Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В Янов день и сын, и папа за рулем скончались оба. 103 page
Также недостаточно внимания со стороны региональных законодателей уделялось вопросам развития агропромышленного комплекса: за более чем десятилетие принято только 30 законов (3,9%). Правда, в этой сфере действует шесть целевых программ, утвержденных областными законами [6]. Всего же за более чем десять лет в области было утверждено законами свыше 60 различного рода программ экономического, но главным образом социального характера. Одним из главных законов, обеспечивающих реализацию национальных проектов на региональном уровне, является закон о бюджете. Анализ показывает, что законы Тамбовской области об областных бюджетах на 2006 и 2007 гг. разработаны с учетом необходимости паритетной реализации национальных проектов не только силами и средствами федерального бюджета, но и за счет региональных ресурсов [8]. Социальные составляющие этих региональных (областных) бюджетов из года в год увеличиваются, финансирование социальной сферы осуществляется не только непосредственно, но и через реализацию областных целевых программ [6]. Увеличены также объемы утверждаемого законом бюджета Тамбовского областного фонда обязательного медицинского страхования [7]. Вместе с тем потенциал регионального законодательства в области на сегодняшний день реализуется не полностью. Отсутствует системность в правотворчестве. Порой законодатели осуществляют свои полномочия, руководствуясь не тщательно проработанным и перспективным планом, а сиюминутной необходимостью либо в связи с частыми изменениями федеральных законов. Это не может не отражаться на качестве и стабильности регионального законодательства. В стране и в регионах издается множество законов и подзаконных нормативных актов, которые принимаются неизвестно для чего и не имеют даже минимального ресурсного обеспечения [4]. Наибольший удельный вес в областном законодательстве приходится на так называемые законы-поправки, т.е. об изменении и дополнении ранее принятых законов (более 55%). Причем многие из региональных законов меняются неоднократно в течение недолгого времени. К сожалению, к числу таковых относится и Устав (Основной закон) Тамбовской области. За истекший период Основной закон Тамбовщины был изменен и дополнен 13 раз. Особенно часто меняются финансовые, бюджетные и налоговые законы, а также законы по вопросам государственного строительства и местного самоуправления. Нередко корректируются и перерабатываются областные избирательные законы, что предопределяется регулярными изменениями и дополнениями аналогичных федеральных законов. Новых региональных законов, особенно по вопросам исключительного ведения субъектов Федерации, буквально единицы. Если не брать во внимание законы об утверждении каких-либо программ (свыше 60) и так называемые дежурные законы (о ежегодных бюджетах, в том числе бюджете фонда социального страхования, и т.п. - свыше 90), то новых законов в собственном смысле этого слова принято за 12 лет работы областной Думы немногим больше полутора сотен. В общем числе региональных законов встречается немало таких, которые страдают излишней декларативностью и неопределенностью, в них содержатся в значительной степени описательные положения, за которыми нет ни прав, ни обязанностей. Содержащаяся в областных законах юридическая регламентация имеет незавершенный характер: механизмы реализации их положений не устанавливаются с должной конкретностью и определенностью. При этом многие законы перегружены описательными суждениями, декларациями [2]. По мнению Ю.А. Тихомирова, во многих регионах наблюдается чрезмерно упрощенный подход к законотворчеству, неправильно определяются предмет законодательного регулирования и форма закона, осуществляется примитивное дублирование федеральных норм, отсутствуют механизмы реализации принимаемых актов. Огромное количество законов создает иллюзию полноценного регулирования общественных отношений, однако реальный правопорядок складывается совершенно иным образом (от принимаемых решений в жизни ничего не меняется) [3]. Острейшая проблема законодательства субъектов Федерации - его методологическая дефектность. Авторы законопроектов наивно полагают, что результаты их труда будут работать в идеальном обществе, где живет законопослушное население. В итоге рождается не приспособленный для функционирования документ, действующий крайне непродолжительное время. Ситуация изменится к лучшему только тогда, когда каждая законодательная проблема будет подвергаться глубокой научной проработке [3]. Как показывает анализ, мнение специалистов, ученых-правоведов используется редко. Поэтому юридическая наука должна активнее привлекаться к региональному правотворчеству. Общественность, к сожалению, тоже практически не участвует в процессе подготовки областных законопроектов и в их обсуждении. Может быть, теперь этому поможет начавшая работу сформированная в полном составе Общественная палата Тамбовской области. В ближайшей перспективе должна быть начата кодификация регионального законодательства Тамбовской области, сопровождаемая ликвидацией пробелов, исключением дублирования, устранением из законов несвойственных им положений. Пока же идет лишь накопление нормативного материала. Правда, кодификации