Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Янов день и сын, и папа за рулем скончались оба. 56 page





При этом показатели численности населения отдельных субъектов Дальневосточного федерального округа, а особенно приграничные, в том числе с КНР, имели просто угрожающие и абсолютные, и относительные параметры по отношению к соответствующим показателям на сопредельных китайских территориях. Особенно - в динамике. Например, как показало специально проведенное исследование сравнительного социально-демографического развития сопредельных российско-китайских территорий в современный период за 1990 - 2005 гг., численность населения трех китайских приграничных провинций на северо-востоке увеличилась на 60 млн. человек и в 2005 г. достигла 107,57 млн. человек <3>. В тот же период численность приграничных с Китаем субъектов Российской Федерации - Приморского и Хабаровского края (включая Еврейскую автономную область) и Амурской области, наоборот, уменьшилась почти на полмиллиона человек. В результате численность приграничных к КНР регионов составила в 2005 г. только 4,53 млн. человек. Таким образом, абсолютное превышение численности населения для китайских приграничных территорий по отношению к сопредельным российским регионам на середину 2000-х гг. составило 103,04 млн. человек, а относительное - 23,7 раза.

--------------------------------

<3> Смидович С.Г. Современные особенности социально-демографической ситуации на российском Дальнем Востоке в геополитических координатах. М.: ИСПИ РАН, 2006. С. 20.

 

Усиление неравномерности размещения российского населения по территории страны является результатом усиления дифференциации параметров и миграционного, и естественного движения населения в рамках отдельных административно-территориальных образований, в том числе в рамках сети поселений: как городских, так и сельских. Для миграционных процессов на территории Российской Федерации для последних двух десятилетий характерна усиливающаяся центростремительная тенденция. Это, с одной стороны, только повышает уровень концентрации в тех регионах, где уже достигнуты высокие, а порой - максимально высокие показатели плотности как всего, так и особенно городского населения. И с другой стороны, инициирует, наоборот, снижение численности и плотности населения в слабоосвоенных регионах. В результате основная особенность миграционной ситуации Российской Федерации этих десятилетий - поворот "вспять" с начала 1990-х гг. более чем векового переразмещения населения страны с запада на восток, на обратное движение с востока на запад. В частности, Дальневосточный федеральный округ, где плотность населения в начале 1990-х гг. составляла всего 1,3 человека на 1 кв. км, уже два десятилетия имеет устойчиво отрицательное сальдо миграции и депопуляцию населения. При этом для социально-демографической безопасности данного федерального округа опасна не только эта ситуация, но и то, что на сопредельных к российскому Дальнему Востоку территориях КНР в то же время была совсем иная картина плотности населения - 83 человека на 1 кв. км, наблюдался вышеупомянутый многомиллионный рост численности населения.

При этом в Центральном федеральном округе столица и ее областной регион сосредоточили в конце 2000-х гг. почти половину населения всего округа. Не менее высока концентрация населения и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. Достаточно сказать, что центры областных регионов России концентрируют, как правило, не менее трети всего их населения, что представляет, как отмечалось, определенную угрозу в случае военного нападения. Соответственно, это в целом свидетельствует о неоднозначности отдельных аспектов приведенной выше методики (на наш взгляд, наиболее общей и упрощенной) оценки регионов на основе сравнения параметров плотности их населения, для сравнения уровня их социально-демографической и социально-экономической безопасности, и отдельных аспектов оценки уровней безопасности российских регионов с позиций их военной безопасности.

Вместе с тем есть определенный аспект оценки безопасности региона, методология оценки которого идентична и для оценки безопасности того или иного российского субъекта с позиций его и социально-демографической, и социально-экономической, и военной безопасности. Этот аспект - возрастно-половая структура населения. И действительно, при одной и той же численности населения нескольких регионов тот будет иметь наилучшие параметры и социально-демографической, и социально-экономической, и военной безопасности, который будет иметь среди этого населения наибольшую долю лиц трудоспособных возрастов, в том числе особенно - молодых, с одной стороны, и наименьшую - лиц пенсионного возраста, с другой стороны.

