Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные принципы системы flexicurity. 11 page
По сложившейся в науке о государстве и праве традиции авторов, которые пишут о социальном государстве, весьма интересует вопрос: является ли такое государство одновременно правовым? Если условиться определять правовое государство как государственно-организованное общество, в котором основные права и обязанности, свободы и ответственность человека становятся выше интересов государства и защищаются конституцией, институты публичной власти легитимны и легализованы, в котором существует разделение властей и независимость суда, то ответ положительный. Но стоит только ввести в предложенное определение принцип равенства предоставлений и получений - в положительном ответе придется усомниться. К тому же социальная деятельность государства оказывается по ряду позиций в разладе с реализацией основных гражданских и политических прав. Хрестоматийное подтверждение тому - "неустранимое и принципиальное состояние напряженности" между свободой и равенством. Мир права не оборудован под воцарение в нем социальной справедливости (фактического равенства). Он строится как совокупность горизонтальных обоюдных отношений между участниками универсального процесса социального взаимодействия. В этом мире нет сторон сильных и сторон слабых, а есть стороны, связанные друг с другом равенством в свободе, взаимными соразмерными правомочиями и обязанностями, равноценностью совершаемых предоставлений и получений. Навсегда избавиться от такого рода коллизий невозможно, однако есть шанс смягчить, умерить сшибку конфликтующих конституционных принципов путем нахождения компромисса, способного благоприятствовать развитию общества. Именно этот путь - путь поиска, нахождения и поддержания приемлемого компромисса, способного сохранять элементы каждого из них, удерживать необходимое равновесие, достичь прежде всего с помощью закона оптимальной комбинации права с другими социальными факторами, - и есть путь развития социального государства в конкретной общественно-исторической обстановке. В настоящее время повсеместно при помощи правовых понятий общество как правотворец прибегает к определенной конструктивизации действительности. В процессе социального регулирования важнейшая роль также принадлежит праву, которое выступает как фактор прогресса и благодаря своим регулятивным качествам вносит в социальную жизнь организованность и порядок. Отечественная правовая наука в последние годы во многом переосмыслила известные, устоявшиеся правовые категории и находится в процессе постоянного выявления и поиска новых, нетрадиционных, путей исследования базовых и отраслевых аспектов права. Проведенные за последние десятилетия исследования в различных отраслях права, обусловленные возможностью приобщения к накопленному в этой сфере зарубежному опыту, дают ориентиры для обоснования новых идей. Одна из них, привлекающая достаточно серьезное внимание ученых, - идея формирования отрасли социального права. Вопрос о социальном праве поднимался еще в рамках советской правовой науки, но не находил положительного ответа. С принятием российской Конституции 1993 г. появились новые подходы, обусловившие позитивное восприятие идеи социального права. Ю.А. Тихомиров в учебнике "Публичное право" утверждает, что постепенно формируется отрасль публичного права, прямо обращенная к защите прав и законных интересов человека и гражданина, которую можно назвать гуманитарным или социальным правом. И.А. Ледях, анализируя опыт западных стран в работе "Социальное государство и права человека", отмечает, что законодательная конкретизация социальной государственности и обеспечение социальной защищенности человека в условиях рыночной экономики осуществляется путем формирования особой отрасли социального права. С.В. Поленина в работе "Законодательство в Российской Федерации" высказывает пожелание о том, чтобы в процессе кодификации работ законодатель не оставлял без внимания находящееся в процессе становления социальное право. Проблемам социального права и социального законодательства посвящено множество исследований современных юристов в рамках конституционного права. В числе поставленных основных задач, подлежащих разрешению в ходе исследований, большинство авторов указывает следующие: определение сущности и роли социального права в реализации социальной природы государства, системное обоснование конституционно-правового обеспечения социальной защиты населения, разработка направлений развития социального права, определение его предмета, метода, классификация его источников и составных частей. В современной научной литературе наметилось два подхода к проблеме социального права: широкий, когда к отраслям социального права относят трудовое, экологическое, предпринимательское, банковское и др., и узкий, когда социальное право понимается как право социального обеспечения, когда в качестве предмета регулирования, как правило, рассматриваются отношения в сфере социальной защиты населения. Некоторые авторы (Н.В. Путило, Е.М. Андреева, С.Д. Соловьева) усматривают непосредственную взаимосвязь между социальной защитой и социальными правами. Следует заметить, что в свете ст. 7 Конституции Российской Федерации и концепции социального государства применение термина "социальные права" требует более обоснованного подхода. Например, говоря о праве на охрану здоровья как социальном праве, следует обратить внимание на конституционное положение ст. 41 Конституции, согласно которой в Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Как соотносится "социальное" право на охрану здоровья с тем же правом, реализуемым посредством получения медицинских услуг в дорогих частных клиниках? То же самое можно сказать о получении образования на платной основе в элитарных образовательных учреждениях и социальном праве на получение образования, о приобретении нескольких дорогих квартир и реализации социального права на жилище. Отдельные авторы употребляют термин "социальное право" достаточно произвольно, в самых разных контекстах, не предлагая при этом каких-либо пояснений. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что проблема понимания социального права с точки зрения его системы, отраслевой идентификации, соотношения с другими отраслями права по-прежнему требует самого серьезного внимания правовой науки. Возрастание роли конституционного законодательства в рассматриваемой сфере является процессом объективным и неизбежным, что обусловлено заявленной Конституцией концепцией социального государства и конституционно-правовым институтом прав и свобод человека и гражданина, который возводится в ранг самостоятельной подотрасли. В литературе при исследовании вопроса о социальном праве авторы часто ссылаются на опыт развитых европейских стран. Необходимость исследования этого опыта связана с осуществлением в последние годы интеграционных процессов, в которых участвует и Россия. В реформе Европейского Экономического Сообщества много внимания уделяется социальным проблемам. Ставится задача создания единого европейского социального пространства путем социальной интеграции, которая является основой общеевропейской социальной политики и базисом экономического единства. Европейская политика демонстрирует не только существование вполне сформировавшейся отрасли социального права, но и наличие ее разных модификаций. Например, в Германии социальное право - это подотрасль трудового права, обособленная Социальным кодексом в отдельное структурное образование. Социальный кодекс ФРГ объединил на основе единых принципов в одном фундаментальном законодательном акте действующее социальное законодательство, разъединенное ранее по многочисленным отдельным законам, в которых бесконечный поток норм часто сопровождался дублированием, коллизиями, противоречивостью, что в совокупности порождало недоступность, невозможность ориентироваться в "нормативных дебрях". Итак, можно констатировать, что в вопросе о социальном праве на первое место фактически выходит проблема систематизации и кодификации законодательства. В связи с формированием всеобъемлющей системы социальной защиты идет усложнение системы социального обеспечения, происходит всестороннее интенсивное развитие социального страхования. Превалирующее ранее государственное начало (государственное социальное обеспечение) в условиях изменения экономических устоев общества уступает место общественной составляющей, отражающей заботу общества о своих членах в условиях рыночной экономики. Социальное обеспечение дифференцируется в зависимости от того, на какой финансовой основе предоставляются материальные блага - страховой или не страховой. Таким образом, уже сегодня можно видеть в рамках существующей отрасли права социального обеспечения предпосылки возникновения новой отрасли - социального права, нормы которого урегулируют отношения по предоставлению обществом своим членам материальных благ в случаях наступления социальных рисков и смогут обеспечить социальную защищенность человека и гражданина. Отрасль социального права может традиционно состоять из двух частей: 1) общей части, регулирующей сущность социального права, его основные параметры и их взаимосвязь с обществом, человеком и гражданином; 2) особенной части, регулирующей специфику различных подсистем социальной защиты населения (труд, здоровье, образование, пенсионное обеспечение, социальная защита отдельных категорий населения и т.д.). Система социального обеспечения (в ее сегодняшнем терминологическом обозначении) должна трансформироваться таким образом, чтобы в реализации социальных прав было больше "права". Нужна разумная осторожность законодателя, чуждая популизму, взвешенная оценка им тех экономических ресурсов государства, которыми оно может распоряжаться, чтобы реально выполнять принятые на себя социальные обязательства. Важна тенденция переноса законодателем центра тяжести социальной деятельности государства с акций социального обеспечения на формирование системы условий для возможно более полного использования трудового, интеллектуального, предпринимательского потенциала работоспособных граждан и стимулирования их личной ответственности за самореализацию личности на основе естественно-правовых идей о неотъемлемых правах человека. Необходимо законодательно создать такие механизмы, которые позволят все большему числу людей включиться в отношения формального равенства для обеспечения каждому достойного существования. В социальном государстве отрасль социального права не только возможна, но и необходима, поскольку слишком обширен и важен для жизни людей круг регулируемых ею общественных отношений.
Название документа Статья: Природоохрана России. Эколого-правовой и социально-политический взгляд на 20-летие (Злотникова Т.В.) ("Экологическое право", 2010, N 2) Дата 10.03.2010 Информация о публикации Злотникова Т.В. Природоохрана России. Эколого-правовой и социально-политический взгляд на 20-летие // Экологическое право. 2010. N 2. С. 13 - 22. Примечание к документу
Текст документа
ПРИРОДООХРАНА РОССИИ. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА 20-ЛЕТИЕ
Т.В. ЗЛОТНИКОВА
Злотникова Т.В., Генеральный директор Института прикладной экологии, доктор юридических наук, заслуженный эколог России, действительный член РЭА.
В 2008 г. исполнилось 20 лет со дня основания природоохранных органов, которые были созданы известным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О коренной перестройке дела охраны природы в стране" <1>. Правда, страна уже другая, хотя правопреемственность и была провозглашена, однако заявленная "коренная перестройка дела охраны природы" так и не состоялась. -------------------------------- <1> См.: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. N 32 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране" // СП СССР. 1988. N 6. Ст. 14.
В какой-то мере этот тезис справедлив к первой половине этого срока, который характеризуется существенной экологизацией всех сфер нашей жизни.
Экологизация законодательства
1. В конституционно-правовом аспекте. Впервые в Основном Законе <2> страны появились экологические права граждан (право на благоприятную окружающую среду, на информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением). -------------------------------- <2> См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С изм. и доп., внесенными Указами Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 679, от 10 февраля 1996 г. N 173, от 9 июня 2001 г. N 679 и от 25 июля 2003 г. N 841, Федеральными конституционными законами от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ, от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ, от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ, от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ и от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ // Рос. газ. N 237. 1993. 25 дек.; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 152; 1996. N 7. Ст. 676; 2001. N 24. Ст. 2421; 2003. N 30. Ст. 3051; 2004. N 13. Ст. 1110; 2005. N 42. Ст. 4212; 2006. N 29. Ст. 3119; 2007. N 27. Ст. 3213, N 30. Ст. 3745.
Впервые принят Закон "Об охране окружающей природной среды" <3>, которым в числе основных принципов охраны окружающей среды впервые провозглашен "приоритет охраны жизни и здоровья человека". -------------------------------- <3> См.: Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды". С изм. и доп., внесенными Законами РФ от 21 февраля 1992 г. N 2397-1 и от 2 июня 1993 г. N 5076-1, Федеральными законами от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ, от 10 июля 2001 г. N 93-ФЗ и от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ // ВСНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 457; 1992. N 10. Ст. 459; 1993. N 29. Ст. 1111; СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. I). Ст. 2; 2001. N 29. Ст. 2948; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5030.
Впервые принят Закон "Об экологической экспертизе" <4>, которым впервые введены презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности и обязательность проведения государственной экологической экспертизы, предшествующей этой деятельности. -------------------------------- <4> См.: Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". С изм. и доп. от 15 апреля 1998 г. N 65-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от 16 мая 2008 г. N 75-ФЗ, от 26 июня 2008 г. N 96-ФЗ, от 24 июля 2008 г. N 162-ФЗ, от 8 ноября 2008 г. N 202-ФЗ и от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556; 1998. N 16. Ст. 1800; 2004. N 35. Ст. 3607; 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5276; 2006. N 1. Ст. 10; 2006. N 50. Ст. 5279; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2008. N 20. Ст. 2260; 2008. N 26. Ст. 3015; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3618; 2008. N 45. Ст. 5148; 2009. N 1. Ст. 17.
Принят основной массив природоохранных законов ("Об особо охраняемых природных территориях" <5>, "Об охране атмосферного воздуха" <6>, "Об отходах производства и потребления" <7>, "О радиационной безопасности населения" <8>, "Об охране озера Байкал" <9>, "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" <10>, Водный <11> и Лесной <12> кодексы и др.). -------------------------------- <5> См.: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, от 23 марта 2007 г. N 37-ФЗ, от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ, от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ, от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ и от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 13. Ст. 1464; 2007. N 21. Ст. 2455; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2008. N 49. Ст. 5742. Ст. 5748; 2009. N 1. Ст. 17. <6> См.: Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ и от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 10; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; 2009. N 1. Ст. 21. <7> См.: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 29 декабря 2000 г. N 169-ФЗ, от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ и от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; 2001. N 1 (ч. 2); 2003. N 2. Ст. 167, ст. 21; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 46. Ст. 5554. <8> См.: Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения". С изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141; 2004. N 35. Ст. 3607. <9> См.: Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал". С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ, от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ и от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2220; 2001. N 1 (ч. I). Ст. 2; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5038; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 50. Ст. 5279; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 45. Ст. 5417. <10> См.: Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 10 января 2003 г. N 1-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ и от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3510; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 27. Ст. 2711; 2006. N 43. Ст. 4412. <11> См.: Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ. С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, от 19 июня 2007 г. N 102-ФЗ, от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ и от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 26. Ст. 3075; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616. <12> См.: Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ. С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ, от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ, от 22 июля 2008 г. N 143-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278; 2008. N 20. Ст. 2251; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3597; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3599.
2. В международно-правовом аспекте. Россия присоединилась или ратифицировала большинство конвенций по охране окружающей среды (Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО <13>, Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением <14>, Рамочная конвенция ООН об изменении климата <15>, Конвенция о биологическом разнообразии <16>, Парижская конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении <17>, Хельсинкская <18> и Бухарестская <19> конвенции по защите Балтийского и Черного морей от загрязнения, Конвенция Европейской экономической комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер <20> и др.). -------------------------------- <13> См.: Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Принята на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в г. Париже 16 ноября 1972 г. <14> См.: Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (вместе с "Категориями веществ, подлежащих регулированию", "Категориями отходов, требующих особого рассмотрения", "Перечнем опасных свойств", "Информацией, которую должно содержать уведомление", "Информацией, которую должен содержать документ о перевозке" и "Арбитражем"). Заключена в г. Базеле 22 марта 1989 г. // СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2066. <15> См.: Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Заключена в г. Рио-де-Жанейро 9 мая 1992 г. <16> См.: Конвенция о биологическом разнообразии. Заключена в г. Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 г. <17> См.: Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. Заключена в г. Париже 13 января 1993 г. <18> См.: Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря. Заключена в г. Хельсинки 9 апреля 1992 г. <19> См.: Конвенция о защите Черного моря от загрязнения. Заключена в г. Бухаресте 21 апреля 1992 г. <20> См.: Конвенция Европейской экономической комиссии ООН об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер. Заключена в г. Хельсинки 17 марта 1992 г.
3. В уголовно-правовом аспекте. Впервые в Уголовном кодексе России выделено самостоятельное понятие и глава "Экологические преступления", предусматривающая ответственность за 17 составов преступлений, а также впервые предусмотрена уголовная ответственность за экоцид, т.е. действия, способные вызвать экологическую катастрофу.
Экологизация политики и управления
Впервые было создано специализированное и вполне дееспособное экологическое ведомство, охватывающее сетью всю страну. Впервые и недолгий период Президент России имел советника по экологии. Впервые экологическая безопасность стала составляющей национальной безопасности. Впервые в России стали издавать Государственный доклад о состоянии окружающей среды и Красную книгу редких и исчезающих растений и животных.
Экологизация экономики
Впервые был задействован природоохранный принцип стимулирующего характера: "Загрязнитель платит", т.е. введена плата за негативное воздействие на окружающую среду и возмещение ущерба, а также плата за пользование природными ресурсами, средства которых аккумулировались и расходовались на природоохранные цели в экологических фондах трех уровней (федеральном, региональном, местном).
Экологизация правоохранительных органов
Впервые были созданы специализированные подразделения в составе прокуратуры и МВД: природоохранные прокуратуры и экологические милиции, которые внесли весомый вклад в укрепление экологического правопорядка и экологическое оздоровление страны.
Экологизация общества
Населения (проблема охраны окружающей среды воспринималась гражданами одной из важнейших). СМИ (почти во всех электронных и печатных СМИ были специальные экологические программы, страницы, обозреватели). Образования (основы экологии и экологические дисциплины стали обязательными в системе общего и высшего образования, что в последующем было отменено). Второй этап 20-летия, который был ознаменован в 1998 г. известным Указом Президента России о понижении статуса природоохранного ведомства, правильнее назвать не "коренной перестройкой дела охраны природы", а "коренным развалом" того, что было создано в первое десятилетие. К сожалению, так и не состоялось "позеленение" Правительства, к которому призывал в 1988 г. тогдашний премьер Н.И. Рыжков: "Мы все, включая Правительство, должны "позеленеть". К позитивным фактам последнего десятилетия можно отнести, пожалуй, один: в России появилась в 2002 г. Экологическая доктрина <21>, да и то она не утверждена Президентом России, как Военная и Морская доктрины, и даже не утверждена или не принята Правительством России, а только одобрена им. -------------------------------- <21> См.: распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р "Об Экологической доктрине Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3510.
Экологическая доктрина имеет все признаки нормативного акта и по содержанию является основным стратегическим документом, определяющим Государственную экологическую политику России на десятилетие. Кроме того, она "обречена" быть таким документом в силу ст. 71, 114 Конституции России и ст. 18 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", которые отнесли к полномочиям Правительства России "обеспечение и проведение в стране единой государственной политики в области экологии; осуществление мер по обеспечению государственной безопасности". В преамбуле Экологической доктрины к основным факторам деградации природной среды России отнесены в числе прочих "резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды", а также "низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны". Очевидно, что осуществляемые в последующие шесть лет отмена и существенное ограничение контрольных и надзорных функций ряда органов государственной власти продолжают резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в экологической сфере, т.е. указанные в Доктрине основные факторы только усугубились, что, естественно, увеличивает скорость деградации природной среды в России. А тезис о низкой экологической культуре и сознании нужно прежде всего отнести к федеральной власти, которая принимает в последние годы такие антиэкологические управленческие и законодательные решения - более точно это можно назвать экологическим нигилизмом или даже инфантилизмом. Экологическая доктрина страны также определяет, что "стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны". Ясно, что без выполнения постулатов Доктрины никакого решения проблем демографии не получится. Охрана окружающей среды провозглашена Доктриной "приоритетным направлением деятельности государства". В реалиях жизни - ровно наоборот. Гриф "Одобрена" для Экологической доктрины говорит сам за себя: ее, очевидно, никто и не собирался исполнять, а последующая ее "реализация" это наглядно доказала. Теперь уже очевидно, что Экологическая доктрина явилась ширмой, прикрывающей отсутствие государственной политики в сфере экологии. Не случайно План действий по реализации Экологической доктрины Российской Федерации на 2003 - 2005 годы <22> утвержден только Приказом Министра природных ресурсов России, хотя и согласован с 12 причастными министерствами. -------------------------------- <22> См.: Приказ МПР РФ от 28 октября 2003 г. N 961 "О Плане действий по реализации Экологической доктрины Российской Федерации на 2003 - 2005 годы" // Документ официально опубликован не был.
Характерно, что даже двойной срок его реализации до настоящего времени не привел к выполнению Плана по основным ключевым позициям. Так, до сих пор не приняты и даже не внесены в установленном порядке проекты Законов "О возобновляемых источниках энергии", "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта", не доработан и не принят законопроект "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", не проведена общероссийская инвентаризация радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, мест хранения и захоронения радиоактивных отходов, радиационно загрязненных территорий (соответственно пункты Плана - 1.1, 1.3, 2.3, 3.1). Практически аналогичная картина характерна для всего документа. Возможно, если бы План утвердило Правительство России, такого провала его выполнения не было бы. За последние годы доказательств несостоятельности и провалов государственной природоохранной и экологической политики в стране набралось великое множество. Остановлюсь только на некоторых фактах, которые служат маркерами антиэкологичности власти и делают правомочной такую жесткую оценку. 1. 2000 г. - упразднение Указом Президента России Госкомэкологии и Рослесхоза, при этом не были определены правопреемники федеральных ведомств с развитой территориальной сетью по всей России. Были упразднены районные и городские комитеты по охране окружающей среды, сокращен инспекторский состав со 100 тысяч человек на всю страну до 3 тысяч человек. Date: 2015-09-17; view: 301; Нарушение авторских прав |