мешает нестабильность федерального законодательства. Настала пора разработать и принять областной избирательный кодекс, несмотря на то что федеральное законодательство в этой сфере нестабильно, всякий раз серьезно меняется к очередной избирательной кампании. Нужен также кодифицированный закон о правовых актах Тамбовской области. В связи с дальнейшим увеличением массива областного законодательства все более актуальной становится проблема его систематизации и официального опубликования. В нынешних условиях ее можно и нужно решать, активно используя современные информационные технологии. Для этого целесообразно создать областной центр (институт) правовой информации, возложив на него обязанности не только по разработке, экспертизе законопроектов, но и по решению проблемы систематизации законов и подготовки их издания. Необходимо (как это уже сделано в ряде регионов) издание областного Собрания законодательства Тамбовской области. Официальное опубликование областных законов только в газете "Тамбовская жизнь" не соответствует современным требованиям к правовому информированию населения. Полноценным и удобным для получения нормативных правовых актов должен стать интернет-сайт (веб-страница) Тамбовской областной Думы. Следует разработать и официально утвердить областной (региональный) общеправовой классификатор отраслей законодательства, который может стать юридической базой систематизации всех нормативных правовых актов, принимаемых и действующих в Тамбовской области. Такой классификатор должен быть основан на принципе конституционного разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. ст. 72 и 73 Конституции РФ), с учетом Российского общеправового классификатора отраслей законодательства. Стабильного и качественного регионального законодательства можно добиться путем оптимизации и повышения эффективности законотворческой деятельности.
Литература
1. Тамбовская жизнь. 1994. 6 дек. 2. Козулин А.И. О некоторых аспектах качества регионального закона // Государство и право. 2000. N 6. 3. Региональное законодательство: от количества - к качеству // Государство и право. 1999. N 10. 4. Толстой Ю.К. Проблемы разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере законодательной деятельности // Журнал российского права. 2005. N 12. 5. Постановление Тамбовской областной Думы от 24 ноября 2006 г. N 351 "Об обращении Тамбовской областной Думы к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову об увеличении объемов финансирования Федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения" // Тамбовская жизнь. 2006. 8 дек. 6. Карев В. 2006 год для депутатов - время напряженной и многогранной работы // Тамбовская жизнь. 2006. 27 дек. 7. Марков В. Главная примета предновогодья // Тамбовская жизнь. 2006. 26 дек. 8. Закон Тамбовской области от 25 ноября 2005 г. N 386-З "Об областном бюджете на 2006 год" // Тамбовская жизнь. 2005. 9 дек. (специальный выпуск); Закон Тамбовской области от 23 декабря 2006 г. N 127-З "Об областном бюджете на 2007 год" // Тамбовская жизнь. 2006. 28 дек. (специальный выпуск). 9. Тамбовская жизнь. 2005. 28 мая; 2006. 19 дек.; 2007. 12 янв.
Название документа Статья: Проблемы социального сиротства в современной России (Волков Д.В., Погорелова Г.М.) ("Социальное и пенсионное право", 2007, N 1) Дата 15.03.2007 Информация о публикации "Социальное и пенсионное право", 2007, N 1 Примечание к документу
Текст документа
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Д.В. ВОЛКОВ, Г.М. ПОГОРЕЛОВА
Волков Д.В., начальник кафедры уголовного и гражданского права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Погорелова Г.М., доцент кафедры уголовного и гражданского права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: "отказные дети", "казенные младенцы", "рожденные, чтобы быть покинутыми", "вечные новорожденные" и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе. За десятилетие Гражданской войны и первых лет строительства социализма был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связям между поколениями. При этом практически уничтоженными оказались дворянство, купечество, интеллигенция, духовенство, крестьянство, считавшие основами своего существования продолжение рода, семейные узы и связи, уважение старших поколений. Так, в основе взаимоотношений между поколениями в русской крестьянской семье всегда лежало уважение к старшим - к родителям, к дедам и прадедам, к старикам в общине. Крестьянская нравственность, все нормы поведения требовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни. "В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших", - писали из Тульской губернии на рубеже XVIII - XIX веков. Общественное мнение резко осуждало лиц, позволявших себе непочтительное отношение к старшему поколению <1>. Крестьянская семья прежде всего представляла собой коллектив совместно хозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в семейных отношениях. Но семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным и основным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям, семья являлась "малой церковью", то есть призвана была блюсти основы христианской жизни каждого своего члена <2>. -------------------------------- <1> Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. С. 143. <2> См.: Там же. С. 177.
С разрушением православной культуры и церкви (вспомним лозунг "Религия - опиум для народа") исчезла еще одна опора русской семьи. С изменением в 50-е годы политических ориентиров в стране произошли изменения и в семейной политике. Правительство предприняло ряд мер, направленных на укрепление института семьи. Однако "зло разрушения" принесло свои плоды: в России впервые за ее многовековую историю появились так называемые отказные дети, которых матери, не желая брать на себя ответственность за воспитание, передавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав на ребенка. Такие дети пополняли дома ребенка, а позже - детские дома и школы-интернаты. Прошли годы. Сегодня XXI век. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы. В развитии современной цивилизации ясно просматриваются две тенденции. С одной стороны, происходит религиозное и философское осознание человечеством смысла бытия, становление личностного сознания, осмысление мировым сообществом наличия глобальных общечеловеческих проблем. На рубеже столетий к таким глобальным проблемам специалисты относят угрозу мировой термоядерной войны, истощение природных ресурсов, загрязнение природной среды и др. С другой стороны, налицо явный кризис культуры. Он охватил различные страны и слои общества. Это привело к переоценке и перекомпоновке слагаемых духовно-смыслового ядра культуры, включая вековые народные традиции. Крушение гуманизма, итогом которого стали разгул насилия, терроризма и обесценивание человеческой жизни, утверждение надындивидуальных форм культуры - от диктата групп до тоталитаризма, обострение проблем одиночества и взаимопонимания в обществе. Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последнее пятнадцатилетие в нашей стране, придали этим явлениям особый трагизм. Особенностями России стали обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему в немалой степени способствует и "расцвет" масскультуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Проявлением общего духовного кризиса стал и кризис воспитания - серьезнейшая проблема современной педагогической науки. В одном из выступлений в ТГПУ им. Л.Н. Толстого президент РАО академик Н.Д. Никандров с горечью констатировал: "С разрушением коммунистической системы воспитания было устранено воспитание как задача образования. Была разрушена привычная система ценностей, в том числе система патриотического воспитания, воспитания любви к своей стране, что признается необходимым и практически осуществляется во всем мире. Главная причина этого состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме, в том, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительно того, что мы строим, куда идем, по каким законам хотим жить" <3>. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение <4>. -------------------------------- <3> Никандров Н.Д. Российская духовная идея как основа общественного воспитания // Православие в современном обществе. Тула: Изд. ТГПУ, 1999. С. 6. <4> Государственный доклад 1994 г. "О положении детей в РФ". М., 1995 (гл. 8).
Обнаружилось качественно новое явление - так называемое скрытое социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падения нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей. Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Состояние здоровья детей, организация нормального детского здравоохранения в дореформенной России всегда считались одними из важнейших завоеваний системы. В настоящее время, как отмечают специалисты-педиатры, происходит психическая, физическая и интеллектуальная деградация нации. Все шире становятся масштабы социально обусловленных заболеваний - результат ухудшающихся условий жизни населения, плохого питания, а порой и голода детей, растущей миграции, увеличения числа бездомных детей. Результатом этого процесса являются рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз <5>. -------------------------------- <5> Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003 - 2006 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732 (с изменениями от 6 сентября 2004 г., 30 декабря 2005 г.)) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 41. Ст. 3984.
По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после Гражданской и Великой Отечественной войн) волну социального сиротства. После Великой Отечественной войны было 678 тысяч детей-сирот. Но современные показатели более драматичны: если в 2000 году детей, оставшихся без попечения родителей, насчитывалось 662 тысячи, то на конец 2004 года - 800 тысяч детей. А за 10 лет число детей-сирот возросло более чем на 50%. 245 тысяч из них воспитываются в интернатах, в том числе около 20 тысяч - в домах ребенка. Две трети из них устроены в семьи: в опекунские, приемные, переданы на усыновление <6>. -------------------------------- <6> Доклад председателя Комитета СФ по социальной политике Валентины Петренко на 177-ом пленарном заседании Совета Федерации "О положении детей в Российской Федерации" от 2 июня 2006 г. // Парламентская газета. 02.06.2006.
По мнению Российского детского фонда, численность детей по крайней мере на 10% больше - официальная статистика не учитывает тех, кто "в пути" - в приютах, в том числе негосударственных, "в бегах", у родственников или знакомых <7>. И если говорить о сиротстве по существу, то цифра может значительно возрасти. -------------------------------- <7> См.: Там же.
В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье. В 1439 школах-интернатах системы образования проживают и обучаются 203 тыс. детей с умственными и физическими недостатками (из них 22,9 тыс. - дети-сироты), 30,5 тыс. детей воспитываются в 151 доме-интернате системы социальной защиты населения (половина из них - сироты) и 19,5 тыс. детей находятся в 249 домах ребенка системы здравоохранения <8>. -------------------------------- <8> Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003 - 2006 годы.
Согласно статистическим данным за 2004 год были выявлены и учтены 145285 детей (+ 2,3% по сравнению с 2003 г.), оставшихся без попечения родителей, число детских домов на 01.01.2004 составило 1314 (на 49 больше, чем в 2001 году) <9>. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности. Проблема детей-сирот является свидетельством бессилия государства, если в решение проблем детства не вовлекается гражданское общество с его многообразными инициативами, не скованными ведомственными рамками и интересами. В 2004 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано свыше 50871 преступления, связанного с насильственными действиями в отношении несовершеннолетних, причем почти 6 тысяч несовершеннолетних явились потерпевшими от преступлений, связанных с насильственными действиями сексуального характера <10>. Начиная с 2002 года осуществляются федеральное государственное статистическое наблюдение по основным показателям, характеризующим ситуацию с детской безнадзорностью, выявление и учет семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел в 2004 году осуществлялась профилактическая работа в отношении 655,5 тыс. подростков-правонарушителей, 498,1 тыс. родителей и лиц, их заменяющих, подвергнуты мерам административного воздействия, в том числе 5,1 тыс. - за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, 392 тыс. - за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Действующая сеть учреждений органов социальной защиты населения позволила оказать экстренную помощь 144 тыс. несовершеннолетних, находящимся в социально опасном положении <11>. -------------------------------- <9> Доклад председателя Комитета СФ по социальной политике Валентины Петренко. <10> См.: Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003 - 2006 годы. <11> Доклад председателя Комитета СФ по социальной политике Валентины Петренко.
К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей. Так же, как и они, впоследствии лишаются родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Каковы же пути преодоления этого трагического, ставшего масштабным, социального явления? Среди них можно выделить главные: - возрождение духовной культуры нации; - экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства; - возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, возвращение "воспитания" в учебные заведения; - реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений; - совершенствование системы устройства детей-сирот. Должны быть приняты акты, как полностью посвященные детям, так и содержащие отдельные нормы, касающиеся вопросов: - обеспечения правовых гарантий интересов несовершеннолетних, воспитывающихся в условиях "замещающей" семьи; - создания системы государственного социального обслуживания семей и детей; - квотирования рабочих мест для детей-сирот, предоставления налоговых льгот и компенсационных выплат предприятиям, принимающим на работу детей-сирот; - создания системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних; - защиты прав при разводах, процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи и др. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо обеспечить разработку и принятие нормативных правовых актов, внедряющих на территории Российской Федерации новые формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не наделять полномочиями органов опеки и попечительства иные организации и лиц, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Название документа Статья: Зарубежный опыт досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров (Пилипенко Н.С.) ("Социальное и пенсионное право", 2007, N 1) Дата 15.03.2007 Информация о публикации "Социальное и пенсионное право", 2007, N 1 Примечание к документу
Текст документа
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДОСУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
Н.С. ПИЛИПЕНКО
Пилипенко Н.С., доцент МАИТ, старший преподаватель кафедры гражданского и международного права Белорусского института правоведения.
Наличие конфликтов в обществе обусловлено множеством причин, одной из которых является антагонистичность интересов сторон. Трудовые кодексы многих государств усиливают социальную защиту работников, но одновременно с этим и возможности работодателя по управлению трудом в организации. Так, Трудовой кодекс Республики Беларусь помимо судебной защиты гарантирует работникам право на иную защиту трудовых прав (п. 9 ст. 11 ТК Республики Беларусь). Несмотря на то что норма статьи не указывает прямо, какую конкретно защиту следует понимать под иной, следует полагать, что иная защита подразумевает защиту органами прокуратуры, КТС и государственной инспекцией. Можно, конечно, предположить, что сюда же относится и самозащита работниками своих трудовых прав, однако, по мнению автора, данную позицию следовало бы укрепить законодательным путем, как это сделано в российском трудовом законодательстве. Трудовой кодекс Российской Федерации посвящает защите прав работников разд. XIII, нормы ст. 352 указывают на способы защиты трудовых прав работников. До недавнего времени к ним были отнесены государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профессиональными союзами, самозащита работниками трудовых прав. Статья не содержала такого важного момента, как судебная защита. Однако в связи с внесением изменений в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ ст. 352 ТК расширила свои позиции. Так, в соответствии с новой редакцией статьи каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: - самозащита работниками трудовых прав; - защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; - государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - судебная защита <1>. -------------------------------- <1> Дойблер В. Тенденции развития трудового права в промышленных странах // Государство и право. 1995. N 2. С. 103.
В процессе управления, естественно, изменяются и трудовые отношения. Следовательно, необходимо изменять и законодательство, регулирующее данные отношения. Нет единого мнения по вопросу о направлении развития трудового законодательства. Некоторые предлагают использовать зарубежный опыт как в экономике, так и в правовой жизни. Представляется нецелесообразным слепо копировать зарубежный опыт и опыт стран СНГ. Необходимо учитывать особенности отечественных трудовых отношений, уровень развития экономики, степень социальной защищенности граждан и иные факторы. Однако изучение зарубежного опыта является необходимым, даже если использовать его в отечественном законодательстве не представляется возможным. В промышленно развитых странах отношения между работодателями и наемными работниками регулируются не только правовыми нормами, но и коллективными договорами и соглашениями <2>. Иногда огромное значение придается судебной практике. -------------------------------- <2> Осипцова Ж.П. Трудовой договор ФРГ // Государство и право. 1996. N 2. С. 128.
Зарубежное законодательство в области разрешения индивидуальных трудовых споров уделяет особое внимание мирному урегулированию разногласий между наемными работниками и работодателями. По мнению Ж.П. Осипцовой, причина заключается в том, что "суды становятся на сторону нанимателей как в отношении оценки увольнений, так и применения санкций за нарушение закона" <3>. -------------------------------- <3> Тойжанов Р.К. Понятие трудовых споров и причины их возникновения. Бишкек: ИД "Наука и образование", 2001. С. 10.
Органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры на Украине, закреплены в ст. 221 Кодекса законов о труде Украины. Это комиссия по трудовым спорам и районный (городской) суд. Большинство вопросов, касающихся порядка образования и работы комиссии, решаются аналогично российскому трудовому законодательству. Статья 230 КЗоТ Украины определяет содержание удостоверения, которое выдается работнику комиссией по трудовым спорам в случае неисполнения собственником или уполномоченным им органом решения КТС в установленный срок. Закрепление в законе содержания удостоверения, которое выдает комиссия по трудовым спорам, значительно облегчает ее работу. В Республике Казахстан в качестве досудебного органа выступает согласительная комиссия. Вопросы, касающиеся деятельности данной комиссии, закреплены в ст. ст. 98 - 100 Закона Республики Казахстан "О труде в Республике Казахстан". Комиссия создается на паритетных началах из равного числа представителей работодателя, которые назначаются руководителем, и работников, которые избираются общим собранием (конференцией). Организационно-техническое обеспечение комиссии осуществляет работодатель. Date: 2015-09-17; view: 312; Нарушение авторских прав |