Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные принципы системы flexicurity. 7 page
-------------------------------- <2> См.: Баринов Н.А. Гражданско-правовые проблемы удовлетворения имущественных потребностей советских граждан: Дис.... докт. юрид. наук. М., 1988. <3> См., например: Грибанов В.П. Роль гражданского права в удовлетворении материальных и культурных потребностей граждан // Гражданско-правовое регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан / Под ред. В.П. Грибанова, З. Чешки. М., 1989. С. 3 - 24; Кабалкин А.Ю., Химчук В.М. Удовлетворение потребностей граждан и закон. М., 1980; Керимов Д.А. Потребность, интерес и право (к вопросу об объективном и субъективном в праве) // Советское государство и право. 1971. N 4. С. 95 - 103.
Выявляя сущностные черты потребностей, Н.А. Баринов приходит к выводу о том, что, "во-первых, потребность - всегда нужда в чем-то; во-вторых, она проявляется как объективная необходимость; в-третьих, она всегда выступает как определенные отношения, например как имущественные отношения" <4>. По его мнению, систему имущественных потребностей можно классифицировать по следующим основаниям: а) в продовольственных товарах; б) в промышленных товарах; в) в жилище; г) в услугах <5>. -------------------------------- <4> Баринов Н.А. Доктрина имущественных потребностей и ее правовое обеспечение // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения: Научно-практическая конференция (3 - 4 октября 2001 г.) / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2001. С. 181. <5> Там же. С. 181.
В соответствии с концепцией Н.А. Баринова удовлетворение имущественных потребностей обеспечивается гражданско-правовыми средствами, под которыми ученый предлагает понимать "юридические возможности, заложенные в нормах права и его отдельных институтах, которые используются в процессе их реализации в целях обеспечения имущественных и неимущественных потребностей граждан и организаций" <6>. При этом, по его мнению, наименования правовых средств и институтов могут совпадать (например, право собственности, ответственность, договор). Характерной особенностью правовых средств является то, что они предусматриваются нормами права, формирующими определенные юридические возможности. Вместе с тем правовые средства не замыкаются в провозглашении указанных возможностей, а характеризуют эти возможности в динамике, в процессе их реализации <7>. -------------------------------- <6> Там же. С. 181. <7> Там же. С. 181.
Обращается внимание на то, что в своих рассуждениях в одних случаях Н.А. Баринов употребляет словосочетание "имущественные потребности обеспечиваются и удовлетворяются с помощью правовых средств" <8>, а в других - "обеспечение удовлетворения имущественных потребностей" <9>, что в контексте настоящего исследования требует более внимательно отнестись к дефинициям "удовлетворение" и "обеспечение". Анализ научной литературы показывает, что в отношении содержания данных категорий единство среди ученых отсутствует, и порой они употребляются произвольно, по субъективному усмотрению автора. В различных отраслевых исследованиях термин "обеспечить" означает "обезопасить, защитить <10>; предоставить в достаточном количестве для жизненного существования <11>; застраховать <12>; гарантировать, сделать возможным, действительно реально выполнимым" <13>. В большинстве случаев если речь ведется о юридическом обеспечении потребностей, интересов, субъективных прав, то данный термин чаще всего употребляется в последнем значении. -------------------------------- <8> Баринов Н.А. Институт имущественных потребностей в частном праве // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Материалы Всероссийского XIX научного форума (г. Самара, 27 - 28 мая 2011 г.). Самара, 2011. С. 15. <9> См., например: Баринов Н.А. Имущественные потребности и гражданское право / Под ред. Ю.Х. Калмыкова. Саратов, 1987. С. 52. <10> См.: Федорова Н.Г. Развитие законодательства России по формированию правовых средств обеспечения имущественных прав потерпевших // Вестник СГАП. 2008. N 2. С. 191; Багаутдинов Ф.Н. Обеспечение имущественных прав личности при расследовании преступления: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1994. С. 2 - 22; Петрикин В.