В связи с этим возрастно-половая структура населения - это отдельный и важнейший аспект изучения социально-демографической, социально-экономической и военной безопасности регионов Российской Федерации. Однако чтобы элиминировать влияние возрастно-половой структуры на величину показателей как естественного движения населения - рождаемости и смертности, так и миграционного движения - интенсивности миграционных процессов, представляется целесообразным, на наш взгляд, и наиболее оптимальным методом оценки социально-демографической безопасности регионов Российской Федерации (поскольку речь не идет о сопоставлении их демографического развития с демографическим развитием регионов других государств) считать метод стандартизованных коэффициентов рождаемости, смертности и депопуляции. Этот метод разработал Л.Л. Рыбаковский <4>. Он элиминирует влияние возрастно-половой структуры населения на показатели воспроизводства населения.

--------------------------------

<4> Рыбаковский Л.Л. Оценка демографического неблагополучия регионов России (методологические вопросы). В сб.: Демографическая политика: оценка эффективности. М.: ИСПИ РАН, 2008. С. 18 - 30.

 

При этом особого внимания заслуживает стандартизованный показатель депопуляции, который определяется как отношение стандартизованного коэффициента смертности к соответствующему коэффициенту рождаемости и показывает, в какой мере показатели смертности превышают показатели рождаемости. А это очень важно с методологических позиций в процессе исследования демографической безопасности регионов Российской Федерации. В частности, это превышение необходимо учитывать для геополитической оценки последствий тенденций развития тех или иных демографических процессов для демографической безопасности как страны в целом, так и особенно отдельных регионов. Например, общеизвестно, что зачастую противоположная направленность динамики рождаемости и смертности в разных регионах не позволяет однозначно оценивать и сравнивать сложившуюся в них социально-демографическую ситуацию. Так, например, если сравнивать такие субъекты Российской Федерации, как г. Москва и Эвенкийский автономный округ, сложно определить, где менее благоприятная демографическая ситуация. Даже если для анализа привлекаются не только такие показатели, как общие коэффициенты рождаемости, а используется суммарный коэффициент рождаемости, ожидаемая продолжительность жизни и т.д. И действительно, для столицы суммарный коэффициент рождаемости не только неблагоприятен по величине, которая характеризует суженное воспроизводство населения, но и значительно меньше соответствующей величины этого показателя для Эвенкийского автономного округа, где его величина соответствует простому воспроизводству. В то же время показатель ожидаемой продолжительности жизни в столице значительно больше, чем в Эвенкийском автономном округе. Поэтому с использованием данных показателей, характеризующих процессы рождаемости и смертности, трудно провести оценку сравнительной демографической безопасности двух данных субъектов Российской Федерации.

Проведенные автором расчеты стандартизованных коэффициентов рождаемости, смертности и депопуляции в 2005 - 2008 гг. для всех республик, краев и областей Российской Федерации дают возможность осуществить научно обоснованную ранжировку российских регионов по степени их социально-демографической безопасности, так сказать, в чистом виде - учитывая характер динамики собственно демографических показателей воспроизводства населения. Они позволяют дать одновременную оценку и достигнутой картины социально-демографической безопасности в том или ином регионе, и одновременно характеризуют динамику этого развития, образно, выступают в роли критерия оценки "вектора безопасности" воспроизводственных процессов.

Поскольку в динамике численности населения нашей страны и его переразмещения по территории традиционно в последнее время всевозрастающую роль играет миграционное движение населения, для оценки социально-демографической безопасности как страны в целом, так и ее регионов следует особое внимание уделить данным процессам. На наш взгляд, учитывая все сказанное выше, оптимальным критерием благоприятности течения миграционных процессов, а следовательно, критерием оценки "вектора безопасности" и миграционных процессов (для стационарных миграций) нами предлагается в качестве рабочей гипотезы рассматривать величину такого показателя (разработанного также Л.Л. Рыбаковским), как коэффициент интенсивности миграционных связей региона <5>. Последний показатель позволяет оценить характер позитивности или негативности вклада миграции в динамику численности того или иного региона, элиминируя влияние численности как данного региона, так и региона-донора, что дает возможность оценить результативность процессов миграции того или иного региона, так сказать, в чистом виде.

