Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовая и социальная защита. 25 page
-------------------------------- <1> См.: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: БЕК, 2001. С. 364.
Поэтому изучение любого внутригосударственного правового явления необходимо начинать с точки зрения международных установлений, существующих в той или иной области, так как любое цивилизованное общество (государство) нельзя рассматривать изолированно от мировой цивилизации в целом <2>. -------------------------------- <2> См.: Уржинский К.К. Правовые аспекты борьбы с бедностью и проблемы реализации международных стандартов в области прав человека в законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Э.Г. Тучковой. М.: ТК "Велби"; "Проспект", 2004. С. 2.
В начале XXI в. значительно возросла роль международных норм в решении социальных проблем в различных странах мира. В центре внимания мирового сообщества стала борьба с нищетой и связанные с ней реформы социального обеспечения. Этому пути следуют и члены Евразийского экономического сообщества. Согласно Концепции согласованной социальной политики государств - членов Евразийского экономического сообщества, "наиболее актуальными проблемами остаются: неравномерность распределения доходов, несовершенство системы социальной защиты и относительно высокий уровень бедности". "Концепция представляет собой систему взаимосогласованных Сторонами общих целей, принципов и приоритетов социального развития в условиях углубления межгосударственных отношений, в ней определены направления, этапы и механизмы ее реализации". При формировании согласованной социальной политики Сторон наиболее оправданным является определение стратегических целей, социальных стандартов и индикаторов, уровня поэтапного формирования социальной политики Сообщества. В этой связи процесс социальной интеграции направлен на решение следующих основных задач: - обеспечение достойного уровня и качества жизни населения; - преодоление бедности; - усиление социальной защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения... Согласно разделу III Концепции согласованная социальная политика Сторон основывается в том числе на принципе права на достойную жизнь граждан каждого из государств - членов Сообщества и социальной солидарности общества. В этой связи для решения задачи преодоления бедности и реализации вышеназванных принципов, на наш взгляд, целесообразно сделать шаг вперед, развить и закрепить с учетом имеющегося международного опыта цели государственной социальной помощи, как основного вида выравнивания доходов населения, опирающегося именно на уровень доходов безотносительно принадлежности к определенной социальной категории. Для реализации данной задачи помимо международных актов общемирового уровня, таких как Всеобщая декларация прав человека, актов Международной организации труда (МОТ), Хартию Союза "Об основных правах" 2000 г. <3> странам - участникам ЕврАзЭС необходимо обратиться к актам Содружества Независимых Государств. Все страны - члены ЕврАзЭС входят в СНГ. Устав СНГ <4> предусматривает, что к сфере совместной деятельности участников Содружества относятся в том числе проблемы правового регулирования и обеспечения прав и основных свобод человека, вопросы социальной и миграционной политики. В ст. 14 Конвенции СНГ 1995 г. "О правах и основных свободах человека" <5> предусмотрено, что каждый человек имеет право на труд и на защиту от безработицы. В ст. 16 Конвенции закреплено, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение. В целях обеспечения эффективного осуществления права на социальную помощь, участники обязались обеспечить любому лицу, которое не имеет достаточных средств и которое не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников, в частности за счет льгот в рамках системы социального обеспечения, получение необходимой помощи. -------------------------------- <3> См.: Московский журнал международного права. 2003. N 2. С. 302 - 314. <4> См.: Бюллетень международных договоров. 1994. N 1. <5> См.: Российская газета. 23.06.1995. N 120.
Важное для нас положение содержится в Концепции формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества (принята 31.05.2007 Постановлением 28-6 на 28-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) <6>, в п. 2.2 "Совершенствование системы заработной платы" предусмотрено установление размера минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума (минимального потребительского бюджета). -------------------------------- <6> См.: Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2007. N 40. С. 153 - 193.
В России цели оказания государственной социальной помощи сформулированы в Федеральном законе "О государственной социальной помощи" <7>. -------------------------------- <7> См.: Собрание законодательства РФ. 19.07.1999. N 29. Ст. 3699.
Формулировка указанных целей в российском законодательстве достаточно спорная. Первая цель - поддержание уровня жизни малоимущих семей. Логичнее было бы добавить к данной формулировке - достойного. Вторая цель - адресного использования бюджетных средств аналогична третьей цели и относится более к бюджетному законодательству, более того, бюджетные средства должны использоваться на цели, предусмотренные законодательством. Третья цель - усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан также не относится к целям социальной помощи, поскольку, во-первых, в том виде, в котором она оказывается в настоящее время, такая помощь предоставляется достаточно большому кругу получателей и в довольно слабой мере отражает какую бы то ни было адресность, а во-вторых, постановка данной цели вовсе не обязательна, поскольку уже первой целью формируется круг получателей, и при введении уточненного определения малоимущих необходимость в ее выделении отпадает. Четвертая цель (создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг) также не имеет отношения к государственной социальной помощи, поскольку относится более к целям организации социальных органов, а не к отдельному виду их деятельности. Снижения уровня социального неравенства пятая цель, которую действительно нужно закрепить в рамках данного Закона. И наконец, шестая цель - повышение доходов населения достигается в большей мере за счет установления минимальной заработной платы и пенсий на уровне хотя бы прожиточного минимума. Более точно она может быть сформулирована как обеспечение достойного уровня жизни населения (доходов населения на уровне прожиточного минимума). Кроме того, такая цель, как увеличение доходов малоимущих граждан до прожиточного минимума, изначально существовала в данном Законе, однако впоследствии была исключена <8>. -------------------------------- <8> См.: Ст. 11 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (в ред. до 22 августа 2004 г.).
Необходимо, чтобы именно на международном уровне было закреплено, что бедность есть социальный риск, который должен покрываться за счет бюджетных средств и выступать объектом защиты для государственной системы социальной помощи. Россия, не ратифицировав Конвенции о минимальной оплате труда <9>, выплачивает государственную социальную помощь, в отличие от стран Европы, не в трудной жизненной ситуации, а просто когда зарплата ниже прожиточного минимума, - в этом основное отличие и феномен государственной социальной помощи в России. -------------------------------- <9> См., напр.: Конвенция N 131 МОТ "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран".
Даже если допустить, что минимальный размер оплаты труда будет равен величине прожиточного минимума в стране, то это не сможет решить проблему бедности в России <10>. -------------------------------- <10> См.: Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Науч.-практ. пособие. М.: Проспект, 2009. С. 40.
Данный вывод основывается на следующем: во-первых, прожиточный минимум не учитывает полного набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных материальных и культурных потребностей, а также постоянно возрастающих затрат на содержание жилья, медицинское обслуживание, общее и профессиональное образование, социальные нужды и т.д.; во-вторых, весьма низкая оплата труда у большинства работающих, особенно в бюджетной сфере; в-третьих, размер минимальной заработной платы, как и прожиточного минимума, не учитывает, что работник должен содержать только себя, но и своего ребенка <11>. -------------------------------- <11> См.: Римашевская Н.М. О проблеме преодоления бедности и неравенства: Доклад на заседании секции экономики ООН РАН 22 марта 2005 г. ЭНСР. N 3 (30). С. 50.
Прожиточный минимум должен строиться на уровне дохода среднего гражданина, и, чтобы достичь этого, необходимо изменить цель создания потребительской корзины. Такая цель может быть взята из Европейской социальной хартии, которую можно выразить следующим образом: цель создания потребительской корзины - определение набора продуктов, товаров и услуг, обеспечивающего достойный уровень жизни, близкий к средненациональному показателю. В таком случае граждане будут удовлетворены тем, что их уровень жизни не отличается резко от среднего в стране. Подводя итог докладу, можно сделать следующий вывод. Правовая база для преодоления бедности на международном уровне имеется. Для ее дальнейшей имплементации в национальные законодательства и унификации законодательства в этой области стран - членов ЕврАзЭС представляется целесообразным расширить имеющиеся в Конвенции цели борьбы с бедностью с выделением их в отдельный параграф и закреплением в Конвенции основных положений, приведенных в настоящем докладе.
Название документа Статья: Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация (Серегина Л.В.) ("Журнал российского права", 2011, N 2) Дата 04.02.2011 Информация о публикации Серегина Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация // Журнал российского права. 2011. N 2. С. 73 - 81. Примечание к документу
Текст документа
СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Л.В. СЕРЕГИНА
Серегина Лариса Владимировна, научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении ИЗиСП.
На основе анализа законодательства и научной литературы сформулированы существенные признаки социальных гарантий в сфере занятости населения; даны их определение и классификация. В качестве главного критерия классификации предлагается использовать основное функциональное назначение этих социальных гарантий - обеспечение конституционного права на защиту от безработицы.
Ключевые слова: социальные гарантии, занятость, защита от безработицы.
Social guarantees in the field of population's employment: notion, attributes and classification L.V. Seregina
This article, based on the analysis of legislation and scientific literature, formulates the important features of social guarantees and suggests the definition of social guarantees provided to citizens in the field of employment. Author investigates the most common features of the social guarantees system in the field of employment and offers their classification. The basic functional purpose of social guarantees in the field of employment is offered to be used as the main criterion for their classification - the ensuring of the constitutional right to protection against unemployment.
Key words: social security, employment, protection against unemployment.
Закрепление в ст. 37 Конституции РФ права каждого на защиту от безработицы возлагает на государство соответствующие обязанности, которые включают в себя установление социальных гарантий защиты и поддержки работников при наступлении безработицы. Прежде чем приступить к анализу социальных гарантий в сфере занятости населения, важно уточнить понятие категории "социальные гарантии". В русском языке слово "гарантия" означает обеспечение, ручательство <1>. Кроме того, этот термин применяется для обозначения способов и средств, при помощи которых осуществляется обеспечение <2>. В теории права различают обеспечение прав и свобод и собственно их реализацию <3>. Под обеспечением субъективных прав и свобод понимается система их гарантирования, т.е. система общих условий и специальных (юридических) средств, которые направлены на их правомерную реализацию, а в необходимых случаях - на охрану <4>. -------------------------------- <1> См.: Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935. С. 541. <2> См.: Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 10. С. 220. <3> См.: Толкачев К.Б. Теоретико-методологические основания реализации личных конституционных прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. СПб., 1998. С. 31. <4> См.: Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. С. 195 - 196.
Значительная часть прав и свобод закреплена в Конституции РФ, где указываются экономические, политические условия и юридические средства, призванные обеспечить их реальное осуществление. Конституционные гарантии конкретизированы в кодексах, федеральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативных правовых актах. Несмотря на широкое применение термина "социальные гарантии" в нормативных актах различного уровня <5>, его обобщающего определения в законодательстве не имеется. В нормативных актах содержатся лишь перечни социальных гарантий, предоставляемых отдельным категориям граждан. -------------------------------- <5> См.: Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях"; Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"; Закон г. Москвы от 25 февраля 2004 г. N 9 "О статусе депутата муниципального собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве" и др.
Социальные гарантии как правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права индивида, в нормативных актах сформулированы по-разному: в виде социальных прав и правомочий, направленных на обеспечение наиболее общего (конституционного) права; в виде льгот - преимуществ, дополнительных прав, предоставленных отдельным категориям граждан; в виде мер социальной поддержки, перечень которых определен законом по конкретным категориям получателей; в виде обязанностей государства и (или) других субъектов, призванных обеспечить возможность реализации права посредством создания условий и совершения определенных действий в целях предоставления мер социальной поддержки, включающих оказание социальных услуг, осуществление социальных выплат. В юридической литературе также не выработано единого понятия социальных гарантий. Одни ученые под ними понимают "основополагающие условия, которые предопределяют в целом реальность прав и свобод человека, являются решающей предпосылкой формирования у индивида заинтересованности в их реализации" <6>, "материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических прав членов общества" <7>, "предусмотренные законом долговременные обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан" <8>. Конституционалисты рассматривают социальные гарантии как "часть общих гарантий прав и свобод, которые призваны обеспечить реализацию социальных прав" <9>. -------------------------------- <6> Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. <7> Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: Учеб.-практ. пособие. М., 2006; Неупокоев М.Д. Социальные гарантии государственных гражданских служащих: Дис.... канд. социологических наук. М., 2004. С. 20. <8> Гатауллин Р.Ф., Нусратуллин И.В. Построение эффективной системы социальной защиты населения: Учеб. пособие. Уфа, 2003. С. 34. <9> Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7.
Некоторые ученые определяют социальные гарантии как один из элементов системы социальной защиты <10>, как элемент структуры правового статуса личности <11>, как меру (способ) обеспечения социальных прав. Так, например, А.В. Кудашкин и К.В. Фатеев под социальными гарантиями военнослужащих понимают "совокупность прежде всего различного рода социально-экономических и организационных предпосылок, условий, средств, способов в целях реализации (осуществления) ими прав и свобод, удовлетворения их законных интересов, которые под воздействием правового регулирования приобретают качество юридических (правовых) гарантий" <12>. В.Н. Толкунова считала, что "социальные гарантии - это материальные условия, которые в данный период государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице" <13>. -------------------------------- <10> См.: Гатауллин Р.Ф., Нусратуллин И.В. Указ. соч. С. 32, 34; Неупокоев М.Д. Указ. соч. С. 12 - 14, 20. <11> См.: Конституционный статус личности в СССР. С. 21 - 26; Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. <12> Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". 4-е изд. М., 2005. <13> Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. М., 2002. С. 98.
Представители экономических наук Е.Ш. Гонтмахер и В.В. Трубин под социальными гарантиями понимают границы, пределы реализации социальных прав, признанных обществом необходимыми и возможными с позиций достигнутого уровня экономического развития, наличия ресурсов для их реализации и зафиксированных в виде норм национального законодательства <14>. По мнению О.В. Никоновой, "социальная гарантия есть зафиксированное в Конституции правовое положение, в соответствии с которым гражданам предоставляются основополагающие права в социально-трудовой сфере - право на труд и защиту от безработицы, право на социальное обеспечение по возрасту, право на бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных образовательных и медицинских учреждениях" <15>. -------------------------------- <14> См.: Гонтмахер Е.Ш., Трубин В.В. Эволюция системы социальной поддержки населения // Общество и экономика. 2000. N 9 - 10. С. 34. <15> Никонова О.В. Социальные гарантии в Российской Федерации: проблемы реализации: Дис.... канд. экон. наук. М., 2003. С. 32.
На основе анализа законодательства и научной литературы сформулируем наиболее важные признаки социальных гарантий. Социальные гарантии призваны обеспечить реализацию прав граждан на получение социальной защиты, в том числе поддержание достойного уровня жизни при наступлении социальных рисков, и доступ к ценностям цивилизованного общества. В то же время эти гарантии определяют пределы возможностей индивида претендовать на получение социальных благ при наступлении определенных обстоятельств, в частности в случае объективной невозможности самостоятельно обеспечить достаточные условия существования для себя и своей семьи, невозможности пользоваться наравне с другими лицами ценностями цивилизованного общества. Социальные гарантии призваны обеспечить по крайней мере минимальный уровень жизнедеятельности всем членам общества и создать равные стартовые возможности для самореализации и удовлетворения своих потребностей. Названные гарантии предоставляются с учетом экономических, политических условий, финансовых возможностей государства или лица, предоставляющего их. Основу социальных гарантий составляют государственные минимальные социальные стандарты <16>. -------------------------------- <16> Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты населения в областях: оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, жилищно-коммунального обслуживания (см.: Гатауллин Р.Ф., Нусратуллин И.В. Указ. соч. С. 34).
Социальные гарантии могут предоставляться как всем гражданам на основе принципа всеобщности, так и отдельным категориям граждан, особо нуждающимся в поддержке и социальной защите со стороны государства и общества. В обществе с рыночными отношениями главную функцию социальной защиты населения берет на себя государство. В связи с этим основная масса социальных гарантий предоставляется государством. Все указанные признаки социальных гарантий в полной мере можно отнести и к социальным гарантиям, предоставляемым в сфере занятости населения. В то же время они обладают некоторыми свойствами, обусловленными их особой целевой направленностью, задачами, которые стоят перед государством и обществом в сфере занятости населения, а также особым характером прав, предоставленных и гарантированных безработным и ищущим работу гражданам, но не признанным таковыми в установленном законом порядке. Особенности социальных гарантий в сфере занятости населения обусловлены в первую очередь тем, что они тесным образом касаются сферы труда. С одной стороны, эти гарантии играют важную роль в функционировании рынка труда и в этом аспекте характеризуются как экономические, с другой - выступают проявлением заботы со стороны государства, выражающейся в оказании содействия гражданину в трудоустройстве, что, в свою очередь, отражает их социальную направленность. Гарантии, предусматривающие материальную поддержку граждан в период поиска ими работы, имеют ярко выраженный социальный характер. Это обстоятельство нашло отражение в нормах Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости). Так, гл. III "Гарантии государства в области занятости" посвящена гарантиям государства в реализации права граждан на труд (ст. 12) и дополнительным гарантиям занятости для отдельных категорий населения (ст. 13). В частности, гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; финансирование в порядке, определяемом Правительством РФ, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения. В главу VI "Социальные гарантии и компенсации" законодатель включил только гарантии социальной поддержки безработных, к которым отнесены выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности, выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, а также возможность при исчислении трудового стажа для получения связанных с ним выплат не учитывать указанные в Законе о занятости периоды времени в качестве его перерывов (ст. 28). Предусмотренные в указанном Законе гарантии в сфере занятости населения в целом направлены на защиту граждан от безработицы, и в этом аспекте выступают как социальные гарантии. К числу гарантий, непосредственно обеспечивающих защиту от безработицы, следует отнести бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, информирование о положении на рынке труда, социальную поддержку, осуществление мер активной политики занятости населения, бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение, финансирование материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения. Возможность беспрепятственной реализации права на социальную защиту от безработицы обеспечивается комплексом мер: развитием экономики, ростом производственно-технического потенциала, нормальным функционированием рынка труда, проводимой государством политикой, направленной на содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, разработкой и реализацией федеральных и региональных программ в сфере занятости населения, принятием федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере труда и занятости населения, созданием и успешным функционированием государственной службы занятости населения, социальной поддержкой граждан в период безработицы, финансовым обеспечением мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных и др. Не менее важную роль играет деятельность органов службы занятости по оказанию содействия в трудоустройстве и осуществлению гарантированных Законом о занятости выплат, а также деятельность работодателей по предоставлению предусмотренных ТК РФ гарантий при приеме на работу, при вынужденном прекращении работы не по вине работника, при увольнении и в других случаях. Гарантированность права на защиту от безработицы ориентирует на его обеспечение государственные органы и иные субъекты, в обязанности которых вменены содействие в трудоустройстве и материальная поддержка безработных граждан. Предоставление социальных гарантий в сфере занятости населения предполагает закрепление на уровне закона долговременных обязательств государства, направленных на обеспечение реализации гражданами конституционного права на защиту от безработицы, возложение на соответствующих субъектов обязанностей по созданию благоприятных условий для получения гражданином социального блага, опосредованного правом на защиту от безработицы. Таким социальным благом может быть получение бесплатного содействия в поиске подходящей работы, направления на общественные работы, на профессиональное обучение, получение пособия по безработице, стипендии и др. Социальные гарантии определяют пределы возможностей граждан претендовать на получение от государства определенных услуг по оказанию бесплатного содействия в обеспечении их занятости и материальной поддержки по установленным законом нормам. Таким образом, социальные гарантии в сфере занятости населения представляют собой совокупность предусмотренных законодательством социально-экономических прав и правомочий (возможностей) по реализации конституционного права на защиту от безработицы, которые в данный период государство, общество могут обеспечить гражданам при потере ими работы и безработице. Социальным гарантиям в сфере занятости, несмотря на их разнообразие, присуще внутреннее единство и целостность, которые обусловливаются наличием неразрывной связи права на труд с правом на защиту от безработицы. Но систему социальных гарантий в сфере занятости, как и любую систему универсального характера, отличает функциональная дифференциация гарантий на однотипные внутрисистемные совокупности <17>. -------------------------------- <17> См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 53.
Социальные гарантии в сфере занятости населения интегрированы в единую систему социальных гарантий различных уровней - федерального, регионального, местного, а также микроуровня (фирмы, предприятия, организации, учреждения) <18>. Эта система образована из социальных гарантий, содержащихся в законодательстве, иных нормативных актах, трудовых договорах, каждая из которых имеет свои цели, подчиненные общей цели, стоящей перед системой, и играет определенную функциональную роль в сфере занятости (обеспечение содействия в трудоустройстве или поддержка существовавшего до потери работы уровня жизни). Date: 2015-09-17; view: 595; Нарушение авторских прав |