Ю. Обеспечение имущественных прав граждан при применении мер уголовно-процессуального принуждения: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. С. 2 - 21; Хатуаев В.У. Административно-правовая система обеспечения имущественной безопасности: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 2 - 47. <11> См.: Рахвалова М.Н. Варианты исполнения обязанности по обеспечению потребности получателя ренты в жилище // Семейное и жилищное право. 2009. N 2. С. 26 - 29; Мацулевич Ю.С. К вопросу о понятии потребности в социальном обеспечении (правовой аспект) // Вопросы совершенствования правоприменительной практики гражданского и трудового законодательства (тезисы докладов Республиканской научной конференции 24 - 25 ноября 1989 г.). Вильнюс, 1989. С. 120 - 123. <12> См.: Емельянов А.С. Правовые основы обязательственного государственного страхования: на примере органов внутренних дел: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 7. <13> См.: Елкина О.С. Брачный договор как способ обеспечения имущественных прав супругов // Гражданское право. 2009. N 4. С. 42 - 45; Рыбаков В.А. Конституционное обеспечение имущественных прав граждан: Материалы научно-технической конференции. Уфа, 1993. С. 103 - 105; Тресцова Е.В. Материально-правовые гарантии обеспечения имущественных интересов несовершеннолетних в семейном праве: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 1991; Ломидзе О. Распоряжение обязательственным правом: потребности оборота и их обеспечение действующим законодательством // Хозяйство и право. 2004. N 1. С. 88 - 98; Елисеев В.С. Государственное регулирование аграрных отношений: правовое обеспечение и защита имущественного интереса субъекта сельского хозяйства: Автореф. дис.... докт. юрид. наук. М., 2011. С. 2 - 51.
Удовлетворение потребностей - это беспрерывная целенаправленная деятельность, поскольку потребность выступает источником активности личности. По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие. Неудовлетворение потребностей вызывает чувство неудовлетворенности, обусловленное дефицитом необходимых благ, порой связанное с напряжением и дискомфортом. Следовательно, потребности выступают основными побудительными силами человеческой деятельности, степень удовлетворения потребностей определяет уровень благосостояния, качество жизни. Таким образом, представляется, что обеспечить удовлетворение потребностей - это значит сделать процесс удовлетворения жизненными благами реально выполнимым, гарантированным, достойным человеческого существования. Следовательно, в контексте нашего исследования наиболее приемлемо словосочетание "обеспечение удовлетворения имущественных потребностей". Потребности личности представляют собой иерархическую структуру, которую, по мнению американского психолога А. Маслоу, упрощенно можно представить в виде "пирамиды потребностей", в основании которой находятся элементарные биологические потребности, а последующие уровни составляют социальные потребности: потребности в самореализации, творческой деятельности и т.д. <14>. Социальные потребности личности - разновидность потребностей, обусловленных общественной природой человека, связанных с процессом ее социализации, интеграции в сложившуюся систему общественных отношений. Под ними следует понимать потребности в культурном развитии, образовании, состоянии здоровья, окружающей микросреды, условий труда, отдыха, жилища. Социальные потребности, по мнению О.В. Хлопиной, всегда связаны с социальными проблемами - экологией, преступностью, низкой продолжительностью жизни и т.д. В этом смысле социальные потребности общества совпадают с понятием национальных или государственных приоритетов, так как в конечном счете речь идет о качестве населения и о месте Российского государства в международном сообществе. Качество населения складывается из его благосостояния, здоровья, продолжительности жизни, образованности, успешности реализации творческих начал, безопасности и т.д. <15>. -------------------------------- <14> Наиболее подробно идеи А. Маслоу изложены в книге 1954 г. "Мотивация и Личность" (Motivation and Personality) // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki. <15> Хлопина О.В. Инновации, право и социальные потребности: проблемы соотношения // Правовые проблемы научного прогресса: Материалы заседаний Международной школы молодых ученых-юристов. Москва, 28 - 30 мая 2009 г. М., 2010. С. 122.
Осознанные потребности - это социальные интересы, обобщенное воплощение социальных потребностей. Интерес - это обобщенная потребность в чем-либо. Однако, по справедливому замечанию В.П. Грибанова, "потребность и интерес - не одно и то же" <16>, хотя между ними существует неразрывная связь. Потребность порождает интерес, становясь его содержанием. Сформировавшийся интерес конкретизирует потребность и означает завершение процесса прохождения потребности через сознание субъекта и его нацеленность на определенный объект действительности. Следовательно, являясь первопричиной по отношению к интересу, потребность руководит интересом. "Интерес тем самым приобретает характер цели... которые реализуются лишь благодаря воле, волевой деятельности, - отмечает Д.А. Керимов. - Основой этого процесса является объективная реальность, объективность потребностей, интереса, цели и воли" <17>. Идея удовлетворения какой-либо потребности или жизненного интереса лежит в основе правоотношения. Удовлетворение такой потребности как жизненного отношения требует признания в обществе юридическим отношением. Классики российской цивилистики единодушны в оценке того, что формирование, содержание и назначение права определяются потребностями и интересами людей и стремлением их удовлетворить <18>. -------------------------------- <16> Грибанов В.П. Интерес в гражданском праве // Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С. 239. <17> Керимов Д.А. Указ. соч. С. 103. <18> См.: Гамбаров Ю.С. Гражданское право: Общая часть. М., 2003. С. 194 - 195; Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 т. Т. 1. М., 1997. С. 31.
Реальными причинами деятельности социальных субъектов являются интересы, направленные на удовлетворение определенных потребностей, лежащих в основе непосредственных побуждений и мотивов. Выступая в качестве силы, порождающей определенные отношения с иными субъектами, социальные потребности трансформируются в притязания. Если они соответствуют правовым предписаниям, можно говорить о социальных интересах или о социальных правах граждан <19>. Обеспеченные законом социальные притязания личности отвечают требованиям прав человека и гражданина и в этом смысле не имеют существенных отличий от экономических, культурных, а также политических и гражданских прав <20>. -------------------------------- <19> См.: Путило Н.В. Социальные права граждан: история и современность. М., 2007. С. 137. <20> См.: Там же. С. 138.
Систематизация социальных интересов рассматривается Н.М. Коршуновым в качестве методологической базы, позволяющей на уровне механизма правового регулирования выявить общие модели соотношения частных и публичных начал. Под публичным интересом понимается признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития. Публичные интересы отображают в праве сбалансированные интересы государства, общества и частных лиц, испытывающих потребность в государственной поддержке, при отсутствии которой высока вероятность возникновения кризисных явлений в обществе. Публичные интересы, отражающие интересы общества в целом, понимаемые как общественные интересы, следует рассматривать как интересы гражданского общества в той степени, в какой могут быть обеспечены правовой защитой в конкретных социально-экономических и политических условиях. Частные интересы, отмечает Н.М. Коршунов, - это интересы определенного гражданина (физического лица), семьи, группы граждан, организации, если последняя создана непосредственно при участии физических лиц и не принадлежит к публичной сфере. Совокупность публичных и частных интересов образует национальные интересы Российской Федерации, под которыми понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в международной, военной, экономической, социальной и иных сферах <21>. По мнению ученого, система социальных интересов должна рассматриваться в качестве объективного фактора, предопределяющего социальную сущность конвергенции частного и публичного права. С его точки зрения, "юридическая сущность конвергенции частного и публичного права характеризует ее как специфическое инструментально-нормативное догматическое правовое явление, обеспечивающее упорядочение общественных отношений посредством сочетания частноправовых и публично-правовых методов их регулирования" <22>. Думается, что позиция Н.М. Коршунова справедлива в отношении эволюции процесса обеспечения удовлетворения социально-имущественных потребностей, выражающегося в конвергенции частного и публичного права, которое должно опосредоваться оптимальным соотношением частных и публичных интересов государства и гражданского общества. Взаимодействие частного и публичного права должно определяться конституционным положением о том, что человек, его интересы, права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства, что прямо вытекает из конституционного положения о том, что Российская Федерация является социальным государством <23>. -------------------------------- <21> См.: Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М., 2011. С. 53 - 55. <22> Там же. С. 47. <23> См.: Яковлев В.Ф. О правовой системе современной России // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. К 80-летию С.С. Алексеева. М., 2004. С. 20 - 21.
Действительно, современные реалии таковы, что, закрепляя социальные права человека, государство должно учитывать, что для реализации этих прав индивид вынужден вступать в рыночные отношения с субъектами, в деятельности которых одной из главных целей является получение прибыли, следовательно, в условиях рыночной экономики гражданин получает социальные услуги не от государства, а от участников рынка. Поэтому, по мнению Л.Н. Кочетковой, одной из сторон данных отношений наряду с гражданином, государством и организациями, защищающими интересы гражданина, выступает собственник, оказывающий социальные услуги на рыночных условиях <24>, что следует учитывать при разработке правовой модели обеспечения социально-имущественных потребностей граждан. -------------------------------- <24> См.: Кочеткова Л.Н. Социальное государство: опыт философского исследования. М., 2009. С. 134.
Проблемам правового регулирования удовлетворения имущественных потребностей в социальных услугах в настоящее время посвящена концепция А.В. Баркова - ученика Н.А. Баринова. А.В. Барков исходит из тезиса о том, что экономические и правовые основы современной правовой модели социального обслуживания, заложенные еще в советский период, не способны ликвидировать дисбаланс между обязательствами государства и его финансовыми возможностями, и в связи с этим социальное обслуживание нуждается в реформировании. В качестве альтернативы ученым предлагается модель социального сопровождения, научно-теоретическая база которой содержится в его авторской концепции правового регулирования рынка социальных услуг <25>. Возникает вопрос: может ли эта цивилистическая модель, предложенная ученым, стать основой концепции гражданско-правового обеспечения социально-имущественных потребностей граждан и юридических лиц? -------------------------------- <25> См.: Барков А.В. Рынок социальных услуг: проблемы правового регулирования: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2008.
Следует отметить, что оригинальность концепции заключается в подходе к решению проблемы правового регулирования рынка социальных услуг, имеющей комплексный межотраслевой характер, путем выделения для анализа группы частноправовых имущественных (гражданских и семейных) отношений по удовлетворению потребностей в социальных услугах, объединенных общим системообразующим признаком - участие в них лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Исходя из легального определения категории лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, содержащегося в различных правовых актах, в частности в п. 4 ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", исследовались частноправовые имущественные отношения с участием одиноких пожилых людей и инвалидов, не способных к самообслуживанию, детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. недееспособных, ограниченно дееспособных, и лиц, нуждающихся в установлении опеки, попечительства и патронажа, имеющие специфический правовой режим, отличный от обычного гражданско-правового режима по удовлетворению потребностей граждан в услугах. Однако, несмотря на оригинальность концепции А.В. Баркова, позволяющей сохранить достоинства современной модели социального обеспечения, основанной на императивных началах и при этом усиливающей ее частноправовыми средствами регламентирования отношений, требующих дозволительного режима регулирования, без чего, как справедливо полагается, в силу объективных обстоятельств формирование рыночного механизма невозможно, думается, что она достаточно узка и в контексте настоящего исследования может представлять собой лишь одно из направлений обеспечения социально-имущественных потребностей граждан и их объединений. Процесс удовлетворения социально-имущественных потребностей включает в себя оказание не только социальных услуг, представляющих собой лишь часть социально-имущественных благ, но и удовлетворение потребностей во многих других материальных и нематериальных благах - объектах гражданских прав, содержащихся в ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеющих рыночную стоимость и выступающих в качестве товаров, потребление которых способствует сглаживанию или решению различных проблем в социальной сфере. Границы социальной сферы можно определить как "те области экономики, которые обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей: промышленность, транспорт, связь, торговля, общественное питание... охрана окружающей среды, физкультура и спорт, здравоохранение, социальная защита и многое другое" <26>. Целью деятельности при этом становится персонификация конкретного социально-имущественного блага, которое в результате гражданско-правового регулирования процесса удовлетворения социально-имущественной потребности делается объектом субъективного гражданского права <27>. -------------------------------- <26> Кураков Л.П., Кашурникова Г.П., Владимирова М.П., Ефремов Л.Г. Управление социальной сферой. М., 1997. С. 67. <27> См.: Куфлин А.С. Потребности субъектов и субъективные гражданские права // Право и проблемы юридической практики в сфере имущественных отношений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2009. С. 26.
В то же время в качестве субъектов гражданско-правовых отношений по удовлетворению социально-имущественных потребностей должны рассматриваться не только лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, как считает А.В. Барков, а все субъекты гражданских прав без ограничений. На наш взгляд, более обоснованной выглядит точка зрения Н.В. Путило, отмечающей, что, "к сожалению, в ряде исследований сущность социального государства значительно сужается, а социальные услуги рассматриваются исключительно с точки зрения потребностей социально незащищенных общественных групп. Между тем в условиях постиндустриального общества эти услуги важны не только для беднейших слоев населения, но и для большей части общества. Цель этих услуг - содействие, а иногда и непосредственное обеспечение человеку достойной жизни и свободного развития" <28>. Представляется, что предложенная А.В. Барковым модель отражает либеральное направление российской социальной политики, которая в настоящее время также нуждается в реформировании. -------------------------------- <28> Путило Н.В. Указ. соч. С. 212.
Таким образом, главной сущностной характеристикой общественных отношений, направленных на удовлетворение социально-имущественных потребностей, следует считать их социальную направленность на решение проблем в сферах здравоохранения, образования, занятости, социальной защиты, т.е. на обеспечение достойного уровня жизни и, что, как выявлено, не менее важно, социально-правовой защищенности субъектов гражданских прав. Следовательно, под социально-имущественными потребностями в социальных благах в объектах гражданских прав понимаются имущественные потребности граждан и их объединений в социальной сфере, обеспечение гражданско-правовыми средствами которых приводит к решению острых социальных проблем в обществе. В заключение следует подчеркнуть мысль Н.А. Баринова о том, что "проблема удовлетворения разнообразных потребностей физических и юридических лиц является крупной социально-экономической и правовой проблемой, в разрешении которой заинтересовано Российское государство и общество" <29>. В связи с этим представляется, что в условиях глобальных социально-экономических преобразований моделирование правовой конструкции гражданско-правового обеспечения социально-имущественных потребностей должно стать важнейшим национальным приоритетом российской социальной политики. -------------------------------- <29> Баринов Н.А. Доктрина имущественных потребностей и ее правовое обеспечение. С. 181.
Название документа Статья: Социальное страхование граждан в Союзном государстве: основные проблемы законодательства (Галаганов В.П.) ("Трудовое право в России и за рубежом", 2012, N 2) Дата 05.05.2012 Информация о публикации Галаганов В.П. Социальное страхование граждан в Союзном государстве: основные проблемы законодательства // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 2. С. 18 - 20. Примечание к документу
Текст документа
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАН В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА <*>
В.П. ГАЛАГАНОВ
-------------------------------- <*> Galaganov V.P. Social insurance of citizens in a united state: basic problems of legislation.
Галаганов Владимир Петрович, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
Анализируются тенденции развития законодательства о социальном страховании граждан Союзного государства (Республики Беларусь и Российской Федерации). Даются основные проблемы интеграции правовых норм о социальном страховании и способы их решения.
Ключевые слова: Союзное государство, социальное страхование, концепция социального страхования Союзного государства, правовой статус граждан Союзного государства, социальные минимальные стандарты.
Outlines the trends of the development of social insurance of the citizens of the Union state and its main legal problems.
Key words: Union state, social insurance, the concept of social insurance The Union state, the social minimum standards, legal status of citizens of the Union state.
Предваряя изложение вопроса по существу, хотелось бы вспомнить о существовании объективной взаимосвязи экономики, политики и права. От того, как данная триада ориентирована на конкретного гражданина каждого государства в отдельности, так и граждан Союзного государства (далее - СГ) и отвечает их повседневным и насущным потребностям, в целом зависят интеграционные процессы. В настоящее время на первом плане по-прежнему стоят экономические аспекты интеграции России и Беларуси как государств - членов Союзного государства. Об этом сказано в Договоре о создании Союзного государства <1> (далее - Договор о СГ): необходимость формирования единого экономического пространства (ст. ст. 2, 17, 20 - 31 Договора); обеспечение равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйственной деятельности (ст. 8 Договора) и т.д. Согласно концепции Договора о СГ единое экономическое пространство предполагает в том числе унифицированное, а затем, надо полагать, и единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, социальную сферу, единые принципы взимания налогов, единое таможенное пространство и пр. -------------------------------- <1> Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 7. Ст. 786.
Можно согласиться с суждениями о том, что экономическое развитие участников международных образований типа СНГ или СГ может быть равносторонним и (или) разносторонним <2>. При этом отметим, что для построения единого экономического пространства СГ имеют значение как общее развитие экономики, так и темпы приватизации государственного имущества. А они, как известно, в России и Беларуси различные. В любом случае при этом неизбежно возникает вопрос о подходах к экономическому развитию в государствах, входящих в данное надгосударственное и наднациональное образование, и, соответственно, о разработке общих или базовых основ правового регулирования. -------------------------------- <2> См., напр.: Итоги деятельности СНГ за 10 лет и задачи на перспективу: Аналитический доклад // Дипломатический вестник. 2001. N 12. С. 76; Союз Беларусь - Россия // Приложение к "Российской газете". 2002. N 24. С. 1; Заседание Совета глав правительств участников СНГ // Дипломатический вестник. 2003. N 5. С. 56; Кокшаров А., Сумленный С. Союз для хорошей погоды // Эксперт. 2010. N 19. С. 21 - 22.
В нынешней российской политике провозглашена модернизация промышленного и сельскохозяйственного комплекса и экономики страны в целом. Ее целью является преодоление отставания от экономически развитых стран мира. Вне всякого сомнения, главным способом решения этой проблемы должно являться внедрение новых и перспективных технологий во всех сферах хозяйственной жизни. Однако какой избран подход к экономическому развитию России, не ясно. Если модернизация будет заключаться в создании новых высокотехнологических организаций, в промышленном перевооружении действующих предприятий и создании для них преференций, то с таким подходом можно было бы согласиться. Ибо, на наш взгляд, в этом видится будущее и Российской Федерации, и ее социального развития. В случае реализации другого подхода, который кратко можно определить в следующем: ведущие страны вывозят не товары, а капитал, основные доходы получают не от экономики производства, а от продажи разработки новых идей; необходима максимальная открытость внутреннего рынка для конкуренции товаров (российских с импортными) и услуг, предоставляемых российскими и зарубежными предприятиями. Такой подход, на наш взгляд, вызывает сомнения как в силу фактического состояния отечественного производства, так и последствий в целом для будущего российской государственности. Избрание одного из вышеназванных подходов или сочетания их основных частей должно быть четко сформулировано, определено и закреплено в стратегии развития каждого государства. А это зависит от политической воли руководства государств - участников Союзного государства. От принятых решений зависит внятность построения концепции социального страхования работников и модели построения его видов. Теперь остановимся на правовой стороне заявленной темы сообщения. Здесь возникает множество вопросов, прямо или косвенно касающихся сферы социальной защиты граждан стран - участниц СГ, которые не получили должного юридического закрепления в принятых нормативных правовых актах различных органов Союзного государства. В отраслевой литературе отдельные вопросы получили свое освещение <3>. Отметим только основные взаимосвязанные проблемные вопросы, с которыми сталкиваются граждане обоих государств при получении тех или иных видов социального обеспечения в форме социального страхования (и как работники, и как застрахованные лица в рамках социального страхования). К их числу можно отнести следующее. -------------------------------- <3> См., напр.: Абалдуев В.А. Кодификация трудового законодательства ЕврАзЭС - основа согласования и совершенствования национальной правовой политики в сфере труда // Российский юридический журнал. 2010. N 5. С. 10 - 18; Седельникова М.Г. Социально-обеспечительное законодательство ЕврАзЭС: проблемы формирования // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 3. С. 43 - 44; Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения стран ЕврАзЭС: проблемы науки и законодательства (общее и особенное) // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 3. С. 41 - 43. Date: 2015-09-17; view: 349; Нарушение авторских прав |