--------------------------------

<5> Региональный анализ миграций. М., 1973.

 

Проведенные автором расчеты коэффициента интенсивности миграционных связей (для всех так называемых областных регионов Российской Федерации) в 2000-х гг. позволяют дать научно обоснованный ранжированный ряд областных российских регионов с позиций остроты их миграционных проблем. А следовательно, и их социально-демографической безопасности. Причем как с точки зрения динамики, так и, главное, характера протекающих на их территориях миграционных процессов во взаимосвязи с другими и сопредельными, и не сопредельными регионами. Это, безусловно, необходимо для научно обоснованного выбора мер для обеспечения демографической безопасности в регионах Российской Федерации и в стране в целом. Полученные данные, на наш взгляд, при их соответствующей геополитической оценке, могут быть использованы и в процессе разработки социально-демографической политики России, как в целом, так и особенно - для ее регионов, с учетом в том числе особенностей их социально-экономического развития, их социально-экономической безопасности.

В частности, описанный нами выше методологический подход - анализ социально-демографической безопасности регионов в зависимости от сопредельности к государственной границе, а также рассчитанные данные стандартизованного коэффициента депопуляции за 2007 г. - уже нашли практическое применение. Они использованы при разработке (для всех субъектов Российской Федерации) многофакторной модели расчета минимальной суммы инвестирования и числа рабочих мест, необходимых для субъектов Российской Федерации, в зависимости от особенностей их социально-экономического развития в современный период <6>.

--------------------------------

<6> Лукьянец А.С. Иммиграция в США: тенденции и подходы к регулированию: Автореф. дис.... к.э.н. М., 2009. С. 19 - 22.

 

В заключение отметим следующее. В результате реализации мер демографической политики и общего оздоровления социально-экономической ситуации в стране начиная с 2006 г. повсеместно стала улучшаться демографическая ситуация. Во всех субъектах Российской Федерации улучшился стандартизованный коэффициент депопуляции, т.е. сократилась разница между показателями смертности и рождаемости. Однако улучшение демографической ситуации произошло в разных субъектах в разной мере.

 

 

 

 

Название документа

Вопрос: Прохожу службу по контракту, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Квартира площадью 49,1 кв. м приватизирована мною, отцом и сестрой. Жена и сын зарегистрированы в двухкомнатной квартире родителей жены площадью 57,3 кв. м, где зарегистрированы еще 6 человек. В 2008 г. жилищная комиссия исключила меня из списка. А как же жена и сын? Они не обеспечены по социальной норме.

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 9)

Дата

20.08.2009

Информация о публикации

Шанхаев С.В. Вопрос-ответ // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 9. С. 87.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

Вопрос: Прохожу службу по контракту, в 1994 г. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В настоящее время зарегистрирован в двухкомнатной квартире общей площадью 49,1 кв. м. По этому же адресу зарегистрирован мой отец. Квартира приватизирована в долевую собственность (по 1/3 доли) мною, отцом и сестрой, которая в настоящее время зарегистрирована и проживает по другому адресу.

Жена и сын зарегистрированы в двухкомнатной квартире родителей жены общей площадью 57,3 кв. м, а всего по данному адресу зарегистрировано шесть человек.

В 2008 г. жилищная комиссия исключила меня из списка сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что отпали основания для улучшения жилищных условий. А как же жена и сын? Они не обеспечены по социальной норме. Правомерны ли действия жилищной комиссии?

 

Ответ: В настоящее время основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях регламентированы Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ).

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Но следует указать, что при определении нуждаемости учитывается учетная норма, а не норма предоставления.

В соответствии с ч. ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

При этом, как показывает практика, как правило, учетная норма устанавливается в пределах 10 - 15 кв. м.

Таким образом, норма предоставления и учетная норма не являются тождественными правовыми институтами. В связи с изложенным советуем Вам обратиться к нормативным правовым актам, регулирующим жилищные отношения в месте Вашего жительства (в месте службы).

Также следует указать, что жилищными комиссиями на учет нуждающихся принимаются военнослужащие. Члены семьи, проживающие отдельно от военнослужащего, не имеют права быть поставлены на учет нуждающихся в воинских частях и претендовать на получение жилья за счет жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

 

С.В.Шанхаев

Капитан юстиции,

кандидат юридических наук

 

 

 

 

Название документа

Вопрос: Я сержант, контракт заключил в 1999 г. Сержант контрактной службы, отслужил срочную службу. В 1998 г. заключил контракт. Снимаю жилье, семья - три человека. В части распределяются квартиры. Жилищная комиссия отказала мне в предоставлении квартиры, утверждая, что квартиры в только что построенном доме имеют статус постоянного жилья. Правомерно ли это и почему? Почему мне не могут дать квартиру в этом доме по договору социального найма?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 9)

Дата

20.08.2009

Информация о публикации

Шанхаев С.В. Вопрос-ответ // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 9. С. 88 - 89.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

Вопрос: Я сержант, контракт заключил в 1999 г. Сержант контрактной службы, отслужил срочную службу. В 1998 г. заключил контракт. Снимаю жилье, семья - три человека. В части распределяются квартиры. Жилищная комиссия отказала мне в предоставлении квартиры, утверждая, что квартиры в только что построенном доме имеют статус постоянного жилья. Правомерно ли это и почему? Почему мне не могут дать квартиру в этом доме по договору социального найма?

 

Ответ: Действия жилищной комиссии и командования можно считать правомерными.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

- военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;

- офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;

- прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившими на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ, внесшего изменения в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Однако в настоящее время Правительством Российской Федерации указанный нормативный правовой акт не принят.

Также следует учитывать, что командование и жилищные комиссии учитывали целевое назначение поступивших для распределения жилых помещений и при целевом назначении (для предоставления военнослужащим по договорам социального найма) не могли распределить квартиры военнослужащим, имеющим право только на служебные жилые помещения.

 

С.В.Шанхаев

Капитан юстиции,

кандидат юридических наук

 

 

 

 

Название документа

Статья: Роль социальной ответственности в общественной жизни

(Родионова Е.В.)

("Социальное и пенсионное право", 2007, N 4)

Дата

15.11.2007

Информация о публикации

Родионова Е.В. Роль социальной ответственности в общественной жизни // Социальное и пенсионное право. 2007. N 4. С. 37 - 39.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

 

Е.В. РОДИОНОВА

 

Социальная ответственность, как глубинный, нединамичный слой подсознания, по объему шире правовой ответственности, юридической и носит основополагающий и определяющий для правовых феноменов сферы духовного мира человека, общества характер. Характерные черты сложнейшего явления: бинарность (сознательное и бессознательное, теоретическая - практическая). Представление, оценивание, реагирование. Индивидуальный (правовое мышление формируется только в рамках индивидуума) и коллективный характер (правовой менталитет - в рамках общественного субъекта).

Подчеркнем значимость правовой культуры, она выступает внутренней духовной стороной правовой системы в обществе и глубоко пронизывает правосознание, право, правоотношения, законность, правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность <1>. Профессор Н.Л. Гранат рассматривает ее не только как результат, но и как способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения, а применительно к личности выражается в ее менталитете <2>.

--------------------------------

<1> См.: Баранов П.П. Вопросы типологии российской правовой культуры // Право и культура: приемы взаимосвязи. Сборник научных трудов. Ростов н/Д, 1996. С. 38.

<2> См.: Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Брест. 1998. N 11 - 12. С. 6.

 

В отличие от правовой культуры, которая включает в себя только позитивные проявления (здесь имеется в виду то, что нормативно-правовые акты или иные источники права, закрепляющие произвол и противоправное поведение, в правовую культуру не входят), правовой менталитет имеет более широкую сферу деятельности и отображает устойчивое мировоззрение той или иной социальной группы, класса, нации, личности на существование и функционирование государства и права, особое видение роли правовой и политической реальности в жизни общества.

А.И. Овчинников в своем диссертационном исследовании очень интересно представляет дефиницию понятия "правовое мышление". Феномен правовой сферы духовного мира человека представляет собой процесс освоения и понимания окружающей индивида социально-правовой действительности, результатом которого является, с одной стороны, желаемое и позитивное право, с другой стороны, комплекс правовых знаний, идей, взглядов, представлений, формирующийся и институционализирующийся в правовом сознании и юридическом мировоззрении человека <3>.

--------------------------------

<3> См.: Овчинников А.И. Правовое мышление: аксиологический и герменевтический аспекты: Дис.... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2000. С. 39.

 

Правовое мышление является средством внутренней жизни, функционирования правосознания и средством осмысления социально-правовой действительности <4>.

--------------------------------

<4> См.: Овчинников А.И. Правовое мышление: аксиологический и герменевтический аспекты: Дис.... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2000. С. 40 - 41.

 

Невозможно не рассмотреть в связи с этим одну из форм мироощущения и социального поведения - нигилизм (лат. - ничто), которая выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия.

Н.И. Матузов видит корни правового нигилизма в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения <5>. Показательно пренебрежительное отношение к праву. На всем протяжении исторического существования России прослеживается неверное восприятие юридических ценностей, повсеместное нарушение правовых предписаний, скрытое, а порой откровенное попирание права. В этой связи юридический нигилизм укоренился в сознании наших граждан и существенным образом тормозит развитие правовой культуры, права, правопорядка, законности, что на фоне общего социального, духовно-нравственного, культурного кризиса нашего общества и государства лишь осложняет ситуацию в стране.

--------------------------------

<5> См.: Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. 1994. N 2. С. 3.

 

Признавая ведущую роль права в процессе упорядочения социальных явлений, необходимо подчеркнуть, что его воздействие на общественные отношения в целом соответствует общим принципам и законам регулирующего воздействия других социальных норм.

Общественный прогресс во многом определяется устойчивым характером, стабильностью связей и отношений, внедрением определенных эталонов в поведение людей, их повторяемостью и приданием им обязательного характера. Ни одно общество не смогло бы существовать без этих общеобязательных правил поведения людей <6>.

--------------------------------

<6> См.: Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. М.: Мысль, 1972. С. 40.

 

Анализ взаимоотношения между правовым сознанием и правовой ментальностью показывает, что духовная и культурная жизнь правового сознания, его суть в огромной мере детерминированы особенностью правового менталитета, алгоритмом его действия в координатах общественного сознания и культуры. Правовая социализация и инкультурация индивида прежде всего предполагает интеллектуальное освоение им утвердившегося в социальной общности стиля правового мышления.

Ценностные ориентации служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида <7>.

--------------------------------

<7> См.: Психология. Словарь. М., 1960. С. 442.

 

Если говорить о ценностных ориентациях, то нельзя не сказать об авторе специальной процедуры для их изучения М. Рокиче. Система ценностно-правовых ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к правовой действительности.

Социолог Д. Майерс представляет установку как благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию на что-либо, выражающуюся в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении <8>.

--------------------------------

<8> См.: Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. С. 681.

 

Основная функция социальной установки личности - регуляция поведения, деятельности в различных сферах общественной жизни. Обращение к социальной психологии при изучении правового менталитета закономерно и способствует обогащению юридической науки. Как справедливо указывал известный юрист дореволюционной России Д.А. Дриль, право и психология имеют дело с одними и теми же явлениями - законами сознательной жизни человека, а потому право должно заимствовать у психологии средства для изучения сознания. Стремление юристов изучить закономерности правомерного или противоправного поведения привело к попыткам проведения социально-правовых исследований установки. Правовая установка и есть то звено, которое связывает личность и право, правовые чувства, мотивы, отношения, оценки с социально-правовой активностью, правовым поведением.

Date: 2015-09-17; view: 270; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию