Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы системы flexicurity. 10 page





--------------------------------

<3> Далее - Закон о статусе военнослужащих.

<4> См. об этом, например: Ефремов А.Ф. Лица, уволенные с военной службы, - инвалиды вследствие военной травмы, полученной при исполнении ими обязанностей военной службы, имеют право на адекватное возмещение вреда здоровью, сопоставимое по своему объему с денежным содержанием, на которое военнослужащий имел право на момент увольнения с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 10.

 

С 1 января 2012 г. положения п. п. 2 и 3 ст. 18 Закона о статусе военнослужащих утрачивают силу <5>, поэтому единовременное пособие при увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы после указанной даты будет выплачиваться на основании ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих. В случае прохождения лицом службы по контракту размер указанного пособия составит 2000000 руб., а при прохождении службы по призыву - 1000000 руб. Выплата данного пособия должна осуществляться независимо от предоставления пособий, предусмотренных для лиц, увольняющихся с военной службы, в соответствии с ч. ч. 3 и 6 Закона о денежном довольствии <6>.

--------------------------------

<5> См.: п. 5 ст. 7 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<6> Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания. Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, при увольнении с военной службы (за исключением увольнения в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться) выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности, а указанному лицу из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, - в размере пяти окладов по воинской должности.

 

Единовременные пособия при увольнении военнослужащих с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, ранее предусматривавшиеся п. 3 ст. 18 Закона о статусе военнослужащих, исчислялись исходя из окладов денежного содержания. Правила определения их размеров дифференцировались с учетом основания поступления граждан на службу: военнослужащим, проходящим службу по контракту, выплачивалось 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, тогда как для граждан, проходящих службу по призыву или призванных на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, размер пособия составлял 60 месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия.

В настоящее время, как было отмечено, размер пособия установлен в твердой сумме. Из пояснительной записки к проекту Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (законопроект N 556556-5) следует, что величина такого пособия с 1 января 2012 г. будет существенно повышена, поскольку при исчислении из окладов денежного содержания (месячных окладов по воинской должности) в среднем она составляла 373400 руб. для военнослужащих-контрактников и 125100 руб. для военнослужащих из числа призывников.

Помимо единовременных пособий Закон о денежном довольствии предусматривает для граждан, пострадавших вследствие военной травмы, и ежемесячные выплаты. Так, при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих предусматривается выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере, обусловленном группой инвалидности:

1) 14000 руб. - инвалиду I группы;

2) 7000 руб. - инвалиду II группы;

3) 2800 руб. - инвалиду III группы.

Поскольку, как было отмечено выше, на членов семей военнослужащих распространяется риск потери кормильца, исполняющего свои служебные обязанности, для них также предусмотрены единовременные и ежемесячные выплаты.

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие военной травмы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3000000 руб. (ч. 8 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих).

Также Законом о денежном довольствии предусмотрено (ч. 9 ст. 3), что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида I группы, на количество членов семьи, включая погибшего (умершего).

Смерть (гибель) инвалида вследствие военной травмы влечет выплату каждому члену его семьи ежемесячной денежной компенсации, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи, включая умершего (погибшего) гражданина (ч. 10 ст. 3 Закона о денежном довольствии).

Таким образом, размер предусмотренных Законом о денежном довольствии военнослужащих ежемесячных выплат также определяется в твердой сумме. Первоначально изменения, касающиеся предоставления военнослужащим, пострадавшим вследствие военной травмы, и членам их семей ежемесячных выплат, планировалось осуществить посредством изменения содержания ст. 18 Закона о статусе военнослужащих. В пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (законопроект N 548475-5) было сказано, что возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие военной травмы, данным проектом предлагается установить по аналогии с обеспечением, предусмотренным для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в твердых размерах, зависящих от группы инвалидности, исходя из конституционных принципов справедливости и соразмерности, а также гарантирования равных прав всем военнослужащим, независимо от размера денежного довольствия <7>.

--------------------------------

<7> Предусмотренная п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" величина ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 1 января 2011 г. с учетом индексации составляет для инвалидов I группы - 13188 руб. 79 коп., для инвалидов II группы - 6594 руб. 41 коп., для инвалидов III группы - 2637 руб. 75 коп.

 

К числу членов семьи, имеющих право на получение единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Законом о денежном довольствии военнослужащих (ч. 11 ст. 3), независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности, относятся: 1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом; 2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами; 3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Представляется необходимым отметить, что приведенный перечень отличается от предусмотренного п. 5 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих <8> круга лиц по общему правилу, если иное не предусмотрено законом, включающихся в состав семьи гражданина, проходящего военную службу, и охватывающего: 1) супругу (супруга); 2) несовершеннолетних детей; 3) детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; 4) детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; 5) лиц, находящихся на иждивении военнослужащих.

--------------------------------

<8> Следует иметь в виду, что категория "семья" в отношениях по социальному обеспечению военнослужащих имеет сложный характер. См. подробнее: Антипьева Н.В. Семья в системе отношений по социальной защите военнослужащих // Вестник Омского ун-та. Серия "Право". 2005. N 3 (4); Она же. Военнослужащие и члены их семей как субъекты правоотношений по социальному обеспечению // Актуальные проблемы российского права. 2009. N 4 (13).

 

Как видно из приведенной нормы, на основании Закона о статусе военнослужащих иждивенцем может быть признано любое лицо, поскольку наличие родственных связей между ним и военнослужащим в данном случае не имеет юридического значения. Общеустановленный круг членов семьи применяется достаточно часто. Он является основой для предоставления льгот в области охраны здоровья, обеспечения жильем <9>, транспортного обслуживания.

--------------------------------

<9> См.: ст. 15 Закона о статусе военнослужащих; Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 177-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

 

Однако круг лиц, имеющих право на обеспечение в случае гибели (смерти) военнослужащего, как правило, определяется специальными нормами, о чем свидетельствуют не только положения Закона о денежном довольствии военнослужащих, но и законодательство о пенсиях по случаю потери кормильца <10> и обязательном государственном страховании военнослужащих <11>. Такой перечень всегда является исчерпывающим и включает в себя только близких родственников гражданина, что соответствует подходу, традиционному для системы социального обеспечения.

--------------------------------

<10> Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

<11> Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" (далее - Закон об обязательном страховании).

 

Законом о денежном довольствии военнослужащих (ч. 16 ст. 3) предусмотрено увеличение (индексация) размеров единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, осуществляемое с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. При этом, решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации. Необходимо подчеркнуть, что механизм увеличения (индексации) названных выплат и денежного довольствия военнослужащих (ч. 9 ст. 2 Закона о денежном довольствии) будет носить унифицированный характер.

Таким образом, в данном случае речь идет об использовании ожидаемой индексации. В экономической науке выделяются различные виды индексации, которая может быть "ретроспективной" и ожидаемой. В первом случае компенсация осуществляется в соответствии с ростом цен, имевших место за определенный период, во втором - покрывает ожидаемый рост цен. С точки зрения социальной защиты населения от падения реальных доходов в связи с ростом цен второй подход более предпочтителен <12>.

--------------------------------

<12> Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н.А. Горелова. СПб., 2003. С. 143.

 

Подобное регулирование индексации социальных выплат появилось относительно недавно и становится все более распространенным. Оно представлено ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающей, что размеры выплат гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Исключение предусмотрено в отношении тех выплат, индексация которых производится в соответствии с другими федеральными законами.

Данная норма была изложена в действующей редакции Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Ее положения можно рассматривать в качестве первого примера использования в отечественном законодательстве о социальном обеспечении такого механизма индексации.

В аналогичном порядке данный вопрос решен и в ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", где закреплено, что пособия, устанавливаемые в твердых суммах, индексируются в размере и сроки, которые предусмотрены законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным Законом прогнозного уровня инфляции. В п. 3 ст. 9 и п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле в Российской Федерации" предусмотрена индексация сумм, направляемых на предоставление гарантированного перечня услуг по погребению и выплату пособия на погребение, исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации <13>.

--------------------------------

<13> В Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" до 2008 года норм об индексации не было. В Федеральном законе "О погребении и похоронном деле в Российской Федерации" соответствующие положения появились с 1 января 2009 г.

 

Наряду с Законом о денежном довольствии военнослужащих, был принят Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым были преобразованы положения Закона об обязательном страховании, регулирующие установление и выплату страхового обеспечения.

Так, с 1 января 2012 г. страховые суммы будут выплачиваться военнослужащим в следующих размерах:

1) в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2000000 руб. выгодоприобретателям в равных долях;

2) в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов: инвалиду I группы - 1500000 руб.; инвалиду II группы - 1000000 руб.; инвалиду III группы - 500000 руб.;

3) в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 200000 руб., легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 50000 руб.;

4) в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, - 50000 руб.

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) в том же порядке, что и величина единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы относительно изменений, внесенных в законодательство о социальном обеспечении лиц, проходящих (проходивших) военную службу, и членов их семей. Во-первых, закрепление в действующем законодательстве ежемесячных компенсационных выплат для военнослужащих и членов их семей направлено на реализацию актов Конституционного Суда Российской Федерации. Во-вторых, рассмотренные изменения направлены как на установление для указанной категории граждан ежемесячных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих вследствие военной травмы, так и на унификацию правил определения их размеров и размеров иных выплат (единовременные пособия, страховое обеспечение), предоставляемых в связи с военной травмой. В-третьих, все названные выплаты подлежат увеличению (индексации) на основе общего механизма, который, что немаловажно, аналогичен используемым в законодательстве о социальном обеспечении правилам индексации выплат, предусмотренных для иных категорий граждан.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Социальное государство с точки зрения права

(Жильская Л.В.)

("История государства и права", 2006, N 1)

Дата

14.12.2005

Информация о публикации

"История государства и права", 2006, N 1

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВА

 

Л.В. ЖИЛЬСКАЯ

 

Жильская Л.В., кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры конституционного права, подполковник милиции.

 

В концептуально-понятийный аппарат теории государства и права и юриспруденции вошли и прочно в нем закрепились положения о современном государстве как о социальном со второй половины ХХ в. Хорошо известно, что формула "социальное государство" присутствует в ряде принятых в последнее десятилетие конституций. Основополагающими признаками социального государства можно признать такие, как: во-первых, социальная защищенность личности, ее прав и свобод; во-вторых, социальная направленность политики государства; в-третьих, само государство должно быть стабильным, относительно социально однородным, экономически, политически и духовно развитым. Идея социального государства заключается в создании условий для развития гражданского общества, во всемерном проведении в жизнь базовых принципов социальной концепции, а именно приоритета прав человека и его основных свобод и взаимоответственность человека и государства. На сегодняшний день достаточно прослежена история идеи социального государства и освещена практика его институционализации и функционирования. Изучены специфические черты аккумулирования и перераспределения им национальных ресурсов. Тщательно рассмотрен опыт реализации патронажной роли государства. На этой основе выявлено, что определение "социальное" относится не к композиции, не к построению государства, а к праксеологическому, деятельному моменту его бытия.

Большинство государств современного мира являются демократическими. Демократическое государство - это публично-властным способом устроенное общество, достигшее в своем развитии стадии цивилизации, т.е. публично-властная организация народа. Именно государство как публично-властная структура имеет определение "социальное". Центральное звено организованной структуры государства - государственный аппарат. В число его полномочий входит аккумулирование и распределение национальных богатств, сообразно задачам, решаемым обществом. Однако государственный аппарат не единственный объект социальной деятельности, монопольно занимающийся ею. Практически все граждане государства в той или иной форме участвуют в этой деятельности, создавая всю массу материальных и социокультурных благ, которая затем аккумулируется и перераспределяется государственным аппаратом. Социальная деятельность современного государства, в которую вовлечено и которой охвачено все его население, мотивируется рядом причин. Заниматься ею государственно-организованное общество заставляет необходимость: 1) поддерживать некий доступный уровень жизни членов общества; 2) уменьшать остроту свойственной любому обществу социальной напряженности, предотвращать социальные конфликты и расколы в обществе; 3) соблюдать общечеловеческие ценности и международные стандарты цивилизованного общежития, выполнять международные договоренности; 4) выполнять предписания нравственного долга, претворять в жизнь моральные установки: альтруизм, милосердие, благотворительность. Все эти причины суть объективные, надличностные необходимости, которые детерминируют бытие государственно-организованного общества. Без их осознания, перевода в законы и официальные общеобязательные нормы поведения, воплощения в практические действия людей сохранение, развитие и устойчивость государства практически невозможны. Следует заметить, что в рамках социальной деятельности современного государства не происходит процесса взаимодействия. В контексте обсуждения проблемы "социальное государство - право" две внутренне сопряженные вещи вызывают первоочередной интерес. Одна - принцип взаимности, непременно действующий в социальном обмене, другая - притязания участников такого обмена к некоему лицу, призванному удовлетворять их потребность в чем-либо. Взаимность - имманентный признак социального обмена: при социальных взаимоотношениях никто не может получать нечто от других, ничего не давая взамен. В праве взаимность приобретает форму эквивалентности. Диапазон самых разнообразных ценностей, фигурирующих в эквивалентном обмене, достаточно велик. Точно определить их перечень вряд ли возможно. Но необходимо зафиксировать тот факт, что обладателями обмениваемых посредством права ценностей выступают не просто человеческие индивиды, а субъекты права, т.е. носители одновременно притязаний и обязанностей. В то же время эквивалентность обусловлена не только наличием обязанностей у субъектов права, но и соразмерностью объемов правомочий и обязанностей. Их диспропорции нарушают отношения формального равенства сторон. Современная социальная деятельность государства не содержит принципа эквивалентности, следовательно, протекает вне сферы права. Внеправовой характер проявляется также в том, что те блага, которые в ходе ее осуществления государственно-организованное общество предоставляет своим гражданам, поступают к ним на безвозмездной основе. Безвозмездность постепенно политиками и составителями конституций была заменена термином "бесплатность". Поколения людей воспитываются в твердой вере, что в государстве положено быть "бесплатному образованию", "бесплатному медицинскому обслуживанию", "бесплатному жилью" и т.д. Индивиду, который пребывает в уверенности о бесплатности названных благ, чужда потребность каким-либо образом возмещать доставляемые ему государством блага. Поскольку они ничего не стоят, естественно, нет никакого смысла оплачивать "бесплатное". В таком мире жизнь психологически комфортна, но в ней нет места праву. Социальных благ, появляющихся из ничего, создаваемых без всяких затрат, реальный социум не знает. Все производимые и перераспределяемые блага имеют реальное стоимостное измерение. Социальная деятельность современного государства, которая осуществляется на основе его одностороннего самообязывания, объективно совершенно необходима, целесообразна и полезна. Но о стимулах, направлениях и лимитах данной деятельности, об используемых в ней ресурсах, средствах и методах, о наступающих последствиях спорят постоянно и остро. Например, перераспределение экономических, социальных и политических благ по принципу "социальной справедливости", т.е. всем поровну. Перераспределение подобного типа приводит к асимметрии между субъектами предоставления и получения благ. Целесообразно и нравственно такое положение вещей, при котором трудоспособные члены государственно-организованного общества помогают людям, объективно неспособным нормально трудиться и содержать себя (дети, престарелые, инвалиды, жертвы природных и техногенных катастроф и т.п.). Однако нельзя столь позитивно оценить ситуацию поддержки тех, которые являются вполне трудоспособными и просто не умеют, а иногда и не хотят ценой собственных усилий обеспечить себе необходимый уровень жизни. Политические деятели, которые от имени государства сулят человеку избавление от нужды путем получения за счет государства необходимых средств к существованию, по сути, открывают этому человеку доступ к благам, которые не им созданы и лично ему самому не принадлежат. На современном этапе теоретики права, конституционалисты и социологи почти единодушны в том, что у государственно-организованного общества, бесспорно, есть обязанность заниматься социальной помощью, когда люди не в состоянии обеспечить себе минимальный прожиточный уровень. Такая обязанность прямо фиксируется в большинстве действующих конституций и конкретизируется в текущем законодательстве с одним решающим условием: первичная и главная обязанность обеспечить свое существование лежит на самом трудоспособном человеке. Требования подобного рода не очень охотно вспоминают и популяризируют теоретики и практики конституционализма. В частности, они будто бы опасаются акцентировать внимание на обязанности трудиться. Право выбора профессии, свобода определения места, времени, условий вознаграждения и т.п. предотвращают возможность бытования принудительного труда, поэтому императив "каждый обязан трудиться", провозглашаемый конституциями, ни в малейшей мере не узаконивает принуждение к труду. К тому же обязанность трудиться носит еще и истинно правовой характер, т.к. легализованная возможность определенного поведения субъекта действительно выступает правомочием, поскольку своей оборотной стороной имеет однородную с ним обязанность. Например, Конституция Японии в ч. 1 ст. 27 гласит: "Все имеют право на труд и обязаны трудиться". В ч. 2 ст. 58 Конституции Португальской Республики: "Обязанность трудиться неотделима от права на труд". Аналогичное положение предусматривает Конституция Испании в ч. 1 ст. 35: "Все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд". К сожалению, такой основополагающий правовой принцип, ставящий преграду социальному иждивенчеству, до сих пор отсутствует в российском законодательстве.

Date: 2015-09-17; view: 273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию