Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Янов день и сын, и папа за рулем скончались оба. 53 page





--------------------------------

<5> См.: Морелли. Кодексы природы. М.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 202.

<6> См.: Пашков А.С., Хрусталев Б.Ф. Обязанность трудиться по советскому праву. М., 1970. С. 4.

<7> См.: Сборник законов и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1918. Вып. 1. С. 115.

<8> См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. М.: Издательство политической литературы, 1976. Т. 35. С. 157.

 

Впервые на конституционном уровне обязанность всех граждан трудиться была закреплена в ст. 18 Конституции РСФСР 1918 г. следующим образом: "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан республики и провозглашает лозунг "Не трудящийся да не ест" <9>. Обязанность всех граждан РСФСР, кроме лиц старше 50 лет и малолетних, была установлена в первом советском Кодексе законов о труде (КЗоТ) 1918 г. <10>. Обязанность трудиться в текущем законодательстве нередко порождала возможность реализации других конституционных прав граждан. Так, в соответствии с Декретом от 5 октября 1918 г. вводились трудовые книжки, в которых ежемесячно делались отметки о выполняемой работе. Трудовая книжка была признана единственным документом, удостоверяющим личность. Только трудовая книжка давала право на получение продовольственных карточек. Кроме того, только при наличии трудовой книжки граждане имели право переезда как по территории России, так и в пределах каждого отдельного поселения <11>. Таким образом, обязанность трудиться была увязана с правом на свободу передвижения.

--------------------------------

<9> СУ РСФСР. 1918. N 51. Ст. 582.

<10> СУ РСФСР. 1918. N 87 - 88. Ст. 905.

<11> См.: Пашков А.С., Хрусталев Б.Ф. Указ. соч. С. 22.

 

В 1931 г. Президиум ЦИК СССР принял постановление о том, что бывшие кулаки могут быть восстановлены во всех гражданских правах и получить право избирательного голоса, "если они покажут на деле честными и добросовестными тружениками" <12>. В ст. 12 Конституции СССР 1936 г. было установлено: "Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: "кто не работает, то не ест". Обязанность трудиться предполагала принятие мер по укреплению трудовой дисциплины. Появился ряд общесоюзных нормативно-правовых актов, посвященных этим вопросам, в том числе и откровенно уголовно-репрессивного характера. Так, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений" за уход с работы без уважительной причины и за опоздание на работу свыше 20 минут устанавливалась уголовная ответственность. Кроме того, руководство организаций и предприятий за уклонение от предания суду прогульщиков и других нарушителей дисциплины, а также за принятие на работу лиц, которые укрываются от судебной ответственности, сами могли подвергнуться судебной ответственности как за должностное преступление <13>.

--------------------------------

<12> СЗ СССР. 1931. N 44. Ст. 298.

<13> Ведомости Верховного Совета СССР. 1940. N 20.

 

Уголовным кодексом РСФСР 1960 г. была установлена ответственность за ведение в течение длительного времени "иного паразитического образа жизни" (ст. 209), под которым понималось длительное, более четырех месяцев подряд или в течение года в общей сложности более четырех месяцев, проживание совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда <14>. Иными словами, этот состав преступления называли тунеядством. В ст. 60 гл. 7 Конституции СССР 1977 г. "Основные права и обязанности граждан СССР" было установлено: "Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР - добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества". Лишь в начале 1990-х годов в новых политических и социально-экономических условиях, при становлении рыночной экономики обязанность трудиться утратила свое значение. Законом РСФСР от 5 декабря 1991 г. была отменена уголовная ответственность за тунеядство <15>. В Конституции Российской Федерации 1993 г. право на труд трактуется принципиально иным образом. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1), а принудительный труд запрещен (ч. 2). Конституционная обязанность трудиться в такой трактовке права на труд исключается.


--------------------------------

<14> См.: Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / Отв. ред. Ю.Д. Северян. М., 1984. С. 428.

<15> Российская газета. 1991. 25 дек.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Конституционное право на социальное обеспечение и роль государства в его реализации

(Гусева Т.С.)

("Конституционное и муниципальное право", 2007, N 18)

Дата

15.10.2007

Информация о публикации

"Конституционное и муниципальное право", 2007, N 18

Примечание к документу

 

Текст документа

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

 

Т.С. ГУСЕВА

 

Гусева Т.С., доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, кандидат юридических наук.

 

Право на социальное обеспечение закреплено в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, которая гласит: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом". Перечень оснований для предоставления социального обеспечения не является исчерпывающим, т.е. социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях на основании закона.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия (социальные риски), при наступлении которых государство гарантирует социальную поддержку. Это могут быть определенные периоды жизни человека, связанные с возрастом (детство, старость), состояние здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность), выполнение или невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца) и др.

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ закрепляет, что "государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом". Безусловно, пенсии и пособия являются основными, но не единственно возможными видами социального обеспечения. Действующее российское законодательство позволяет выделить и другие виды социального обеспечения - социальное обслуживание, медицинская помощь, компенсации, льготы. Таким образом, структура конституционного права на социальное обеспечение как комплексного правомочия включает в себя следующие элементы: 1) право на пенсионное обеспечение; 2) право на социальные пособия и компенсации; 3) право на социальное обслуживание; 4) право на медицинскую помощь; 5) право на предоставление льгот.

В связи с этим обоснованным представляется утверждение Т.К. Мироновой о том, что корректнее было бы говорить о праве на различные виды социального обеспечения. В практическом аспекте право на социальное обеспечение не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане <1>.


--------------------------------

<1> Миронова Т.К. Социальная защита в России (правовые вопросы). Монография. М., 2004. С. 138.

 

Факт закрепления права на социальное обеспечение в Конституции РФ делает это право основным, получающим высшую юридическую защиту, подлежащим конституционному регулированию и конкретизации в других отраслях права, главным образом в трудовом, семейном праве и праве социального обеспечения.

Право на социальное обеспечение закрепляют конституции и уставы субъектов Российской Федерации. При этом большинство из них дублируют положения ст. 39 федеральной Конституции (например, ст. 42 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, ст. 48 Конституции Республики Алтай, ст. 40 Конституции Республики Дагестан и др.).

Некоторые субъекты в конституциях и уставах не только провозглашают право на социальное обеспечение, но и устанавливают дополнительные гарантии этого права. Так, Устав (Основной Закон) Тульской области от 12 ноября 2001 г. в ст. 64 и 65 закрепляет, что в области обеспечивается право граждан на социальное обеспечение и социальную защиту и создаются условия для укрепления семьи, рождения и воспитания детей, охраны материнства и отцовства, защиты прав детей. А ст. 62 по сравнению с федеральным законодательством устанавливает гарантии соблюдения государственных минимальных социальных стандартов, предусмотренных законодательством <2>.

--------------------------------

<2> Тульские известия. 2001. 20 ноября.

 

Думается, в конституциях и уставах субъектов РФ не должны повторяться правовые нормы, регулирующие те права граждан в сфере социального обеспечения, которые закреплены в Конституции РФ, и перспективой развития конституционного (уставного) законодательства субъектов должно стать установление гарантий реализации прав граждан в сфере социального обеспечения.

Закрепление права на социальное обеспечение в Конституции РФ соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) в ст. 22 провозгласила право каждого как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. Статья 25 Декларации закрепляет, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинской уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) признал право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а также право каждого на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. <3> и вступил в силу 3 января 1976 г. Россия как правопреемница СССР несет все юридические обязательства по данному Пакту.


--------------------------------

<3> Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

 

Таким образом, право на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе, и соответствующие обязанности возлагаются на Российское государство в силу норм международного права.

Конституционное право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) дополняет и раскрывает характеристику России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Статья 7 Конституции РФ дает определение социального государства через направленность его политики на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако, как верно отмечает Т.К. Миронова, налицо явно неправовой характер такого определения, а отсюда - невозможность выявления степени и уровня "социальности" государства <4>. В части второй ст. 7 Конституции раскрываются отдельные направления политики социального государства: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственная поддержка семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. К сожалению, данная норма не содержит конкретных механизмов реализации социальной политики государства и не закрепляет минимального стандарта социального обеспечения.

--------------------------------

<4> Миронова Т.К. Развитие законодательства о социальном обеспечении: новые подходы // Государство и право. 1995. N 2. С. 43.

 

Отсутствие в праве понятия социального государства приводит к произвольному толкованию этого термина в науке. Сегодня различные авторы по-разному трактуют понятие "социальное государство".

Н.А. Волгин считает, что "социальное государство - понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства... Из понятия "социальное государство" непосредственно не проистекает никаких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение постоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в социально-психологическом плане" <5>. С изложенной позицией нельзя согласиться, поскольку по отношению к Российской Федерации понятие "социальное государство" применяется в конституционной норме, обладающей высшей юридической силой, и является правовой нормой прямого действия.

--------------------------------

<5> Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен, 2002. С. 93.

 

М.П. Бочаров определяет "социальное государство как способ организации социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества, характеризующийся равенством сторон или доминированием управляемых над постоянными профессиональными управляющими... Организация общественной жизни в социальном государстве характеризуется тем, что действия ее субъектов организуются в максимально возможной мере в рамках координации и той разновидности субординации, при которой верхнюю позицию занимают управляемые (референдум, выборы), а обычная, административно-командная субординация применяется лишь в минимально необходимых пределах и к тому же умеряется гарантированно наказуемой, поощряемой реординацией" <6>. Позитивным моментом этого определения является акцент на властных полномочиях народа в социальном государстве, выраженных в референдуме и выборах. Однако автор не уточняет, как часто и при решении каких социальных вопросов предлагается прибегать к этой форме народовластия.

--------------------------------

<6> Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. М.: Луч, 1997. С. 164.

 

Ряд авторов, определяя социальное государство, указывают на ведущую роль политических партий и объединений в построении социального государства. Так, В.Г. Постников понимает под социальным государством "исторически конкретную и законодательно оформленную функцию государства, имеющую своей целью такое регулирование отношений между социальными группами, которое бы обеспечивало исторически определенный уровень благосостояния населения, необходимый для устойчивого и независимого развития производства и общества. Эволюция и перспективы развития социальных функций государства в этой связи всегда будут зависеть не только от тех целей, которые ставит перед собой государство как официальный представитель всего общества, но и от соотношения социально-политических сил" <7>. Б.В. Ракитский обоснованно замечает, что "по-настоящему социальным государство может стать и быть при равновесии сил политического действия, при равной влиятельности основных социальных сил в обществе. Если силы существенно не равны, то нет и социального государства" <8>. Это особенно актуально в современной российской действительности, когда большинство в Государственной Думе составляет проправительственная партия, что позволяет без препятствий принимать любые антисоциальные законы.

--------------------------------

<7> Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики // Журнал российского права. 2005. N 1. С. 34.

<8> Ракитский Б.В. Роль государства в социальной политике. Особенности государства как субъекта социальной политики и его конституционные обязанности в этой сфере // Социальная политика. М., 2002. С. 93.

 

Другие исследователи называют "принцип социальной государственности - несправедливостью или уравниловкой" <9>. На наш взгляд, такой подход не обоснован, поскольку нельзя сводить социальную функцию государства только к перераспределению благ между его членами. Действительно, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью государственной политики в сфере экономики. Однако государство не только распределяет экономические блага через систему государственного социального обеспечения, но и создает механизмы финансирования социального обеспечения за счет средств работодателя и частично работника путем отчисления страховых взносов в специальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

--------------------------------

<9> Конституция РФ: проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 57.

 

Для создания механизма эффективного функционирования социального государства в России нужно использовать совокупность конституционных характеристик Российского государства. Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Обязательным условием реализации социальной политики государства являются демократические ценности: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения, иных обстоятельств, запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), инициатива по принятию законов в социальной сфере. Принцип федерализма также лежит в основе построения и функционирования социального государства, поскольку согласно ст. 72 Конституции РФ относит вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Правовое государство, которое подчиняется закону и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека, призвано выработать их правовые гарантии.

Основными направлениями социальной политики государства должны быть обеспечение достойного существования человека и свободное развитие личности. Важным фактором обеспечения достойной жизни выступает гарантированность всей совокупности прав и свобод, а также возможность их охраны и защиты.

Однако функционирование социального государства невозможно без закрепления минимальных социальных стандартов. К сожалению, Федеральный закон "О государственных минимальных социальных стандартах" до настоящего времени не принят, хотя его проект был разработан в начале 90-х годов.

С.В. Калашников отмечает, что в России существует тенденция, еще со времен СССР, подменять принципиальные, характеризующие реальную социальную политику, определяющие и позволяющие контролировать ответственность государства показатели на технические индикаторы. При использовании в качестве стандартов технических характеристик (число жителей на одну аптеку, наполняемость классов в образовательной школе и т.д.) отсутствуют реальные критерии успешности социальной политики и исчезают ориентиры социальной деятельности государства. При использовании сущностных показателей социальная деятельность государства приобретает конкретную направленность и становится доступной для контроля со стороны общества <10>.

--------------------------------

<10> Калашников С.В. Становление социального государства в России. М., 2003. С. 83.

 

Разделяя позицию С.В. Калашникова, представляется важным отметить практическую возможность привлечения к ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц за несоблюдение государственных социальных стандартов. При этом под государственными социальными стандартами понимаются устанавливаемые государством нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан, а также порядок предоставления этих прав, служащих ориентирами для государственной экономической и социальной политики. А.В. Аронов рассматривает государственные социальные стандарты как необходимое условие оптимизации выполнения социальных обязательств государства и проведения эффективной социальной политики в целом <11>.

--------------------------------

<11> Аронов А.В. Социальные обязательства государства и механизм их ресурсного обеспечения налоговой системой. М.: РАГС, 2003. С. 58.

 

В настоящее время государственным ориентиром в области социального обеспечения является прожиточный минимум, установленный Федеральным законом от 24 октября 1997 г. "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <12>. Е.Г. Азарова и Т.К. Миронова отмечают, что при разработке методики подсчета этого минимума особо подчеркивалось, что он предназначен для кризисного периода после беспрецедентного повышения цен в связи с либерализацией Указом Президента РФ от 2 марта 1992 года N 210 <13>.

--------------------------------

<12> Российская газета. 1997. 29 октября; 2000. 30 мая; 2004. 31 августа.

<13> Азарова Е.Г., Миронова Т.К. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2004. С. 598 - 599.

 

Прожиточный минимум включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум должен определяться ежеквартально в целом по России и в каждом субъекте РФ. В соответствии со ст. 2 указанного Закона прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования установленных на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета. Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначен для оценки уровня жизни населения субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов РФ.

Несмотря на очевидность того, что МРОТ, минимальный размер пенсий, пособий, минимальная стипендия не могут быть ниже прожиточного минимума, поскольку в этом случае физическое выживание просто невозможно, суммы пенсий, пособий, стипендий, получаемые гражданами, значительно ниже прожиточного минимума. Соотношение минимального размера оплаты труда с прожиточным минимумом для трудоспособного населения в III квартале 2003 г. составило 19,4% (в III кв. 2001 г. - 18%); минимального размера выплат пенсионерам с их прожиточным минимумом - 40,7%; ежемесячного пособия на ребенка с прожиточным минимумом для детей - 3,4% (в 2001 г. - 4,8%) <14>.

--------------------------------

<14> Григорянц Г.Н., Замараева З.П. Социальная защита населения в России: становление и развитие. М., 2004. С. 21 - 22.

 

В настоящее время провести аналогичный анализ не представляется возможным. Начиная с I квартала 2005 г. величина прожиточного минимума в целом по России не устанавливалась, хотя Закон "О прожиточном минимуме..." не отменен. Означает ли это, что федеральные власти не желают ориентироваться даже на минимальные стандарты в области социального обеспечения и снимают с себя всю ответственность за социальное благополучие населения?

Это особенно тревожно в условиях вымирания населения России. Численность населения в Российской Федерации за последние 10 лет (с 1996 по 2006 г.) снизилась на 5,5 млн. человек. Возрастает количество лиц, не способных заработать себе на жизнь в силу возраста и состояния здоровья и нуждающихся в социальном обеспечении.

Учитывая комплексный характер права на социальное обеспечение, представляется необходимым разработать и ввести в действие государственные социальные стандарты в каждой области социального обеспечения. Ориентирами в их разработке должны стать не только минимальные социальные гарантии (такие, как прожиточный минимум), но и средние социальные стандарты, позволяющие не только выживать, но и обеспечивать приемлемый уровень жизни.

В пенсионном обеспечении размер базовой части трудовой пенсии по старости должен быть не ниже прожиточного минимума, а общая сумма пенсии должна быть приближена к величине средней заработной платы по стране.

В обеспечении социальными пособиями необходимо выработать минимальные размеры каждого вида государственных пособий, но они должны быть не ниже прожиточного минимума для неработающих граждан и не ниже среднего заработка по месту работы для граждан, имеющих работу.

В области социального обслуживания ориентиром должен быть набор бесплатных для населения услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания.

В области здравоохранения необходимо разработать перечень видов медицинской помощи, предоставляемой бесплатно.

Не менее важно и то, что обо всех этих стандартах необходимо информировать население при помощи СМИ. Сделав область государственных стандартов в сфере социального обеспечения открытой для контроля со стороны населения, можно рассчитывать на действенность этих нормативов.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Новое исследование основных социальных функций профсоюзов (рецензия на монографию В.А. Васильева "Представительство и защита профсоюзами социально-трудовых прав и интересов работников")

(Парфенов Ю.С.)

("Законодательство и экономика", 2007, N 10)

Дата

20.10.2007

Информация о публикации

"Законодательство и экономика", 2007, N 10

Примечание к документу

 

Текст документа

 

НОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ

 

Ю.С. ПАРФЕНОВ

 

Парфенов Ю.С., директор учебно-методического центра объединения организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Челябинской области".

 

В современной России представительство, известное многим отраслям права, приобретает особую значимость. Это обусловлено усилением в рыночных условиях функции досудебной и судебной защиты прав человека, расширением сферы гражданских, трудовых правоотношений, реформированием законодательства. Непрерывно развивается и увеличивается массив правовых норм, поэтому помощь специалистов, представителей работников стала необходимым условием реализации трудовых прав граждан.

Книга В.А. Васильева "Представительство и защита профсоюзами социально-трудовых прав и интересов работников" подготовлена с учетом инновационных процессов, связанных с осуществлением представительства в сфере труда, отличается многоплановым подходом к его характеристике. Это ее ценная особенность, поскольку в отечественной юридической литературе в последние годы не было комплексных исследований, посвященных представительству в правовых отношениях: обычно авторы опубликованных работ анализируют проблемы представительства отдельно в гражданском или в уголовном процессе. Что касается трудового права, то, по мнению ряда ученых, в нем нет сколько-нибудь серьезных оснований для становления и развития института представительства, поскольку личный характер труда является основой трудовых правоотношений.

Автор монографии достаточно убедительно аргументирует точку зрения о том, что в настоящее время мы имеем дело с тенденцией к распространению представительства в сфере труда. Это подтверждается развитием трудового законодательства. В соответствии с частью 4 ст. 63 ТК РФ представительство по закону возникает при заключении трудового договора с работником, не достигшим 14 лет. Согласно статье 20 Кодекса от имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход и достигших 18 лет, но признанных судом недееспособными, их опекуны могут заключить трудовые договоры с работниками в целях обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.

Если учесть, что в стране около 14 миллионов лиц с ограниченной трудоспособностью, а уровень экономических потерь из-за психических заболеваний сопоставим с потерями от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, то, как отмечается в рецензируемой работе, вряд ли можно говорить об ограниченных случаях представительства.

Автор придерживается той точки зрения, что в условиях радикального реформирования системы права, в том числе трудового, преимущественно развивается система представительства в социально-трудовых отношениях. Ее образуют основанные на совокупности правовых норм представительство работников (объединений работников) и представительство работодателей (объединений работодателей) в единстве следующих условий: международного, федерального, межрегионального, регионального, отраслевого, территориального и локального. Речь идет об индивидуальных правах работников и работодателей и о коллективных правах работников. Последние, в свою очередь, делятся на материальные и нематериальные права.







Date: 2015-09-17; view: 349; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.04 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию