказалась сложной и на общероссийском уровне. Истоки ее представляются в недостаточном внимании правящей элиты к идеологическому фактору в качестве фундаментальной основы государственной политики <26>.

--------------------------------

<23> Мониторинг... С. 56.

<24> В результате выборов 2006 г. были сформированы новые составы законодательных органов двух субъектов РФ на Дальнем Востоке - Приморского края и Еврейской автономной области.

<25> Фершт В.М. и др. авторы. Загадки владивостокской элиты. Владивосток, 2004. С. 90.

<26> Долгов В.М. Идеологический фактор в электоральном процессе современной России // Власть. 2003. N 7. С. 6 - 8.

 

Исследование динамики состава дальневосточных элит, специфики их циркуляции обнаружило сокращение масштабов обновления политических элит в Дальневосточном регионе. Сегодня можно утверждать, что на Дальнем Востоке завершилась постсоветская трансформация элит, наступил период стабилизации, консервации.

И последнее. Хотелось бы отметить, что в условиях ужесточения вертикали власти повышается ответственность административно-политических элит за ситуацию в регионах. И потому современная политическая ситуация предъявляет особые требования к их качественным характеристикам. От характера дальневосточной элиты, степени ее открытости, от способности элиты конструктивно управлять регионом, от ее заинтересованности в стабильности социальных структур, их поступательном развитии зависят перспективы общественного развития на российском Дальнем Востоке и в целом позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Молодежь в тисках социально-экономических противоречий

(Молчанов А.В.)

("Трудовое право", 2006, N 9)

Дата

23.08.2006

Информация о публикации

"Трудовое право", 2006, N 9

Примечание к документу

 

Текст документа

 

МОЛОДЕЖЬ В ТИСКАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

 

А.В. МОЛЧАНОВ

 

Экономическое реформирование, начатое в 90-х годах прошлого века, в один момент утонуло под тяжестью огромного количества новых и старых проблем, а его всплытие осуществляется с огромными трудностями и издержками.

Государство ни организационно, ни экономически не в состоянии одновременно решать все накопившиеся проблемы, а среди них есть такие, которые оказывают решающую роль на длительные перспективы развития страны.

Проблемы молодежи сложны, многогранны и проявляют себя практически во всех сферах современного общества.

Изменилась в худшую сторону потенциальная база контингента молодых людей, вступающих в сознательную жизнь, способных осмысливать происходящие в стране социально-экономические процессы, возможно - будущих абитуриентов различных учебных заведений.

Наименее законодательно разработанными и подготовленными к практическому использованию оказались многие вопросы, касающиеся проблемы подрастающего поколения и молодежи.

Одна из главных причин, повлиявших на современное положение молодежи, - снижение жизненного уровня для достаточно значительного количества российских семей. Не будем навязывать читателям всем известные экономические выкладки и ограничимся минимумом.

Одной из таких важнейших для судеб государства проблем, по мнению многих специалистов и практиков, является проблема молодежи.

Дифференциация доходов населения, т.е. разрыв между нижними и верхними их группами, составляет 17 раз, что играет огромную роль в мотивации молодых людей и их родителей.

Нерешенность проблемы можно подчеркнуть происходящей в нашей стране третьей волной беспризорности, когда более 700 тыс. детей-сирот, 2 млн. подростков неграмотны, более 6 млн. несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях, 4 млн. подростков употребляют наркотики, из них наркозависимы около 1 млн. (глава МВД РФ Рашид Нургалиев).

В то же время проблемы подрастающего поколения и молодежи имеют важнейшее, можно утверждать, решающее значение для перспектив развития всего российского общества.

Среди проблем молодежи одной из фундаментальных, основообразующих проблем необходимо признать образование - весь его цикл, от начальной школы до момента выхода работника на заслуженный отдых.

Объемы небольшой статьи не позволяют рассмотреть все накопившиеся здесь проблемы молодежи, поэтому автор решил более подробно остановиться на менее освещаемом в прессе вопросе - профессиональном образовании молодых людей, будущего трудового потенциала России, его нижнем и среднем уровнях, учитывая, что базовая профессиональная подготовка на 90% носит "молодежный оттенок".

Для большей убедительности наших рассуждений напомним, что профессиональное образование представляет собой совокупность систематизированных знаний, умений и практических навыков, позволяющих квалифицированно выполнять работу по определенной специальности.

Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачам ускоренного преодоления накопившегося отставания России от мировых тенденций экономического и социального развития. Образование должно входить в состав основных приоритетов российского общества и государства, стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, способствовать формированию жизненных установок личности.

После последней революции в России складывалась, мягко говоря, не совсем благоприятная ситуация в образовательном процессе. Государство постепенно уходило из образования, которое вынуждено было само заниматься выживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. Это вызвало серьезные разрывы в системе "государство - образование - общество".

Произошло отставание образования от насущных проблем развития общества, девальвация его общественной значимости. Положение обостряется и тем, что еще продолжает сохраняться период переключения ранее профессионально подготовленных работников, высвобождаемых на различных участках производства и управления, на новые виды профессиональной деятельности.

Особенно пострадало начальное и среднее профессиональное образование. Снижение финансирования значительно ухудшило всю ситуацию вокруг этого одного из важнейших для решения экономических задач уровня образования. Значительные потери произошли в материально-технической базе, ухудшился потенциал преподавательского состава в связи с низким уровнем заработной платы, появились трудности в организации производственной практики.

Наиболее сложное положение сложилось в первое десятилетие экономического реформирования в нашей стране. Для убедительности сошлемся на небольшой фрагмент крайне скудной статистической отчетности.

 

 

Основные показатели системы профессионально-технического образования Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2001)
           
1. Число учреждений начального профессионального образования Численность учащихся в млн. 4328 1.9 4273 1.7 4166 1.7 3872 1.7  
2. Число государственных средних специальных учебных заведений Численность студентов в млн. Численность студентов на 10 тыс. населения 2603 2.3 153 2607 2.0 134 2612 1.9 130 2595 2.4 167  
3. Выпущено специалистов из государственных средних специальных учебных заведений в тыс. Численность студентов на 10 тыс. населения 636,6 43 546,1 37 473,0 32 593,2 41  

 

Приведенные данные убедительно доказывают трудности первого послереволюционного десятилетия, когда снизилась численность подготовленных высококвалифицированных рабочих кадров, а качество их подготовки стало еще более отставать от мирового уровня. Снижение численности высоквалифицированных рабочих кадров по сравнению с США и Германией произошло примерно в 8 - 10 раз.

С конца 1990 г. начал осуществляться переход от унитарной системы профессионально-технического образования к многообразию моделей профессионально-технических учебных заведений: создаются технические и гуманитарные колледжи, лицеи, коммерческие училища, центры, бизнес-школы и др.

К началу 2003 г. было создано около 90 негосударственных средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 100 тыс. человек. К сожалению, основная часть негосударственных образовательных учреждений расположена в крупных городах - в Москве (около 40%), в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Негосударственные образовательные учреждения сталкиваются с трудностями в аккредитации и аттестации. Проблематичными остаются вопросы получения выпускниками неаккредитованных образовательных учреждений дипломов государственного образца.

Проникновение рыночных отношений в образовательный процесс не только в целом не улучшило ситуацию, но и по многим параметрам привело к отрицательному результату. Обозначился явный перекос в структуре обучаемых в системе профессионального образования: значительный рост численности обучаемых по гуманитарным специальностям (включая экономические) и снижение по техническим.

К сожалению, имеющаяся статистическая информация носит неполный и некомплексный характер. Но и приведенные ниже данные подтверждают происходившие процессы.

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Прием в государственные средние специальные учебные заведения по группам │

│ специальностей (в тыс. чел.) │

├─────────────────────────────────────┬──────┬───────┬───────┬───────┬────────┤

│ │1990 │ 1995 │ 2000 │ 2001 │ 2002 │

│ ├──────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Гуманитарно-социальные │ 5,2 │ 27,9 │ 70,4 │ 68,5 │ 71,3 │

│ ├──────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Экономика и управление │134,7 │ 185,6 │ 231,4 │ 237,8 │ 229,9 │

│ ├──────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Машиностроение и металлообработка │ 57,5 │ 23,8 │ 23,9 │ 24,6 │ 24,8 │

├─────────────────────────────────────┴──────┴───────┴───────┴───────┴────────┤

│ Подготовка квалифицированных рабочих учреждениями начального │

│ профессионального образования по профессиям (в тыс. чел.) │

├─────────────────────────────────────┬──────┬───────┬───────┬────────────────┤

│ │2001 │ 2002 │ 2003 │ │

│ ├──────┼───────┼───────┼────────────────┤

│ Всего │758,6 │ 745,3 │721,5 │ │

│ ├──────┼───────┼───────┤ │

│ Промышленность │230,9 │ 224,5 │ 210,5 │ │

│ ├──────┼───────┼───────┤ │

│ В том числе │ │ │ │ │

│ металлообработка │117,7 │ 114,7 │108,8 │ │

├─────────────────────────────────────┴──────┴───────┴───────┴────────────────┤

│ Выпуск квалифицированных рабочих учреждениями начального профессионального │

│ образования по отраслям (в тыс. чел.) │

├─────────────────────────────────────┬──────┬───────┬───────┬───────┬────────┤

│ │1990 │ 1995 │ 2000 │ 2001 │ 2002 │

│ ├──────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│ Всего │1272 │ 841 │ 763 │ 759 │ 745 │

│ ├──────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│ Промышленность │ │ 183,1 │ 124,4 │ 230,9 │ 224,5 │

│ │ ├───────┼───────┼───────┼────────┤

│ В том числе │ │ │ │ │ │

│ металлургия │ │ 4,6 │ 2,9 │ 2,1 │ 2,4 │

│ │ ├───────┼───────┼───────┼────────┤

│ химия │ │ 10,5 │ 7,8 │ 1,0 │ 0,7 │







Date: 2015-09-17; view: 312; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.032 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию